Глоссарий кельтской мифологии
А
Аваллон - в кельтской мифологии "Остров блаженных", потусторонний мир, чаще всего помещаемый на далёких "Западных" островах. Символика, связанная с "Островами блаженных" (стеклянная башня или дворец, дарующие бессмертие чудесные яблоки, которые предлагают населяющие остров женщины итд), принадлежит к архаическому слою традиции. Считалось, что на этих островах остановилось время, царит изобилие и молодость. Синонимы: Аннон, Аваллах, Абблах. В ирландской традиции связан с Мананнаном, сыном Лера.
Альба - ирландское название Шотландии
Анамайн - название поэтического размера, пользоваться которым мог исключительно оллам или филид высшего разряда.
Б
Бадб:(ворона, ворон), в ирландской мифологии богиня войны и разрушения, являлась перед сражением и возбуждала боевой дух воинов, по облику и функциям нечётко различается с Морриган.
Балор: в ирландской мифологии правитель Фоморов, поражал врагов взглядом своего единственного глаза, в который в детстве попали пары магического зелья, варившегося для его отца Дота. Во время битвы веко этого глаза приподнимали четыре человека. По некоторым версиям, Балор - дед бога Луга, был побеждён Лугом во второй битве при Маг Туиред.
Бефинд: (букв. Белая женщина) в ирландской низшей мифологии - одна из трёх фей, присутствующих при рождении ребёнка и наделяющих его добрыми или злыми дарами. Возможно, что Бефинд генетически связаны с кельтскими триадами богинь-матерей.
Боадаг - это имя иномирного короля встречается только в сказании "Приключение Конлы Красного". Обычно владыкой Иного Мира сказания называют Мананнана, сына Лира.
Бран: (ирл. - ворон) в кельтской мифологии и эпосе - герой. В ирландской традиции Бран - сын Фебала, персонаж саги "Плавание Брана", достигающий потустороннего мира на островах блаженных в окевне.Считалось, что после смерти Брана его голова служила чудесным талисманом: зарытая в Лондоне, она предохраняла остров от нашествий и бедствий. Сходные представления, связанные с головами Ломна, Фергала, сына Майл Дуна и Финна имеются в ирландской традиции. После утверждения христианства Бран стал св. Бренданом.
Брегон: Судья. Некогда знание и применение законов было, по всей видимости привилегией друидов, но затем эти функции перешли к брегонам
Бригита: она же Бригантия (от ирландского барр - вершина), в кельтской мифологии богиня. В Ирландии её именем иногда обозначались три женских персонажа, считавшиеся покровительницами мудрости, искусства врачевания и кузнечного дела. Бригитта - дочь Дагды; она представлялась иногда в виде птицы с человечьей головой, либо в виде трёх птиц - журавлей или петухов. Существует ирландский обычай зарывать живого цыплёнка у трёх ручьёв, чтобы сыскать расположение христианской св.Бригитты.
Бруг рядом с Бойной: ныне Ньюгрэндж, местность на северном берегу реки Бойны (Боанн), к северо-востоку от Тары. Здесь расположено величайшее древнее кладбище Ирландии, тянущееся вдоль реки Бойны на три мили, с двадцатью огромными курганами, внутри которых сделаны искусственные пещеры.
Бруйден (Заезжий дом): дом на проезжей дороге. В обязанности хозяина входит неограниченное гостеприимство по отношению ко всем проходящим и проезжающим мимo. В самой Ирландии было шесть таких Домов, каждый из них обладав, как и его Хозяин, "потусторонними признаками", - это были проекции в иной Мир.
Белая бронза: Металл этот обычно сопрягается с существами из Иного Мира, как изолирующий; цепи тоже можно рассматривать как связующую нить между держащим их человеком и существами из Иного Мира, также и лодки, подковы лошади, сандалии "пришельцев", столбы чудесных островов и многое другое.
В
Вал Теа (Темайр): исконное значение и произношение имени Тара. Валом, Холмом или Крепостью Теа стало оно зваться по имени супруги первого ирландского короля из Сыновей Миля, Эремона. на получила это место в дар от своего мужа. и здесь была погребена после смерти.
