«Другой Рим»

(Вспоможение странствующим)


«Для православного христианский Рим представляет богатейшее поле вдумчивого и глубокого изучения, неисчерпаемый источник религиозно-эстетического наслаждения. Огромный, более чем десятивековой период, от катакомб до искусства Космати – протекает в религиозном общении Рима с восточным Православием»
                                                                                                                                             Владимир Эрн

Рим грандиозен и  величественен. Величественна неповторимая графика пиний на фоне бездонного неба.  Величественен Колизей, пустыми глазницами взирающий на нас. Величественен форум подпирающий купол небосвода. Величественно парение ястреба над вечным и прекрасным городом. Здесь все граничит, соседствует, сосуществует. Строгие формы древнеримских построек и многословное барокко. Цезари, Августы, Константины и безымянные святые. Небоскребы колоколен и катакомбы. Очарованные странницы у ног окаменевших весталок.  Мрамор и плоть.  Праздное великолепие наземного Рима и трогательная сдержанность подземелья. Туристы и паломники. Сладкая жизнь и подвижничество…
 « Я люблю Рим: хотя можно хвалить в нем многое – его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим.» (Иоанн Златоуст)
Святые апостолы, мученики, безвестные имена. Рим первохристианства.
Начнем свое странствие с одной из самых древнейших церквей Италии - церкви св. Пуденцианы. Как и многие древние церкви Рима, она расположилась в тихом квартале, далеком от туристической суеты. И лишь красивый, но более поздний фасад может привлечь внимание случайного путника. Эта церковь титульная, т.е. относится к ранним христианским церквям.  Св. Пуденциана и св. Праскеда, две сестры, жившие благочестивой жизнью приблизительно в середине 2 в. после Рождества Христова.Благочестивыедевы  устроили в имении своего отца на Эсквилинском холме баптистерий, где они укрывали гонимых христиан и погребали тела мучеников. А  их отец, сенатор Пудент был обращен в христианство апостолом Петром. В доме своем он принимал первоверховных апостолов.  Здесь и была основана Римская церковь по благословению папы Пия I, дом стал храмом св. Пуденцианы.
Базилика  Санта-Пуденциана  — небольшая трёхнефная церковь 4 в., построенная в память о св. Пуденциане, она известна своими мозаиками и фресками.Церковь стоит на месте, где стоял дом  отца святой, сенатора Пудента, причисленного к апостолам от 70-ти; о нем упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею (2 Тим. 4,21). В этом доме совершали Святую Евхаристию и крестили св. апостолы Петр и Павел, жил в нем некоторое время и св. муч. Иустин Философ.
 За многие столетия церковь неоднократно реконструировалась и облик ее менялся. Сейчас фасад церкви находится ниже уровня улицы. Он отличается изяществом, утонченными фресками и рельефами. Совершенно уникальны мозаики, датируемые 4 в. Лик Спасителя, лики апостолов, святых и мучеников взирают на нас со стен храма. Многие изображения аллегоричны и символичны, что характерно для ранней церкви. Стены базилики украшены не только мозаиками, они расписаны и фресками 15 века.  

