"Другой" Стамбул
«Существуют, однако, места, разглядывание которых на карте на какой-то миг роднит Вас с провиденьем. Существуют места, где история неизбежна, как дорожное происшествие, места, чья география вызывает историю к жизни. Таков Стамбул, он же Константинополь, он же Византия». (И.Бродский) Любовь к географии движущая сила всех путешествий. А суть путешествий – метаморфозы. Путешествуя, мы становимся немного другими. Мир иной входит в нас, меняя и преображая. Путешествие- Странствие- Паломничество. Наш путь -Стамбул-Константинополь. Неизбежность странствий - возвращение. Возвратившись, хочется поделиться. Время и Вечность. Стамбул. Божественный mix, где Европа переплелась с Азией, Восток с Западом, Ислам с Христианством, прошлое с настоящим, время с вечностью… Находясь в Стамбуле, помни, что ты в Константинополе. Путешествие по нему подобно перемещению сквозь время. Тягучее, густое, терпкое, как виноградный сироп. Здесь всё Время: «время – оно же вода», страстно охватившая сушу; поросший мхом камень, деревянные остовы османских особняков, черно-белый город старых открыток и фотографий полных печали и красоты. Здесь всё Вечность: строгие Лики византийских мозаик, протяжное пение муэдзина, бесконечное кружение дервишей, неспешное плаванье глухонемых, но всезнающих рыб в древних водах подземных цистерн. Колонны, капители, акведуки, аркады – «рукотворная вечность», а ещё бродячие кошки с византийской статью. Этакие бескрылые сфинксы, Васьки, Василии, Василевсы… Большой базар цивилизаций, где все свои. Римляне назвали его Константинополем, греки и армяне просто Полисом, турки - Стамбулом, русские - Царьградом. Город, как судьба - возможно и наша. «…мир не везде одинаков. В нем есть места, где ток духовности бьет сильнее». (А.Генис). Такие места неотступно притягивают как наваждение … Другой Стамбул это далекие от городской суеты кварталы, затерянные островки в океане мегаполиса, где стерты приметы времени. Здесь время остановилось, застыло, оцепенело. Сосредоточие истории - Бухта Золотой Рог . Первая наша встреча - Фенер. Фанарион, Фанар, Фенер. Это старейший греческий квартал Стамбула. Хитросплетение узких улочек, ветхих, но сохранивших былую красоту домов. Лестницы, уводящие ввысь, подъемы, спуски, лабиринты проулков. Неторопливая, степенная жизнь. Главный ориентир Фенера - греческий православный лицей. Монументальное здание, которого возвышается над бухтой. Совсем недалеко от причала необычная болгарская церковь, сконструированная из железа и Патриаршая церковь Святого Георгия Победоносца. Церковь Святого Георгия была построена Константинопольским патриархом Иеремией. Эта небольшая церковь уникальна своими реликвиями. Здесь покоятся мощи преподобной Ефимиии Всехвальной, праведной Соломонии, а еще старинный иконостас черного дерева, мозаичные иконы XI-XII вв., патриарший трон Иоанна Златоуста, часть колонны Бичевания, камень на котором апостол Петр плакал о своем горьком отречении. Трогательные святыни… В тени лицейского здания потерялась крошечная церковь Монгольской Богоматери – единственный в городе храм, который не был превращен в мечеть. Он связан с именем византийской принцессы Анны Палеолог, которую выдали замуж за монгольского хана. После смерти мужа Анна, вернувшись в Константинополь, основала обитель в Фенере, дав обет монашества. Церковь по сей день действующая и службы здесь никогда не прерывались. Соседствует с Фенером квартал Балат, бывшее еврейское гетто. Квартал был довольно интернациональным. Здесь мирно уживались евреи, греки, армяне и мусульмане. Синагога соседствовала с весьма почитаемой армянской церковью Сурб Ршдагабед. Главная ее святыня - исцеляющий источник в капелле. В поисках чуда сюда и ныне приходят люди разных вероисповеданий. Двигаясь дальше по Золотому Рогу, мы попадаем на окраину Константинополя - Влахерны, к старым константинопольским стенам. На этом месте некогда находился загородный дворец византийских императоров, и церковь Влахернской Божьей Матери, построенной в V в. на месте святого источника. Одна из главных святынь Константинополя