Данте Алигьери

 

(май или июнь 1265, Флоренция - 14 сентября 1321, Равенна)  Итальянский поэт, один из величайших гениев мировой литературы, создатель итальянского литературного языка.   Биография  Всё, что известно о жизни Данте, мы знаем только с его слов.  Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта.  Он рано потерял мать и отца, жил в скромном, однако очень уютном имении и посещал муниципальное училище, где преподавалась грамматика, риторика и теология. Затем, предположительно, учился в Болонском университете (по ещё менее достоверным сведениям, в период изгнания посещал также Парижский университет).   Юность Данте протекала в блестящем литературном кругу молодой поэтической школы дольче стиль нуово - "нового сладостного стиля". Он был удивительно уверенным в себе человеком: в возрасте 18 лет он говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим "ремеслом" овладел самостоятельно. В те годы его душа была полностью поглощена любовью к прекрасной Беатриче, дочери друга его отца Фолько Портинари. На всю жизнь она стала источником его вдохновения, героиней сонетов и "Божественной комедии".  Всё, что им было написано, включая научные трактаты, так или иначе написано о Беатриче, для Беатриче и во славу Беатриче. Имя этой женщины стало для поэта символом высшей преданности и любви. Поэтому её внезапная смерть (Беатриче скоропостижно скончалась, едва достигнув 24 лет) оставила незаживающую рану в сердце поэта и подвигла на создание главного труда жизни. Скорбь Данте запечатлелась в стихах, обессмертивших образ его возлюбленной: В венке олив, под белым покрывалом, предстала женщина, облачена в зеленый плащ и в платье огне-алом.  Смерть возлюбленной перевернула жизнь поэта: тридцатилетний Алигьери занялся философией и активно включился в политическую жизнь. Ещё в юные годы он принимал участие в схватках между гвельфами, сторонниками папы, и гибеллинами, приверженцами императора. В 1282 папистам-гвельфам удалось окончательно установить своё господство во Флоренции, что, впрочем, не положило конец бурлению политических страстей - теперь сами гвельфы разделились на "белых" и "чёрных". Первые добивались независимости Флоренции от папы, вторые же были последовательными сторонниками власти наместника святого Петра.  Данте вступил в корпорацию лекарей и аптекарей и посвятил себя государственной службе, а в 1300 был избран членом правительствующего совета приоров (с 15 июня по 15 августа). Выбрав для себя самую "народную" фракцию, белых гвельфов, поэт успешно противодействовал попыткам папы Бонифация VIII установить над городом контроль Рима.  Строптивость флорентийцев вызвала раздражение папы, и тот в сентябре 1301 предпринял хитрый политический ход. Во Флоренцию с деликатной миссией был послан Карл Валуа: формально он должен был примирить конфликтующие фракции; на деле папа Бонифаций поручил ему поддержать чёрных гвельфов и изгнать из города белых.  В октябре того же года Данте по поручению городской коммуны отправился с посольством в Рим, к папе, где его задержали - опасаясь, что, вернувшись во Флоренцию, он может помешать миссии Валуа.  Тем временем во Флоренции к власти пришла партия чёрных гвельфов. Предводителей белых, включая Данте Алигьери, ложно обвинили в вымогательстве, мошенничестве и сопротивлении папской власти. Не очень суровый приговор после неявки обвиняемых для дачи пока заний и уплаты денежного штрафа в марте 1302 заменили смертным - все они были приговорены к сожжению на костре; для Данте приезд во Флоренцию стал невозможным.  Так начался новый этап жизни поэта - печальное существование вдали от родины. Данте много путешествовал по Италии: в написанной им в изгнании "Комедии" (к названию которой уже следующие поколения присоединили слово "Божественная") упоминались Падуя, Верона, Венеция и другие города. Какое-то время поэт провел в Париже, где изучал философию и теологию, но в душе он всегда оставался флорентийцем.  Порой казалось, что судьба готова дать Данте шанс вернуться во Флоренцию. В 1310 в Италию ввел войска Генрих VII, будущий император Священной Римской империи. Его стремление установить в стране мир нашло горячий отклик в сердце поэта - Данте обратился с посланиями к правителям и народам Италии, призывая их поддержать усилия императора. Самого Генриха VII поэт просил оставить сомнения и немедленно отправляться с войском в Тоскану.  Данте надеялся, что германский король свергнет ненавистный режим, разлучивший поэта с родиной. Однако в 1313 после неудачной осады Флоренции Генрих на пути в Рим скончался от малярии.  Другая возможность представилась поэту в 1315 он получил весть о прощении. Тогда коммуна Флоренции приняла решение об амнистии изгнанников. Однако её условия оказались настолько унизительными, что Данте вынужден был их отвергнуть. Его вторично приговорили к смертной казни с конфискацией и уничтожением всего имущества, и его мечта вернуться в родной город становилась всё более и более призрачной.  Последние три года жизни Данте провёл в Равенне, где он заканчивал работу над "Божественной комедией". В нём ещё не угасла надежда: может быть, это великое произведение позволит ему вернуться и стать увенчанным лаврами поэтом в родной Флоренции? Увы, третья часть "Комедии", "Рай", увидела свет уже после смерти её создателя. В сентябре 1321, выполняя дипломатическое поручение правителя Равенны, Данте умер в дороге от малярии.  Торжественное погребение Данте Алигьери состоялось в Равенне, в старинном монастыре Святого Франциска, и там прах великого итальянца, последнего стихотворца Средневековья и первого поэта наступавшей новой эпохи, покоится по сей день. Флорентийцы, которые посмертно объявили поэта "первым великим гражданином Флоренции", пытались вернуть останки Данте, однако ответ равеннцев был беспощаден, как приговор: "Кто не смог оценить его при жизни, тот не оценит и после смерти!".  Лирика  Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. XIII века; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д'Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» («Дольче стиль нуово»). Её главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвящённые своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием «Новая жизнь» (ок. 1293-95).   Cобственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко всё более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.  Кроме «Новой жизни» до нас дошло ещё около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере «сладостного нового стиля» (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием «каменного» (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма «Цветок», атрибуция которой остаётся сомнительной); группа доктринальных стихотворений (посвящённых темам благородства, щедрости, справедливости и др.).  Трактаты  Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате «Пир» (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате «О народном красноречии», писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нём - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате «Монархия» (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.  «Божественная Комедия»  Над поэмой «Божественная Комедия» Данте начал работать в годы изгнания и закончил её незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в каждой кантике по тридцать три песни и ещё одна является вступительной ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение «божественная» присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мёртвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в «сумрачном лесу» (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведёт его по двум первым загробным царствам - царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели первого круга - души некрещёных младенцев и праведных язычников - избавлены от мук).   Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи античной истории и мифов или герои современности. В «Божественной комедии» они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишённой благородства и величия духа (среди наиболее прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей).   Чистилище - это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником - в этой части «Комедии» острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный.   На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознаёт свою личную вину и до конца от неё очищается. Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звёздном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения. Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом - путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. И сама «Божественная комедия», будучи своего рода синтезом средневековой культуры, оказывается для неё произведением итоговым.  

    Источники: Андреев М.Л. Данте // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Прохорова Юлия. Данте // Гео, №2-2002