Ереси XII и XIII вв.
Размножение ересей. - Монтанистские секты: петробрюзийцы и вальденсы. - Пантеистические секты. - Манихейская секта: катары или альбигойцы. Альбигойский крестовый поход. - Инквизиция.
Размножение ересей. Изображенное выше религи озное движение, которое привело к реформе белого духовенства и распространению монашеских орденов, имело не только положительные результаты. Во многих пунктах дви жение уклонилось от правильною пути: под предлогом ре формы множество людей совратилось в ересь. XII и XIII в. представляют собой эпоху, обильную ересями, когда рас кольничьи секты размножились отчасти благодаря тому са мому движению, против которого они восставали. Одни из них были завещаны прежними временами, но в большей степени это были новые ереси, оказавшиеся не менее опас ными, чем первые. Порожденные иногда возвышенным чув ством, утверждаемые усилиями, которые, по-видимому, ничем не отличались от образа действий настоящих рефор маторов, они вначале придавали себе вид более чистой фор мы христианства или возвращения к духу первоначальной церкви, но с течением времени под влиянием мистической экзальтации они вырождаются в странные и почта всегда безнравственные учения.
Эти учения были часто крайне запутаны и бессвязны; отдельные секты так разветвились, что их трудно система тезировать. Их можно классифицировать лишь при том ус ловии, если оставить в стороне, во-первых, еретиков, сто ящих особняком, вроде Беренгария Турского, лжеучения которого о таинстве св. евхаристии были осуждены несколькими соборами (1050-1080) и который умер, примирившись с церковью, в 1088 г.; или вроде двух сумасбродов - брабан тца Танхельма, который торжественно обвенчался с Пре святой Девой и был убит одним священником в 1124 г., и бретонца Зона де Стелла, дворянина из Лудеака, который заявлял, что он призван председательствовать на Страшном Суде, и который был осужден на Реймсском соборе 1148 г.; во-вторых, секты, просуществовавшие недолго и не полу чившие большого распространения: например, секта PassagiensB Северной Италии в XII в., члены которой тре бовали соблюдения Моисеевых законов и представляли Иисуса Христа первым из сотворенных существ; секта по клонников Люцифера в Германии в начале XIII в., утверж давших, что Люцифер был несправедливо изгнан с неба, и предававших анафеме св. Михаила; секта стедингов во Фрис ландии, члены которой были скорее мятежниками, чем ере тиками, и которые были усмирены в 1234 г. после коротко го крестового похода под руководством бременекого архиепископа. Если иеключить эти второстепенные секты и ограничиться лишь главнейшими, то все ереси рассмат риваемой эпохи можно разделить натри группы: одни вдох новлялись преимущественно монтанистскими принципами; другие придерживались пантеистических теорий; наконец, третьи всецело усвоили манихейское учение.
Монтанистские секты: петробрюзийцы и вальденсы. Из монтанистских сект важнейшими были петроб рюзийцы и вальденсы. Секта петробрюзийцев обязана сво им происхождением и названием низложенному священнику Петру де Брюи, который около 1104 г. начал проповедовать на юге Франции. Он отвергал крещение детей, молитву за умерших, безбрачие, поклонение иконам, внешнюю обряд ность церкви, обедню и догмат истинного присутствия тела и крови Христовых. Он проповедовал 20 лет. В1124к, сжег ши в Сен-Жилле (близ Арля) иконы и кресты, он до такой степени раздражил зшм поступком толпу, что она сожгла его самого. Его преемником был клюнийский монах Генрих из Лозанны, который уже совершенно отрицал богослуже ние и, благодаря своей страстной проповеди против безнрав- ственности современного духовенства, приобрел множество последователей в Швейцарии, Савойе и Мансской епархии, епископ которой, Гильдеберт, тщетно пытался вернуть его в лоно католической церкви. Осужденный на Реймсском соборе (1148), Генрих умер в темнице около 1149 г. Часть секты петробрюзийцев, называвшихся также генрициана ми, вернулась в лоно церкви под влиянием проповеди св. Бернарда, Остальные продолжали упорствовать в своем лжеучении и в 1184 г. примкнули к новой секте вальденсов. Основателем секты вальденсов (Leonistae, Sabatati, Pauperes de Lugduno) был богатый лионский купец Пьер Валъдо, или, вернее, Вальдец (из деревни Vaux, близ Лио на). Пьер Вальдец, потрясенный внезапной смертью одно го из своих друзей, искал утешения в чтении Библии и тво рений отцов церкви (1173). История св. Алексея произвела на него такое глубокое впечатление, что он раздал все свое имущество - жене, прежним клиентам, бедным, поручил двум священникам перевести Священное писание на роман ский язык, и в 1177 г. начал обходить страну, проповедуя народу покаяние. Его главной мыслью было восстановить на земле жизнь апостолов, которая, по его мнению, состоя ла в бедности, скитании, проповеди и ношении сандалий.
