"Другой" Стамбул

«Существуют, однако, места, разглядывание которых на карте на какой-то миг роднит Вас с провиденьем. Существуют места, где история неизбежна, как дорожное происшествие, места, чья география вызывает историю к жизни. Таков Стамбул, он же Константинополь, он же Византия». (И.Бродский)

Любовь к географии движущая сила всех путешествий. А суть путешествий – метаморфозы.  Путешествуя,  мы становимся немного другими. Мир иной входит в нас, меняя и преображая. Путешествие- Странствие- Паломничество. Наш путь -Стамбул-Константинополь.

Неизбежность странствий -  возвращение. Возвратившись, хочется поделиться.

   Время и Вечность.

Стамбул. Божественный mix, где  Европа переплелась с  Азией, Восток с Западом, Ислам с Христианством, прошлое с настоящим, время с вечностью…

Находясь в Стамбуле, помни, что ты в Константинополе. Путешествие по нему подобно  перемещению сквозь время. Тягучее, густое, терпкое, как виноградный сироп.

Здесь всё Время:  «время – оно же вода», страстно охватившая сушу; поросший мхом камень, деревянные остовы османских особняков, черно-белый город старых открыток и фотографий полных печали и  красоты.

Здесь всё Вечность: строгие Лики византийских мозаик, протяжное пение муэдзина, бесконечное кружение дервишей, неспешное плаванье  глухонемых, но всезнающих  рыб в древних водах подземных цистерн. Колонны, капители, акведуки, аркады – «рукотворная вечность», а ещё бродячие кошки с византийской статью. Этакие бескрылые сфинксы, Васьки, Василии, Василевсы…

Большой базар цивилизаций, где все свои. Римляне назвали его Константинополем, греки и армяне просто Полисом, турки - Стамбулом, русские - Царьградом. Город, как судьба - возможно и наша.

«…мир не везде одинаков. В нем есть места, где ток духовности бьет сильнее». (А.Генис).

Такие места неотступно притягивают как наваждение … 

Другой Стамбул это далекие от городской суеты кварталы, затерянные островки в океане мегаполиса,  где стерты приметы времени.  Здесь время остановилось, застыло, оцепенело.

 Сосредоточие истории - Бухта Золотой Рог .  Первая наша встреча - Фенер.  Фанарион, Фанар, Фенер.  Это старейший греческий квартал Стамбула. Хитросплетение узких улочек, ветхих, но сохранивших былую красоту домов. Лестницы,  уводящие ввысь, подъемы, спуски, лабиринты проулков.  Неторопливая, степенная жизнь. 

Главный ориентир Фенера - греческий православный лицей. Монументальное здание,  которого возвышается над бухтой. Совсем недалеко от причала необычная болгарская церковь, сконструированная из железа и Патриаршая церковь  Святого Георгия Победоносца. Церковь Святого Георгия была построена Константинопольским патриархом Иеремией. Эта небольшая церковь уникальна своими реликвиями. Здесь покоятся мощи преподобной Ефимиии Всехвальной, праведной Соломонии, а еще старинный иконостас черного дерева,  мозаичные иконы XI-XII вв., патриарший трон  Иоанна Златоуста, часть колонны Бичевания, камень на котором апостол Петр плакал о своем горьком отречении. Трогательные святыни…

В тени лицейского здания потерялась  крошечная церковь Монгольской Богоматери – единственный  в городе храм, который не был превращен в мечеть. Он связан с именем византийской принцессы Анны Палеолог, которую выдали замуж за монгольского хана. После смерти мужа Анна, вернувшись в Константинополь, основала обитель в Фенере, дав обет монашества. Церковь по сей день действующая и службы здесь никогда не прерывались.

Соседствует с Фенером квартал Балат, бывшее еврейское гетто. Квартал был довольно интернациональным. Здесь мирно уживались евреи, греки, армяне и мусульмане. Синагога соседствовала с весьма почитаемой армянской церковью Сурб Ршдагабед. Главная ее святыня -  исцеляющий источник в капелле. В  поисках чуда сюда и ныне  приходят люди разных вероисповеданий.

