Деятельность Иннокентия III
Иннокентий III: его характер и убеждения. - Восстановление государства cв, Петра. - Вмешательство Иннокентия III в немецкие дела. - Иннокентий Ill и короли. - Иннокентий III и крестовый поход. - Иннокентий III и церковь. - Латеранский собор.
Иннокентий III: его характер и убеждения. В конце XII в. папство. Несмотря на блестящие успехи, достигну тые им в борьбе против Фридриха I, несмотря на торже ство, доставленное ему венецианским миром, находилось, странным образом, в чрезвычайно шатком положении. Не довольствуясь присвоением спорного наследства Матиль ды, Генрих VI захватил саму область св. Петра. «Генрих, говорит биограф Иннокентия III, - овладел областью Римс кой церкви вплоть до ворот города, исключая Кампании, и его боялись там больше, чем папы». В самом Риме папа был бессильнее, чем когда-либо. Александр III вернулся в но минальную столицу и прожил в ней свой последние годы, почти лишенный власти над нею. Его преемник Луций III уже не мог оставаться в Риме. Урбан Ш (1185-1187) все время своего правления прожил в Вероне. Только в 1188 г. папство, в лице Климента III, вернулось в Рим, но вынуждено было прйнять условия римского сената, который датировап свои акты уже 44-м годом своего существования. Если коммуна и присягнула на верность папе, то она все-таки сохранила свою автономию. Целестин III (1191-1198) жил в Риме, но не был его господином.
Печать папы Иннокентия III (1198-1216)
Со вступлением на папский престол Иннокентия III (ян варь 1198 г.) положение дел совершенно меняется. Новому папе было всего 37 лет от роду, следовательно, он был в полном расцвете сия. Он принадлежал к знатной фамилий из Лациума -к графам Сеньи, учился в цветущих тогда университетах Парижа и Болоньи и был возведен в кардиналы своим дядей Климентом III. Убежденный в необходимости подчинить мир папскому самодержавию, он некоторыми чертами характера напоминает Григория VII: безграничным властолюбием, обнаруживающимся в самой многочисленности дел, которыми он занят, неутомимой деятельностью, о которой свидетельствует его обширная переписка, нако нец, глубоким убеждением в законности своих прав.
Его честолюбие безгранично, но искренно; так, его главная за бота - крестовый поход; ею он занят при вступлении на пре стол и накануне смерти, ей подчиняет даже свои замыслы о господстве над королями. Наконец, если его теоретические требования абсолютны, то в практическом осуществлении их он обнаруживает меньше упорства, больше благоразу мия; он считаетея с обстоятельствами, умеет, когда нужно, уступать; одним словом, он более дипломатичен.
Многое в его убеждениях и политике объясняется харак тером полученного им воспитания. Иннокентий III - юрист: он с твердой уверенностью подтверждает свои притязания ссылками на сборники, в которых сторонники папства со брали незадолго перед тем, как в арсенале, все документы, говорившие в его пользу.
В Болонье, где он учился, было составлено «Decretum Gratiani», которое тотчас же сделалось официальным трактатом и школьным руководством по церковному праву; его изучали и комментировали в школах. Вдумываясь в эти тек сты, в которых подделка смешана с истиной, будущий папа как бы вооружил свой ум всевозможными орудиями для за щиты духовных прав папства. С другой стороны, в «Liber censuum ecclesiae romanae», составленном в 1192 г. Ченчи-ем, который позже под именем Гонория III сменит его на пап ском престоле, он нашел как роспись доходов, которые соби рало папство со всего христианского мира, так и список доменов, действительных и ложных привилегий, составляв ших светское государство Римской церкви,- в том числе и дар Матильды. Наконец, подобно Фридриху Барбароссе, по добно большинству политиков того времени он был убежден в необходимости подчинить христианский мир единой влас ти. Но его образцом в прошлом является не Константин или Карл Великий, а св. Петр. «Королевская власть, - пишет он в одном письме, - подчинена папской. Первая властвует толь ко на земле и над телами, вторая - на небе и над душами. Власть королей простирается только на отдельные области, власть Петра охватывает все царства, ибо он - представитель Того, Кому принадлежит вселенная». В другом месте он выражается еще яснее: «Господь предоставил Петру власть не только над вселенской церковью, но и над всем миром». По его мнению, «свобода церкви» обеспечена лишь там, где «Римская церковь пользуется неограниченной властью как в духовных, так и в светских делах».
