"Диалоги певчих"

                                 Выставка живописи, графики и керамики

 
Очередная выставка творческого и семейного союза Елены и Владимира Григорьян названа «Диалоги певчих» не случайно. Художник, для которого потребность художественного созидания является жизненной необходимостью, и есть тот поэт, певчий, призывающий зрителя через собственное произведение к сотворению. Два автора – двое певчих, чьи индивидуальные вокальные партии образуют единый гармонический дуэт – диалог.
Ключевым символом произведений является изображение птицы – своеобразного лейтмотива произведений двух художников. Этот центральный образ выставки трактуется одновременно и как поэтический, и как духовный символ, предстающий в своей многозначной трактовке. Птицы воплощают собой свободу и духовные искания, персонифицируют божественных вестников и перевоплощенных ангелов, олицетворяют воздух – один из четырех стихий, символизируют общение с небесным миром – обителью духа и, наконец, являются архетипическим выражением образа души.
Птицы, как и рыбы, по библейскому преданию были созданы на пятый день сотворения мира. Одна из выставок Елены и Владимира называлась «День пятый» и была посвящена рыбам. Выставка «Диалоги певчих», представленная вниманию зрителей сегодня, посвящена птицам.
В живописных, графических и керамических произведениях Елены и Владимира птица предстает как главное действующее лицо, порой как второстепенное, обозначаясь неявно, полунамеком. В композициях, где нет непосредственного изображения птицы, ее присутствие подразумевается.
Символическое содержание и художественная форма произведений по-прежнему свидетельствуют о неизменности творческого мировосприятия художников, основанного на божественной энергии любви и добра. Вновь встречаются знакомые и излюбленные символы и мотивы: ангелы, гранаты, дом, ладья, птица. При этом каждая новая выставка отображает новый этап творческих поисков авторов.
В композициях Елены появляется дополнительная декоративность за счет разбиения живописного пространства на геометрические плоскости, тяготеющие к единой, почти монохромной, золотистой цветовой гамме («Знаки Благовещения», «Утро Средиземноморья», «Морские ангелы»). Елену привлекает жанр натюрморта, где использование техники декупажа позволяет внести в строгую композицию орнаментальные мотивы («На террасе», «Натюрморт с грушами»). Птица является логическим и смысловым центром графических композиций, контрастность построения которых достигается совмещением глубокого цвета фона с тонким золотым контуром, сводящим изображение к лаконичному знаку («Эдем-I», «Встреча»).
В работах Владимира встречаются также знакомые зрителю персонажи: женщины, несущие подносы с дарами («Шествие с дарами»); ангелы, играющие на дудочке («Дуэт», «У Врат Твоих…») и, конечно, птицы. У автора это, как правило, удод, который трактуется еще и как символ искусства. Практически в каждой живописной композиции Владимира присутствует изображение двери или арки как обозначения некоего входа в иное пространство, прежде всего духовного уровня. Прием совмещения камерных предметов натюрморта с пространственными архитектурными элементами создают эффект «большого в малом» («Натюрморт с певчими», «Поющая»), а ритмический рефрен придает композициям почти музыкальную ритмичность.
Живопись Елены и Володи Григорьян всегда наполнена особым светом, неизменно ассоциирующимся с Божественным. Каждое произведение – искреннее и проникновенное обращение к Богу и своему зрителю, исходящее из глубин сердца. Образ птицы, исследуемый авторами в данной выставке, помимо множественных семантических толкований, предстает в широком смысле как символ райского сада – Эдема, частицу которого авторы посредством своих творений пытаются привнести в наш суетный повседневный мир.
 
Екатерина Резникова,
кандидат искусствоведения,
научный сотрудник ГМИ им. А. Кастеева