Священник в облачении для мессы. По миниатюре XI в. В руках священник держит Евангелие
Он привлек к себе нескольких последователей, которые, исполняя завет, данный Иисусом Христом апостолам, шли по двое на свое служение. Когда лионский архиепископ зап ретил Вальдецу проповедовать, последний апеллировал к папе Александру III, который посоветовал ему подчинить ся (1179), затем - к папе Луцию III, который на Веронском соборе отлучил его от церкви (1184). Тогда Вальдец соеди нился с петробрюзийцами, бежал во Францию, блуждал по Италии и умер в Богемии в 1197 г. В то время вальденсы, окончательно образовавшие еретическую секту, за исклю чением нескольких, которые остались в лоне церкви (валь денсы Меца), насчитывали уже множество приверженцев в Южной Франции, Северной Италии и Арагоне, откуда ко роль Альфонс II изгнал их в 1194 г., как «врагов креста Хри стова и осквернителей веры». Их вероучение вполне оправ дывало такое обвинение. Вальденсы отвергали всякое церковное служение, кроме проповеди, и все таинства, кроме св. евхаристии; утверждали, что всякий христианин - священник, и осуждали молитвы за умерших, индульгенции, военную службу, собственность и принуждение к труду. Секта заключала в себе две категории лиц: верующих, которые продолжали жить в миру, и совершенных, которые давали обет целомудрия и послушания высшим и на которых лежала обязанность проповедовать. Но вскоре секта распа лась. Первыми отделились от общины ломбардские валь денсы; собрание в Бергамо, созванное в 1218 г., чтобы вос становить единство секты, потерпело «еудачу, и раскол совершился. В то время» как французские вальденсы, оста ваясь верными своему лжеучению, старались все-таки не порывать с церковью их итальянские собратья совершенно отделились от нее и выработали отдельный культ. Первые - не выходили за пределы Пьемонтских долин; вторые - рас просгранились в Германии» Богемии и Польше и в XVI в. примкнули к протестантам, В долинах Дофине и Пьемонтс ких Альп их еще и теперь живёт около 20 тысяч.
Пантеистические секты. В то время, как Петр Вальдец распространял в Южной Франции и Северной Италии монтанистские идеи, профессор логики, а позже - богословия в Парижском университете, Амори де Бэн под влиянием Скота Эригена и арабских философов создал уче ние, основанное почти всецело на 1знртеистическях началах. Он УЧИЛ, что «каждый христианин есть член Христа», что три лица св. Троицы воплотились: Отец - в Аврааме, Сын - в Иисусе Христе и св. Дуж - в каждом христианине, кото рый, таким образом, является сразу и Христом, и св. Ду- хом. Отсюда он заключал о бесполезности таинств, так как освящение состоит простое ощущении присутствия Бога и не может быть утрачено даже через любодеяние. Присуж денный Иннокентием III к публичному отречению перед Парижским университетом, Амори де Бэн умер, как гово рят, от огорчения (около 1207 г.). После его смерти обна ружилось, что он имел нескольких последователей, из ко торых главными были парижский ювелир Гильом иj профессор Давид де Динан, продолжавший проповедовать безнравственное учение Амори де Бэна. Оно было снова осуждено Парижским (1209) и четвертым Латеранским (1215) соборами, и многие из сектантов были присуждены к смертной казни.