Таков характер этого человека, таковы его представле ния о роли папства. Ниже мы увидим, как он управлял церковью, как организовал в ней папское самодержавие, как относился к ересям, с каким жаром проповедовал и организовал крестовые походы*. Здесь мы рассмотрим его деятель ность в сфере светской политики. В этой области обстоятельства» по-видимому, благоприятствуют ему. В Германии идет борьба за императорский престол, и соперники, вза имно ослабляя друг друга, дают папе возможность господ ствовать над ними. В Англии Иоанн Безземельный своими жестокостями и трусостью подрывает авторитет королевс кой власти. Во Франции она находится в крепких руках Филиппа Августа, но она крайне осторожна и благоразумна и, если при случае даст отпор папству, то едва ли решится вступить в ожесточенную борьбу. Одним словом, Иннокен тий ТО находится в более выгодном положении, чем светc кая власть.
Восстановление государства св. Петра. Для того чтобы папство могло действовать, оно должно, прежде все го, иметь столицу и государство; на это и направлены первые усилия Иннокентия Ж. В Риме он столкнулся с двумя соперничавшими силами; с префектом города и коммуной. Уже в феврале 1198 г, через месяц после своего избрания, он преобразовал префектуру, обратив префекта из имперского чиновника, каким он был при Генрихе VI, в папского; он взял с префекта клятву верности и дал ему инвеституру, В том же г. он подчинил себе и коммуну. Произведенные в ней незадолго перед тем реформы поставили во главе ее одного начальника, который назывался «высшим сенато ром», summus senator. Иннокентий III добился права на значать этого магистра. Муниципалитет удержался, но под чинился верховной власти палы. В Риме, конечно, и в его правление не раз вспыхивают мятежи, но в конце концов новое соглашение подтверждает прерогативы папы (1205).
К северу от Рима Иннокентию Ш приходилось иметь дело с тремя могущественными немецкими князьями: Конрад, брат Генриха VI, владел Тосканой, сенешаль Марквальд Анвей лер - экзархатом» Конрад Урслинген - Сполетским герцог ством. Но как только получено было известие о смерти Ген риха VI. эти области, следуя воззванию Иннокентия III, восстали. Марквальд принужден был отказаться от своей добычи. Герцогство Сполетское освободилось от немецкого владычества, Иннокентий Ш объехал герцогство, привлекая города на свою сторону признанием их муниципальных воль ностей. В Тоскане Флоренция, Сиена, Лукка. Вольтерра, Ареццо, Прато и другие города в 1197 г. образовали Лигу, дружественную папству и враждебную империи. Иннокен тий Ш одобрил ее; он вернул себе те домены, которые принад лежали в этих областях графине Матильде, организовал их администрацию иобеспечил их защиту. На юге полуострова немцев прогнали вон, и Констанция, умирая (ноябрь 1198 г.), вверила папе опеку над своим сыном. Чтобы обеспечить последнему сицилийскую корону, она отказалась за него от Гер мании и империи.
