Григорий VII и Генрих IV
Начало спора об инвеституре. - Генрих IV в Каноссе. - Григорий VII и короли. - Возобновление распри между Григорием VII и Генрихом IV. - Генрих IV в Риме; смерть Григория VII. - Последние годы Генриха IV. - Генрих V и Пасхалий II.
Начало спора об инвеституре. Для того чтобы папа мог сделаться господином церкви, последнюю надо было ос вободить от всех уз, которые ставили ее в зависимость от светского общества: в ней не должна была действовать ни какая другая власть, кроме папской. Требование этой неза висимости, предъявленное Григорием VII, неизбежно дол жно было вызвать столкновение с императором и королями, потому что епископы только тогда могли сделаться орудия ми папы, когда переставали бы быть креатурами князей.
В то время, когда начинается борьба папства с Германс кой империей, положение Германии благоприятствует за мыслам Григория VII. Генрих IV, похищенный у своей ма тери в 1062 г. архиепископом Кельнским Ганноном, подпадает под власть епископов, которые борются друг с другом за власть, но не умеют обращаться с нею и лишают ее популярности. Самым могущественным соперником Ган нона является архиепископ Бременский Адальберт, который энергично работал над восстановлением христианства в се верных областях и при Генрихе III даже отказался от избра ния в папы. Ему удалось в течение нескольких лет держать под своей опекой молодого императора; но светские и ду ховные князья соединились против него и на Трибурском сейме (1066) принудили его отказаться от власти. В марте 1065 г. Генрих IV достиг совершеннолетия. Никто не забо тился о том, чтобы подготовить его к делам правления; он был умен, но вспыльчив, склонен к насилию и вел беспоря дочный образ жизни. В 1069 г. он снова призвал к себе Адаль берта Бременского. Намерения Генриха беспокоили Саксо нию, которая ревниво оберегала свою независимость и всегда готова была считать ее в опасности. Враждебные дей ствия уже начались, когда в марте 1072 г. умер Адальберт. Высокомерие Генриха окончательно раздражило саксонцев, как знать, так и простой народ; в 1073 г. Отгон Нордгейм-ский, герцог Баварский и саксонец по происхождению, под нял знамя восстания в Саксонии и Тюрингии. Была уже речь о том, чтобы выбрать другого императора, Рудольфа Шваб ского, и в это мгновение Генрих казался погибшим. Нача лась борьба, которая потом несколько раз возобновлялась и дала возможность папе бороться с Генрихом IV в самой Германии.
Император Генрих IV. Миниатюра (начало XII в.)
И вот Григорий VII становится папой. Избранный без участия германского императора, он сообщил ему о проис шедшем и, по-видимому, просил его утвердить избрание. Ломбардские и немецкие епископы хотели, чтобы Генрих IV объявил выборы незаконными; он не решился на это, и 30 июня состоялось посвящение Григория VII. Его положение кажется в это время настолько же прочным, насколько по ложение Генриха IV - ненадежным. На юге Италии нор манн Ричард Капуанский обещает ему свою помощь против всех; на севере Беатриче выдала свою дочь от первого мужа Матильду за сына своего второго мужа от его первого бра ка, и маркграфиня Матильда, владения которой охватывают Тоскану, Генуэзский залив и бассейн нижнего течения По, становится пылкой и неутомимой союзницей папы. По всюду в христианском мире оживляется движение в пользу реформы, и сторонники ее работают под руководством Гри гория VII; повсюду начинается борьба против церковнослу жителей, которые покупают у светских князей духовные звания и принимают от них не только инвеституру на бене фиции, принадлежащие епископствам и аббатствам, но и церковную инвеституру посохом и кольцом.
Разрыв между папой и императором неизбежен. Едва вступив на папский престол, еще до посвящения, Григорий VII в нескольких письмах заявил, что отнюдь не питает ненависти к Генриху, но что готов бороться за свободу церкви. Он пишет Беатриче и Матильде, что пошлет к императору ле гатов, чтобы вернуть его «любви Римской церкви»; «Но, - прибавляет он, - если он не послушает нас, то мы предпо читаем, защищая истину, противиться ему ради его спасе ния до пролития нашей крови, чем погубить себя вместе с ним, сделавшись соучастником его неправедности». Импе ратор вначале, по-видимому, уступил: «Церковь и государ ство, - писал он папе в конце сентября 1073 г., - нуждаются во взаимной помощи, чтобы иметь возможность существо вать и управляться в духе Христа». Он признавал, «что не всегда, как следовало, уважал законные права и честь церк ви, но, просветленный божественной благодатью и возвра щаясь к самому себе, он сознается в своих прежних грехах и ждет прощения от отеческой снисходительности папы». Да лее он говорил о встрече, соборе немецких епископов, кото рый занялся бы вопросом о преобразовании церкви.
Восстание саксонцев заставляло Генриха IV выжидать более удобного времени; но в то же время он должен был считаться с требованиями немецких епископов, которые отнюдь не соглашались допустить вмешательство папы в управление их церквей. Со своей стороны и Григорий VII не хотел довольствоваться неопределенными обещаниями. На римском синоде в феврале 1075 г. он издал следующий декрет: «Если кто-нибудь впредь примет из рук светского лица епископство или аббатство, да не считается он еписко пом и да лишится он милости св. Петра и доступа в цер ковь. Если какой-нибудь император, король, герцог, маркиз, граф или вообще какая-нибудь светская власть или светс кое лицо притязает на право давать инвеституру епископам или кому бы то ни было из служителей церкви, он подле жит отлучению».
