Елена и Владимир Григорьян
Художники родились в Баку (Азербайджан), где познакомились в художественном училище благодаря книге об импрессионизме. В 1989 году вследствие политических событий переехали в город Шевченко (ныне Актау). Елена Григорьян в 1985 году закончила художественно-графический факультет Азербайджанского педагогического института. Владимир Григорьян является выпускником художественно-графического факультета Казахского педагогического института имени Абая, который окончил в 1990 году. С 1990 года авторы являются постоянными участниками городских и областных выставок в Актау. В 1996 состоялась их первая выставка в Алматы, с этого момента выставки становятся регулярным событием в творчестве Елены и Владимира Григорьян. Важным этапом является начало их экспонирования за рубежом - в 2000 году прошла выставка “Light of the World” в Вашингтоне (Вирдижния, США), в 2008 и 2009 годах состоялись две выставки в Испании. В данный момент Елена и Владимир Григорьян живут и работают в Алматы, совмещая творческую деятельность с преподаванием. Произведения художников приобретены в частные коллекции многих стран мира: Австралия, Англия, США, Венгрия, Израиль, Индонезия, Россия, Казахстан, а также музейные собрания: Креченская галерея, Дирекция художественных выставок (Алматы), Музей изобразительных искусств им. семьи Невзоровых (Семипалатинск), Мангистауский краеведческий музей, галерея современного искусства «Тенгри-Умай» (Алматы). Творческий дуэт Владимира и Елены Григорьян является тем редким примером, когда гармоничный семейный союз является одновременно успешным творческим тандемом двух художников, близких по духу и философии мироощущения. Незыблемые христианские постулаты - Вера, Надежда, Любовь - являются первоосновой творчества двух авторов, чьи тонкие духовные вибрации сливаются в художественном созидании, наполняя их произведения божественной энергией любви и добра. В поисках новых средств художественной выразительности авторы обращаются к различным материалам. Владимир создает неповторимые живописные и керамические произведения, Елена - удивительные композиции в графике, керамике, технике коллажа. Оба художника работают в относительно новом для казахстанского искусства направлении «лэнд-арт» (использование реального ландшафта и природных стихий как особого художественного материала для создания артефактов). Елена нередко выступает в качестве куратора персональных и групповых выставок, являясь идейным вдохновителем и духовным лидером этих художественных проектов. Керамика - вид искусства, одинаково близкий обоим авторам. Глина - первооснова мироздания, воплощение земной стихии - мягкий и податливый материал, который трансформируется в руках художника, превращаясь в хрупкие символичные образы. Свои керамические произведения (Елена - мелкую пластику, Владимир - рельефы) авторы создают в японской технике раку - задымление, когда в процессе работы невозможно точно предсказать конечный результат. Матовое или блестящее покрытие изделия после обжига и задымления приобретает оттенки, затемняющие натуральные цвета белой и красной глины, а поверхностные кракелюры образуют рисунок, завораживающий своей простотой и графической ясностью. Так рождаются Ангелы Елены Григорьян - воплощения Абсолютного Духа, посланники Бога - несколько наивные, но удивительно искренние; бестелесные, но обретающие физическую оболочку в виде маленьких керамических тел. Каждый из них наделяется предметом или атрибутом для выражения особого символического состояния: ангел с гранатом, ангел с собачкой, ангелы с древом, ангелы с кувшинами, ангел с рыбой - «Хранители пустоты» (так называлась выставка Елены и Владимира в Центральном выставочном зале, апрель 2006, Алматы). Этим высшим духовным существам была посвящена групповая рождественская выставка, организованная по инициативе Елены и Владимира, которая называлась «Шелест крыл» (галерея «Арвест», декабрь 2008-январь 2009, Алматы). Излюбленная тема в керамике - сосуды. Каждый из них предстает как крошечная сфера, хранилище пустоты, маленькая модель бесконечной Вселенной. Некоторые из них напоминают гранат - плод, притягательный по форме и содержанию - символ жизни и плодородия - излюбленный мотив, нередко возникающий также в живописных и графических композициях. При восприятии этих керамических емкостей невозможно следовать неукоснительному музейному правилу «руками не трогать». Любуясь их завораживающей поверхностью, недостаточно ограничиться визуальным восприятием - зритель ощущает потребность соприкоснуться с ними, тактильно воспринять их тепло и энергетику. Совершенствование технологических приемов стимулирует авторов совмещать разнообразные материалы для достижения особо выразительных эффектов - так возникают необычные фактуры, неожиданные цвета и формы. Внимание к поверхности художники проявляют не только в керамике - в живописи и графике появляется фактурность, рельефность, декоративность. Постепенно Елена стала создавать коллажи, вводя в композицию элементы флористики (лепестки живых цветов), включая фрагменты фотографий, тонкие кружевные ткани или даже простую кальку, которая, приглушая контуры и цветовую насыщенность, привносит в композицию элемент таинственной недосказанности. Владимир создает живописную серию «Прогулки по Эдему», где композиции строятся посредством орнаментально-декоративного ритмического повторения фактурных символических образов - животные, птицы, деревья, рыбы, - подобный прием фризового рефрена был присущ вавилонской и ассирийской эстетике. Эти объекты, наполненные глубоким символическим значением, кочуют и странствуют по пространствам произведений Володи. При выборе образа автор опирается изначально на эстетику предмета, а при его художественном воплощении осуществляет внутреннее духовное содержательное наполнение. Так достигается гармония, а обычные предметы и существа наделяются высшим, сакральным, божественным смыслом. Библейские сюжеты - особая тема, лейтмотив творчества этих двух художников. Персонажи Ветхого и Нового Завета взаимодействуют друг с другом в живописном, графическом и керамическом пространствах. «Бегство в Египет», «Тайная вечеря», «Несение креста», «Благовещение», «Вавилонская башня» - сюжеты, к которым обращались многие живописцы, но у Елены и Владимира они обретают новое индивидуальное прочтение. Библейские персонажи предстают в реальном земном обличье, а их деяния воспринимаются зрителями почти как бытописание современников. Подобная трактовка Библейского предания и философское осмысление образов свидетельствует о слиянии земного и божественного начал. Елена и Владимир Григорьян постоянно обращаются к теме сотворения мира и началу мироздания. Об этом их выставка «День пятый» - посвящение загадочной и молчаливой обитательнице морских глубин - Рыбе; о днях первотворения повествует живописное произведение Владимира «Начало». Художники, подобно Творцу, создают свой собственный неповторимый, уникальный мир, наполненный Божественным светом и Любовью ко всему сущему.
Екатерина Резникова, кандидат искусствоведения