Вмешательство Иннокентия III в немецкие дела. В Германии господствовала анархия. Сыну Генриха VI было всего три года. Образовались две партии: одна избрала Филиппа Швабского, брата Генриха VI, другая - Вельфа Отто на Брауншвейгского, сына Генриха Льва. На стороне Филип па Швабского были воспоминания о его предках-императорах, их владения, поддержка большей части князей и Филиппа Августа; Оттона поддерживали только его дядя Ричард Льви ное Сердце и небольшое число сторонников. Поэтому он ста рался приобрести расположение папы покорностью и обеща ниями, тогда как Филипп из-за своего происхождения и характера внушал Иннокентию Ш сильное недоверие. Папа заявил притязание на роль судьи в этом споре; тот, кто посвя щает императора, писал он немецким князьям, имеет право распоряжаться императорской короной; избиратели получа ют от папы привилегию избирать римского короля, который вместе с тем является и императором. Промедлив некоторое время с решением, он в марте 1201 г. приказал немцам при знать Отгона и освободил от клятвы верности приверженцев Филиппа. Оттон взамен поклялся сохранять в целости «вла дения, регалии и права Римской церкви», в том числе и на следство Матильды
Между тем Филипп Швабский старался убедить князей, что подобные притязания угрожают их свободе. В письме, с которым архиепископы, князья и сеньоры обратились к Иннокентию III, они спрашивали его, «где он читал, чтобы его предшественники или их легаты когда-либо вмешивались в избрание императора». Они напоминали ему, что «в силу старинной привилегии императорского престола», от кото рой императоры отказались только «из простодушия», им принадлежит власть утверждать папские выборы. Таким образом, в этой новой стадии борьбы между папством и империей предметом спора является вопрос о самом про исхождении той и другой власти. В течение нескольких лет папа тщетно напрягал свои силы, чтобы доставить торже ство своему приверженцу. В 1206 г. Отгон, потерпев поражение под Кельном, потерял этот город, державший его сторону. Анархия достигла крайней степени, и вину за это сваливали на папу, на церковь. Иннокентий III принужден был уступить. В 1207 г. он вошел в соглашение с Филиппом Швабским; таким образом, брат Фридриха Барбароссы вос торжествовал над папством, которое было принуждено признать его. Но в это самое время он был убит в Бамберге пфальцграфом Отгоном Виггельсбахским, которому он от казал в руке своей дочери (июнь 1208 г.)
Если эта смерть была торжеством для, Иннокентия III, то он был обязан им случаю. Чтобы привлечь на свою сторону приверженцев Гогенштауфенов, Отгон женился на дочери Филиппа Швабского, Беатрисе; с другой стороны, чтобы удовлетворить Иннокентия Ш, он принял титул им ператора «милостью Божьей и даны». В октябре 1209 г. он был коронован в Риме. Чувствуя себя теперь достаточно сильным, он не замедлил нарушить все свои обещания и клятвы. Он овладел землями маркграфини Матильды и на пал на владения сицилийской короны в Южной Италии. Иннокентий III, обманутый тем, кого он поддерживал, пи сал: «Многие поносят меня теперь; они говорят, что я зас лужил то, что терплю, что я собственными руками выковал меч, который теперь так жестоко ранит меня. Пусть отве тит им за меня Всевышний, который знает чистоту моей души и который некогда сказал о самом себе: «Я раскаива юсь, что создал человека»». Лишенный своих светских владений, он обратился наконец к Филиппу Августу и заклю чил с ним союз. «Не без стыда, - писал он французскому королю, - сообщаю я вам о моих опасениях, ибо вы не раз предостерегали меня». В ноябре 1210 г. он отлучил императора от церкви и разрешил его подданных от клятвы вер ности. С той же энергией, с которой он несколько лет назад защищал Отгона, он старался теперь составить коалицию против него. На этот раз его старания увенчались большим успехом. В Германии, где Отгон силился восстановить по рядок, он своим высокомерием и предпочтением, которое оказывал саксонцам и англичанам, нажил себе много врагов. Между тем, Иннокентий III держал для него в запасе опасного соперника. Констанция, вдова Генриха VI и наследница Сицилийского королевства, согласилась принять пап скую инвеституру. Перед смертью (ноябрь 1198 г.) она по ручила Иннокентию III опеку над своим сыном, малолетним Фридрихом, Иннокентий III добросовестно защищал свое го питомца: он боролся с Марквальдом Анвейлером, кото рый, пробравшись на юг, пытался провозгласить себя коро лем: позднее он энергично протестовал против попытки Отгона отнять у Фридриха его владения. Но забега о независимости государства св. Петра заставляла его избегать сосредоточения Германии и Сицилийского королевства в одних и тех же руках. Тем не менее, когда противники От тона решили противопоставить ему нового короля, их взо ры, естественно, обратились на молодого Фридриха, кото рому тогда было семнадцать лет. В сентябре 1211 г. король Богемский, герцоги Австрийский и Баварский, ландграф Тюрингский и другие княэья, собравшись в Нюренберге, избрали Фридриха императором. Их посол Ансеяьм Юстни-генский отправился в Рим. Иннокентий Ш утвердил выбор; его раздражение против (Оттона заставило его забыть о не посредственном интересе св. престола. Однако колебания в его политике вызывали порицания. «Это он, - говорили не довольные, - возбудил все эти раздоры, с чрезмерным жа ром то поддерживая, то преследуя Отгона». В марте 1212 г. Фридрих прибыл в Рим; он присягнул на верность Инно кентию III за Сицилийское королевство. Вслед за тем он во главе небольшого отряда,, счастливо избежав опасностей, перешел через Альпы и смело вступил в Германию. В то время, как Отгон, теряя одного за другим своих привержен цев, принужден был удалиться в Кельн, Фридрих в Вокуле ре заключил с Филиппом Августом союз против своего соперника и против английского короля Иоанна Безземельного. Затем, 9 декабря 1212 г..он короновался в Майнце коро лем римлян. Разбитый при Бувине Филиппом Августом (июль 1214 г.). Отгон потерял и последних своих привер женцев. Он умер в мае 1218 г.