Недалеко от церкви св. Пуденцианы находится базилика св. Прасседы.  Она была построена несколько позже в 817 г. папой Пасхалием I.  Византийские мозаики церкви поражают своим великолепием. Папа привлёк в Рим многочисленных греческих монахов, бежавших из Византии от иконоборчества. Благодаря этому, многие римские базилики были украшены богатой мозаикой, в том числе и Санта Прасседе. Особой красотой отличается капелла св. Зенона и  за исключительную красоту мозаики она получила от современников название «райского сада». Здесь находится особо чтимая реликвия - столп бичевания Спасителя. Пасхалий I перенёс в  базилику мощи 2 300 мучеников из римских катакомб, в том числе и «титульных» святых Прасседы и Пуденцианы, которые находятся в крипте церкви.
Трогательная история связана с одной из красивейших церквей Рима Санта Мария Маджоре.  По преданию 5 августа 357 года в Риме выпал снег. А накануне того дня папа Либерий и Джованни Патрицио  увидели один и тот же сон о чуде: было жаркое лето, в Риме шел снег и Богородица повелела на холме Эсквилин  возвести храм в Её честь. На следующий день римляне действительно увидели снег на Эсквилине, а в снегу лежала икона Божией Матери, которую посчитали за один из самых первых ее образов, писанных св. Евангелистом Лукой. Эта чудотворная икона «Спасение римского народа» по сей день хранится в церкви.
«Пятого августа в Риме ежегодно идет «снег»… Снег из белых цветочных лепестков падает из бокового купола базилики Санта Мария Маджоре во время торжественной службы в память истинного снега, выпавшего тут 5 августа 357 года» (графиня Дария Олсуфьева).
Церковь была построена в 4 в., но позже перестраивалась много столетий. Не смотря на это, архитектура нынешней базилики сохраняет ощущение гармонии и  целостности. Колокольня церкви самая большая в Риме. Интерьер базилики отличает торжественность и строгость пропорций. Прекрасны и изысканы мозаики 5 в., на них изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов. Фасад церкви и ложа благословения, находящаяся над ним, так же украшены мозаикой. Особенно умиляет своей искренней верой история о снежном чуде, выполненная мастерами 13 в.
 Наша встреча с Санта Мария Маджоре произошла летним вечером. Красное зарево заката. Теплое свечение мозаик. Мерцание рефлексов. Кампанила, словно небесная лестница, возвышалась над храмом. Огромный циферблат часов на ней напоминал о быстротечности бытия.  Все это создавало неповторимое мистическое ощущение встречи с христианским Римом.
 Есть в Риме места далекие от суеты мирской, шума большого города, его безумия. Места, где время как бы возвращается вспять или останавливается, замирает. Такова еще одна титульная церковь Рима, церковь  св. Климента (3 в.), возведенная в честь Св. Климента, третьего римского епископа, после св.Петра. Она находится на тихой улочке, неподалеку от шумного Колизея. Не броская снаружи, церковь поражает своей внутренней «наполненностью».

«Сверни проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костел, пустой об эту пору,
сядь на скамью и, погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
                                                  -Прости меня.» (Иосиф Бродский)

Возможно это отчасти о Сан-Клименте.
Посещение Сан Клименте это путешествие сквозь века. Три археологических слоя открывают нашему взору уникальные постройки разных эпох. Самый нижний ярус относится к Iв. Он являлся  жилой постройкой классического римского периода.  Темные лабиринты помещений, шум сточной воды, мрак… Здесь когда-то находилось святилище Митры.
Следующий ярус – ранне-христианская церковь (3 в.) Теплый, не яркий свет освещает не менее теплые по колориту романские фрески 9 в. Ощущение благоговения и умиления от встречи с простотой и сердечностью веры. Вот  житие св. Климента предстает перед нами. Одна из композиций рассказывает нам  о мученической гибели святого. Это «Чудо св. Климента в Азовском море». По преданию, святой был брошен гонителями в Азов привязанным к якорю. Затем ангелы похоронили тело мученика в подводной пещере. Раз в год море отступало назад и местные христиане имели возможность поклониться мощам Климента, после чего море возвращалось назад. Здесь свершалось множество чудес. Так, однажды в гробнице был забыт ребёнок, а через год его мать, придя к мощам Климента, обнаружила своего ребёнка живым. С течением времени море перестало отступать и обнажать гробницу святого. Только святые братья Кирилл и Мефодий, отправившиеся с миссией из Византии в Хазарский каганат, сумели обрести его мощи. Впоследствии они были перенесены в Рим. В росписях и рельефах церкви очень часто можно увидеть изображение перевернутого якоря. Это символ  св. Климента.
Не менее интересны фрески изображающие мученичество св. Екатерины, житие Алексия- человека Божия, Месса св. Климента.
Верхний ярус церкви - современная базилика, построенная в 12 в.
Не может оставить никого равнодушным красивейшая апсида церкви. Она украшена уникальной мозаикой 12 в. Здесь все глубоко символично и наполнено поэзией. Центр мозаики, Крест с Распятым Спасителем, выполнен в виде райского древа и голубями  на нем.  Ветви лозы, произрастающие из Креста, живописно простираются по всей поверхности мозаики. В ветвях можно видеть птиц, цветы и людей. Четыре человеческие фигуры, облачены в чёрно-белые одеяния. Это блаженные Августин и Иероним, святители Григорий Великий и Амвросий Медиоланский.
В нижнем ярусе мозаики изображена череда овец, символизировавших паству. Они окружают Спасителя, изображенного в образе Агнца с Крестом. Глубоко символичны цвета  мозаики. Великолепны сочетания золота, как символа божественного света, синего и голубого, как источника воды живой, «чистой реки воды жизни» и белого - как святости.
 В уединении целийского холма стоит еще одна ранняя церковь, восходящая к 4 в.  Красно-кирпичная кладка старых стен, незабываемое  наслоение римских фактур - кожа времени.

