Елена Григорьян «Игра в камень», фото-инсталляция

«После изгнания из рая человек живет играя. »  (Лев Лосев) 

  Играя, человек входит в мир, произнося первые слова и делая первые шаги. Играя, совершает свое  странствие. Играя, уподобляется Творцу, творя и созидая, превращаясь в «человека играющего»*.

  Игра там, где  обитает поэзия. Здесь в поэтическом пространстве стираются границы между искусством и игрой. «Играючи и игриво творит рука вкупе с созидающим духом», пишет Й.Хейзинга.

  «Игра в камень»- интеллектуальная забава «homo ludens»*. Попытка возвращения к началу. Преодоление времени. А камень – сгусток времени. Его концентрация. Если хотите, его материализация.  Заигрывание с камнем возвращение вспять. Назад. В детство. И еще дальше – в детство человечества, когда мир прост и чист, а игра самозабвенна и священнодейственна.

____________________________

* «человек играющий» - понятие, введенное нидерландским культурологом Й.Хайзингом.

* «homo ludens» (лат.) – человек играющий


Пресс-релиз

Министерство культуры и информации РК, Государственный музей искусств им. А. Кастеева РК представляют совместную выставку «Игра в камушки» Георгия Макарова (живопись) и Елены Григорьян (фотоинсталляция, керамика).

Во время выставки будет демонстрироваться фильм «Игра в камни» (1964) чешского художника и режиссера Яна Шванкамайера. 

Открытие: 21 февраля 2013 в 16.00. Выставка продлится три недели.

Многие выставки и художественные проекты Георгия Макарова связаны с игрой. Игра является не только средством заполнения свободного времени или интересного проведения досуга, это еще и способ познания мира, а также средство общения. Георгий Макаров любит играть. Он не только играет сам – он призывает принять участие в этом увлекательном процессе и зрителей, и друзей-художников. На этот раз, устраивая «Игру в камушки», он пригласил для творческого диалога Елену Григорьян.

Выставка двух художников становится своеобразным пространством арт-коммуникации, когда два автора размышляют на заданную тему, обращаясь к наиболее оптимальному для себя художественному материалу. Для Георгия это – акрил – основной материал его живописных произведений, а для Елены –керамика и черно-белая фотография. Художники и ранее неоднократно участвовали в совместных проектах.

Нередко случается, что художественные события взаимосвязаны, порой одно вытекает из другого. Выставку, представленную вниманию зрителей сегодня, можно считать новым этапом крупного лэнд-арт проекта. Он успешно реализуется на протяжении нескольких лет, начиная с 2006 года. В его рамках художники создают свои произведения из материалов, которые исконно несут в себе энергетику природных стихий.

В рамках экспозиции «Игра в камушки» главным действующим лицом становится камень. Казалось бы, это – бездушная мертвая субстанция. Но в трактовке авторов выставки, камень становится символом далекого прошлого, сакральным первоистоком, свидетелем сотворения мира и человека. Изменение привычного угла зрения позволяет воспринять камни как очевидцев давно минувших дней, ощутить в них присутствие души, увидеть, наконец, их гармонию и красоту. Для обоих авторов – это, прежде всего, эстетический объект.

У Елены камни – это материал, обладающий лаконичной сдержанной красотой, благородством и неразрывной связью с природой. Камни проникают в пространство фотоинсталляции, где они вместе с рукотворными художественными объектами запечатлены с помощью черно-белой фотографии. Трёхмерные объекты в окружении плоскостных фотоизображений в стиле ретро создают иллюзию архаики и глубокой древности. Создается ощущение фото-фиксации ушедших в далекое прошлое предметов, подернутых патиной времени. Единая монохромность является общим связующим началом. Керамика – излюбленный материал художницы, в котором глина – ближайшая родственница камня, также рожденная священным чревом земли, отличается лаконичностью формы и глубиной философского содержания.

Георгий, обращаясь к камню в своих произведениях, стремится проникнуть в многофункциональность этого явления. Множество камней в его художественных композициях могут образовывать и фрагмент природной береговой линии, и рукотворный каменный блок как элемент архитектурного сооружения. Многие работы «населяют» древние окаменелости – образец выразительной сдержанной красоты. Живые организмы, волею судеб превратившиеся в камень, становятся зримым воплощением остановленного времени – мгновения, обращенного в вечность. Любимый жанр натюрморта также получает своеобразное воплощение – огромные горные массивы внезапно трансформируются в камерную группу объектов, в определенном порядке организованных по воле художника на небольшой столешнице. Спецификой живописи является почти полное изгнание из нее цвета – все композиции решены в графическом ключе. Тем неожиданней и пронзительней вторжение в монохромные пространства красных пересекающихся линий, уподобляющих поверхность картин шахматному полю – еще одной вариации игры с камнем.

Интересно, насколько велика роль камня в жизни человека. Тысячелетия человек использует камень в качестве основного материал для строительства. С раннего детства человек начинает взаимодействовать с камнем, играя с ним – подбрасывая, кидая его в воду, выбивая один другим, разбивая камнем фигуры, рассматривая и любуясь им. За всю историю человечества придумано около двух тысяч игр с камнями.

Так давайте сегодня мы откликнемся на призыв художников и погрузимся вместе с ними в увлекательную «Игру в камушки»!

                                                                                                                                      Е. Резникова