Стремясь к власти, Фридрих не скупился на обещания папе; В июле 1213 г. он подписал в Эгре Золотую буллу, где он - «во внимание к безграничным и неисчислимым благоде яниям своего защитника и благодетеля папы Иннокентия» -обещал повиноваться св. престолу, подтверждал свободу церковных выборов и апелляций к папе, обязывался помо гать папе против еретиков и, наконец, признавал принадле жащими папству те земли в Центральной Италии, на кото рые оно изъявляло притязания. 1 июля 1216 г. он издал в Страсбурге декрет, в котором заявлял решение тотчас после своего венчания в императорский сан короновать своего сына Генриха королем Сицилии, которая должна стать под вер ховную власть папы; он формально высказывался против соединения империи с Сицилийским королевством. Иннокентий III и не подозревал, что этот питомец папства несколько лет спустя сделается самым опасным его противником.
Борясь с императорами, беспрестанно вмешиваясь во внутренние дела Германии, Иннокентий III раздражил национальное чувство немцев и сделал папство непопулярным: Стихотворения Вальтера фон дер Фогельвейде, представ ляющие собой драгоценный источник для истории того времени, полны нападок на честолюбие пап: «Попы хотят унич тожать права мирян», - восклицает он. В колебаниях и неудачах политики Иннокентия III, противопоставляюще го Фридриха II своему прежнему избраннику Оттону IV, ом видит уловки и козни, и когда в 121 Зг. папа объявляет сбор лепты на крестовый поход, он восклицает; «Каким христи анским смехом смеется папа над нами, рассказывая своим итальянцам о том, как он обделал это дело! Он никогда не смел и думать о том, о чем теперь говорит Он говорит им: - «Я надел одну корону на двух немцев, чтобы они раздирали империю и распространяли в ней смуту и опустошение» а я между тем наполняю мою казну». Жадность римской ку рии служит предметом наиболее едких его сарказмов. «Господин Мешок, - говорит он, обращаясь к папской кассе, -для того ли папа прислал вас сюда, чтобы вы обогащали его и обирали нас, немцев?.. Господин Мешок, вы присланы сюда на наше горе, чтобы отыскивать между немцами дура-ков и сумасшедших». Продажа индульгенций возмущает его и он восстает «против этой торговли благодатью, против этого промысла, запрещенного нам крещением». Так Гер мания, устами одного из самых популярных своих поэтов формулирует одну из тех своих жалоб на папство, которые позже лягут в основание реформации.