В тесной связи с аморинцами стояла, по-видимому, секта Братьев « сестер свободного дука, которых называли также бегардами, швеетрионами и тюрлюпинами 8 которые около середины ХIII в. появляются в различных городах Швабии, Швейцарии и Италии. Пантеисты, подобно ученкам Амори де Бэна, применяли к самим себе слова Христа; «Аз и Отец едино есмы». Они утверждали, что разчеловек пришел к это му убеждению, он не принадлежит более чувственному миру, не может быть осквернен никакими плотскими излишества ми и более не нуждается в приобщении к таинствам. Эта те ория не была нова: нова была смелость, с какой Братья сво бодного духа осуществляли ее на деле, Их безнравственное поведение вызвало против них суровые меры.
Манихейская секта: катары или альбигойцы. Но из всех этих сект самой грозной была, без сомнения, секта катаров (Kadopoi, чистые) или альбигойцев, мани хейское учение и революционная проповедь которых гро зили существованию как церкви, так и государства. Вопрос о происхождении этой секты до сих пор остается спорным. Согласно старой гипотезе, она произошла по прямой линии от древних гностических и манихейских сект, которые буд то бы всегда имели тайных адептов в Южной Франции и Италии. По другому мнению, она примыкает скорее к пав ликианам и богомилам, учения которых были занесены на запад переселившимися туда болгарами (Bulgari, Bulgrii Boulgres); этим и объясняется название, которое было дано этой секте и которое в конце концов было распространено на все другие ереси.
Впрочем, катаров следует представлять себе не как еди ничную секту, а как более или менее бессвязный конгломе рат сходных сект, представляющих, наряду с существенны ми различиями, некоторые общие черты, из которых главной была манихейская вера в два начала - добра и зла. Для не которых катаров эти два принципа были совечны и являлись двумя различными богами: один- добрым, другой - злым; это было почти павликианское учение. Для других, прибли жавшихся к богомилам, доброе начало было истинным Бо гом, который сотворил невидимый мир духов и от которого исходил Новый Завет; дурное начало, или Иеговы, был лишь падший дух» сотворивший видимый мир и давший людям Ветхий Завет. Его сын Люцифер соблазнил часть небесных ангелов и заточил их в тела; чтобы освободить этих плен ных ангелов, составлявших особый, избранный класс меж ду людьми, сошел с неба другой ангел, Христос, не приняв ший, однако, ни человеческой природы, ни истинного тела.
Из этих догматов вытекала чисто манихейская мораль, которая сводилась- насколько можно судит об этом при отсутствии сочинений^ написанных самими еретиками,- к следующим трем пунктам: 1) разделение людей на два клас са, из которых лишь один принимает участие в искуплении и может достигнуть спасения, а другой, ввиду своего про исхождения от злого начала, не способен к освящению, что освобождало его от всякой нравственной ответственности; 2) отрицание всякой власти, как церковной, так и светской, что подрывало основы общественного строя; 3) наконец, осуждение всего, что стоит в какой бы то ни было связи с материей, произведением злого начала; так, осуждаются употребление в пищу животных продуктов, брак, собствен ность, почитание креста и икон, сооружение церквей и таj инства. Из таинств катары признавали лишь одно - нечто вроде духовного крещения, так называемое consolamentum которое без покаяния освобождало от грехов и которое они совершали, возлагая руки и Евангелие на избранного; в силу этого обряда последний переходил в категорию «совершен ных». Дело в том, что катары, подобно вальденсам, допус кали разделение посвященных на верующих и совершенных; только этих последних принятое имя consolamentum обя зывало жить в полном отречений суровой и безгрешной жизнью. Но так как такая стойкойсть встречалась редко, то вожди секты стали давать consolamentum лишь на смерт ном одре; кроме того, для большей верности они часто скло няли больных, готовившихся выздороветь, к медленной го лодной смерти; это добровольное мученичество называлось endura. Таково было учение катаров; отвергая всякий авто ритет, осуждай брак и собственность, они естественно дол жны были казаться современникам опасными людьми, гро зившими существованию не только Западной церкви, во и самого общества. Альбигойство было не только религиоз ной» но и социальной ересью; этим отчасти и объясняется та беспощадность, с которой оно было подавлено.
