Альгамбра. Сад знающих истину
Когда город внизу с трудом старается отдышаться от
послеобеденной жары, и над опаленной долиной дрожит
знойное марево, легкие порывы ветерка с Сьерра - Невады
играя проносятся меж высокими холмами, принося с
собой сладкое дыхание окружающих садов. Все
призывает к праздности и отдыху - этому блаженству
южного края, когда в полудреме обращаешь свой взор с
балкона на блистающий внизу пейзаж, когда твой слух
убаюкивает шелест рощ и бормотание бегущих ручьев.
Вашингтон Ирвинг «Сказки Альгамбры»
Всю свою историю человечество пытается приоткрыть завесу невидимого мира., узреть незримое, ощутить «зазеркалье», мир запредельный, идиллический , обещанный рай. Образы рая удивительно разнообразны. Это вечноцветущий и благоухающий Сад исламского рая «для богобоязненных место спасения» и рай христианский, как некий Град Небесный «приготовленный как невеста для мужа своего»
Об этом свидетельствуют боговдохновенные Библия и Коран, древние памятники мировой культуры.
Так, Марко Поло, путешествующий по Азии, в ряду самых разных интригующих, порой забавных и невероятных историй рассказал нам о некотором Горнем Старце. История эта достаточно ярко отражает представление последователей ислама о рае, как о «посмертном блаженстве праведников». «Старец по-ихнему назывался Ала-Адин. Развел он большой, отличный сад в долине, между двух гор; такого и не видано было. Были там самые лучшие в свете плоды. Настроил он там самых лучших домов, самых красивых дворцов, таких и не видано было прежде; они были золоченными и самыми лучшими в свете вещами раскрашены. Провел он там каналы; в одних было вино, в других молоко, в третьих - мед, а в иных вода. Самые красивые жены и девы были тут; умели они играть на всех инструментах, петь и плясать лучше других жен.
Сад этот, толковал старец своим людям, есть рай.» (Марко Поло «Книга Чудес»)
Вереница ассоциаций проходит перед нами : странички сказок «Тысячи и одной ночи», воображаемые дворцы Багдада и Дамаска, окутанных пряным ароматом востока, изысканная персидская миниатюра, протяжная меланхолическая музыка… Такова сила свидетельств Марко Поло о неведомой стране Мулект, возможно находившийся в районе между Ираном и Афганистаном. Да и не все ли равно.
Мы же попытались совершить путешествие из Азии в Европу.
Окраина европейского континента. Юг Испании. Андалузия Последний оплот Мавритании в Пиренеях. Гранада. Некогда центр мусульманской учености, поэзии и музыки. Её называли «светлой звездой упавшей на землю», «западным Дамаском», «истинным раем Магомета». История Гранады уходит далеко в глубь веков. Иберийские поселения, римское владычество, мавританский - исламский период и испанский - католический.
Мавританская Гранада это история утерянной цивилизации. Здесь некогда на холме Аль - Сабика была построена легендарная Альгамбра, крепость, дворец гранадских эмиров. Путь к Альгамбре лежал у нас через прекрасные сады Хениралифе, летнюю резиденцию мавританских властителей. Хениралифе (Джаннат ал Арифин) ,«Сад знающих истину». Название это отсылает нас к кораническому термину « Аль -Джана», что переводится как «лучший из садов». Коранический образ рая представляет комплекс арабских доисламских представлений о счастливой жизни и возможно зороастрийских и древневосточных мифов о первоначальном саде. Одни из первых образов рая встречается в шумерской литературе и в Книге Бытия в Библии.
А такая поэтическая картина рая вырисовывается в одной из Сур Корана: «там реки из воды не портящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного. И для них там всякие плоды и прощение от Господа…» (Сура 47, аяты 16(15)-17.
Сады Хенералифе прекрасны. Легкая прохлада всегда приходит сюда со Сьерра - Невада. Стройные кипарисы, устремленные в небо, изысканные и хрупкие гранатовые деревья, платаны и мирт - все здесь живет в удивительной гармонии и мире.
Пруды с золотыми рыбками и кувшинками, фонтаны, благоухание цветов безграничных по разнообразию и красоте и наконец пение птиц и «согласное гудение насекомых» для которых Хениралифе обитель. С холма открываются бескрайние пейзажи Андалузии. Взгляд устремляется в даль, наслаждаясь свободой и красотой. Вот и Гранада, как на ладони. Гряда заснеженных Сьерра… Оливковые рощи. По истину райские чертоги, которые трудно покинуть, но впереди ждет Альгамбра , жемчужина мавританской архитектуры.
Альгамбра по арабски «аль -Хамра» - красная. Основание крепости - дворца связано с именем гранадского эмира Ибн Ахмара (13 в.). Дошедшие до нас постройки относятся к 14 в. Это был период наивысшего расцвета Гранады. «Светлая звезда неба», «жилище наслаждения» окутана романтическим ореолом. Её воспевали поэты. Здесь создавались легенды, слагались песни.
Дворец окружен крепостной стеной с многочисленными башнями и воротами. Врата оружия, Врата источника, Врата правосудия. Не менее интригующе звучат и другие названия: Башня Комарес, Башня принцесс, поэтический Миртовый дворик, Львиный дворец, Зал двух сестер. Каждое название не случайно. Это живая история Альгамбры.
Так, в башне Лас Инфантас т.е. Башне принцесс жили когда-то три дочери эмира. А в башне напротив были заточены испанские рыцари, чьи песни пленили сердца юных сестер своей красотой. Влюбившись, две сестры, бежали с пленниками в Кордову, а третья не покинула своей обители.
Миртовый дворик открывает мир чудес Альгамбры. Он архитектурное сердце постройки. В центре дворика расположен прямоугольный , вытянутый бассейн, окруженный миртом и апельсиновыми деревьями. В его зеркальной глади отражаются небеса. Лаконичность и строгость линий. Дыхание гармонии во всем. Тишина. Здесь творилась истинная поэзия.
Через Миртовый дворик мы попадаем в помещения Львиного дворца, где проходила частная жизнь эмиров. Здесь находится знаменитый Львиный дворик, жемчужина Альгамбры. Дворик выложен мрамором. А в центе его находится фонтан в виде огромной чаши, окруженной фигурами двенадцати львов из черного мрамора. «Что это за странные львы : благожелательные , тучные и неподвижные, как деревянные звери из Ноева ковчега!» , « Они выглядят как труппа добрых дрессированных львов, которых научили поддерживать фонтан», «…это место - вотчина джиннов и колдунов, страна зачарованного павильона Шахерезады, где капли с розовых лепестков падают в порфировый фонтан и где поют соловьи», - тонко подмечает Генри Мортон в своей книге «Прогулки по Испании». И действительно фонтан и галерея из подковообразных арок и колонн, проходящая вдоль двора , вызывает в нас сказочные ощущения. Изысканная, причудливая вязь орнаментов украшает все колонны, стены и арки, наталкивая на размышления о райском саде. Затаив дыхание, восхищаемся высшим мастерством мавританских зодчих.
На северной стороне Львиного дворца находится Зал двух сестер. Это одно из самых прекрасных сооружений Альгамбры. Изразцы поливной глазури, тончайшая резьба по камню, изящные арабески текста из Корана и поэтические строки, золоченые купола - все это создает и формирует неповторимый шедевр. Очарованный Залом двух сестер Вашингтон Ирвинг писал: «Невозможно любоваться этим местом, этим совершенным воплощением восточного, не испытывая постоянного легкого чувства, что ты находишься в арабской романтической сказке и что вот - вот увидишь белую ручку загадочной принцессы, манящей тебя с балкона…»
По прошествии времени, находясь на евразийском континенте, предаюсь размышлениям. Все в Испании построено на мирно уживающемся контрасте. Любовь к красному и черному, расслабленная нега сиесты и темпераментный выплеск фиесты,
Торжество католицизма и мавританское прошлое, полуденный зной Гранады и легкая прохлада Альгамбры.
Здесь в ее стенах испытываешь острое ощущение счастья : ледяные е брызги фонтанов, радующие сетчатку плоды апельсинов и граната, запах акации и роз.
Мечта о рае…
Елена Григорьян