Иннокентий III и короли. На первый взгляд может показаться, что его владычество над государям» гораздо прочнее. «Ои вмешивается в управление королевств, - го ворит Минье, - как в администрацию - церкви, и короли подчинены ему в политическом отношении почти так же, как епископы - в религиозном. С общим влиянием на все христианские страны он соединял верховную власть над многими из них. Этот суверенитет, будучи для тех, кто его признавал, особым видом зависимости от cв, престола, об ращал папу в сеньора королей, а королей - в вассалов папы. Наибольшие размеры он принял при Иннокентии III. Сицилийское королевство, Швеция и Дания уже признали себя ленами ев, престола, теперь к ним присоединяются и дру гие государства. Король португальский Санчо возобновил вассальную присягу, данную папе его предшественником Альфонсом I в 1144 г., и платил дань своему сюзерену папе. Тоже самое сделал в 1204г. арагонский король Педро: он положил свою корону на главный алтарь храма св. Петра в Риме, после чего Иннокентий III надел ее на голову; таким образом он стал вассалом св. престала, которому с тех пор обязан был платить ежегодную дань. В 1207 г. верховную власть папы признала над собой и Польша». Сближения с панством искали и многие восточные государи: цари Арме нии и Болгарии и великий жупан Сербии Стефан Неман пытались воссоединить свои страны с Римской церковью.
Но было бы ошибочно судить по этим внешним призна кам. Государи, столь покорно преклонявшиеся перед Иннокентием III, или были слабы, или нуждались в нем. Совер шенно иначе держал себя тот государь, который в то время олицетворял собой принцип королевской власти,- энергич ный Филипп Август. Известно, как, прогнав от себя Инге боргу Датскую, он сопротивлялся папе, который требовал ее возвращения; чтобы принудить его к повиновению, Ин нокентий III должен был наложить интердикт на Францию. Уже после смерти Агнесы Меранской Филипп Август сно ва начал притеснять Ингеборгу, несмотря на увещания папы, и окончательно примирился с нею лишь в 1213 г. Здесь не правой стороной являлся Филипп Август: он поддался влиянию страсти. В других случая, где дело шло исключитель но о политических вопросах, он говорил смелым и решительным тоном, будучи так же глубоко убежден в сво их правах, как папа - в своих. Когда Иннокентий III сделал попытку вмешаться в его распрю с Иоанном Безземельным, Филипп Август заявил ему, что папе «нет никакого дела до того, что происходит между королями». В то время, когда Иннокентий III поддерживал Отгона Брауншвейгского, Филипп писал ему: «Я удивляюсь тому, чаю вы настойчиво покровительствуете князю, который в силу своих фамиль ных интересов неизбежно враждебен вашему государству. Да будет ведомо Вашему святейшеству, что я смотрю на воцарение этого князя, дело которого вы так неосмотритель но поддерживаете, не только как на ущерб для моего коро левства, но и как на бесчестие для всех христианских госу дарей. Если вы будете упорствовать, я постараюсь принять необходимые меры». Позднее Иннокентию III пришлось просить Филиппа Августа о союзе против Отгона и признать, что король оказался проницательнее его.
В Англии королевская власть унизилась перед ним, но эта победа, может быть, хуже поражения. Когда освободи лась кентерберийская архиепископская кафедра, Иннокен тий III, несмотря на противодействие Иоанна Безземельно го, возвел на нее Стефана Лангтона (1206), затем наложил интердикт на Англию, отлучил короля от церкви, объявил его низложенным и предложил английскую корону Филип пу Августу. Вынужденный уступить. Иоанн Безземельный отдал Римской церкви Англию и Ирландию и принял их обратно как лен, tanquam feudatarius (1213). Но Англия не хотела делить унижение со сдоим королем. Когда прибыл туда кардинал Тускулума, меры, которые он принял совме стно с другим посланником папы, Пандульфом, вызвали негодование у английских епископов и/прежде всего,- в архиепископе Стефане Лангтоне. Во время своей борьбы с баронами и народом вынужденный подписать Великую хар тию (1215) Иоанн Безземельный взывал к папе о помощи. Иннокентий III заступился за него: «Во имя всемогущего Бога, именем свв. Петрам Павла в принадлежащей нам вла стью мы всецело осуждаем и проклинаем эту хартию и под страхом анафемы запрещаем королю исполнять ее, а баро нам - требовать ее исполнения». Он отлучил прелатов и баронов, сопротивлявшихся королю, но последние продол жали упорствовать, междоусобие разоряло Англию, и англичане считали виновником своих бедствий папу. «Перво священник, - пишет Матвей Парижский, - который должен был бы быть источником святости, зеркалом благочестия, стражем справедливости и защитником истины, покровительствует такому человеку! Почему он поддерживает его? Чтобы пучима римской жадности могла поглотить богат ства Англии». Такимобразом папство отталкивает от себя целую нацию, защищая недостойного короля, который по коряется ему только ради выгоды.