В это время обстоятельства изменились в пользу Генри ха. После того, как в феврале 1074 г. он принужден был подписать унизительный договор с саксонцами, который они же первые и нарушили, ему удалось в июне 1075 г. собрать сильную армию. При Гогенбурге на Унструте он одержал блестящую победу; осенью Саксония была усмирена: вож ди восстания изъявили покорность. В Милане патары, вождь которых, Эрлембальд, захватил власть в городе, были по беждены противной партией (май 1075 г.), которая отдалась под покровительство императора. Старая партия антипапы Кадала подняла голову. В самом Риме духовенство, недо вольное реформами Григория, соединилось с баронами и архиепископом-канцлером Гвибертом, приверженцем Генриха. Ободренный этими обстоятельствами, император по сылает в Италию графа Эбергарда Нелленбургского для переговоров с врагами папы, пытается, хотя и тщетно, от влечь от него норманнов, назначает нового епископа в Милан, чтобы подтвердить свое право давать инвеституру, на конец, отдает немецким священникам епископства Сполето и Фермо, принадлежавшие к Римскому церковному округу. На эти оскорбления Григорий отвечает 8 декабря: он упре кает короля в том, что последний своими поступками нарушает свои постоянные уверения в покорности; он напоми нает ему, с какой готовностью он всегда шел навстречу переговорам, но требует, чтобы он прервал сношения с от лученными, чтобы уважал свободу церкви и исполнял постановления Римского синода, заседавшего в феврале этого года. Вместе с тем он изъявляет готовность продолжать переговоры.
Монеты Генриха IV
В то время, когда послы везли это письмо к германско му двору, куда они прибыли 1 января, в Риме, на Рожде стве, Григорий VII едва не сделался жертвой смелого покушения. Он совершал богослужение в церкви S. Maria Maggiore; глава феодальной партии Ченчьо с толпой своих приверженцев бросился на него и, окровавленного, увез и запер в своем укрепленном доме.
Но Рим поднялся на за щиту папы и освободил его. Участвовал ли Генрих IV в этом покушении? Ничто не доказывает этого; но со своей стороны, получив письмо от папы, он объявил, что Григорий VII посягает на его власть и жизнь и что он требует его в Рим под угрозой отлучения. Эта версия, искусно распространенная, была принята и современными немецкими летописца ми, например, Ламбертом Герсфельдским, хотя она не соот ветствует самим выражениям папского письма. 24 января 1076 г., в Вормсе собрался созванный им сейм, на котором Григорий VII был объявлен недостойным папского сана. Вслед за этим сеймом Генрих IV пишет ему: «Генрих, ко роль не по захвату, а по воле Божьей, Гильдебранду, те перь уже не папе, а лжемонаху. Христос призвал меня на царство, тогда как тебя он не призвал на священство... Ты напал на меня, царя-помазанника, который, по преданию св. отцов, не может быть судим никем, кроме Бога, и низверг нут ни по какой вине, разве вследствие измены вере... Пре данный анафеме, осужденный приговором наших епископов, изыди, оставь захваченное тобой место, чтобы воссел на престол св. Петра другой, который не скрывал бы насилия под покровом веры и возвещал бы истинное учение св. Петpa. Я, Генрих, король Божьей милостью, я говорю тебе вме сте со всеми нашими епископами: "Изыди! Изыди!»
Это письмо было вручено папе пармским священником Роландом 22 февраля на великом синоде, заседавшем в Латеранской церкви. На объявление войны Григорий VII отве тил отлучением от церкви короля и его сообщников и, ос новываясь на своем праве распоряжаться коронами, лишил его престола: «Блаженный Петр, глава апостолов, - восклик нул он, - услышь, молю, раба твоего,которого ты воспиты вал с детства и до этого дня спасал от руки нечестивых, не навидящих меня за мою верность тебе. Ты - мой свидетель вместе с Матерью Божьей и блаженным Павлом в сонме святых, что Римская церковь призвала меня к власти против моей воли... Как твой представитель, я получил от Бога власть вязать и разрешать на небе и земле. Уверенный в этом, я ради чести и защиты твоей церкви, во имя всемогу щего Бога, Отца и Сына и Святого Духа твоей властью ли шаю короля Генриха, который с неслыханной дерзостью восстал против церкви твоей, управления Германией и Ита лией, разрешаю всех христиан от клятвы верности, кото рую они дали или дадут ему, и запрещаю всем служить ему, как королю».
Генрих IV в Каноссе. Война была объявлена с обеих сторон. Генрих только тогда был бы в состоянии вести ее, если бы мог рассчитывать на немецких князей; но самые могущественные из них, Рудольф Швабский, герцог Карин-тии Бергольд, Вельф Баварский, которых он раздражил и озлобил против себя, соединились с папой и его верным со юзником в Германии, мецским епископом Германом. Им ка залось, что благодаря победе над Саксонией могущество Ген риха слишком возросло и могло грозить их интересам. Таким образом, когда Саксония снова возмутилась, Генрих оказался одиноким.
В сентябре 1076 г. Григорий VII в письме к епископам, князьям и всем правоверным Германии изложил план дей ствий, которому намеревался следовать. Если Генрих хо чет покориться, он должен доказать свою искренность и впредь относиться к церкви «не как к слуге, а как к госпо же»; если же он будет упорствовать, то пусть они выберут другого короля, которого папа утвердит. В октябре 1076 г. враги Генриха собрались в Трибуре, куда явились и папские послы. Император, находившийся неподалеку, в Оппенгей ме, попытался вступить в переговоры. Он обещал управ лять согласно желаниям князей, оставить им всю власть. Но они отказались слушать его, пока он не покорится папе, ко торый - прибавляли они - обещал приехать в Германию и собрать великий сейм, где будет обсужден вопрос о поло жении государства и короля. Если Генрих до 22 февраля ближайшего года не будет прощен папой, то они будут счи тать его низложенным; до тех пор он должен жить в Шпей ере и временно отказаться от управления- Генрих с виду покорился; он хотел выиграть время, чтобы поискать сред ства для борьбы с мятежными князьями.
Император в полном парадном облачении
Его положение было ужасно. В феврале 1077 г. в Аугсбурге должен был собраться съезд под председательством самого Григория VII; Генрих чувствовал, что если этот про ект будет осуществлен, он погиб; итак, надо было силой или хитростью помешать приезду папы. В Германии он был бес силен, но ему сообщали, что Северная Италия стоит за него и ждет его с нетерпением. В конце декабря он внезапно по кинул Шпейер в сопровождении своей жены Берты и мало летнего сына Конрада, проехал Бургундию и, несмотря на необыкновенно суровую зиму, на снег и препятствия всяко го рода, перешел через Альпы при Мон-Сенисе и достиг Павии. Здесь вокруг него соединились ломбардские епис копы и сеньоры - ожесточенные противники папы.
Однако Генрих покинул Германию не для того, чтобы начать борьбу, сомнительный исход которой страшил его. Прежде всего он хотел разорвать союз папы с немецкими князьями. Надо было торопиться: Григорий уехал из Рима и находился в Каноссе, в замке своей союзницы, а по словам его врагов - любовницы, графини Матильды. По желанию императора, Матильда, приходившаяся ему родственницей, и клюнийский аббат Гуго, который был его крестным отцом и теперь сопровождал папу, употребляли все усилия, чтобы примирить обоих противников. Вдруг Генрих является в Каноссу. Удивленный Григорий отказывается принять его.
Какие условия хотел он поставить Генриху? Если оба глав ных летописца, Бертольд из Рейхенау и Ламберт из Герсфельда, по этому вопросу расходятся, то, по крайней мере, в одном пункте они согласны: в течение трех дней, с 25 до 27 января, король принужден был босиком и не принимая пищи ожидать в снегу перед оградой, чтобы Григорий сми лостивился и простил его. Наконец, на четвертый день папа допустил его к себе и снял с него отлучение; но он должен был предварительно дать клятву (текст ее сохранился) примириться с немецкими епископами и князьями в течение срока, который назначит папа, и согласно с его советами, и не препятствовать Григорию приехать в Германию, когда он того пожелает. В тот же день Григорий написал своим союз никам, извещая их о происшедшем; изобразив унижение короля, он прибавляет: «Все, окружавшие нас, ходатайство вали за него мольбами и слезами, удивляясь необычайной непреклонности нашего духа; некоторые восклицали даже, что мы обнаруживаем не строгость служителя церкви, а жестокость тирана».
По рассказу некоторых летописцев, Григорий отслужил обедню в присутствии Генриха. Когда гостия была освящена, он обратился к императору со следующими словами: «Уже давно я получаю от тебя и твоих приверженцев письма, в которых вы обвиняете меня, что я достиг первосвя-щенства путем симонии, и что и до, и после этого я осквер нил свою жизнь преступлениями, которые по правилам церкви делают меня недостойным духовного звания... Вот тело Христово, которого я приобщусь; пусть всемогущий Господь, если я невинен, освободит меня от подозрения в проступках, в которых меня обвиняют; если же я виновен, да поразит он меня мгновенной смертью». И он предложил королю подвергнуться тому же испытанию, но последний в страхе уклонился. Не доказано, что этот драматический анекдот верен, но многие современники верили ему и видели в нем самоосуждение императора.
Таково было знаменитое покаяние Генриха в Каноссе; оно представляет собой самую блестящую победу, какую папство когда-либо одержало над светской властью. Папство, столько раз покорявшееся воле императоров, поднялось энергичным усилием, снова потребовало и, по-видимому, снова получило господство не только над душами, но и над телом. Идея единства, которую так лелеяли люди средних веков, казалось, осуществилась в нем: римский епископ гос подствует над этой идеальной монархией, которая состоит из стольких разнородных государств и границы которой со впадают с границами самого христианства; он управляет ею; он притязает на Право распоряжаться ее коронами, как цер ковными званиями, и низлагать нечестивых королей, как симонистов-епископов.
Григорий VII и короли. Именно в этот период, когда папа находится в апогее своей славы и могущества, надо изучать его отношения к другим христианским государям. Его политика остается все та же: как он заявляет на синоде 1080 г., он имеет в виду освободить церковь повсюду, от нять церковную инвеституру у королей, герцогов, марки зов и графов, так же, как и у императора. Этому исключительному и диспотичному уму всякая власть вне церкви представляется незаконной. В одном из самых любопытных писем, где его мысли изложены с наибольшей обстоятель ностью,- в письме к мецскому епископу Герману от 1081 г., он пишет: «Кто не знает, что власть королей и князей была создана людьми, которые, не зная Бога и подстрекаемые дья волом, посредством захвата, грабежей, вероломства, убийств и преступлений всякого рода достигли господства над подобными себе?» Обычно, когда полемический пыл не заставлял его доходить до крайностей, он признавал за ко ролевской властью божественное происхождение, но лишь с условием ее подчинения церкви.
Этого подчинения он не встречал во Франции. Здесь, как и в Германии, королевская власть захватила в свои руки выборы епископов: она продает епископства и аббатства тому, кто больше заплатит, или раздает их своим приверженцам. При Филиппе I, современнике Григория VII, симония стано вится государственным учреждением, источником регуляр ного дохода для короля. Поэтому столкновения между ним и папой нередки. В 1073 г. Ландри, избранный в епископы Ма кона, принужден купить королевскую инвеституру. Григорий пишет одному из советников короля, шалонскому епископу Роклену, негодующее и грозное письмо: «Мы знаем из достоверных известий, что среди всех князей этого времени, которые по гнусной алчности продали и ограбили, попрали ногами и повергли в рабство церковь Божью, свою мать, которой, по велениям Господа, должны были бы оказывать уважение и почет, Филипп, король франков, притеснял гал льские церкви настолько, что своими отвратительными пре ступлениями превзошел всех остальных... Необходимо, что бы он, отказавшись от отвратительных прибылей симонии, позволил ставить на священство людей, достойных этого, или чтобы французы, пораженные мечом всеобщей анафе мы, отказались впредь повиноваться ему, если не предпо читают оставить христианскую веру». В том же году собрав шийся в Париже синод отказался принять папские декреты против брака священников. С другой стороны, король оби рал итальянских и других чужеземных купцов, которые при езжали во Францию. В письмах к реймсскому архиепископу Манассии в сентябре и декабре 1074 г., Григорий повторяет свои угрозы; он изображает Францию запятнанной всевозможными преступлениями и вину в них приписывает Фи липпу, «которого следует называть не королем, а тираном, который оскверняет свою жизнь проступками и злодеяния ми и, неспособный управлять, не только не отвлекает народ от зла по недостатку авторитета, но толкает его на дурной путь примером своего поведения и своих страстей». Он на зывает его «хищным волком» и требует, чтобы епископы и высшие сеньоры указали ему на его беззакония и убедили исправиться. «Если он откажется, - писал он в ноябре Виль гельму, графу Пуатье, - мы созовем синод в Риме и лишим его исповеди и причастия святой церкви, его и всякого, кто будет оказывать ему почет и повиновение, следуемые коро лю; и это отлучение будет ежедневно подтверждаться с ка федры святого Петра».