В течение XI и XII вв. альбигойская ересь получает ши рокое распространение. В 1010 г. манихеи, или катары, по являются в Ажане, в 1022-м - » Орлеане, около 1030-го - в Ломбардии. Отсюда ересь переходит в Германию; в 1126 г. мы встречаем ее в Трирешлгокруге, в 1146-м - в Кельне. Но главным образом она распространяется в Лангедоке и наибольшее число последователей приобретает среди жи вого и впечатлительного населения Южной Франции, Здесь катары встречаются с вальденсами, которых иногда ошибоч но смешивали с ними; напротив, вальденские проповедники нередко спорили со священнослужителями катаров: их учения далеко не во всем были сходны, и обе секты никогда не вступили в союз между собой. В конце XII в. главным оплотом катаров Южной Франции было Альби (откуда и произошло их наиболее употребительное название - аль бигойцы), а их явными или тайными покровителями было большинство южных сеньоров, из которых одни увлеклись их учением, другие боялись возбудить неудовольствие сво их подданных, третьи же находили в альбигойстве удобный повод грабить имущества монастырей и церквей. Между этими сеньорами следует отметить особенно тулузского графа Раймонда VI из могущественной семьи Сен-Жилль, которая владела в то время большинством крупных ленов Южной Франции, и Раймонда Рожера, виконта Безье. Альбигойский крестовый поход. Сильные этой поддержкой и организованные в тайные сообщества, альби гойцы начали пускать в ход насилие: несколько епископов было свергнуто с кафедры, несколько аббатов изгнано из их монастырей, несколько священников задушено. Успехи ере си начинали беспокоить курию. Папа Александр III и тре тий Латеранский собор (1179) приняли строгие меры про тив альбигойцев. Но первым актом решительной борьбы, приведшей к искоренению ереси, было издание того знамени того декрета, который папа Луций III с согласия Германско го императора Фридриха I внес на Веронский собор 1184 г. Этот указ, направленный против всех ересей той эпохи, предписывал епископам посылать комиссаров в те местнос ти, где они подозревали существование еретиков, для про изводства следствия (inquisitio) и для передачи виновных в руки светской власти. Так как этот декрет вначале не при вел ни к какому результату, то Иннокентий III решился дей ствовать против ереси с большей энергией, хотя все еще мирными средствами. Тотчас по восшествии на папский престол (1198) он поручил двум цистерцианским монахам, Гюи и Ренье, предпринять обращение еретиков в качестве апостольских легатов; немного спустя он присоединил к ним Петра де Кастельно, архидьякона Магеллонского, кардина ла Рауля и аббата Сито, Арно Амори, одного из красноречивейших людей того времени. В 1206 г. папские легаты встретили осмийского епископа Диего, который вместе со св. Домиником проезжал через Лангедок. Доминик, глубо ко огорченный успехами ереси, решил соединиться с лега тами для борьбы против нее и в течение 10 лет более на стойчиво, чем успешно, проповедовал еретикам, не принимая, впрочем, никакого участия в начашемся между тем крестовом походе.
Так как дело обращения не продвигалось вперед, то Ин нокентий III, убедившись в недействительности мирных средств, решил прибегнуть к силе; к этому побудило его еще и следующее обстоятельство. В 1207 г. Петр де Кас тельно потребовал от тулузского графа, чтобы он вернул церквам то, что отнял у них; Раймонд VI отказался и был за это отлучен от церкви. В раздражении он - как некогда Ген рих II по отношению к Фоме Бекету -неосторожно выра зил желание быть отомщенным. Один из его рыцарей тот час погнался за легатом, настиг его в Сен-Жилле (близ Арля) и убил его ударом кинжала (январь 1208 г.). Это убийство было сигналом к крестовому походу. Иннокентий III в свою очередь отлучил Раймонда VI, разрешил его подданных от клятвы верности, наложил интердикт на его владения и пред ложил их первому, кто их займет В то же время он умолял Филиппа Августа и других христианских государей идти против еретиков, которые, по его мнению, были «хуже ca рацин». Итак, начался настоящий крестовый поход. Он про должался 20 лет, но недолго сохранял свой первоначаль ный характер. В нем можно различить три фазы: вначале преобладает религиозный интерес; война ведется исключи тельно против еретиков. Затем к религиозному интересу примешивается политический интерес, что подвергаетрис ку полученные результаты. После Латеранского собора (1215) этот политический интерес становится преобладаю щим, и крестовый поход превращается в династическую войну, которая в конце концов оказалась выгодной для Фран ции, ноне принесла никакой пользы церкви. Рассмотрим вкратце эти три фазы войны.