хранила пояс и ризы Богоматери или покров, который, как о нем сказал Никифор Каллист: «подавая различные исцеления и чудесами побеждая естество и время». Сейчас от былого великолепия остался лишь чудотворный источник в небольшой церквушке, построенной на месте бывшей церкви - затерявшийся уголок живого православия… Маленькое, по-домашнему уютное, помещение церкви убрано с любовью. Старые иконы, в нишах букеты сухих цветов. Справа от иконостаса ослепительная бирюза святого источника. А недалеко от него древняя икона Одигитрии, написанная, по преданию, апостолом Лукой, покровителем Византии. Лик ее столь древен, что, кажется, что само Время смотрит на нас. Наше путешествие в поисках другого Стамбула продолжается вдоль южного берега Мраморного моря к стенам императора Феодосия. Этот район Константинополя, после его захвата османами, стал местом локального проживания христиан, в основном греков и армян. Здесь была открыта первая Армянская Епархия. За крепостными стенами находятся, и по сей день армянская Церковь Святого Георгия, турецкая православная церковь Святых Константина и Елены. Община турецких христиан – караманов возникла в Каппадокии. Форма литургии в турецкой православной церкви византийская, а служба идет на турецком языке. Одна из святынь православного мира, Студийский монастырь, также находалась в Саматье. Центром монастырского комплекса была церковь св. Иоанна Предтечи. В свое время монастырь сыграл огромную роль в борьбе с иконоборчеством. Все, что осталось от монастыря, прячется за высокими и неприступными стенами. Попасть за ворота не удалось. Сейчас здесь мечеть Имрахор. Самое внушительное - византийский архитектурный памятник - стена императора Феодосия (V в.) (городская окраина) - грандиозное, монументальное сооружение длиной 6,5 километров. Величественные руины стен необыкновенно живописны. Путешествующий в поисках старого и вечного города обязательно должен пройти вдоль них. Этот путь обязательно приведет к интересным открытиям. Так, дойдя до ворот Силеврикапи и перейдя современную магистраль, попадаем на огромное старое мусульманское кладбище, а, пройдя еще километр, добираемся до православного греческого монастыря Балыклы, монастырский комплекс которого включает церковь, подземную крипту с Живовосным Источником, здание женского православного монастыря и некрополь Константинопольских Патриархов. С древнейших времен это место называлось Балуклией и посвящено Пресвятой Богородице. Здесь еще с античных времен находился Живоносный Источник Зоодоху Пиги. Долгое время источник находился в запустении. Пресвятая Богородица сама указала на источник, явив много чудес исцеления от его вод. Здесь она и попросила построить церковь. Все было исполнено по вере. По свидетельству писателя Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 гг. – после 562 г.) храм при источнике был построен в 560 г. в эпоху императора Юстиниана I (527-565). Много преданий связано с этим местом. Так в одном из них рассказывалось, что когда настоятелю монастыря сообщили о завоевании турками Константинополя, он сказал: « Поверю в это, если вот эти рыбки, которые сейчас жарятся на сковороде, оживут». В этот момент рыбы прыгнули со сковороды в пруд. С тех пор это место называется Балуклия, что означает «Урочище рыб». И, действительно, подойдя к источнику, можно наблюдать, как торжественно и не суетно плавают в нем золотистые рыбки с необычными пятнышками, как бы чуть поджаренными боками. Церковь Балыклы неоднократно разрушалась и грабилась во время многочисленных осад Константинополя различными завоевателями (аварами, арабами, участниками IV крестового похода, османами). Все, что сохранилось от старой церкви это крипта с Живоносным Источником. Сейчас она находится под зданием нынешней церкви. В крипте удивительная тишина и покой. Безвременье. Молодая монашка стала нашим проводником к святому источнику. У чудотворной святыни мы на некоторое время остались совсем одни наедине со своими мыслями, упованиями и надеждами. Как, впрочем, и везде в «другом Стамбуле». Елена Григорьян | |||
|