Воин XI в. Реконструкция XIX в. из Музея артиллерии в Париже
Неизвестно, чем кончилось это резкое столкновение. Из одного письма Григория VII к королю от декабря 1080 г., можно заключить, что Филипп I умилостивил его извинениями и обещаниями, которые, разумеется, нисколько не изменили его поведения. Спор из-за инвеституры не имел во Франции ни того характера, ни тех последствий, как в Германии. Как бы беззаконно ни было в глазах Григория VII вмешательство капетингского короля в дела церкви, этот соперник был для него далеко не так опасен, как германский император. Со стороны империи папству приходилось не только защищать свободу церкви: добившись или не до бившись ее, оно должно было мстить за прежние унижения; кроме того, ему приходилось охранять свою полити ческую независимость в Италии. Что же касается Франции, то еще не настало время, когда королевская власть будет держать папство в покорности, а потом в рабстве, и Григо рий VII не мог предвидеть такой опасности. Притом нашел ли бы он средства, чтобы бороться с Филиппом I в его соб ственном королевстве, как боролся с Генрихом IV в Герма нии? Во всяком случае, большинство французского духо венства было на стороне короля. Даже образованные и умные люди не могли понять, почему папа придавал такое большое значение форме инвеституры: «Какая важность, -писал Ив Шартрский папскому легату Гуго de Die, - пере дается ли епископство посредством руки, движением голо вы, словом или вручением посоха? Важно то, что короли не могут передавать ничего духовного».
Если Филипп I не хотел уступить папе, когда последний, по выражению летописца, «хотел отнять у него епископства его королевства», то еще менее он был расположен допустить вмешательство папской власти в свою политику, когда Григорий VII вздумал запретить ему воевать с новым королем Англии, Вильгельмом Завоевателем, который пользо вался покровительством св. престола. Когда Вильгельм» предъявляя свои права на английскую корону, обвинил Га рольда в клятвопреступлении, он предложил передать дело на суд папы. Защитником его интересов выступил тогда Гильдебранд. «Ты не забыл, - писал он ему в 1080 г., - что еще до моего вступления на папский престол я доказал тебе мое искреннее расположение. Ты помнишь, как я старался для тебя, сколько употребил труда, чтобы помочь тебе получить корону. Эти усилия навлекли на меня неудовольствие некоторых из моих братьев (то есть кардиналов); они упре кали меня, что я поддерживаю предприятие, которое долж но повлечь за собой гибель стольких людей». И он прибавля ет, что сделал это только вследствие уверенности в том, что Вильгельм будет преданным слугой церкви. Александр II отлучил Гарольда и послал нормандскому герцогу освященное знамя и реликвию св. Петра; после победы Вильгельм в знак благодарности прислал папе богатые подарки. Пись ма, которыми Григорий VII обменялся с Вильгельмом в на чале своего правления, показывают, что в это время между ними еще существовали дружественные отношения; но когда Григорий VII потребовал, чтобы нормандский король тор жественно признал свою покорность святому престолу (меж ду 1078 и 1080 гг.), Вильгельм отказался. Он готов был пла тить Риму лепту св. Петра, но не хотел признать себя вассалом: «Я никогда не хотел изъявлять покорности, - пи сал он, - и не хочу этого теперь». С этих пор он употребляет все усилия, чтобы устранить прямое влияние папы на английское духовенство. «Он не допускал, - говорит один летописец, - чтобы кто-нибудь признавал законного перво священника города Рима главой апостольской церкви прежде, чем он сам не признает его, или чтобы получали письма от него прежде, чем он прочитает их». Позже Григорий VII снова писал ему в примирительном тоне, но в борьбе меж ду папой и императором Вильгельм остается нейтральным.
Норманны Южной Италии также не всегда повинуются советам папы. Как известно, в 1016 г. 40 норманнских паломников, возвращаясь из святой земли и проходя через Салерно, помогли герцогу Ваймару отразить сарацинов. Их вознаградили; вернувшись домой, они рассказали своим соотечественникам о богатствах страны, о выгодных пред приятиях, какие можно сделать там, вмешавшись в войны греков, ломбардцев и арабов; вскоре Южная Италия напол нилась норманнами, пришедшими искать счастья. Эти на емники готовы служить всякому, кто им заплатит, исклю чая арабов, и так как они - отличные воины, то их охотно берут на службу. Около 1040 г. три сына Танкреда Готвиль ского, Вильгельм Железная Рука, Дрого и Гумфрид возмутили Апулию, разбили греков и в 1043 г. в Мельфи подели ли между собой страну. Вильгельм Железная Рука принял титул «норманнского графа Апулии». Победив Льва IX, который хотел прогнать их из Италии, они принудили его благословить их; в 1059 г. они сделались союзниками и вас салами папы. Во главе их стоит в это время младший сын Танкреда Готвильского, Роберт Гюискар, то есть хитрый; около 1047 г. он прибыл к старшим братьям, а в 1057-м сде лался графом Апулии. Ему помогает последний сын Танк реда, Рожер, который также около этого времени является в Италию, чтобы получить свою долю добычи.
На окраине христианского мира, в Испании, где продол жается борьба между христианами и сарацинами, Григорий VII старается положить основание влиянию папства. Он посылает туда легатов, уполномоченных произвести реформу церкви, поздравляет короля Арагона, Санчо с приняти ем римской литургии, убеждает короля Леона - Альфонса и короля Кастилии - Санчо последовать этому примеру, но в то же время пытается распространить на эту страну и светскую власть св. престола. Граф Руси получает в лен от св. престола взамен годовой дани все земли, какие он завоюет у арабов. Тотчас по своем избрании, в апреле 1073 г., Григо рий VII пишет сеньорам, которые отправляются в Испанию искать счастья: «Вы должны знать, что королевство Испан ское издревле принадлежало св. Петру и что и теперь, хотя оно давно занято язычниками, оно не может принадлежать на законном основании никому другому, кроме апостольс кого престола». И извещая их о пожаловании лена графу Руси, он запрещает им вступать в Испанию иначе, как при условии, что они присоединятся к последнему и признают права св. Петра.
На другой окраине Европы он вмешивается в распрю между герцогом Богемским Вратиславом и братом его Яромиром. В Венгрии он порицает короля Соломона за то, что в борьбе со своим соперником Гейзой II он обратился за помощью к Генриху IV и признал себя его вассалом. «Королевство венгерское, - пишет он ему в 1074 г., - принадлежит св. престолу. Король Стефан отдал его блажен ному Петру со всеми своими правами и со всей своей вла стью. Когда блаженной памяти император Генрих завое вал его во имя св. Петра, он прислал в Рим, ко гробу апостола, королевские инсигнии». Далмация признала себя подвластной греческому императору: Григорий VII посы лает туда легатов с поручением отклонить их от этого, и хорватский король Звонимир присягает на верность папе (1076 г.). В Польше папа отлучает от церкви Болеслава II, виновного в убийстве краковского епископа Станислава. В Руси он вручает власть «по праву св. Петра» претенден ту на киевский престол Изяславу, который признал себя вассалом св. престола.
Таким образом, во всей Европе Григорий VII выступает одновременно и духовным главой, и государем. По-видимому, он мечтал даже о расширении границ этой христиан ской монархии, которую он с такой энергией подчинял сво ей власти. В 1071 г. турки-сельджуки разбили греческого императора Романа Диогена при Манцикерте в Азии; его преемник, Михаил VII Дука, вступил в сношения с папой; без сомнения, он просил помощи. В шести письмах, кото рые все помечены 1074 г., Григорий VII говорит о необхо димости помочь Константинополю; в декабре он даже изве щает Генриха IV, что готов лично отправиться на помощь грекам и на освобождение святого Гроба; он взывает ко всем, кто хотел бы стать на защиту веры.
Большая часть историков видела в этих документах пол ный план крестового похода. Но те два современных ученых, которые с наибольшей эрудицией и осторожностью исследовали этот вопрос,- Зибель и Риан - держатся иного взгляда. Они видят здесь только «мимолетный проблеск идеи», а не зрелый план экспедиции, имеющей целью осво бождение святых мест. Как бы мы ни смотрели на этот воп рос, нельзя отрицать, что Григорий VII интересовался судьбами христианского Востока. Стремиться к религиоз ному примирению с греческой империей, доставлять ей но вые силы для борьбы с турками,- это была, без сомнения, более мудрая политика, чем та, которой впоследствии ру ководились вожди большей части крестовых походов.
Возобновление распри между Григорием VII и Генрихом IV. Генрих IV в Каноссе склонил голову перед па пой, но это тяжкое унижение не принесло ему ни одной из тех выгод, на которые он рассчитывал. Верный своему союзу с не мецкими князьями, Григорий VII отказался вести переговоры без них. С другой стороны, враги папы в Северной Италии были возмущены поведением короля: они видели в этом примире нии измену. По известию Ламберта Герсфельдского, они тре бовали, чтобы он отрекся от престола и чтобы королем был провозглашен его сын, хотя и малолетний. Последнего они хотели привести в Рим, где должен был быть выбран новый папа и отменены декреты Григория VII. Чтобы снова привлечь их на свою сторону, Генрих IV принужден был возобновить борьбу. В феврале 1077 г. герцоги Рудольф, Бертольд и Вельф, архиепископы Майнца, Вюрцбурга и Меца собрались на сейм в Форхгейме. На приглашение папы отправиться туда король ответил, что его удерживают дела в Италии.
На этом съезде в марте союзники Григория VII избрали в короли Рудольфа Швабского; он был помазан на царство в Майнце. Правда, новый король должен был принять усло вия своих избирателей, которые вовсе не имели в виду со здать новую династию; взамен принципа наследственности, на котором настаивал Генрих IV, они ввели избирательное начало. Притом, избранный саксонцами и швабами, Рудольф далеко не мог рассчитывать на покорность всей Германии. Рейнские города, в которые он пытался вступить, были против него; в Майнце он был принят недружелюбно, Вормс отказался впустить его, и даже прежние союзники покинули его. Напротив, Генрих снова укрепился в Северной Ита лии. Когда он явился в Германию, у него тотчас нашлись приверженцы в Баварии, Богемии, Каринтии и Бургундии. Большая часть городов была за него. В Регенсбурге под его началом собралось 12-тысячное войско, в то время как Ру дольф принужден был удалиться в Саксонию, где находил ся центр восстания. На сейме, который Генрих созвал в Уль ме в мае 1077 г., Рудольф, Вельф и Бертольд были осуждены и объявлены лишенными своих владений.
Вначале Григорий, по-видимому, колебался, чью сторо ну принять. Он говорил, что хочет отправиться в Германию, чтобы разобрать спор между обоими соперниками; если в ноябре его легаты в Госларе возобновили отлучение над Генрихом, то это произошло без его ведома. Наконец, в марте 1080 г. он решился на синоде объявить Генриха ли шенным власти и королевского звания. «Покажите теперь всему миру, - восклицал он, обращаясь к св. Петру и Пав лу, - что как на небе вы имеете власть вязать и разрешать, так и на земле вы можете отнимать у недостойных и отда вать достойным империи, королевства, княжества, герцог ства, маркграфства, графства и всякую землю».
Собор в Пизе. Построен Бускетто в 1063-1100 гг. в честь морских побед, одержанных пизанцами в Средиземном море
В это время война в Германии достигла крайнего напряжения. В августе 1078 г. при Мельрихштадте, между Мей нингеном и Киссингеном, произошло сражение, оставшее ся нерешенным. В январе 1080 г. Рудольф одержал победу при Мюльгаузене, и именно эта победа, по-видимому, по будила папу высказаться за него; но в октябре при сраже нии неподалеку от берега Эльстера Рудольф был тяжело ранен и вскоре умер. Положение папы было поколеблено в ту самую минуту, когда он готовился торжествовать. В августе следующего года саксонцы и швабы, руководимые Вельфом, провозгласили в Оксенфурте нового короля, Гер мана Люксембургского, но последний был совершенно бес силен.
Поэтому в июне 1080 г., Григорий счел благоразумным снова сблизиться с норманнами, с которыми он был не в ладах. На встрече в Аквино он снял с Роберта Гюискара отлучение, которое раньше наложил на него, и снова дал ему в лен Апулию и Калабрию, взамен чего Роберт обязался защищать Римскую церковь от ее врагов. Современники утверждают даже, что папа обещал ему императорскую корону. Но Роберт был в это время ненадежным союзником; он отдал свою дочь за сына греческого императора Михаи ла VII, и теперь, когда последний был низложен, старался возвратить ему престол, так что вся его политика была об ращена фронтом к Востоку.
Генрих IV в Риме; смерть Григория VII. Итак, к кон цу 1080 г. Генрих снова взял верх как в Германии, так и в Ита лии. Возвращая Григорию VII все удары, которые тот нанес ему, он хотел создать и антипапу, так же, как и ему самому противопоставляли антикоролей. Уже на Пасхе 1080 г. епис копы, собравшись в Бамберге, объявили, что не признают Григория папой; в июне на синоде в Бриксене в присутствии короля 30 епископов объявили Григория низложенным и провозгласили папой архиепископа Равеннского Гвиберта, : который принял имя Климента III. В следующем году (май 1081 г.) Генрих явился под стенами Рима; потерпев неуда чу, он вернулся в 1082 г., но так как взять город штурмом ему не удалось, то он занял Тиволи. Здесь он водворил сво его папу. В июне 1083 г. он взял citta Leonina, и, наконец, в 1084 г. вступил в Рим. Заняв Латеранскую церковь, он ве лел посвятить в ней на папство Климента III, a 31 марта сам короновался императором.
Римляне, которые так долго оставались верны Григорию VII, покинули его. Осажденный в замке св. Ангела, он обратил ся с убедительным воззванием к Роберту Гюискару, и пос ледний, сознавая опасность, которая грозила ему самому в случае поражения Григория, явился в мае с 30 тысячами пехотинцев и 6 тысячами всадников; в этой армии, прибыв шей на помощь Римской церкви, было несколько отрядов сицилийских сарацин. При приближении Роберта Генрих, чувствуя себя не в силах одолеть такое многочисленное войско, оставил город. Римляне пытались защищаться, но через четыре дня норманнскому герцогу удалось благодаря измене проникнуть в город. Отданный на произвол норман нских, итальянских и сарацинских полчищ, Рим подвергся всем ужасам резни, насилий и пожаров. Целые кварталы исчезли, и еще теперь в некоторых местах, особенно между Латераном и Колизеем, развалины зданий, разрушенных солдатами Роберта Гюискара, образуют глубокий пласт. Тысячи римлян были проданы в рабство. Григорий больше не мог оставаться в этом городе, опустошенном и обезлю дившем из-за него. Он последовал за Робертом Гюискаром в Салерно; здесь он созвал синод и повторил анафему на Генриха IV, Климента III и их приверженцев. В сентябре 1084 г. Роберт Гюискар предпринял поход против Восточ ной империи, а в июле 1085-го он умер на Корфу. Между тем Григорий заболел. Когда кардиналы напоминали ему о великих делах, которые он совершил, он отвечал им: «Я не придаю никакого значения моим трудам; единственное, что внушает мне надежду, это то, что я всегда хранил завет Господа и ненавидел беззаконие, и вот почему я умираю в изгнании». Своим преемником он назначил аббата Монте Кассино, Дезидерия. Тем, которые спрашивали его оставляет ли он в силе свои проклятия, он отвечал, что отпускает грех всем, кроме Генриха, Гвиберта и их главных приверженцев. Он умер 25 мая 1085 г. и был погребен в Салерно, в церкви св. Матвея, где прах его лежит и до сих пор.
Григорий VII изнемог в борьбе. Самое упорство его не укротимого характера было одной из главных причин его неудачи. Беспрестанно показывая, как далеко простирались притязания папства по отношению к светской власти, он тем самым давал чувствовать их опасность; стремясь во что бы то ни стало унизить Генриха IV, он вызвал реакцию в пользу последнего. Духовный меч, который был в его распоряже нии, имеет свойство тем скорее притупляться, чем сильнее им разят; потрясение, вызванное отлучением Генриха IV, было сильно, но непродолжительно. Что же касается светс кого оружия папы, то оно было еще гораздо слабее. Григо рий VII, притязавший на господство во всем христианском мире, был государем без войска, а союзники, на которых он думал опереться, - все, кроме Матильды, поддерживали папскую политику лишь в меру собственных интересов: саксонцы и немецкие князья извлекали выгоду из нее, не при нимая ее принципов, а норманны видели в ней только новой повод к наживе.
В области мысли сама смелость его притязаний и поступ ков привела к тому, что явилось множество теоретиков, исследовавших относительные права той и другой власти. Эти исследования составляют одну из важнейших страниц в истории политических взглядов и споров средневековья. Сам Григорий писал целые трактаты, как, например, то про странное письмо к мецскому епископу Герману, где он под тверждает всемогущество папской власти ссылками на Свя щенное писание, сочинения отцов церкви, декреталии пап, исторические события, вроде того, как Амвросий останав ливает Феодосия у дверей церкви или Захария вручает Пипину королевскую власть. Со своей стороны защитники прав императора также не обнаруживали недостатка ни в смело сти, ни в эрудиции. «Это новое явление, невиданное в пре жние века, - писал верденский епископ Дитрих, - что папы думают так легко распоряжаться царствами». Немецкий епископ Вальтрам в своем трактате «De imitate ecclesiae conservanda» («О необходимости сохранить единство церкви»), сопоставляет и истолковывает тексты из сочинений св. отцов, чтобы доказать, что власть над царствами при надлежит одному Богу, а не папам. Итальянский юрист Петр Красе в письме к Генриху IV объявляет приговор папы не законным, противным принципу наследственности импера торской власти. Так с неизвестной до сих пор горячностью был начат спор, который затем в течение нескольких веков будет волновать общество.
Последние годы Генриха IV. Спор об инвеституре не прекратился со смертью Григория VII; сам Генрих еще далеко не восторжествовал над своими врагами. В то время, как монтекассинский аббат Дезидерий становится па пой под именем Виктора II, Генрих старается упрочить свою власть в Германии и борется со своим соперником, Германом Люксембургским. Его преследуют неудачи, при Блейхфельде (август 1086 г.) он терпит даже поражение. Если смерть Германа в 1088 г., увеличила его шансы на успех, то, напротив, Виктора, отличавшегося кротким ха рактером, сменил в марте 1088 г. энергичный папа Гуго, епископ Остии, некогда настоятель Клюни, который заявил, что принимает все планы и постановления Григория VII. Урбан II был искусным политиком. Благодаря своему со юзу с Рожером, сыном Роберта Гюискара, он вступил в Рим, занятый антипапой Гвибертом (ноябрь 1088 г.), одна ко принужден был снова покинуть его. Первые годы свое го правления он провел преимущественно на юге Италии, и можно думать, что именно здесь родилась в нем мысль о крестовом походе. Между тем он искусно успел сплотить врагов императора в Италии и Германии: маркграфиня Матильда, несмотря на то, что ей уже за 40 лет, выходит замуж за 19-летнего юношу, сына страшного Вельфа Баварского (1089). Тщетно Генрих IV предпринимает поход в Северную Италию, овладевает после долгой осады Ман-туей, берет один за другим города Матильды (1090); в ту минуту, когда его успех кажется уже обеспеченным, его вторая жена, русская княжна Евпраксия, переменившая свое имя на Аделаиду, покидает его и бесчестит своими наветами; его сын Конрад, которого он провозгласил ко ролем Италии, переходит на сторону врагов (1093). Признанный первой ломбард ской лигой, в которую вошли Милан, Кремона, Лоди и Пьяченца, коронованный в Монце архиепископом Миланским, Конрад присягает в верно сти папе. На соборе в Пьяченце (март 1095 г.) Урбан II господствует как победитель среди необыкновенного сте чения духовных и светских лиц. Уже борьба против импе раторской власти не поглощает его мыслей и деятельности: он проповедует крестовый поход, который и был решен в следующем году на Клермонском соборе.
Итак, Генрих IV видел, как христианское общество соеди нялось под руководством папы. Его антипапа Климент III умер в 1100 г., в то время, как Урбана II, скончавшегося в июле 1099 г., сменил Пасхалий II, сторонник политики сво его предшественника. Наконец, чтобы довершить его гибель, его второй сын Генрих, которого он, низложив Конрада, короновал в Ахене, в свою очередь изменил ему (декабрь 1104 г.) и признал себя вассалом папы. В Кобленце Генрих IV на коленях умоляет своего сына; несмотря на данные ему обещания, его заключают в тюрьму; он отрекается от пре стола; в Ингельгейме в присутствии папского легата он при знает незаконным все свои притязания и постановления. Наконец, после последней попытки вернуть себе власть он умирает в Люттихе 7 августа 1106 г. Только в 1111 г. его ос танки, на которых тяготело проклятие, могли быть преданы погребению по церковному обряду. Таким образом, в этом страшном поединке перевес склонялся то на сторону импе ратора, то на сторону папы. Внутри Германии Генрих IV в промежутках борьбы старался водворить порядок. Он опи рался на народ, и его царствование представляет в истории городов эпоху расцвета и благосостояния.
Генрих V и Пасхалий II. Генрих V был провозглашен королем; но преступный сын, отравивший своим восстани ем и вероломством последние дни отца, не мог быть верным слугой папства. Он воспользовался помощью папы, чтобы захватить власть, но когда это удалось ему, он обратился против папы. Во время собора, созванного в Труа Пасхалием II (1107), представители Генриха V при свидании с папой в Шалоне-на-Марне, опираясь на апокрифическую привилегию Адриана I, потребовали для императора «власть ставить епископов, данную некогда Карлу Великому», то есть инвеституру посохом и кольцом. Папа отказал, и им ператорские послы ответили: «Не здесь, а в Риме меч решит этот спор». Итак, после стольких войн, смут и измен вопрос снова оказался открытым.
Судьба благоприятствовала Генриху. После двухлетней войны с Венгрией, Польшей и Богемией (1108-1110) он отправился в Италию, ведя с собой многочисленную армию. Впрочем, он позаботился, по словам Отгона Фрейзингенско го, «запастись учеными людьми, которые были бы готовы оправдать кого угодно». Ломбардские города, за исключени ем Милана, покорились императору. Сама графиня Матиль да не решилась сопротивляться. В начале 1111г. Генрих че рез Флоренцию двинулся к Риму. В Сутри его встретили послы Пасхалия II, которые заявили, что папа готов отказаться
Папа Пасхалий К вручает Генриху V императорские регалии
от всех феодальных имуществ и привилегий, приобретенных церквами в течение веков,- «от герцогств, маркграфств, графств, от права назначать защитников церквей, от права чеканки и других регалий»; взамен он требовал свободы церковных выборов и отмены светской инвеституры. Будучи не в силах отстоять свои права оружием, папа хотел спасти не зависимость церкви ценой ее мирского достояния. Генрих V принял эти условия, которые и были утверждены официальным актом. 12 февраля он вступил в Рим и в храме св. Петра начался обряд императорского коронования, причем двери храма охранялись немецкими рыцарями. Но как только был прочитан договор, заключаемый между обеими сторонами, поднялся невообразимый шум. Епископы и аббаты не согла шались признать уступки, которые делал папа, то есть лишиться своих поместий и феодальных прав; со своей сторо ны, князья и сеньоры также не соглашались отказаться от церковных угодий, которыми они владели. Обряд венчания был прерван; в церкви произошла свалка и король овладел папой и кардиналами. Тщетно римское население на следую щий день пыталось освободить их; Генрих V отразил римлян и отослал своих пленников в Альбано; здесь он в притвор ном раскаянии просил прощения у Пасхалия, но в то же вре мя заставил папу признать за ним права его предшественников: «Король в своем королевстве будет давать инвеституру посохом и кольцом епископам и аббатам, избранным свобод но и без симонии; затем они будут получать церковное посвя щение от архиепископа своей епархии.
Кандидат, который бу дет избран духовенством и народом без согласия короля, может быть посвящен не прежде, как по получении королевской ин веституры; что касается раздоров, которые часто возникают при выборах, то они должны быть усмиряемы королевской властью». 13 апреля Генрих V был, наконец, коронован в хра ме св. Петра. Какая месть за Каноссу! И как бы для того, чтобы подчеркнуть смысл своей победы, Генрих V по возвращении в Германию в августе торжественно предал земле в Шпейере останки своего отлученного от церкви отца.
1111 г. представляет апогей могущества Генриха V. От тон Фрейзингенский изображает его полновластным господином империи, «в которой все смиренно несут иго покорности», грозой соседних народов. Однако если победа над папством и произвела то глубокое впечатление, о котором говорит немецкий летописец, она все-таки была недолго вечна. Церковь не приняла условий, на которые согласился папа. Римское духовенство упрекало его в том, «что он, вопреки правилам церкви, возложил императорскую коро ну на короля Генриха, тирана-разрушителя государства и церквей, и дал ему нечестивую привилегию». На Латеранс ком соборе в марте 1112г. Пасхалий сделал следующее тор жественное заявление: «Я принимаю декреты моего учителя Григория и Урбана блаженной памяти: я отдаю то, что они отдали, утверждаю то, что^они утвердили, и проклинаю то, что они прокляли». Затем ангулемский епископ Жерар, с согласия папы и синода, прочитал следующее заявление: «Мы все, собравшиеся на этом священном синоде, прокли наем привилегию, которую король Генрих силой исторг у папы Пасхалия и которая есть не привилегия, а злоупотреб ление (поп privilegium, sed pravilegium), и объявляем ее недействительной, ибо она требует, чтобы избранный кандидат не прежде получал церковное посвящение, как по принятии инвеституры от короля». Когда папство обнару жило слабость, сама церковь, преобразованная Григори ем VII и проникшаяся его духом, напомнила папе об его обязанностях.
В самой Германии архиепископ Майнцский Адальберт, бывший до сих пор правой рукой императора, замышляет заговор против него и попадает в тюрьму (1112). В Саксо нии вспыхивает новое восстание (1113), но Генрих V усмиряет его. В 1114 г. он торжественно празднует в Майнце свой брак с Матильдой, дочерью английского короля Генриха I; но на этом самом празднестве, на котором он хотел показать свое могущество, собравшиеся здесь князья и се ньоры снова затевают интриги. Арест и заточение Людови ка Тюрингского, участвовавшего в саксонском восстании, окончательно выводят их из себя. В то время, когда Генрих V готовится к походу против Фрисландии, которая отказыва ется платить свою ежегодную дань, возмущается под руководством своего архиепископа Кельн, и его примеру следу ют Лотарингил и Вестфалия. Генрих V терпит неудачу при осаде Кельна (1114); Саксония снова поднимается под пред водительством своего герцога Лотаря, и император раз бит при Вельфсгольце (1115). Римский легат - кардинал Дитрих объезжает страну, оглашая постановления Латеран ского собора и анафему, произнесенную над Генрихом. В самом Майнце, куда император созвал князей на съезд, граж дане осаждают его дворец и принуждают освободить их ар хиепископа Адальберта(1115).
Печать императрицы Матильды
Однако положение дел в Италии по-видимому должно вознаградить его за неудачи в Германии. Маркграфиня Ма тильда умирает, завещав свои обширные владения св. пре столу; но приверженцы Генриха V приглашают его вступить во владение наследством (1115). Таким образом, возникает новый конфликт между империей и папством, который тя нется много лет. Если Матильда могла свободно распоря жаться своим аллодиальным имуществом, то кто дал ей право завещать феоды, которые она держала от империи? В 1116г. Генрих является в Италию и занимает владения Матильды. Несмотря на близость императора. Пасхалий II на стаивает на своих заявлениях. На новом синоде в Латеране (1116) он признает, что дурно действовал в 1111 г., и сам проклинает ту привилегию, которую тогда даровал импера тору. Феодальное восстание, поднятое сыном городского префекта Петром, которому он не хотел передать отцовского звания, заставляет его покинуть Рим.
Мятежники призывают Генриха, который 2 июня 1116 г. венчает здесь на царство свою жену Матильду. Но этот успех не имел по следствий.
"ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ" - Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО