Армения
Страна живых камней
«Ах, Эривань, Эривань! Иль птица тебя рисовала,
Иль раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала?
Ах, Эривань, Эривань! Не город - орешек коленный.
Улиц твоих большеротых кривые люблю вавилоны»
Осип Мандельштам
Вкусив однажды плод абрикосового дерева, выросшего на армянской земле, захочется вкушать его снова и снова. То же самое можно сказать и об армянских персиках. Не подумайте, что это единственное сильное впечатление, привезенное из Еревана, но отметить его, уж поверьте, стоит в первых строках.
Что можно сказать про Армению? Многое, но при этом не сказать ничего. Смысл? Лучше один раз увидеть. Хотя бы один. Но могу поспорить, что увидев однажды невозможно будет не хотеть вернуться туда снова.
Древние камни. Великолепная архитектура. Красивые люди. Сыр и лаваш. Вкусное пиво (хотя уместнее было бы сказать коньяк?). Величественная природа, в лоне которой хочется раствориться… Незатейливая парковая скульптура, от которой просто поднимается настроение. И так во всем: в любой точке города найдется простая бытовая деталь, которая удивит вас оригинальным решением и смекалкой, превращающей обычные предметы в настоящие произведения искусства.
Зачастую у меня возникало желание взмахнуть волшебной палочкой и остановить мгновение, прекратив все движение в городе, что бы эгоистично насладиться атмосферой, мощью, красотой города.
Фото № 1
Кафедральный собор в Эчмиадзине (небольшой город близ Еревана). Официальный религиозный центр Армении. Но, к великому сожалению, посещать его в воскресенье неудобно - толпы туристов всех мастей - осмотреть все уголки этого места и ближе познакомиться с искусной росписью храма не удастся. А выбрав для экскурсии будний день, можно по-настоящему проникнуться неповторимой атмосферой, царящей в армянских храмах. Надо заметить, что архитектура эчмиадзинского собора (обилие внутренней росписи, большое количество резьбы по камню снаружи) выполнена не совсем в традициях храмовой архитектуры Армении.
Очень интересен музей, пристроенный к церкви, в котором хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Мало того, что все эти вещи просто красивы, изящны, выполнены с большим мастерством, они настолько притягивают к себе, что хочется иметь возможность постоянно возвращаться и созерцать их.
Фото № 2
Роспись на сводах паперти кафедрального собора.
Фото № 3
Церковь св. Гаяне в Эчмиадзине. Типичный пример армянской храмовой архитектуры, внешняя строгость которой созвучна внутренней лаконичности интерьера, что создает ощущение неповторимой гармонии.
Фото № 4
Фреска в притворе храма св. Гаяне.
Фото № 5
Хачкар. Каменная плита с резным изображением креста. Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров. При том, что каждый отличается своим неповторимым узором, все они выдержаны в едином стиле.
Фото № 6
Звартноц (в пяти километрах от Эчмиадзина). Развалины построенного в VII веке круглого трехъярусного храма и дворца.
Строгая красота возводимых древними армянами стен - не это ли истинная и так необходимая гармония архитектуры с окружающей средой.
Фото № 7
Одна из многочисленных хорошо сохранившихся на территории Звартноца каменных плит с высеченными вручную узорами. В основном это виноградные гроздья и плоды гранатового дерева. Встречаются также и геометрические мотивы. Увидев в первый раз это чудо, не избежала варварского желания утащить его к себе домой. Но страх быть застуканной с поличным в совершении столь тяжкого преступления, сами понимаете, остановит всякого (ну, или почти всякого).
Фото №8
Языческий храм (I в н.э.) на территории древней крепости и поселения Гарни. Он совсем небольшой, но посидеть и помечтать на его ступенях особенно приятно. Или послушать тишину.
Фото № 9
Плита с надписью на армянском языке в храме Гарни.
Фото № 10
Развалины христианской церкви рядом с языческим храмом Гарни.
Фото № 11
Бани начала нашей эры с мозаичным полом. Они входили в дворцовый комплекс I-III вв н.э. Древние относились к гигиене с определенной долей эстетства.
Фото № 12
Крест, высеченный на скальной церкви Гегарта. Гегарт - это старинный монастырь, первые постройки которого были сооружены в IV в н.э. В комплекс Гегарт входят церковь, украшенная резьбой и рельефами, гавит (служили дополнительным помещением для молящихся, усыпальницей, местом собраний, иногда в них совершались церковные службы), две высеченные в скале церкви, четырехстолпная усыпальница, а также полупещерная церковь св. Григория (XII в). Восхищение вызывают высеченные в скалах кельи монахов. Древность монастыря внушает настоящий трепет и чувство причастности к неземной красоте мироздания.
Фото № 13
Выход из усыпальницы. Стены ее испещрены высеченными древними монахами христианскими символами.
Фото № 14
Расположенный возле музея Матенадаран памятник Месропу Маштоцу - основателю армянской и грузинской письменности. «Матенадаран» означает «библиотека рукописей». Коллекция Матенадарана уникальна и является ценной базой для изучения истории и культуры Армении, соседних народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. В институте хранятся рукописи V-XVIII веков, а также уникальная коллекция армянских книг XVI-XVIII веков, сочинения древних и средневековых армянских историков, писателей, философов, математиков, географов, врачей. Переводы трудов древнегреческих, сирийских, арабских и латинских ученых. В музее института экспонируются многочисленные образцы древнеармянской письменности и миниатюры, пергаменты. Экспозиция музея оставляет неизгладимое впечатление. Каждая книга, каждая миниатюра являют собой не просто историческую и научную ценность, а уникальное произведение искусства. Узоры, богатая цветовая гамма, по-детски наивные и одновременно бездонно глубокие лики святых…
Фото № 15
Заглавный лист Евангелия от Луки
Фото № 16
Росписи на стенах развалин дворцов, оставшихся от Эребуни - города-крепости, основанного в 782 году до н.э. Это древний город государства Урарту, развалины которого расположены на холме Арин-Берд на окраине современного Еревана.
К сожалению, и здесь имеет место быть варварство. Надписей типа «Здесь был Ашот» несчетное количество.
Фото № 17
Маленький кусочек из музея Сергея Параджанова, выдающегося режиссера и художника. Это место обязательно нужно посетить. Весь музей выстроен как единая композиция, нет ни одной лишней детали. Бесчисленные коллажи, куколки, шляпки, костюмы вызывают уйму положительных эмоций. Чего стоят композиции, созданные из, казалось бы, никому не нужных предметов. Все это маэстро сделал своими руками. Как бы мне хотелось иметь в коллекции хоть маленькую вещицу из всего этого чуда.
Фото № 18
Скульптура, установленная на одой из площадок знаменитого ереванского «Каскада» - это система ступеней и площадок с фонтанами и цветами, состоящая из нескольких уровней, завершающаяся главной смотровой площадкой города, откуда открывается вид на Ереван. В идеальную погоду можно увидеть Арарат. Особенно хорош «Каскад» в ночное время.
Скульптура эта установлена не так уж давно, и она не одинока. Подобных изваяний там несколько. Планируется, что «Каскад» станет центром искусства Еревана.
Фото № 19
Бык, созданный из отслуживших свой век автомобильных запчастей.
Фото № 20
А это господин дворник. Правда, как живой? Вообще в Ереване традиция парковой скульптуры находится на высоком уровне. Ее можно встретить в самых неожиданных местах. Например, этот причудливый цветочник Карабала. По легенде он собирал ночью цветы, а днем дарил их девушкам.
В Армении вообще любят красивые легенды и удивительные истории, которые воплощаются в разные художественные формы.
Текст и фото Эльвира Григорьян