Двигаясь дальше по Золотому Рогу,  мы попадаем на окраину Константинополя - Влахерны, к старым константинопольским стенам. На этом месте   некогда находился загородный дворец византийских императоров,  и церковь Влахернской Божьей Матери, построенной в V в.  на месте святого источника. Одна  из главных святынь Константинополя  хранила пояс и ризы Богоматери или покров, который, как о нем сказал Никифор Каллист: «подавая различные исцеления и чудесами побеждая естество и время». Сейчас  от былого великолепия остался лишь чудотворный источник в небольшой церквушке, построенной на месте бывшей церкви - затерявшийся  уголок живого православия…

Маленькое, по-домашнему уютное, помещение церкви убрано с любовью. Старые иконы, в нишах букеты сухих цветов. Справа от иконостаса ослепительная бирюза святого источника. А недалеко от него древняя икона Одигитрии, написанная, по преданию, апостолом Лукой, покровителем Византии.  Лик ее столь древен, что, кажется, что  само Время смотрит на нас.

       Наше путешествие в поисках другого Стамбула продолжается вдоль южного берега Мраморного моря к стенам императора  Феодосия. Этот район Константинополя, после его захвата  османами, стал местом локального проживания христиан, в основном греков и армян. Здесь была открыта первая Армянская Епархия. За крепостными стенами находятся,  и по сей день армянская  Церковь Святого Георгия, турецкая православная церковь  Святых Константина и Елены.  Община турецких христиан – караманов возникла в Каппадокии. Форма  литургии в турецкой православной церкви византийская, а служба идет на турецком языке.

 Одна из святынь православного мира, Студийский монастырь, также находалась в Саматье. Центром монастырского комплекса была церковь св. Иоанна Предтечи.  В свое время монастырь сыграл огромную роль в борьбе с иконоборчеством. Все, что осталось от монастыря, прячется за высокими  и неприступными стенами. Попасть за ворота не удалось. Сейчас здесь мечеть Имрахор.

 Самое внушительное - византийский архитектурный памятник - стена императора Феодосия (V в.) (городская окраина) - грандиозное, монументальное сооружение длиной 6,5 километров. Величественные руины стен необыкновенно живописны. Путешествующий в поисках старого и вечного города обязательно должен пройти вдоль них. Этот путь обязательно приведет к интересным открытиям. Так, дойдя до ворот Силеврикапи и перейдя современную магистраль, попадаем на огромное старое  мусульманское кладбище, а, пройдя еще километр, добираемся до православного греческого монастыря Балыклы, монастырский комплекс которого  включает церковь, подземную крипту с Живовосным Источником,  здание женского православного монастыря и некрополь Константинопольских Патриархов.

С древнейших времен это место называлось Балуклией и посвящено Пресвятой Богородице. Здесь еще с античных времен находился Живоносный Источник Зоодоху Пиги.  Долгое время источник находился в запустении.  Пресвятая Богородица сама указала на источник, явив много чудес  исцеления от его вод. Здесь она и попросила  построить церковь. Все было исполнено по вере. По свидетельству писателя Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 гг. – после 562 г.)  храм при источнике был построен  в 560 г. в эпоху императора Юстиниана I (527-565).  Много  преданий связано с этим местом. Так в одном из них рассказывалось, что когда настоятелю монастыря сообщили о завоевании турками Константинополя, он сказал: « Поверю в это, если вот эти рыбки, которые сейчас жарятся на сковороде, оживут». В этот момент рыбы прыгнули со сковороды в пруд. С тех пор это место называется Балуклия, что означает «Урочище рыб».  И, действительно, подойдя к источнику, можно наблюдать, как торжественно и не суетно плавают в нем золотистые рыбки с необычными пятнышками, как бы чуть поджаренными боками. Церковь Балыклы неоднократно разрушалась и грабилась во время многочисленных осад Константинополя различными завоевателями (аварами, арабами, участниками IV крестового похода, османами). Все, что сохранилось от старой церкви это крипта с Живоносным Источником. Сейчас она находится под зданием нынешней церкви. В крипте удивительная тишина и покой. Безвременье. Молодая монашка стала нашим проводником к святому источнику. У  чудотворной святыни мы на некоторое время остались совсем одни наедине со своими мыслями, упованиями и надеждами. Как, впрочем, и везде в «другом Стамбуле».


Елена Григорьян


.