Высоты Уснеха: находились в центральном, "срединном" королевстве Ирландии - Миде (Мит), к юго-западу от столицы верховных королей Ирландии - Тары. Уснех был вторым после Тары священным центром древней Ирландии. Предание называет Уснех "пупом страны"; отсюда излились двенадцать главных рек Ирландии, здесь же. на холме Уснеха, друидом по имени Миде был зажжен первый священный огонь страны. Уснех считался центром, где "сходились" границы четырех древних королевств Ирландии:Улада (север), Мунстера (юг), Лейнстера (восток) и Коннахта (запад); пятым было Миде с двумя священными столицами - Тарой и Уснехом (центр страны). Высоты Уснеха расположены в округе Конри теперешнего графства Вестмит.
Г
Гейс: Комплекс ритуальных обязательств, нарушение которого недопустимо и, как правило, ведёт к смерти. Гейсы накладывали и изменяли друиды по своему усмотрению, в зависимости от обстоятельств рождения и наречения имени (обычный перевод "табу" следует совершенно упразднить, так как это слово не передаёт позитивных аспектов понятия "обязательств"
Гоибниу: в кельтской мифологии бог-кузнец, принадлежащий к племени богини Дану. Гоибниу изготовил богам оружие, с помощью которого они одержали победу над демонами Фоморами во второй битве при Маг Туиред, а также магический напиток, поддерживавший силы сражавшихся богов. Гоибниу наряду с Дагда считался владельцем магического неистощимого котла и хозяином пиршественной залы потустороннего мира. Вместе с богами Лухта (плотник) и Кредне (бронзовых дел мастер) составлял триаду так называемых богов ремесла.
Глам дицин: песнь поношения.Согласно традиции, первую песню поношения в Ирландии исполнил филид королю еще во времена Племени Богини Дану. В тексте VIII века, повествующем о различных классах филидов и бардов, указаны семь вещей, которые вдохновляют всякую песнь поношения: тень цветущего шиповника без шипов, три периода в обращении луны, гармоническое чтение нараспев, магическое дуновение, навевающее чары, и собственно колдовство. Обычный результат действия глам дицина, или песни поношения, в ирландских сказаниях три нарыва - Стыда, Упрека и Позора, что были черного, красного и белого цвета
Д
Дагда: (ирл. Хороший, добрый бог). В кельтской мифологии один из богов племён богини Дану. Известен так же под именем Эохайд, отец всех. "Эохайд" восходит к сочетанию "Ivo-catus" , "сражающийся с тиссом", такой эпитет Дагды весьма многозначителен и никак не противоречит его достоинству бога-друида. Образ Дагды вобрал наиболее типичные представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира, хозяине котла изобилия. Изображался великаном с могучей палицей, которую иногда везли за ним на повозке, нередко наделялся властью над природными явлениями и урожаем. Местопребыванием Дагды считался сид Бруиг на Бойне, а супругой - обожествлённая река Бойн. Дану: в ирландской мифологии мать-прародительница богов, среди которых наиболее известны Дагда, Нуаду, Диан Кехт, Луг, Гоибниу, Огма. Диан Кехт: бог-врачеватель, один из богов племён богини Дану, возвращал жизнь павшим в битве с Фоморами, погружая их в чудесный источник. Сделал серебряную руку Нуаду. Диан Кехт призывался в Ирландии вплоть до XVIII века в народных заговорах и ворожбе.
Дом Донна: Потусторонний мир
И
Источник Слане: Лечит все болезни. Способен оживлять мёртвых.
К
Кармун: столица Лейнстера
Кашел: столица Мунстера
Клуракан: в низшей мифологии ирландцев - карлик, старичок, обитающий в винных погребах и следящий за сохранностью вина и пива. Благосклонный к людям, Клуракан мог указывать места хранения спрятанных сокровищ. В ряде районов Ирландии отождествлялся с Леприхуном.
Коннахт: область на западе Ирдандии, одна её пятая часть, традиционно называемая средоточием мудрости. Столица - Круахан. Символ - Лиса
Копьё Луга: Копьё, не знающее промаха. Один из артефактов Туата де Дананн.
Корриганы: в низшей кельтской мифологии духи источников, обитавшие в богато изукрашенных подземных пещерах, являлись в образе прекрасных женщин в белых платьях. Принимали, по поверьям, также облик паука, змеи и др. Корриганы песнями завлекали мужчин и заставляли становиться их супругами под угрозой смерти.
Котёл Дагды: Котёл, способный накормить всех, собравшихся вкруг него, сколько бы их не было. Один из артефактов Туата де Дананн.
Кромм Круах, Кромм Кровавый: в ирландской мифологии божество, по преданию почитался в форме золотого идола, вокруг которого располагались 12 меньшего размера. Ему приносились жертвы в виде первых плодов урожая и, по одной из версий мифа, первенцы от каждого семейства. В позднем фольклоре фигурирует под именем Кромм Дуб (Кромм Чёрный).
Круахан - столица Коннахта
Кумал: (наложница) древняя единица измерения стоимости, которая изначально была равна женщине-рабыне, а затем - трем молочным коровам. В кумалах измерялся, например, любой платеж, будь то выкуп невесты или пеня за преступление (эрик).
Кухулин ("пёс Куланна"): в ирландской мифоэпической традиции герой, центральный персонаж многочисленных саг героического или т.н. Уладского цикла. Традиция относит подвиги Кухулина ко времени правления Конхобара в Эмайн Махе. Кухулин - сын бога Луга. По другой версии, плод инцеста Конхобара и его сестры Дехтире. Имя Кухулин первоначально могло иметь тотемическое значение.
Л
Лейнстер: область на востоке Ирландии, её пятая часть, традиционно ассоциируемая с экономическим благополучием и процветанием. Столица - Кармун. Символ - собака.
Леприхун: в ирландской низшей мифологии и фольклоре - эльф. Народная этимология толкует имя Леприхуна как "половина ботинка", отчего с Леприхуном связывается занятие сапожного ремесла. Считалось, что он стережёт множество зарытых сокровищ, открывая их тому, кто сумеет его поймать и выслушать, не сводя с него глаз.
Лер: он же Ллир (ирл. Море), в кельтской мифологии бог. Образ ирландского Лера мало разработан, он упоминается обычно лишь как отец Мананнана.
Лиа Фаль: камень фаллической формы. Находится в Таре. Громко вскрикивает, когда на него наступает тот, кому суждено стать королём всей Ирландии.Один их артефактов Туата де Дананн.
Луг: Божество, управляет всем пантеоном галльских и кельтских богов в Ирландии. Также зовётся samidanach - "на все руки мастер", или, если исходить из его "солярного" аспекта, - "многими искусствами наделённое (лето)". Ему посвящён праздник Лугнасад (Ламмас). В Галлии и в Испании имя "Лугу-" встречается во многих топонимах и теонимах. Ещё его называют Ллеу. Луг изображался новопришельцем среди богов племён богини Дану.
М
Мак Ок: божество из Туата де Дананн. Букв. Юный. Сын Дагды и Этайн.
Мананнан: сын Лера. В кельтской мифологии божество, связанное, как и его отец Лер, с морской стихией; владыка потустороннего мира на острове блаженных, Мананнан часто описывался как всадник, скачущий по морю или едущий по нему на колеснице. Стоявший особняком в архаическое время, в более поздних источниках Мананнан был причислен к племенам богини Дану. После ухода племён в чудесные холмы Мананнан даровал им три чуда: чары, благодаря которым они были невидимы, пир Гоибниу, делавший их вечно молодыми и свиней Мананнана, которые не переводились, сколько бы их не ели.
Меч Нуаду: Меч, от которого никто не мог уклониться или отразить его. Один из артефактов Туата де Дананн.
Миде: Область в центре Ирландии, её пятая часть, традиционно считавшаяся средоточием верховной власти, как светской (Тара), так и религиозной (Уснех).
Миль: в ирландской легендарной традиции предок гойдельского населения острова Ирландии. Миль, его сыновья и спутники на 30 кораблях отправились в Ирландию и после целого ряда чудесных событий победили племена богини Дану в битвах при Слиаб Мис и Тальтиу.
Морриган: (букв. Великая королева), в ирландской мифологии богиня войны и разрушения. Обычно выступала с двумя близкими по функциям богинями Немайн и Махой как три Морриган, обычно в облике воронов. По некоторым из преданий, супруга бога Дагда, иногда Морриган смешивалась с Бадб. Морриган посвящались головы павших в битве. Играет большую роль в цикле сказаний о Кухулине, где вначале выступает его противницей, а потом пытается уберечь от неминуемой смерти.
Мунстер: область на юге Ирландии, её пятая часть, традиционно считавшаяся культурным центром Ирландии. Столица - Кашел.
Медовый Покой: Главный покой королевского дворца в Таре.
О
Огма: в кельтской мифологии бог, изображался старцем, одетым в звериную шкуру, с палицей в руке; уши стоявших рядом с ним людей соединялись с языком бога тонкими цепочками. В ирландской традиции Огма - один из племён богини Дану. (Пал во второй битве при Мойтуре.) Назывался "Солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушённостью в поэтическом ремесле. Традиция приписывала ему изобретение огамического письма.
Огам: древний магический алфавит, получивший распространение в Ирландии и на западе древней Британии. Считалось, что его создал бог Огма.
Ойсин (Оссиан): по преданию, сын Финна, бард, дожил до времён св. Патрика (5 век) и вместе со своим соратником Каилте сопровождал его в путешествии по Ирландии, посещая достопамятные места, связанные с былыми подвигами.
Оэнах: Собрание-Праздник, периодически устраивавшееся в нескольких сакральных и административных центрах Ирландии (Тара, Тайльтиу, Уснех, Тлахтга, Кармун и некоторые другие). Эти Собрания характеризовались состоянием мира, упорядочиванием отношений короля данной области с его подданными, сопровождались игрищами, прежде всего конными состязаниями и торжищами, то есть обменом и общением всякого рода.
П
Племена Богини Дану: (Tuatha de Danann) в кельтской мифологии - основная группа богов. В средневековых ирландских псевдоисторических компиляциях изображались одной из рас - завоевательниц Ирландии; они прибыли с таинственных северных островов и, победив демонов фоморов, в свою очередь, уступили господство над Ирландией сыновьям Миля. Вокруг имени Туата де Дананн сложился целый цикл мифов.
Подменыши: в западноевропейской низшей мифологии дети фей или старые эльфы, которые подменивают в колыбели человеческих младенцев. По поверьям, сверхъестественные существа разного рода время от времени нуждались в связи с лучшими из смертных, чем и объяснялись их действия. Подменышей узнавали по дурному нраву, сморщенным тельцам и личикам и необычайной прожорливости. Представлялось, что избавиться от подменыша можно либо дурным обращением с ним (тогда эльфы или феи забирали его обратно), либо заставив его выдать свой истинный возраст.
Праздник Быка в Таре: Сложный гадательный обряд, в ходе которого приносили в жертву священного быка. Специально избранный человек ел специально приготовленные мясо и похлёбку, после чего ложился спать, чтобы во сне узреть волю богов.
Предания Старины Мест: записки по топонимике, включающие в себя этимологические данные, легендарные анекдоты или топографические описания. Существует две их версии, в стихах и в прозе.
Пир Гоибниу: Что такое пир Гоибниу, не вполне понятно. Сам этот бог, чудесный кузнец, считался также и врачевателем (из-вестны призывающие его заговоры от болезней). Фигура кузнеца в ирландской традиции вообще часто представлялась в виде хозяина пиршественной залы, варианта потустороннего мира, как это видно, к примеру, из саги "Разрушение Дома Да Дерга" и др. Те, кто принимал участие в пире Гоибниу, были избавлены от старость и смерти, хотя, по многим данным, Племена Богини Дану и восходящие к ним сиды далеко не всегда считались бессмертными.
Правда короля: Ирл. fir flathemon - правильное, удовлетворяющее целому ряду сакральных и общественных норм, поведение правителя, при котором, как считалось, в стране должны царить процветание и мир.
С
Сиды: в кельтской мифологии божественные существа, обитавшие под землёй и в холмах (также называвшихся сидами), в пещерах, расщелинах скал, а иногда на чудесных островах в океане. В ирландской мифологии есть много сюжетов о соперничестве смертных и сидов. В эпоху утверждения христианства в число сидов попали как боги, так и сверхъестественные существа более низкого уровня, отличавшиеся от смертных главным образом преисполненностью магической мудрости.
Скатах - наделенная демоническими чертами женщина-воительница и прорицательница (имя ее образовало от слова "тень" или "демон"). По преданию именно она обучила Кухулина множеству искусных боевых приемов
Старуха из Бэра: персонаж ирландской и шотландской низшей мифологии, воспитала 50 приёмных детей на острове Бэра у западного побережья Ирландии. Имеет дар возрождающейся молодости и огромное количество возлюбленных. По преданию, смогла постареть только после того, как сто лет носила монашеское покрывало. Существует множество легенд о её необыкновенной мудрости и могуществе, ей приписывались разные природные явления. Считалось, что её также звали Дирри или Дигди.
Сыновья Миля: последняя волна переселенцев, это нынешние ирландцы; название не имеет этимологии
Свиньи Мананнана: Чудесные свиньи Мананнана, вновь являюшиеся наутро целыми после пира,- вариант очень распространенной в ирландской традиции темы.
Т
Тара (Темра): Центральный город Ирландии, находящийся в Миде, резиденция верховного короля, средоточие светской власти. Место ежегодного Праздника Тары (во время Самайна)
Таранис: (лат. Громовержец) в кельтской мифологии бог грома и небесного огня. Изображался бородатым гигантом, держащим колесо или несколько спиралей. Жертвы Таранису сжигались.
Тевтат : (от галльского и ирландского "племя") в кельтской мифологии бог. Этимология его имени восходит к слову "племя" и позволяет Тевтата богом племенного коллектива, покровителем военной и мирной деятельности.
Тетра: мифологический персонаж, по функции чем-то сходный с Мананнаном, сыном Лера. Тетра также считался правителем счастливого потустороннего мира на островах, а его обитатели назывались "людьми Тетры", "могучими Тетры" и т. д. Богиня войны Бадб была его супругой.
У
Ульстер (Ольстер): Область на севере Ирландии, одна её пятая часть, традиционно считавшаяся средоточием военной мощи Ирландии. Столица - Эмайн Маха. Символ - бык.
Ульстерский цикл: собрание эпических повествований, часто мифологических по форме или манере исполнения, которые рассказывают о приключениях некоторых знаменитых персонажей: королей Конхобара и Фергуса, героев Кухулина и Коналла Кернаха, друида Катбада, королевы Медб и др. (др. название - Уладский цикл)
Уснех: Сакральный центр Ирландии, находящийся в Миде. Здесь друидом по имени Миде был зажжен первый священный огонь Ирландии. Здесь же располагается пятиугольный камень, олицетворяющий пять пятин Ирландии. В Уснехе проходит ежегодное собрание друидов.
Ф
Финн: в ирландской мифо-эпической традиции герой, мудрец и провидец. Традиция относит подвиги Финна и его фиана (отряд воинов-охотников, для вступления в который необходимо было пройти изощрённые инициационные испытания) к третьему веку нашей эры. Финн наделён сверхъестественной мудростью, которую он приобрёл от капли чудесного напитка, попавшего на его большой палец. По традиции, Финн и фении распространили свою власть на всю Ирландию, кроме Ольстера, восстановив против себя правителей Тары. Были разбиты в 283 году королём Каирпре. Сам Финн умер в 252 или 286 году.
Финтан: Супруг Кессар, прибыл в Ирландию до потопа, вместе с первой волной переселенцев. Он единственный, кто пережил потоп, дабы впоследствии увидеть всю историю Ирландии своими глазами и сохранить знания для потомков.
Фир Болг: в ирландской мифологической и псевдоисторической традиции - одна из групп завоевателей острова Ирландия. При Фир Болг страна получила своё традиционное пятичастное деление, была упорядочена королевская власть и военная организация.
Фоморы (ирл. нижние демоны): в ирландской мифологии демонические существа, обитатели таинственной крепости на острове, противники ряда рас (волн переселенцев) , и в частности, племён богини Дану. Первоначально Фоморы были, видимо, божествами типа скандинавских ванов, связанными с плодородием и магическим искусством. В поздней традиции - морские разбойники.
Фет фиада: магическая дымка, делающая сидов невидимыми
Фанд: Супруга Мананнана
Филиды: В древней и средневековой Ирландии провидцы, мудрецы, поэты и хранители традиции.
Фидхелл: игра, отдаленно напоминающая шахматы ("длительный бой" и "знание дерева"). По преданию эти игры (как и брандуб - "черный ворон") были придуманы богом Лугом. Насколько можно судить, устройство доски и расположение фигур при игре в фидхелл было репликой сакрального деления Ирландии. В центре, символизировавшем столицу, располагался верховный правитель, а по сторонам от него четыре короля. По бокам доски находились противники. нападение которых следовало отразить.
Э
Эмайн Маха: Столица Ульстера
Эрик: фиксированное возмещение за нанесённый ущерб.
Эриу: в ирландской мифологии одна из богинь племён богини Дану, эпоним Ирландии.