Иннокентий III и крестовый поход. Влияние Ин нокентия III на феодальное общество было не более реаль но, чем его влияние на государей. Он хотел соединить всю христианскую Европу в одной великой экспедиции для ос вобождения Гроба Господня. Но в ту минуту, когда успеx дела казался ему уже почти обеспеченным и крестоносная армия была сформирована, начальство над нею было пору чено родственнику Филиппа Швабского Бонифацию Мон-ферратскому, и, несмотря на упреки и угрозы папы, кресто носцы вместо того, чтобы освободить ев, места, покорили Византийскую империю. Итак, крестовый поход ускольз нул из рук Иннокентия III. Насилия, которым подверглись греки, еще усилили их ненависть к западным народам; вос становление религиозного единства иполитического согласия становится менее достижимым, чем когда-либо. Таким образом, крестовый поход, которого так желал папа, не при нес пользы ни церкви, ни христианской Европе.
Другой крестовый поход он организовал в пределах самого христианского мира: чтобы искоренить альбигойскую ересь, он натравил феодалов Северной Франции на Южную. Увлекаемые своими грубыми страстями и жадностью, сень оры и авантюристы беспощадно резали, жгли и грабили, так что сам Иннокентий III отшатнулся отсвоего дела и совесть мучила его за это море пролитой им крови. Но было поздно. Он посеял в этих странах глубокую ненависть к пап ству, пламенным выражением которой является одна из сир-вент трубадура Гильома Фигейраса: «Рим, я нисколько не удивляюсь тому, что все народы заблуждаются, ибо ты ввергнул наш век в смуту и войну; ты истребляешь и хоронишь заслугу и добродетель. Рим, сарацинам ты причиняешь мало вреда, до греков и латинян ты ведешь на заклание.>Рим, ты так глубоко развращен, что пренебрегаешь Богом и его свя тыми. Так порочно твое царство, лживый, вероломный Рим, что в тебе сочетаются и гнездятся все пороки этого мира; так велика твоя несправедливость против графа Раймонда. Рим, таковы подвиги твоего папы.
Только в двух областях священные войны этого периода способствовали распространению христианства. На северо-востоке Европы немцы, оттесняя славян, ввели в упрочили его в Померании, Ливонии и Эстонии; но эти успехи не были достигнуты непосредственно самим папством. На юго-за паде Иннокентий III организовал крестовый поход против Альмохадов, которые, перейдя из Африки в Испанию, угро жали здесь существованию христианских государств: хрис тиане разбили их в великой битве при Лас-Навас де Толоса (1212); но, по жестокой иронии судьбы, один из самых храб рых участников этой битвы, арагонский король Педро, пал в следующем году при Мюре под ударами крестоносцев, опустошавших Лангедок.
Таково было положение Иннокентия Ш среди светского общества: он заявлял притязания на господство над миром и на управление государствами, но его планы беспрестанно разбивались о страсти тех, над которыми он хотел господствовать; те, кому он оказывал покровительство, в конце концов восставали против него, не слушали его советов или совершали под его именем величайшие насилия.
Иннокентий III и церковь. Ниже мы увидим, каково было положение Иннокентия Ш внутри церкви. Достаточно сказать, что он и в этой области не достиг той цели, которую наметил себе. Наиболее благочестивые люди этого времени часто энергично порицали безграничное вмешательство римской курии во все дела мира и глубокую испорченность, ко торая господствовала в ней. Яков Витрийский, ставший поз же кардиналом, писал: «Каждый раз, когда я проводил неко торое время при римском дворе, я находил там множество вещей, оскорблявших мой дух; эти люди были так заняты мирскими делами, королями, государствами и тяжбами, что не позволяли даже заговорить о духовных делах». Те новые монашеские ордена, которыми позже была произведена цер ковная реформа, встретили при своем возникновении глубокое недоверие со стороны папства и не раз энергично высту пали против него. Иннокентий III знал св. Доминика; но из среды доминиканцев вышел позже Савонарола. В правление Иннокентия III начал проповедовать и Франциск Ассизский, а в ХIII в. францисканцы будут страстно проклинать Римс кую церковь, какой ее сделало папство, и возвестят наступ ление новой церкви. Развивающийся в христианском обществе мистицизм идет вразрез с притязаниями пап. Еще до Иннокентия III одна пророчица с берегов Рейна, Гильдегар да бингенская, говорила: «Когда ни князья, ни другие люди, как духовные, так и светские, не найдут больше в папстве никакого благочестия, тогда они уменьшат его могущество. И папа, лишенный своей прежней власти, будет владеть толь ко Римом и небольшой областью вокруг него».