Санти Куадро Коронати. Церковь эта основана в честь четырех мучеников, которые жили в эпоху Диоклетиана в Риме. Будучи скульпторами, они отказались ваять идолов и были казнены.  
Когда-то здесь находился бенедиктинский монастырь, а сейчас церковь относится к комплексу женского монастыря августинок. Она неоднократно перестраивалась и реконструировалась. Прямо из церкви, открыв укромную боковую дверцу, можно попасть в клуатр монастыря. Это особое молитвенное место, подобие райского сада. Здесь очень тихо и умиротворенно. Строгие лаконичные формы. 96 колонн клуатра венчаются капителями, символизирующими кроны деревьев. Сквозь образовавшуюся аркаду колонн в центре клуатра можно увидеть строгий по форме фонтан, декорированный львиными головками. Тихое журчание его воды и красные рыбки, медленно и чинно плавающие в нем, создают неповторимое ощущение.
Строительство клуатра датируется приблизительно 12 в. К этому времени относится и постройка капеллы св. Сильвестра. Стены нефа капеллы украшены романскими фресками. Сюжеты из жития святого, история обращения и крещения Константина Великого и предание об обретении св. Еленой Животворящего Креста. Свод потолка, символизирующий небо, покрыт многочисленными красными и зелеными звездами. Интерес представляет и пол капеллы. Он богато инкрустирован в технике косматеско. Строго выверенная композиция геометрических узоров прекрасно завершает интерьер капеллы. Кусочки красного и зеленого порфира в сочетании с белым и темным мрамором колористически прекрасно поддерживают живопись фресок.
В самом сердце Рима, на Капитолийском холме находится церковь Санта Мария Арачели ( 9 в.). Она возвышается на месте, где по преданию сивилла предсказала императору Августу пришествие Христа, после чего он возвел на этом месте жертвенник небесный. На этом месте позднее была похоронена Св. Елена. Считается, что мощи ее покоятся в церкви в порфировом саркофаге под восьмиугольным куполом мавзолея, построенном на месте жертвенника.
Интересна величественная беломраморная лестница, ведущая к храму. В ней 124 ступени, как бы устремленные в небо. Так,  графиня Дарья Олсуфьева размышляя о лестницах Рима в своем путеводителе «Ветхий Рим» писала: «Самая же красивая римская лестница – это лестница, со средневековой уверенностью устремленная к храму «Жертвенник Небесный» («Арачели»). Она похожа на лестницу Иакова, по которой тот во сне взбирался выше облаков».
Упоминая лестницы Рима, нельзя не вспомнить о Скала Санта. По преданию, св. Елена, мать Константина, привезла ее со Святой Земли в Рим. Эта та самая лестница из дворца Пилата, по которой поднимался Христос. Скала Санта состоит из 28 беломраморных ступеней, покрытых деревом, по которым верующие в память о Страданиях Спасителя взбираются на коленях вверх ко Святая Святых.
По-своему уникальна в череде римских церквей церковь Санта Мария ин Космедин. Она была построена в 6 в. А в 8 в., в период иконоборчества, была передана грекам, бежавшим от гонений. И, действительно, у этой церкви особая «восточность»: убранство, фрески, выполненные в иконографическом каноне; особенное молитвенное состояние, усиливаемое красивым церковным песнопением. И само латинское название церкви «Cosmedin» это не совсем точный перевод греческого слова «прекрасный». Она и в самом деле прекрасна.
Авентин. Один из древних районов Рима со своей неповторимой историей. С вершины Авентинского холма открывается прекрасный вид на вечный город, старый Тибр и собор св.Петра. Проходя тихими, несуетными авентинскими кварталами, мы попадаем в базилику св. муч. Вонифатия и св. Алексия - человека Божия. Здесь находятся мощи святых и  хранится уникальная реликвия – древнейшая икона Божией Матери из Эдессы. Перенесена она была в 10 в. во избежание уничтожения от иконоборцев. История этой иконы очень интересна. Она связана с житием св. Алексия- человека Божия. Молодой римлянин Алексий был сыном богатого патриция Евфимиана. В день своей свадьбы он сбежал из отчего дома на Восток в Эдессу. Жизнь свою он проводил в нищете и молитве. Как-то в храме он, представ перед иконой, услышал глас: «Возвращайся в Рим». Юноша повиновался и вернулся в отчий дом на Авентинский холм. Родители Алексия не признали в нищем-бродяге своего сына, но позволили ему спать под лестницей и питаться остатками пищи. Так он прожил 17 лет. Однажды в Риме произошло чудо: зазвонили сами собой колокола. А папе римскому было откровение, что в доме Евфимиана умирает святой. Когда тело праведника было найдено, в руке он сжимал листок с небольшим текстом: «Я –Алексий, сын Евфимиана».
 В храме было тихо и безлюдно. Лишь сизокрылый голубь деловито расхаживал по мраморному полу базилики. Луч полуденного солнца, проникший в храм, умело освещал все самое важное. Две монашки, приклонив колени, молились у древней иконы Богородицы.   Трогательный взгляд её больших восточных глаз обращен к нам с любовью - той любовью, которая «долготерпит, милосердствует...». Отчего становится как-то светлее и легче.

Пройдя еще немного, мы попадаем в еще одну старую римскую церковь Санта Сабина. Первые упоминания о ней относятся к началу 5 в. Посвящена она святой Сабине, мученице Христовой. Церковь перестраивалась неоднократно. Но, несмотря на многие изменения, в ней сохранились уникальные раннехристианские двери 5 в. Двери выполнены неизвестным мастером и украшены искусной резьбой. Растительные и геометрические узоры рельефов сочетаются с повествовательными эпизодами из Ветхого и Нового Завета, покоряя простотой и наивностью.
«По ту сторону Тибра»… - так называется один из старых районов Рима Трастевере. В 3 и  4 вв. христиане здесь основывали первые титульные церкви. Согласно преданию, одна из церквей была построена в 5-м в. над домом Валериана и его супруги Чечилии, которая в период гонений на христиан претерпела мученичество. Святую пытались умертвить в кипящей воде, но она стойко выдержав эти муки,  была, в конце концов, обезглавлена. В память о ней и воздвигнута церковь. Нетленные мощи св. Чечилии были обнаружены в катакомбах св. Каллиста и   впоследствии перенесены из катакомб в церковь. Перед алтарем в церкви находится мраморная скульптура «Мученичество св. Чечилии» Стефано Мадерно, в точности передающая позу святой при вскрытии ее могилы. Как и многие римские церкви, Санта Чечилия ин Трастевере неоднократно перестраивалась. Сохранился нижний ярус, который является остатком римского жилого дома, в котором по преданию и жила благочестивая христианская семья.

Одна из самых известных и почитаемых церквей Рима - Санта Мария ин Трастевере.
Возможно, что она древнейшая из римских церквей, посвященных Богородице. Начало ее строительства относят к 3-му в., позднее церковь неоднократно достраивалась и реставрировалась.
С историей церкви связано чудесное предание. В год, когда в Вифлееме родился младенец Иисус, в Риме в квартале Трастевере случилось чудо: забил источник елея. Многие тогда уверовали и с тех самых пор это место считается святым.
По сей день Базилика Санта Мария ин Трастевере сохранила свою уникальную атмосферу «теплоты и таинственности». Необыкновенно красивы мозаики церкви. Средневековый фасад украшен мозаичным фризом 12-го в.:  здесь изображена Дева Мария в кругу десяти святых дев, держащих горящие лампады, символизирующие их  неугасимую веру. Великолепна мозаика апсиды храма. В центре мозаичной композиции - фигура Девы Марии со Христом на небесном троне. Это довольно редкое изображение. Богоматерь облачена в царские одежды, голову ее венчает корона. Справа и слева от Нее и Христа изображены святые. Внизу - фриз с агнцами, символизирующими народ Божий. Прекрасны и более поздние мозаики, выполненные Пьетро Каваллини в 13 в. Это цикл евангельских сюжетов: Благовещение, Рождество Спасителя, Поклонение Волхвов и Сретение.
«Как трогательна тут рождественская ночная служба, когда римский народ собирается у Fons Olei (источник елея), дабы восславить Божественного Младенца. Дымится ладан, горят бесчисленные свечи, блестит золото мозаик в византийском силе». Золото мозаик - как отблеск Божественного Света.
Рим - город пилигримов. « Они – часть римского пейзажа. Они не местные, но они здесь дома». «Первые приезжие в Риме. Они почти такие же, какими были их древние предшественники». Неизменный спутник пилигримов - дорога. Нескончаемые римские дороги… Лабиринты улиц и улочек, неизменно ведущих к храму. Но главная паломническая дорога – Via Appia. Этопервая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей, она получила название по имени своего создателя Via Appia (Аппиева дорога). Здесь как то по-особенному тихо и не суетно - только пение птиц и «согласное гуденье» насекомых, да благоухание трав.
На Via Appiaнас ждет удивительная встреча с небольшой трогательной церквушкой Domine, quo vadis ( «Камо грядеши, Господи» ), стоящей незаметно на обочине дороги. Это место встречи Господа нашего со святым апостолом Петром.
«И, выходя из города, он встретил Господа, входящего в Рим. И, увидев его, спросил «Господи, куда идешь? И Господь ответил ему «Иду в Рим, чтобы быть распятым». И спросил его Петр: «Господи, ты снова распят?» И Тот ответил: «Да, Петр, Я распят снова». И Петр пришел в себя; и, узрев Господа, поднявшегося на небеса, он вернулся в Рим, ликуя и славя Бога, ибо сказал Тот: «Я распят», что и должно было случиться с Петром».
 Domine quo vadis стоит на Via Appia как напоминание об этом знаменательном событии, освящая и благословляя путь странников. Санта-Мария-ин-Пальмис  (итал. Santa Maria in Palmis–таково ее официальное названии) была основана в  9 в.
С алтаря на нас устремлен светлый лик Пресвятой Богородицы с Младенцем, S. Maria “adTransititum”. Нежный колорит и особая пластика выдает фреску неизвестного мастера школы Джотто. По преданию в церкви хранится копия камня с отпечатком ноги Спасителя. Кто-то с благоговением и верою положил цветок розы на камень. Именно здесь начинаешь понимать, что дорога эта ведет к катакомбам - святыням раннехристианского мира.  Катакомбы это античные подземелья, места захоронения ранних христиан.Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых. Таких катакомб в районе Аппиевой дороги несколько десятков. Наиболее известные катакомбы св. Каллиста, св. Себастьяна, катакомбы Домитиллы и Присциллы.
«Едва мы вошли в тьму катакомбы, вдруг нахлынуло чувство радостное, умиленное, благоговейное, ноги сами собой опустились, и я, в несказанном восторге, стал целовать камни и землю и плакать обильными, облегченными, освобождающими слезами. Сбылось то, что я предчувствовал по далеким книжным вестям. Безмолвная, почти немая тайна первохристианства вдруг безмолвно и немо открылась сердцу, и самая суть катакомб стала такой близкой, такой родной. Я всем существом ощутил мир, мир, превосходящий всякое разумение, мир, который благодатными волнами бил в мою душу...»  Так чувствовал и писал  русский религиозный философ Владимир Эрн.
Здесь, действительно, все дышит христианским духом. Раннехристианская живопись катакомб полна символов и знаков. Простота и лаконичность стиля,  помноженная на искреннюю веру. Сплетение виноградных лоз, птицы небесные с оливковыми веточками, нетленные павлины, рыбы, большие и малые, сосуды с вином и молоком,  корзины с хлебами, как напоминание о евхаристической небесной пище, спасительные якоря – все это образует особую тайнопись. В унисон звучат слова Тертуллиана:

«Мы маленькие   рыбки,  вслед за Господом нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми».

Юный пастырь с агнцем на плечах, Богородица, рыбаки – апостолы, мученики и мученицы - все они  выросли из античности, но в них уже есть нечто новое и это новое - все преображающее «Слово».
 Первые христиане любили цветы.  Дорога к катакомбам и до сих пор утопает в цветах. Стройные кипарисовые рощи, вечные пинии, гранатовые деревья… Преддверия рая.
«С зеленых курганов Горациев и Куриациев на Аппиевой дороге, в просвете между гигантскими пиниями и кипарисами, таким воздушным, таким небесным видением распластались нежно-волнистые дали. Бегущие арки далекого акведука Клавдия кажутся очень странно выросшими из этих лугов, усеянных стадами белых овец, а не созданием рук человеческих. Темно-зеленые тускуланские холмы, албанские горы с Monte Cavo, точно в божественном ожерелье, соединяются с прозрачностью аметистовых Абруцц . Дальше бегут и пропадают в живой беспредельности какие-то неизвестные мне горы. А над всем – медленно, важно, торжественно плывут облака, и, кажется, что божественная Десница ежемгновенно из небытия вызывает их сверкающую белизну.» (В. Эрн «Письма о христианском Риме»)

                                                                                                                                    Григорьян Е.С.