Воззвание Иннокентия III было услышано: крест приня ли многие рыцари Северной Франции - герцог Бургунд ский, графы Невера, Оксерра, Сен-Поля, Фореца и Жене вы, граф Монфорский Симон, немецкие сеньоры и, что осо бенно замечательно, несколько сеньоров Южной Франции. Их сопровождало множество епископов и аббатов; главное управление крестовым походом папа вручил своему лега ту, аббату Сито. Филипп Август, которого Иннокентий III пригласил стать во главе крестоносного войска, отказался; до конца своей жизни, несмотря на многократные увеща ния с разных сторон, он строго соблюдал нейтралитет. Впрочем, он позволял свободно проповедовать крестовый поход, высшее командование которым было вручено Симо ну Монфору, одному из самых искусных полководцев свое го времени. Испуганный этими приготовлениями, Раймонд VI последовательно обращался к папскому легату, который потребовал поручительств, к своему двоюродному брату Фи липпу Августу, который отказался вмешаться в дело, и, на конец, к Иннокентию III. Последний благосклонно принял его оправдания, но настаивал на предоставлении поручи тельств, которых потребовал его легат. Раймонд вынужден был покориться: как кающийся, нагой, он подвергся бичева нию перед церковью СешЖилля в присутствии 20 архиепис копов и епископов; он отдал ключи от своих замков, обязал ся поправить зло, которое он причинил церквам, и обещал наказать еретиков. На этих условиях он был прощен, и сам принял крест (18 июня 1209 г.). Но его вассал Раймонд Рожер, виконт Безьерский и Кар касонский, не выказал подобной покорности. Он отвечал на угрозы угрозами и приготовился сопротивляться. Против него Симон Монфор и направил свои усилия. В течение нескольких месяцев он отнял у него Безье, где произошла страшная резня, Каркасон и множество замков. После это го разгрома легаты подложили его разоренные владения герцогу Бургундскому и графу Неверскому, они, однако, не приняли их, а затем Симону Монфору, который оказался менее совестливым и принял их. Это была крупная ошибка со стороны легатов, потому что с этой минуты религиоз ный интерес перестает быть единственной движущей силой крестового похода. С точки зрения туземного населений, Симон Монфор воевал ради своей личной выгоды; он был уже не только бойцом за веру, но и завоевателем. Отсюда двоякая перемена в ходе экспедиции: с одной стороны, фран цузские рыцари, как только кончился срок их службы, по кидают графа Монфорского, с другой - против него подни маются сеньоры юга. В 1210 г. из 200 замков, которые он успел покорить, под его властью оставалось лишь 8; ему приходилось сызнова завоевывать свои виконтства.