Латеранский собор. Последним крупным актом правления Иннокентия III было созвание Вселенского со бора в Латеране (ноябрь 1215 г.). Он хотел придать этому собору величайшую торжественность и, чтобы собрать на него возможно большее число епископов, начал созывать их с апреля 1213 г. На соборе присутствовало 412 еииеко пов и 800 аббатов или приоров; тут были патриарх Иерусалимский и представители от патриархов Александрийского и Антиохийского, послы Фридриха II, Оттона IV, византий ского императора Генриха, королей Франции, Англии, Иеру салима, Арагона, Венгрии и пр. Можно было подумать, что здесь собралось великое религиозное и политическое суди лище христианского мира.
Императорская корона. Позолоченное серебро. Украшена драгоценными камнями. XIII в.
В пригласительных письмах Иннокентий III наметил программу работ предстоявшего со бора: «Два дела наиболее озабочивают меня: освобождение св. мест и преобразование вселенской церкви. Я решил созвать всеобщий собор, который искоренил бы пороки, наса дил добродетели, исправил ошибки; преобразовал нравы, уничтожил ереси, укрепил веру, прекратил раздоры, водворил мир, оградил свободу, привлек к священной войне хри стианских князей и народы и, наконец, издал бы мудрые ус тавы для высшего и низшего духовенства». Собор принял 70 постановлений (канонов), осудил лжеучения Иоакима дель Фиоре, катаров и альбигойцев, определил наказания, которым должны были подвергаться еретики, и способ их передачи в руки светской власти, установил порядок стар шинства патриархов их отношения к Риму, обязал митро политов созывать ежегодно синоды. Были приняты новые меры относительно церковной юрисдикции, дисциплины, избрания клириков, их нравов, епископских выборов, при вилегий людей церкви, проповеде.
Собор приглашал епископов учреждать школы для обучения клириков и «бедных школьников», где бесплатно преподавались бы грамматика и богословие. Над монастырями был установлен более правильный и строгий надзор, но запрещено было основывать новые Ордена и издавать новые монастырские уставы. Поединки были запрещены; духовным лицам запрещено было освящать своим благословением ордалии: испытания кипят ком и раскаленным железом. Им рекомендовалось быть осторожными в наложении интердиктов; за незаконные отлу чения было установлено наказание. Запрещены были поклонение мощам, не признанным папой, и щедрая разда ча индульгенций. Клирикам было предписано не требовать платы за бракосочетания и погребения, а довольствоваться доброхотными приношениями. Многие из этих постанов лений свидетельствуют о возвышенном и смелом уме, вы соком представлении относительно влияния церкви на общество, искреннем желании улучшить духовенство и сделать его по благочестию, просвещению и чистоте нравов достой ным своей роли. Но еслиэти мероприятия и делают честь Иннокентию III, то большая часть злоупотреблений, про тив которых они были направлены, пустили слишком глубокие корни, чтобы постановления одного собора могли искоренить их.
На соборе была выработана также обширная инструкция для предстоящего крестового похода. Крестоносцы должны были двинуться в путь в мае 1217г.; были уже определе ны пункты, в которых должны были собраться отдельные отряды, и папа обещал приехать на место сбора, чтобы лич но благословить их. Но ему не суждено было дожить до этой радости: объезжая Италию для ускорения приготовлений к походу, он внезапно скончался в Перудже (июль 1216 г.), всего 56 лет от роду.
"ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ" - Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО