Христианизация Европы. Средневековый город

Право и суд в средневековой Европе

Христианская церковь в IV-XIV вв.

Одним из важнейших факторов исторических процессов в Средневековье стала христианская религия и церковь. Постепенно христианство стало основным элементом мировоззрения народов средневековой Европы, Передней Азии и Северной Африки. Это мировоззрение развивалось апологетами (защитниками, авторами произведений на защиту христианства) - Иустин Философ, Тертуллиан, учителями церкви (Ирина леонский, Ориген), отцами церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный). Отцы церкви пытались разработать основные догматы (непреложные истины) христианства. Необходимость принятия догматов и канонов (правил) была вызвана потребности бою изображение церковной единодушия перед угрозой ересей - разного понимания христианского учения. Для решения спорных вопросов с IV в. начали собираться Вселенские соборы. Фундаментальная идея церковной доктрины периода Вселенских соборов (325-787 pp.) - Всестороннее теоцентризм: Бог есть начало и конец жизни, творец всего сущего.

Основными очагами распространения и укрепления христианства в сутки раннего и зрелого Средневековья стали монастыри.

Уже в первые века христианства многие верующие вели жизнь отшельников на небольших островах или в пустынях, посвящая все время молитве. В 269 г. египтянин Антоний Фивський, собрав отшельников (их называли анахоретами), основал общину - первый монастырь. Монастыри жили по уставу. Самым известным был устав святого Бенедикта, который основал в 529 г. монастырь в Италии. Монахи должны были работать и молиться. Первые монастыри были похожи на селения с церковью посередине. Здесь находили ся разветвленные хозяйственные комплексы с садами, библиотекой, скриптории (местом переписыванием документов и книг), больницей, школой. Благодаря прекрасной организации монастыри имели значительное влияние на жизнь населения и получали десяти ну - деньги, земли или продукты на поддержку.

В начале X в. появились такие церковные организации, как ордена. Монахи Клюнийского ордена во Франции строго соблюдали обет бедности и безбрачия. Франциск Ассизский в 1209 г. основал орден францисканцев, а Папа Римский, стремясь приобрести еще большей власти, - в 1216 г. - орден к миниканцив. Кроме того, в 754 г. папа Стефан II, заручившись поддержкой франкского короля Пипина Короткого, провозгласил создание так называемого Патримония Святого Петра (Папской об ласти), чем сделал себя монархом и феодалом. Постепенно в руках церкви сосредоточились около трети всей земельной собственности, тем самым она получила значительную экономическую силу.

Обращение язычников было делом первостепенной важности для католической церкви. Они проповедовали среди варварских племен и привлекали язычников в свою веру. Таких людей называли миссионерами. Одним из самых известных среди первых был ирландец Святой Галл. Самым знаменитым в это время Бонифаций. С 719 г. до 741 г. он объездил всю Германию, охрещуючы язычников, разрушая их капища и срубая священные деревья. Власть римской церкви распространяется по всей Европе, а Папа стал духовным главой Западного мира. Поэтому одной из главных идей общественной жизни Средневековья была идея теократии (богоуправлиння). На Западе Европы эта идея на практике приобретала вид папоцезаризму, т.е. сосредоточение в руках папы римского не только духовной, но и светской власти над европейскими монархами. Конечно, это не очень нравилось самим монархам. Для борьбы с непокорными церковь предпринимала ряд мер, в том числе интердикт (запрет проводить на определенной территории богослужения) и отлучение («анафема») - исключение людей из религиозной общины, что причиняло много неприятностей (не было «оставление» грехов, нельзя было жениться, хоронить по христианскому обряду и т.д.). Радикальным средством было аутодафе - сжигание еретиков-инакомыслящих. Первые костры "с еретиками загорелись в 1022 г. во Франции.

Церковь обогащалась за счет продажи индульгенций (документов на отпущение грехов) и церковных должностей (симония). В 1054 г. заканчивается разрывом многолетняя дискуссия римской и константинопольской церквей, каждая из которых настаивала на своем первенстве и ортодоксальности. С этого времени существует разделение на православную и католическую церкви. В 1215 г. было организовано инквизицию (конгрегацию святой службы) для борьбы с ересями. Впервые инквизиция начала функционировать на юге Франции в 1229 г. для искоренения местных ереси катаров. Обеспечением инквизиционной деятельности должен заниматься уже упоминавшийся орден доминиканцев. Его символом была собачья голова, которая должна охранять овец-мирян от волков-еретиков. С деятельностью инквизиции, которая просуществовала с XIII до XVIII в., Связанные трагические страницы европейской истории. Инквизиция имела право пытать подозреваемых (с 1252 p.). Борьба против ересей постепенно вы лилась в преследование всех неугодных, в том числе многих ученых, чьи выводы, расходились с общепринятыми стереотипами. Церковь имела собственную юрисдикцию. Она защищала существующий порядок.

Средневековый город. Общественные состояния

До второй половины XI в. большинство западноевропейских городов были почти исключительно военными, административными и религиозными центрами, жизнь в которых концентрировалась вокруг феодального замка или епископского собора. С конца XI в. в городах концентрируются ремесла и торговля, они приобретают признаки культурно-политических центров. Однако их укрепление становятся выше и массивнее. Около 1000 г. стали появляться замечательные жилые дома купцов, здания рынков и торговых гильдий. Масштабы строительства становятся впечатляющими. Постепенно своего стиля приобретает светский, а не культовая архитектура. Правда, большинство населения по-прежнему жила в примитивных постройках. Значительная часть домов в Европе строились из дерева, ос кильки оно было дешевым и его имели в достаточном количестве. Но дерево легко згнивало и горел, поэтому важнейшие здания делали из камня. Замки и городские стены строились из крупных, хорошо подогнанных камней. На смену круглым аркам и тяжелым колоннам римского стиля пришла готика со стрельчатыми арками, изящными колоннами и витражными окнами. Дома и соборы становятся изощреннее и менее громоздкими.

В эпоху раннего Средневековья города, как и села, находившиеся в зависимости от феодальных сеньоров, так как находились на их землях. Поэтому управление городами и суд находились в предании сеньора, в его казну поступали налоги, зачастую произвольные, которые должны были платить города. Первоначально города сами желали такого покровителя, поскольку он обеспечивал им военную без пека и поддержку в торговле. Однако начиная с XII в. города стремятся получить или купить себе автономию.

В борьбе за вольности города получали поддержку среди мелкого дворянства, недовольного зависимостью от сеньоров и короля. Интересы короля и городов во многом совпадали. Король хотел единства страны, города хотели безопасности, в том числе на дорогах, развития междугородной торговли, единой и полноценной монеты. Король стремился ограничить власть феодалов. Города тоже хотели этого же.

Сущностью политической автономии городов становилось право города выбирать свои собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. Относительно сеньора город был обязан предоставлять определенные взносы, проходить военную службу. Мог быть одноразовый выкуп за такую ​​автономию, могли быть ежегодные взносы. Внешними признаками самоуправления были: башня с колоколом (это означало, что город может созвать граждан на сборы), позорный столб и виселица (это означало, что город имеет право вершить суд), печать (право принимать законы). На печати изображались герб и девиз.

Управление такими городами осуществляли городской совет и выборный мэр (с латинского - старший), который часто избирался пожизненно. Места в совете принадлежали тем гражданам, чьи семьи принимали участие в уплате выкупных сумм. Часто это место передавалось по наследству, приобреталось за деньги, которые потом удостоверялось соответствующей грамотой короля.

Становление городского самоуправления началось еще в VIII в., Когда первым получила это право Венеция, в X в. - Генуя, Лукка, Пиза. Итальянские города развивались скорее в финансовом плане, поскольку папы римские считали целесообразным взимать платежи с европейских стран через итальянских купцов, особенно из Ломбардии. Отсюда термин «ломбард» (залог), банки («меняльные столы»), банкрот («перевернутый стол»).

Важнейшим завоеванием городов был свободное состояние всех граждан. Тогда бытовала поговорка: «Воздух города делает люди на свободной». Для защиты городов и выполнение общественных работ ремесленники создавали свои объединения, они назывались цеха мы, а купеческие - гильдиями. Средневековый цех - это союз ремесленников одной профессии. Цеха устанавливали правила и условия производства и продажи товаров, а также контролировали эти правила. Первые такие цеха появились в XI в. (1061 г. в Париже, цех подсвечников). Мастер должен был все делать сам, но не вмешиваться в сферу других. Столяр не мог делать замок для шкафа, которую он изготовил, - это было делом слесаря. Цеха боролись против тех, кто производил подобную их продукцию, но не был членом союза. их называли партачами.

С XIII в. вводятся ограничения для желающих стать мастера мы, если они не были сыновьями мастера. Подмастерье должен учиться 7-10 лет, изготовить эталонный продукт («шедевр»), устроить банкет для членов цеха. Подмастерье работал 11-14 часов в сутки. Еще хуже было положение ученика. Он не получал плату, и эксплуатация его была очень выгодной.

Городские власти тщательно контролировали цеха, нарушители под давались публичном наказанию. Известен случай, когда одного пекаря целый день возили Лондоном в клетке за попытку уменьшить установленную вес булки.

В XIV в. нормы городского права были сконцентрированы в Магдебургском праве (по названию немецкого города).

Население делилось на общественные состояния. Общественное положение - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включает несколько состояний, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации - феодальная Франция, где с XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированный третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

Дворянство - один из высших сословий феодального общества (наряду с духовенством), обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Основа экономического и политического влияния дворянства - собственность на землю. В Западной Европе дворянство формировалось из старинных аристократических родов, королевских должностных лиц, рыцарства и сформировалось окончательно в эпоху абсолютизма. Оно делилось на выше и ниже, что находило выражение и в дворянских титулах (бароны и рыцари в Англии, гранды и идальго в Испании, магнаты и шляхта в Польше и т.д.). В свою очередь среди этих групп существовала еще четче иерархия. Например, во Франции высшими титулами знати были герцоги, графы, маркизы; в средних феодалов принадлежали виконт и барон; ниже были шевалье (рыцаря).

Третье состояние тоже был неоднороден. К высшей группы принадлежал городской патрициат (купцы, крупные торговцы), бюргеры (мастера), плебс (городская беднота). Наибольшей социальной группой было крестьянство.

Право и суд в средневековой Европе

Право раннего Средневековья началось так называемыми варварскими правдами. «Варварские правды» называли раннефеодальные юридические кодификации германских народов. Самыми известными среди них были Салическая правда (точнее, «Салический закон»), Рипуарська и Бургундские правды, составленные в V-VI вв. В варварских прав относятся также англосаксонские судебники, германские и кельтские юридические сборники (ирландский, аллеманский, баварский) и другие.

В научном понимании «Салическая правда» не было ни кодексом, ни законом. В ней закреплены нормы обычного права. Юридические нормы касались, главным образом, жизни и быта обычного франкского села.

Раннее Средневековье сохранило весьма сложные формы перехода недвижимости, под которой понималась земля - ​​единственный вид собственности, который «не может погибнуть в огне». Это объяснялось тем, что в эпоху феодализма владение землей давало и определенный социальный статус, состоятельность. Движимое имущество сын и дочь наследовали равными долями, но земля переходила к сыну.

Обращает внимание большое количество имущественных преступлений, вспомнит них в «Салической правде». В ней не было наказание за кражу вообще «птиц», а отдельно назначались штрафы за кражу петуха, курицы, голубя, журавля, ястреба. Если говорилось о краже свиней, то только с разницей их возраста.

Женитьба на рабыне или выход свободной замуж за раба означало потерю личной свободы. Очень высокой была имущественная ответственность за непогашенную ссуду.

Варварские правды кровную месть ограничивали, но не запрещали. Убийца должен был заплатить штраф, если он не мог этого сделать, то должен заплатить своей жизнью. Штраф за убийство назывался вергельдом - «ценой человека". За убийство раба нужно было уплатить 35 солидов, свободного франка - 200 солидов, графа - 600, епископа - 900. (Бык стоил два солида). Телесные повреждения карались от 3 солидов за удар палкой без появления крови, до 100 солидов за тяжелые (потеря глаза, носа, языка). Грабеж карался строже кражи, кража со взломом - построже обычной.

Судебная власть принадлежала коллегии, состоящей из 7 человек, избранных народом. С усилением королевской власти глава судебных заседаний изменился графом, которому помогали предназначены властью заседатели.

Дело возбуждалось по заявлению потерпевшей стороны, формулировала обвинения и оказывала доказательства. Исключение составляли преступления, которые затрагивали общественные интересы. Предателя вешали на дереве, беглеца с поля боя топили в болоте. Основной задачей судьи было добиться признания вины. Если этого не представляло ся, практиковали ордалии или суд Божий. В этом случае применяли испытания водой, железом и огнем. Связанного подозреваемого бросали в воду. Если он тонул, считался постирал данным. Другое испытание заключалось в том, что следовало достать из котелка с кипящей водой перстень, или подержать в руках кусок раскаленного железа. Впоследствии смотрели, как заживает рука, если хорошо, значит, виноват. Практиковался судебный поединок. Считалось, что в таком поединке Бог выступает на стороне не виновного. Однако вместо себя можно было выставить профессионального бойца. Дворяне дрались на конях, крестьяне - кольями.

«Салическая правда» была оригинальной достопримечательностью права ран него феодализма, однако, в ней не чувствовалось влияния высокоразвитого римского права.

http://www.famedi.ru/hristianizacij_evropy_srednevekovyi_gorod-6.html