Пользуясь таким положением дел, Раймонд VI не испол нил ни одного из своих обязательств. Папские легаты снова отлучили его и наложили интердикт на тулузское графство. Как и в первый раз, Раймонд обратился за помощью к Фи липпу Августу, который оттолкнул его, и к папе, который предложил ему оправдаться перед собором, заседавшим в Сен-Жилле. Граф Тулузский отправился туда и, не успев оп равдаться, получил отсрочку. В1211 г. он в Арле снова пред стал перед собором, который поставил ему слишком тяже лые условия и тем побудил его сноба взяться за оружие. Начался новый крестовый поход, который в течение двух лет заливал кровью страну и главными моментами которо го были взятие Лавора крестоносцами и их поражение под Тулузой. В 1213 г. арагонский король Педро II, который толь ко что прославил себя борьбой с испанскими мусульмана ми, вмешался в дело альбигойцев и предложил свое посред ничество. Иннокентий III, видя, что религиозный интерес начинает оттесняться политическим, хотел положить конец насилиям. Он принял предложения дона Педро, приоста новил проповедование крестового похода» умерил пыл сво их легатов и созвал собор в Лаворе, чтобы еще раз испы тать мирные средства. Но Иннокентию III не удалось склонить к примирительной политике ни французское ду ховенство, ни крестоносцев. Они видели в Раймонде VI един ственную опору ереси и презирали его как изменника; по этому Лаворский собор подтвердил его отлучение (1213). Раздраженный неудачей своего посредничества, дон Педро повел войско на помощь графу Тулузскому и осадил Мюре. 12 сентября 1213 года близ города произошло большое сра жение, в котором дон Педро был убит и которое, благодаря ловкой тактике Симона Монфора, окончилось блестящей победой крестоносцев. Результатом згой победы было под чинение всей страны. Побежденный Раймонд VI покинул Тулузу и принял все условия, какие были ему поставлены, после чего был освобождён от интердикта легатом Петром Беневентским. Графы Фуаский и Комминжский и большин ство их вассалов также отдали себя и свое имущество в руки легатов.
После этого областной-собор в Монпелье (1215) пере дал верховную власть над Лангедокбм Симону Мойфору, а немного спустя четвертьй Вселенский собор в Латеране, один из замечательнейших, какие когда-либо собирались, снова осудил альбигойскую ересь, обязал население Ланге дока принести клятву верности католической церкви, пред писал епископам организовать следственные комиссии для преследования упорствующих, повелел светским князьям очистить их земли от еретиков и окончательно определил судьбу-владений графа Тулузского. Симон де Монфйр со хранил за собой почт» все Тулузское графство, герцогство Нарбоннское и виконтства Каркасон и Безье. Графы Фуаский, Комминжский и Беарнский были снова водворены в своих владениях. Графство Венессенское было присоедине но к владениям Римской церкви. Наконец, остальные земли Раймонда VI, то есть Провансскнй маркизат и часть Тулуз ского графства, были оставлены его сыну Раймонду VII, в пользу которого он отрекся от власти.
Таким образом, религиозная война окончилась; начина лась династическая борьба между сен-жилльским домом, который не хотел примириться с потерей своих владений, и монфорским домом, который не хотел отказаться от своих завоеваний. Эта война, начавшаяся в 1216 г. и искусно ве денная Раймондом VII, который сумел никогда не дать по вода к обвинений) его в ереси, продолжалась 13 лет с пере менным успехов. Она будет подробно описана ниже; здесь достаточно лишь отметить, что когда идея смерти Симона де Монфора (1218)его сын Амори уступил свои права ко ролю Франции (1224), то регентша Бланка Кастильская за ставила тулузского графа подписать в Mo (1229) договор, в силу которого к королю немедленно переходило владыче ство над страной, расположенной между Роной и Нарбон- ной, а после смерти Раймонда VII - и над Туяузским граф ством. Кроме тогф Раймонд обязался распустить своз войско, вознаградить французских рыцарей, терявших свои феоды, которые большей частью были возвращены их ста рым владельцам, и оказывать поддержку церкви в борьбе е еретиками. При этих условиях с Раймонда VII в храме Бо гоматери в Париже было снято отлучение, которое тяготе ло над ним, и война окончилась е большой выгодой для Французского королевства.
Что касается церкви, то она всегда должна была бояться возврата ереси, которую она хотела подавить. Так как война принесла католицизму больше вреда, чем пользы, то церковь решилась прибегнуть к другим средствам: она окончательно организует инквизицию.
Инквизиции. Начало инквизиция или, по крайней мере, инквизиционного судопроизводства следует искать в декрете 1184 г., который предписывал епископам посы лать комиссаров для производства следствия в те местно сти, где они подозревали присутствие еретиков;эти комиссары были первыми епископальными инквизиторами. С другой стороны, апостольских легатов, посланных а Лан гедок Иннокентием III, можно считать перэымн папскими инквизиторами. Но само учреждение было организовано лишь позднее. Четвертый Латеранский собор, установив как карательные меры для еретиков лишение гражданских прав, запрещение занимать общественные должности, кон фискацию имущества и в известных случаях - пожизнен ное тюремное заключение, поручал еще «уд над еретиками епископам или их уполномоченным (1215). Лицо» в 1229 г, после договора в Мо, Тулузский собор определил более точно функции епископальной инквизии: епископы долж ны были выбирать в каждом приходе одного священника и двух уважаемых светских лиц, которые клятвенно обязы вались бы разыскивать еретиков и доносить на них. Но чтобы избежать осуждения невинных, было запрещено налагать какое бы то ни было наказание без ведома епископа или его уполномоченного.
В 1233 г. Григорий IX доверил розыск еретиков (inquisito hereticae pravitatis) доминиканцам, которые должны были производить его от имени папы и постоянно. Теперь инквизиционный суд приобрел единство, которого ему не доставало, отделился от регу лярного церковного суда и получил свои особые центры: важнейший инквизиционный трибунал находился в Карка соне, другие - в Тулузе и Альби. Кроме того, инквизиторы в случае надобности переезжали с одного места на другое; это не всегда было безопасно, как доказывает убийство нескольких инквизиторов в Авиньоне в 1244 г.
Обязанности инквизиторов состояли, главным образом, в допросе подсудимых и собирании свидетельских показа ний, одним словом, в производстве судебного следствия: это и есть настоящий смысл слова «inquisitio». Относительно приговора они должны были советоваться со своего рода «жюри», составленным из духовных лиц и правоведов, и спрашивать мнения епископа. Но в отношении последнего декреталии не всегда исполнялись: если некоторые еписко пы оказывали инквизиторам деятельную помощь, то другие вели беспрестанную борьбу с инквизиционными судилища ми, и папе не раз приходилось вмешиваться. Инквизицион ное судопроизводство во многих отношениях отличалось от обычной канонической процедуры; так, допускались свиде тели, которые по общему праву могли быть отведены; их имена не всегда сообщались подсудимому, чтобы предуп редить, как говорит Гильом de Puylaurens, фамильную месть; посредничество адвокатов было запрещено; наконец Инно кентий IV разрешил инквизиторам употреблять пытку дом того, чтобы вынуждать признания; врочем, он вместе с тем предложил им налагать менее суровые наказания на тех ере тиков, которые обнаружат хоть некоторое раскаяние. Глав ными из видов наказаний были - кроме публичного отрече ния (акт веры, auto-da-fe) и кроме лишения прав по приговору соборов или в силу королевских указов - эпити мии, штрафы и временное или пожизненное заключение. Но духовных лиц, уличенных в ереси, и мирян, впавших в раскол, обычно передавали в руки светского судьи, который присуждал их к сожжению и конфисковал их имущество, Эти конфискации, носившие название incursus, производились бальи или сенешалями в пользу светских князей. Альфонс де Пуатье, сделавшись в 1249 г. графом Тулузскнм, назна чил даже особого заведующего инкурсами, который был обязан централизовать их и управлять ими; он назывался Жак де Буа и обнаружил большое усердие в исполнении своих обязанностей. Таким образом, светские князья были заинтересованы в том, чтобы сжечь как можно больше ере тиков, потому что это увеличивало ад доход с конфиска цкй; и доминиканец Рено Шартрский, тулузский инквизитор, в письме к Альфонсу де Пуатье, написанном около 1255 г., раскрывает ужасные преступления некоторых из своих чи новников, которые сжигали еретиков, присужденных толь ко к пожизненному заключению.
Инквизиция действовала не только в Южной Франции, но с XIII в. и в Италии, и в Германии, где ею некоторое время руководил духовник св. Елизаветы Венгерской, су ровый Конрад Марбургский, умерший в 1233 г.
"ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ" - Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО