Игумен Лука. Об иконе
В начале 8 в возникает иконоборчество. Оно было более или менее умеренным. Возможно влияние иудейства и мусульманства, которые отрицали изображения. Были и перегибы в иконопочитании, было и рациональное зерно в иконоборчестве. Отходили на второй план скульптурные изображения. Иконоборцы отказались от молельных образов не сразу, они постепенно перешли к новым изображениям. Доиконоборческое искусство в Константинополе не сохранилось. Иконоборцы устроили “овощные склады и птичники” в храмах. Часть имела символический смысл, как в катакомбах. Но ведь в катакомбах были не только аллегорические изображения. И-б произв.имели высокое художественное значение. К началу 8 в православные мозаисты украсили несколько мечетей - в Дамаске (не орнамент, а пейзаж в византийской традиции). Нечто подобное создавали и иконоборцы. Аргументы иконоборцев: заповедь о несотворении кумира нарушается. Затем они более серьезно подходят к вопросу. Константин Копроним 5 теоретически готовил иконоборчество. Для него было важным провести собор, он готовил епископов, в 754 созвал собор, который считался вселенским. На соборе звучат уже более глубокие аргументы: что мы изображаем? Если природу человеческую, то мы несториане, если изображаются обе природы, то мы монофизиты. Православные говорили, что мы изображаем не природу, а Личность Христа. Природа отдельно не существует. Иконоборцы приводили цитаты из ВЗ, Евсевия Кесарийского, св.отцов (о языческом искусстве И.Златоуста, В.Великого). Это были не книги св.отцов, а листочки с отдельными текстами. Были и искажения текста. Препод.Нил Синайский говорил, что надо изображать на стенах сцены из ВЗ и НЗ. Слово изобразить заменили на "выбелить". Сейчас спорят об иконоборческих текстах св.Епифания Кипрского: "У всех еретиков есть иконы, писанные красками... Сии иконы писаны Пилатом". Епифаний ли написал этот текст? Неизвестно. При св.Епифании на Кипре создавались предметы церковного искусства. 338 отцов собора 754 провозгласили иконоборчество (не было патриархов), см.деяния 7 Вс.собора, который опровергал постановления собора 754, и труды Константина Копронима в опровержении св.Никифора Константинопольского. После собора Копроним стал вести активную иконоборческую политику, даже более жестокую, чем определил собор. Стал уничтожать святыню как таковую - мощи, монастыри, почитание святых. Монахи бежали на окраины империи и за пределы ее. Копроним не просто убивал иконопочитателей, он их жустоко мучил. Св.Стефан Новый - новый первомученик за св.иконы.
Православные еще в доиконоборческий период реагировали на иконоборческие тенденции. Леонтий, еп.Неаполя - "Апология против иудеев", "О св.иконах". Он говорил об аргументах из ВЗ, о естественности поклонения тварной святыне. "Мы почитаем первообраз, а не материю. Мы сжигаем икону, потерявшую изображение". Факт сжигания сам по себе говорит о благоговейном отношении даже к материи иконы. Православные встают на защиту иконопочитания: св.Герман Константинопольский (изображается безбородым как скопец). Его авторитет был огромен, т.к.он был убеждающим богословом, чуть не присоединил армян монофизитов. Он написал 2 письма епископам-иконоборцам и митрополиту, у которого был епископ-иконоборец. Он убеждает иконоборцев в их неправоте, но иконоборцы уже чувствуют позицию императора и не вняли убеждениям. Труды св.Германа цитируются 7 Вс.собором.
Икона - 1) руководство для слабых, она побуждает нас к доброделанию; 2) это доказательство воплощения; 3) факт древнего предания. Если бы иконы нас отвлекали, то их надо было бы запретить, но они ведут нас к глубине богопочитания. Искусство идет по пути уплощения - переход к плоскому пространству, уход от скульптурных изображений.
Письмо к еп.Фоме (иконоборцу) - повторяет свидетельство Евсевия Кесарийского о статуе, но говорит, что "это мы говорим не для того, что сами хотим ставить медные статуи, но для того, чтобы показать, что Господь не отвергает того, что было сделано по языческому обычаю. У нас обычай принял более приличную форму". Возможно, св.Герман позволил убрать икону Христа с ворот (она была скульптурная), но он был против того, чтобы убирать молельные образы.
Св.Иоанн Дамаскин (Мансур) написал 3 письма об иконопочитании. Здесь он очень четко выражает иконопочитание, хотя в деяниях 7 Вс.собора Дамаскин не упоминается прямо. Он говорит о важности Предания, приводит аргументы из ВЗ, цитирует отцов, говорит о воплощении Христа, о различии образа и первообраза, о помощи иконы в почитании первообраза, о чудотворении от икон, икона научает нас лучше, чем книга. Различает поклонение Богу и тварной святыне и святым. Дамаскин говорит о поклонении материи, о почитании ее. "Не поклоняюсь материи, поклоняюсь же Творцу материи, сделавшемуся материей ради меня".
Во второй период иконоборчества защитники иконопочитания - св.Никифор Константинопол. (опровергал тексты Копронима), Феодор Студит. Никифор говорит, что иконоборцы нелогичны, ибо они признают Крест Христов. Мы почитаем икону Креста Христова, воздавая поклонение чрез икону само животворящее Древо. "Икона досточтимее Креста", т.е.Креста без изображения Распятого, как геометрической фигуры. Когда мы видим просто крест, мы вспоминаем, что на нем был распят Христос. На иконе мы видим Самого Христа.
Препод.Феодор Студит пишет более объемные труды по иконопочитанию. Сначала он выступал против второго брака императора и терпел гонения. Затем защищает иконопочитание. Он глубоко мыслит: "Христос описуемо неописуем. По-настоящему мы не можем Его изобразить".
Св.Фотий Константинопол. Тактически пресек иконоборчество. В отличие от патриарха Игнатия, который был ревнителем иконопочитания, Фотий был мягок и временем изжил иконоборчество. Он сформировал систему росписи в храмах (проповедь на освящение храма), богословие росписи.
7 Вс.собор опроверг иконоборческое учение. В оросе отцы говорят: 1) о предании Церкви, которое служит для уверения истинного, а не воображаемого воплощения Бога;
2) определяют почитать, подобно изображению Креста, полагать в церквах, домах, стенах, сосудах, путях - честные иконы, писанные красками, из мелких камней (мозаика), резьба по камню, кости, на одеждах (шитые иконы) и на всяком другом соответствующем цели веществе (потом были споры, соответствует ли цели вещество);
3) иконы Христа, Богородицы, святых, ангелов (из Лиц Св.Троицы упоминается только Христос). В деяниях 7 Вс.собора говорится, что Отец неизобразим, т.к.Он не являлся. Ангелы не воплощались, но являлись в человеческом образе, т.е.можно изображать явления, поэтому возможно изображение Троицы, т.к.Господь явился в виде ангелов. Изображение новозаветной Троицы не допускалось, т.к.Бог Отец не являл Себя.
4) чествовать их почитанием и подобающим им поклонением. Отцы различают поклонение тварной святыне и Богу;
5) прещения тем, кто отвергает иконы, мощи; дает употребление священных сосудов, храмов и других святынь не по назначению (а также употребление неправомерных материалов для изготовления святынь).
Трульский собор, хотя и запретил аллегорические изображения, но благоговейно относится к уже имеющимся. Т.н.ветхозаветное изображение Бога Отца св.отцы толковали как Богоявление Второй Ипостаси. Собор не повелевает уничтожать эти изображения, но запрещает делать их.
ЯЗЫК ИКОНЫ
Икона - окно в мир иной. Особенности этого мира отражаются на языке иконы. Это отражается прежде всего в пространстве. Икона средневековья плоскостна, у нее неглубокое пространство (есть какой-то намек на объем), но мы не видим дальнего плана, т.к.мир иной недалек от нас, он близок к нам весь. Позднее с упадком духовной жизни в иконе появляется задний план.
Икона имеет обратную перспективу. Прямая - изображение из одной точки. Обратная - суммирование изображения из многих точек. Мы видим в прямой перспективе (рельсы на горизонте сходятся), но изображаем в обратной, и это естественно для нас. Если человека не учить прямой перспективе, то он изображает в обратной (П.Флоренский). Академик Раушенбах пишет о перспективе изображения. Он говорит, что наш зрачок действительно видит в прямой перспективе, но мы сами, наше сознание - в обратной. Первый, ближний план мы видим в обратной перспективе. Наше сознание так построено, что мы видим в параллельной или обратной перспективе.
На иконе изменено не только пространство, но и время. На картине изображен момент, на иконе - разновременные моменты (И.Предтеча с головой на плечах держит свою главу в руках). Время здесь неважно, оно иное, чем в этом мире. То, что важно показать, то и показывается. Икона отбирает важнейшее, нет второстепенного. Если изображается храм, то без деталей, только так, чтобы он был узнан. Икона - "совмещение Страстной седмицы и Пасхи". Они и празднична, и аскетична. Икона строится не на тенях и затемнениях, а на свете (высветление). Особенно это было распространено после паламитских споров.
ТЕХНОЛОГИЯ ИКОНЫ
Икону пишут на доске, чаще на липовой, но может быть сосновой (у нее есть смоляные карманы), еловой (очень сучкастая), яблоне, кедре, кипарисе (это дорого). Но не дуб, не береза, не осина, т.к.они очень твердые и дают трещины. Важно, чтобы дерево было сухое, т.е.д.усохнуть, полежать 3 года (для липы), м.и больше. Сущить надо в крытом помещении с навесом, чтобы не было попадания влаги. Иначе дерево будет усыхать в процессе изготовления иконы и после. Если нет сухих досок, можно использовать бревна от старых домов, сухостой (если не сгнили). В древности использовали вываривание деревьев, но технология очень трудоемка.
Склеиваются 2 доски, чтобы была широкая икона. Столярная склейка отличается от иконной.
Меньше всего деформируется доска из сердцевины бревна, но это самая гнилая часть дерева, по которой идет влагообмен в дереве. Важно, чтобы доски были тщательно подготовлены, не д.б.щелей между склеенными досками. В древности клеили рыбьим клеем (очень дорого). Он очень крепкий и пластичный. Мало осетров сейчас. Клей - это пузыри осетровых рыб, т.е.отходы рыбопроизводства. Использовался в оборонной промышленности и при изготовлении музыкальных инструментов. Сейчас используют казеиновый клей, но нужно, чтоы он не был старым. ПВА нельзя использовать, т.к.через 100 лет он не будет держать, столярный клей не выдерживает разловом.
После склеивания на доску накладывают шпонки - накладные или вырезные. Шпонка не вклеивается, а вбивается. Она часто делается с запасом, потом спиливают.
На лицевой стороне вырезается ковчег - углубление, на котором и пишется изображение, чтобы уменьшить сопротивление (изгибы). Чрезмерное утоньшение нежелательно, чтобы доска не гнулась под воздействием физической силы, как фанера. Поле, лузга (скос), ковчег (внутреннее углубление). Поле - наш мир, ковчег - горний мир.
Затем заделывают сучки. Часть сучка держится в доске, а часть рано или поздно выпадет. Эта часть удаляется: выбивается и заполняется углем или опилками на клею, ромбовидно вырезается.
Далее идет подготовка к живописи, левкас. Доска не д.б.идеально ровной и блестящей. Доскку проклеивают, чтобы клей был уже в самой доске (рыбий клей или женлатин, мездровый клей).
Приклеивается паволока - материя, которая является арматурой для левкаса - марля (волокна не д.плотно стоять друг к другу), редкая мешковина, холст, льняная материя ("половая тряпка").
Накладывается левкас - тот же клей с мелом (без добавок - белгородский, донецкий). Мел д.б.сухим сам по себе, хотя мы и будем его мочить в клею. Количество слоев м.б.разным, до 12-15. поверхность после этого полируется (под позолоту) или выглаживается. Идет работа с рисунком: скопировать или рисовать прямо на доске, только не карандашом, а кистью, пигментом с водой, а потом краской. Далее позолота фона или нимба. Используется сусальное золото: 60 листов - книжечка. Оно различается по оттенкам - красное, зеленое и др. - 1 доллар за лист, для куполов - 8 долл. Оно накладывается разными способами: на клей + водку + листочек золота, только не руками, а кистью из беличьего хвоста. После того, как золото подсохло, его можно отполировать клыком медведя. В 16 в появляется позолота на глине + белок яйца + клей = полимент.
В 18 в появилась позолота на масляный лак, сейчас - ПФ283. Лак д.высохнуть в течение 2-4 недель, иначе лак будет всасывать золото. Спиртовой лак твердеет быстрее, поэтому можно золотить через день. Купола золотят на лак "мордан". Он долго сохнет, надо сделать очень тонкую лаковую поверхность, чтобы он меньше всасывал золото. Нужно знать период отлипа лака и период высыхания. У мардана - сутки. Золото защищают шлачной политурой, только не советской, а европейской или индийской. Шлак м.покраснеть, появляются разводы.
Далее идет работа красками. Всякая краска - это порошок и связующее вещество, которое держит его на поверхности (масло, яичная эмульсия - желток яйца без пленки, вода с уксусом (щиплет глаза), белое несладное сухое вино, пиво, несладкий квас. Краски-земли (не имеют кристаллической решетки) и минералы (имеют кристаллическую решетку). Затем начинается работа с раскрытием цветов, т.е.краски наносятся на доску. Затем делают высветление отдельных мест (на теплых - холодные пробела и наоборот). Лик - наиболее сложное место, оно д.выделяться, поэтому здесь очень много оттенков. Работа завершается снова золотом - это не золото фона, а золото уже на краске (на одежды).
Сначала нааносится слой сока чеснока или сусла (густого вареного пива). Поверхность натирается зубным порошком и накладывается золото. Все завершается покрытием покрывным слоем: в древности - олифа, чем светлее, тем лучше. Ее льют прямо на поверхность иконы. Олифа "встала" - когда, проводя пальцем по иконе, мы почувствуем пленку, т.е.нет шероховатости красок. Лишнюю олифу убирают, разравнивают то, что осталось, ждут 15 мин и потом "отфикивают", чтобы поверхность не сильно блестела, важно вовремя это сделать. Важно, чтобы потом олифа просохла на свету. Если икону поместить в темное место, то она потом будет быстро темнеть, т.е.олифный слой.
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Необходима "усадка" стены, а также, чтобы здание жило жизнью в данном конкретном месте. Должна быть отмостка, чтобы вода не текла с крыши на стену. Если забетонировать всю площадь вокруг храма, то влага будет впитыватьсяв стены. Но если вокруг храма песок, то влага уйдет в него, но может и выйти обрат но. Крыша не должна протекать, иначе будет неизбежное разрушение штукатурки. Старый храм после раставрации тоже д.быть "уставлен", т.е.стены д.высохнуть: отапливать зимой, открывать летом окна в жаркую погоду. Т.о. храм д.стоять нерасписанным несколько лет.
Фреска в прямом смысле слова - это роспись по сырой штукатурке. Раньше штукатурка была из гашеной извести. Если недостаточно перегасить, то появится соль на поверхности стены. Штукатурка сейчас - известка и песок (лучше карьерный, а не речной) 1:2 (известка:песок). Когда состав нанесен, надо проверить, чтобы песок не осыпался. Иногда добавляют толченый кирпич (дореволюционный) или мрамор. Если сделать цементную штупатурку, то хуже влагообмен, и потом возможности сделать настоящую фреску не будет. Штукатурят какой-то кусок стены и сразу пишут, пока она сохнет, но не совсем сразу, а через 1-2 суток. Если к-то часть оказалась нерасписанной, то штукатурка сбивается.
Пишут пигментом с водой, связующим является сама стена. Фреска, т.о., отскочит от стены только вместе со штукатуркой. Русская фреска - это полуфреска, т.к.работа заканчивается уже по сухой штукатурке яичной или казеиновой темперой. Часто пишут просто по сухой стене темперными красками. На иконе м.соскоблить краску, на стене - нет: мастер д.сделать все без исправлений. Краска м.оставлять след на руке, мелить. Если он сильный, то роспись надо закрепить известковой водой, и столько же обезжиренного молока и несколько яиц на ведро.
Кроме темперной росписи и фрески, применяют темпер-ПВА, но он непроверен, т.к.неизвестно, что с ним будет дальше. Силикатные краски - на основе жидкого стекла, и больше подходят для наружных работ. Масляные краски - можно писать на любой стене, предварительно проолифить и прогрунтовать. Масло закрывает стены как бетон, влагообмена нет, поэтому по стенам идет вода, т.к.влага нашего дыхания не впитывается в тену и портит роспись.
Мозаика делалась прямым набором - в штукатурку вдавливались камешки (был к-то сухой набор). Сейчас прямого набора не делают. Делают сухой набор на столе, заклеивают его сверху несклькими слоями бумаги и картона, переворачивают и сверху с задней стороны заливается раствор и приклеивают к стене.
ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО
Западное искусство всегда влияло на восточное, особенно после взятия Константинополя крестоносцами. Сначала оно было почти тождественно с восточным. Но уже в эпоху вселенских соборов оно получает свои особенности. Запад относится неглубоко к иконе в смысле ее осмысления. Для запада были авторитетны западные отцы - Г.Двоеслов. У него мы видим неглубокое осмысление иконы, 2 письма к еп.Марсельскому Сиренусу, где он писал: "хорошо, что ты борешься с перегибами в почитании икон, но плохо, что ты их убрал из храма" (икона - то, что нас научает; воспоминательная функция иконы не важна, важна узнавательная). Икона как молельный образ, соединяющий нас с первообразом, никак не осмысляется. Если Григорий Двоеслов этого не понимал, то что говорить о соборе 794 г - он осудил и собор 754 г, Копронима, и 7 вселенский собор. Предание отходит на второй план, традиция в иконописании становится незначимой - произвол художника, отсутствие к-либо норм. Но мощи продолжают почитаться. В империи Карла Великого вслед за Византией старались следовать искусству Востока, но есть черты варваризации (скромный, суровый вид храма). Расцвет миниатюры в империи Карла, расписывание книг опирается на византийскую роспись. Миниатюры чрезвычайно плоскостны, объема нет вообще, упрощение, увлечение орнаментом. Развивается обработка камня и металла (двери, реликварии).
В к.9-10 в, до 12 в господствует романский стиль. Стиль значительно менялся, мощные замки, суровые соборы, базиликальные в отличие от востока, где были уже купольные храмы. Эти храмы суровы, просты, можно заметить четко геометрические фигуры, из которых построен храм. Две колокольни фланкируют вход (ср.слово "фланг"), см.А-Невскую Лавру с Спб. Это искусство еще не чуждо востоку, поэтому его там воспринимают спокойно. Нечто подобное было в Румынии, Сербии, западной Украине. Некоторые элементы романской архитектуры влияют на Владимирскую Русь (арки, обходные галереи, аркатурный пояс с полуколоннами - см.храм Покрова на Нерли; перспективный портал).
Отличие западной базилики - появляется свод, украшается портал (резьбой, рельефом, скульптурой, причем фигура Христа значительно увеличена по сравнению с древними фигурами). Храм украшен скромнее, чем портал. Скульптуры помещаются и в самом храме: базы и капители колонн. М.б.и росписи - остаток восточного искусства. Важна металлообработка - трофейные вещи (кованые двери на Руси - трофеи из Западной Европы), реликварии - мощехранительницы.
Уже в 12 в появляются черты готики. Сам этот термин появился в эпоху Возрождения, означает "варварское искусство". Сначала готикой называли все средневековое искусство, затем только искусство позднего средневековья, 15-16 вв. Востоком она воспринималась не как что-то чуждое: готические элементы были в Румынии, Сербии, даже Руси (новгородские палаты), паникадило Троицкого собора, трофейная вещь, готика.
Для готики характерно: 1) огромный высокий собор, 50-100 м, они строились очень долго, более 100 лет, устремленность вверх, высокие шпили колоколен. Часто храмы не достраивались.
2) много вертикалей, маленьких шпилей;
3) остается все же мусульманская арка, острием вверх;
4) витражи - мозаика из больших кусков стекла на окнах - между металлическими конструкциями вставляются разноцветные стекла + доработка красками. Витражами украшали алтарную стену и большие окна. Большие окна требуют тонких простенок, конструкция собора ослабляется, поэтому начинают строить выносные арки, чтобы укрепить здание. В некоторых храмах витраж занимает очень много места, часовня Сен Шапель в Париже (для тернового венца, принесенного крестоносцами).
Восток не принял готические иконы, но принимает прикладное искусство: паникадила, потиры.
Готику сменяет Ренессанс, на севере Европы - 16 в, юг - 13-14 в. Проторенессанс - "предвозрождение" - традиции язычества и античного мира. Джотто - флорентиец, создавал произведения в этом духе, но сохраняя некую традиционность. Он начинает выстраивать более глубокое пространство в росписях.
14-16 в - Возрождение языческих традиций в искусстве. Раньше это происходит в Италии, позже на севере, но общая направленность одна. Храмы не напоминают романские и готические. Система пропорций и декора (украшений) берется от античности. Собор св.Петра в Риме: огромный купол (Микельанджело). Для этой эпохи характерна многосторонность в искусстве, антропоцентризм, некая идеальность произведений.
Микельанджело создавал и скульптурные произведения: "Пьета" (оплакивание Христа), Моисей, Давид (внимание к человеческой фигуре, в т.ч.обнаженной). Он был великолепным художником, славился как мастер росписи: Сикстинская капелла в Ватикане - потолок - сцены из библейской истории. Страшный суд на восточной стене - одно из самых знаменитых и скандальных его произведений, очень много обнаженных фигур. Христос безбородый и обнаженный.
Леонардо да Винчи - "Тайная вечеря", 15 в, "Мадонна" - Мать, играющая с ребенком. Рафаэль - занимался больше живописью - лирические произведения (изображения Богородицы) - портреты реальных людей ложатся в основу изображений святых. Рафаэль изменяет иконографические нормы: Иосиф Обручник изображается молодым, Богородица без покрывала - пренебрежение преданием, уже в католичестве.
Дюрер, Северная Европа. Увлечение языческими сюжетами - характерная черта всего Возрождения. Сандро Ботичелли, раннее Возрождение - пишет сцены из языческих мифор. В 16-18 в в искусстве происходят изменения - появление Реформации, раздробленность Европы, исчезла гармония в сознании - стиль барокко. Его направленность также на античность, но пытаются уйти в роскошь, богатство. Это отражается даже в изображении фигур - объемные, с повышенным весом (Рубенс, Рембрандт).
Появляется новый стиль - классицизм, для него характерна та же самая ориентация на античность. Этот стиль не столь эмоционален, как барокко. Он рационален - геометризм, правильность, суховатость. В архитектуре постройки жестче следуют античной традиции (колонны как в Большом театре), в интерьере много архитектурных деталей и меньше живописи. Сама живопись рациональная, продуманная, бесчувственная, нет увлечения человеческим телом и плотскими страстями. Классицизм - новый этап возвеличивания человека, его разума, стремление создать идеальное государство.
После того как он осознался как что-то неудовлетворяющее, появляются тенденции романтизма, 18-19 вв. В эту эпоху впервые разочаровались в Возрождении, вернулись к христианским корням. Важным становится чувство (религ.), интерес к истории, легендам, сагам, былинам, к древности. В Европе строят и достраивают готические храмы, которые трудно отличить от средневековых. В живописи готикой не увлекались, внимание обратили на раннее Возрождение. В Англии появляется кружок "дорафаэлитов", которые ориентировались на С.Ботичелли и других ранних художников. Наряду с большей религиозной глубиной появляется тенденция к некой таинственности, необычности и оригинальности или же сознательной архаизации стиля.
19-20 вв - стиль модерн. Появился железобетон, который дал огромные возможности архитекторам, можно просто слепить здание, залить его бетоном и оно будет стоять. Модерн любит оригинальные формы, нарушающие ярусность здания, дающие гибкие и неровные очертания стен. Модерн был очень разнообразен. Архитектор Гауди построил храм в Барселоне из бетона, который очень похож на готический. Далее в Европе побеждает констуктивизм. Лекорбюзье, архитектор считал, что надо снести исторического города и построить "коробки", города Солнца. Он построил "Обитель утешения" в Париже, похожий на корабль с маленьким крестиком. В живопи - кубизм (пространство разрубается на плоскости), абстракционизм, отвержение каких бы то ни было традиций. Хотя иногда встречается возвращение к традиции - храм Сердца в Париже. Гораздо ближе Запад приближается к иконе (эмигранты из России создают новые иконы на Западе). Появляется интерес к православной иконе и к своим росписям романского стиля. Католический монастырь Шевитон: 2 храма православн.и католич., расписанные греками и русскими. В Италии традиции сохраняются больше, есть иконописные школы (не без помощи русских художников) - не стационарные, а как клубы по интересам.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ПОСЛЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА
9-10 вв - Македонское возрождение
11-12 в - Комниновское возрождение
Возрождение не в смысле античности, а в смысле восстановления доиконоборческих традиций. Даже в сам иконоборческий период иконы писали, но традиции мозаики были прерваны, то же самое мы видим в миниатюре. Мозаика - это искусство крупных клуьтурных центровв, миниатюра в книгах - это тоже искусство для избранных.
Искусство не только восстанавливается, но и приобретает новые черты. Изменяется архитектура, храм начинает украшаться. Если раньше украшение было скромным, как христианин внутренне прекрасен, а снаружи скромен. Теперь стали считать, что святой человек прекрасен и внешне. Появляются цветные растворы между камнями, декоративная кладка, резной камень снаружи. Появляется и становится господствующей на протяжении всего средневековья крестово-купольная система храмостроительства. 4 столба + арки образуют крест на потолке + в середине купол + 1-5 апсид. Апсида - символ стремления к вечности (круг еще не замкнут, но есть стремление к этому). Купол - символ осенения нас благодатию Божией. Крест - через несение креста мовершается наше спасение, через крест мы приходим к вечности.
Роспись храма - складывается система росписи и в основе своей неизменна. Храм представляется как некий микрокосмос. На куполе Христос, благословляющий нас (сюжет Вознесения чаще всего) - так или иначе Спаситель осмысляется как вознесшийся и не оставляющий нас. По барабану - ангелы, люди, которые явили нам учение о Боге - И.Предтеча, пророки, праотцы. В парусах евангелисты. На арках между столбами - святые, те, кто воспринял это благовестие и воспринял через Крест вечность. На столбах - мученики и святые - столпы Церкви (очень редко изображаются к-либо сюжеты). На восточных столбах, обращенных к народу, изображается Благовещение - воплощение Сына Божия.
В алтаре: наверху апсиды - Богородица, из композиции Вознесения, с ангелами или без, с Младенцем или без Него. Ниже - евхаристическя тема: Евхаристия (в древних храмах) - Христос причащает апостолов, идущих к престолу с двух сторон. Сформировалась четкая иконография: первыми подходят апостолы Петр и Павел, хотя Павла не было на Тайной Вечери. Вместо Павла иногда изображается Иоанн Богослов. Кроме Павла изображаются апостолы Марк и Лука. Т.е.событие изображается вне исторического контекста - небесная Евхаристия. Не изображаются - оба Иуды, Матфеи и Иаков Младший. Иногда есть Иуда с синим нимбом, который первый подходит к Чаше, или в конце ряда апостолов, или Иуда с бесенком, или Иуда, изрыгающий Дары.
Ниже Евхаристии изображаются святители, лицом или в пооборота, они окружают престол, сослужат нам, т.к.каждая литургия - это событие вселенского масштаба.. По сводам - сцены из НЗ, 12-е праздники. Стены - события праздников, святые ,вселенские соборы, молельные образы (в нижней части стены). На западной стене - Успение Божией Матери, пример праведной смерти - у греков, у русских - Страшный Суд.
В придельных апсидах - сюжеты, святые с престолом (житие святого), архидиаконы.
В Грузии - в куполе вместо Христа - Крест, в Каппадокии и Грузии в алтарной апсиде - Христос с ангелами, теофания.
Иконостас окончательно сформировался, причем переграда ставится не перед, а между столбами (колонны прерывают иконостас). На колоннах висят киоты с иконами, которые включаются в ансамбль иконостаса, с той же самой резьбой. Это не иконы, изображалось все на самом столбе, просто сделан киот (пустой). В местном ряду - царские врата (раньше их не было) - 11-12 в, не очень высокие. На балках - образы, т.н.тимплон, длинная иконная доска, 40-50 см в высоту, на которой изображается Деисус и обычно 12 праздников, но не двунадесятых - воскрешение Лазаря, Распятие и Воскресение Христово. Сверху этого темплона ничего не было. Было всего два ряда - местный и темплон, а трех рядов не было.
Может быть другой темплон - Деисус и житие мученика. Были большие Деисусы: 13 в - Синайский деисус, Христос, Богородица и Предтеча, апостолы и мученики без ангелов - поясные изображения; в историческом порядке.
МАКЕДОНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, 9-10 в
Мозаика этого периода сохранилась. Традиции мозаики в столице в иконоборческий период во многом были прерваны. В это время (македонское возрождение) мозаика в Константинополе начинает возрождаться. Ныне сохранившаяся мозаика в Константинополе относится именно к этому периоду. Алтарь св.Софии - мозаика "Богородица и два архангела", приписывают Лазарю-иконописцу - эллинистическое искусство, не отличающееся строгой аскезой, отсутствие истонченности плоти (тяготение к искусству Греции и Италии). По стенам храма - небольшие изображения святителей И.Златоуста, Игнатия Богоносца. Они имеют другую настроенность - более тяжеловесные, менее изящные. Златоуст изображен здесь на в фелони, некрестчатой, характерна архаизация, как мозаики на Синае. По галереям храма сохранились изображения, связанные с прославлением ктиторов-императоров: припадающий император, еще живой с нимбом перед Христом, Богородице К.В.подносит город; Юстиниан - св.Софию. Изображение императрицы Зои с мужьями. Лицо первого мужа было вырублено, т.е.стерто, затем изобразили лицо второго мужа.
Мозаика создавалась не только в Константинополе. В Солуни, в храме св.Софии мозаика также в иконоборческий период подверглась повреждениям. Здесь мозаики простые (Богородица в алтаре, Вознесение в куполе). После македонского возрождения мозаики и икона развивались естественным путем. Икона не претерпела серьезных испытаний в смысле обретения традиций. Этого нельзя сказать о прикладном искусстве - миниатюре. Это, как и мозаика, очень дорогое искусство, работающее на элиту, священство и императора. В иконоборческий период это искусство было во многом забыто, в македонский период начинается возрождение традиций 4-5 в, эллинистического искусства.
Свиток с историей Иисуса Навина - сама форма (свиток) является ранней и давно ушедшей. Это касается и изображений. Парижская псалтирь (по месту хранения), 10 в. Она показательна повышенной аллегоричностью, но не молебных образов: молитва Исаии + жена и Отрок; Давид, играющий на лире (мелодия изображена женщиной, опирающейся на Давида). Создаются и миниатюры вполне традиционные, они появляются не только в богослужебных текстах - в Минологиях (Четьи-Минеи). Минологий Василия 2, хранится в Риме - самый известный. Здесь изображены крупные сюжеты на каждый день года - для домашнего чтения императора и его семьи. Это миниатюра вполне строга и аскетична, сформировалась иконографическая норма всего годового круга: праздничный цикл осмысляется серьезно и глубоко. То, что говорится в службе празднику, то и является в иконе. Благовещение всегда изображается с нитью, которую Она прядет (это характерно для средних веков, до 17 в), намек на Предание (зафиксировано в апокрифах) о том, что первосвященник храма постановил спрясти новую завесу в храм. Она начала ткать багряницу и зачала. Изображение с книгой появляется очень поздно.
В иконе РХ важно было показать разновременность событий. Воскресение Христово - сошествие во ад. Пятидесятница - событие в Сионской горнице, а также создание Церкви, иерархии - апостолы восседают строго иерархично. Христос невидимо присутствует, изображаются всегда апостолы Павел, Марк и Лука (исключаются два Иуды и Иаков Младший, как и в Евхаристии). Апостолы должны просветить мир - изображается темное пространство, и позже - космос (царственный узник, сидящий во тьме).
Вознесение - молится Богородица и апостолы, в т.ч.Павел, Марк, Лука. Вполне сформировалась вся система иконографии. Святые изображаются всегда так, как их прославляет Церковь в богослужебных текстах: апостолы в апостольских одеждах, от 70-ти - с омофором; святители - в полном облачении, так, как они служат литургию. Святитель - не администратор, а служитель Таин. Изображается Евангелие в руках, т.к.клирик должен толковать Евангелие после его прочтения, поэтому на литургии не он читает, а диакон. Иногда св.клирики изображаются со свитками, на которых написаны евхаристические тексты - тема служения Таин Божиих. На главе обычно не изображается ничего, исключение - Кирилл Александрийский в митре, святители Московские в клобуках и митрах. В Греции это стало характерным с 16-17 вв. Монашествующие изображаются в монашеской одежде, невзирая на сан. Косма Маюмский был епископ, но изображается как преподобный. Св.Савва называется не Палестинским, а Освященным, т.е.это было необычным явлением: священник-монах. В доиконоборческий период основная масса епископов были целибатами. Трульский собор лишь закрепил эту практику. После иконоборческого периода часто рукополагали монахов, т.к.они были ревностными иконопочитателями. Отдельные епископы изображаются в монашеской одежде - св.Иоанн Новгородский в епископской мантии. Позднее также изображались древние святители в трапезных (Златоуст, Григорий Палама).
Если преподобный в сане, то он чаще изображается с обнаженной головой, схим опущена на плечи. Головные уборы есть особые - св.Спиридон с пастушеской шапкой, пр.Иоасаф Царевич - с короной на голове, преподобные изображаются часто со свитками с нравоучительным содержанием - завещание, ключевые тексты учения. Со свернутыми свитками зображается кто угодно, чаще, кто ничего не написал. Христос и многие апостолы тоже держат свернутые свитки, т.к.Он ничего не писал, но учит жить Своей жизнью.
Мученики и миряне изображаются в торжественных одеждах, в т.ч.цари (в коронах). Воины изображаются в воинских одеждах, хотя пострадали не в них - они воеводы, знатные по происхождениях. Но!! - в деисусе мы никогда не увидим в воинском изображении, т.к.в Царствии Небесном нет воинского звания.
ИСКУССТВО КОМНИНОВСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ, 11-12 в
Мозаика создается в первую очередь в монастырях. Они украшались в благодарность богатыми царскими вельможами. Монастыри на территории нынешней Эллады: на о.Хиос, Неомони - новый монастырь; монастырь св.Луки в Факиде, Центральная Греция - ряд изображений, связанных с монастырем, много изображений преподобных (преподобный Феодор Студит не в священнических одеждах, а в монашеских). Монастырь Дафни под Афинами - мозаики гораздо ближе к столице, к культуре Константинополя, по количеству цветов в два раза богаче.
Греки работали над мозаиками и за пределами Греции, но в национальном контексте этих государств (Русь, Грузия, Запад). Хотя Запад конфессионально отделился от православия, греки работали там, где была некая самостоятельность от Рима - Венецианская республика - строится храм Сан-Марко, по типу храма св.Апостолов в Константинополе, 5 купольный, украшается греческой мозаикой и мозаикой местных мастеров в греческом стиле: Страстной цикл (предательство Иуды, моление в Гефсимании), цикл о творении мира и истории первых людей (творит Христос, но безбородый). Здесь же создается храм в Торчелло, мозаики Страшного суда.
Мозаики в Сицилийском королевстве. Оно было захвачено норманнами, которые стремились к роли соперника Византии и подражали византийской государственности и культуре. Искусство здесь почти полностью византийское: изображения в г.Палермо, столице Сицилии -король без нимба коронуется Христом. Г.Монреаль, Сицилия; г.Чифалу - западные базилики с византийской мозаикой: в алтарной апсиде Христос, ниже Богородица и апостолы, купола нет. По стенам - сотворение мира.
Фрески:
Монастырь св.Луки, в другом храме того же монастыря; монастырь Иоанна Богослова на о.Патмос, 12 в - одно из древнейших изображений Троицы, преподобные. В Константинополе ни мозаик, ни фресок до нас не дошло. На Кипре - Евхаристия, первым причащается Иоанн Богослов; Иуда изрыгает что-то, отвернувшись от Христа. Некоторые регионы очень плохо изучены - Каппадокия. Маньеризм - увлечение формальными сторонами искусства (складки на одеждах) - Курбиново, Сербия.
Иконы:
Владимирская, древнейший красочный слой на ней - 12 в, + 5-6 разнородных слоев, до 19 в, св.Г.Ч.(Эрмитаж).
Комниновское искусство отличается монументальностью, статичностью, что связано с мироощущением православных - мы победили ереси, православие незыблемо. Появляется мозаичная икона, применяется серебно больше, чем в другое время, иконы Минеи и всех святых, намечается та же тенденция маньеризма - увлечение формой и декором. Металлообработка - оклады икон из пластинок (басма) и не цельные, чеканные иконы. Литые иконы.
ПАЛЕОЛОГОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, 1261-1453
Первый захват Константинополя 1204 произвел большое впечатление. Столица была утеряна более чем на 50 лет. До этого византийцы ощущали непоколебимость православия. Теперь они поняли, что нет ничего постоянного, после трагедии 1204. Это отразилось на сознании греков и церковном искусстве - стало больше динамики, движения, меньше неподвижности. Переоценка своего отношения к Богу. Появление изображений на св.текста (акафист Божией Матери, О Тебе радуется - молитва становится более значимой для многих). Изображение небесной Евхаристии (небесный архиерей Христос и апостолы сослужители) - больше осмысляется евхаристическая тематика в храмах. Осмысляется исихастская молитва, келейная. Соборно утверждается учение о Божественном свете - оно проявляется в искусстве - по-разному освещается изображение на иконе (изменяется даже технология личного письма). Становится важным описание подробностей. В сюжетах праздников появляются дополнительные детали: Вход Господень в Иерусалим - больше детей, они активно срезают ветки, постилают свои одежды, играют радуясь. Воскрешение Лазаря - один из помогающих Лазарю выйти из гроба своим рукавом закрывает нос, т.к.уже смердит. Время крестоносцев определило развитие церковного искусства у греков, появляются школы для крестоносцев, несущие западную традицию (подписи, ноги с одним гвоздем - западные элементы). После изгнания латинян осталось некое влияние.
Архитектура сильно не изменилась (крестово-купольный храм), появились колокольни, как на Западе и колокольный звон. Колокольни располагались по 2 у входа, с западной стороны - для греков это стало постоянной практикой. Для России характерно с 18 в, как западно-латинское влияние.
Иконостас развивается: второй ряд не изменяется (темплон), но появляются большие деисусы (Хиландарский) - в ширину и высоту больше темплонов раза в два. Более серьезно изменяется первый ряд - он полностью заполняется иконами - подчеркивание святости алтаря, он становится похож на современный, т.к.пространство между колоннами заполняется иконами (диаконских дверей нет, иногда появляется глухая каменная алтарная преграда, невысокая).
Палеологовское возрождение - подъем исихазма, молитвенного подвига, богословия.
Монументальное искусство: характернее фрески, мозаика создается реже. Вне Константинополя она или не создается, или не дошла до нас. В Константинополе в начале 14 в был украшен мозаикой монастырь Хора (мечеть Кахрие Джами), ныне музей. Сохранилась в пространстве храма мозаика Успения на западной стороне, в двух притворах: Христос и Богородица Знамение - глубоко православные произведения. Их создатель обладал глубокими эстетическими задатками - пропорции и рисунок очень грациозны, тонкие цветовые ощущения. Спаситель обращен к нам, но с легким поворотом (в этот период строгий фас не характерен). В этом же храме распространены циклы: библейской и евангельской истории и богородичный. Жизнь Божией Матери описывается более подробно - сюжеты из предания - Богородица вручается Иосифу Обручнику, который был избран из 12 старцев по зацветшему жезлу, а также целый ряд сюжетов до Благовещения. На своде - искушение Христа, Христос на Иордане с Предтечей (видны пропорциональные отношения), много изображений исцелений Христа, перепись населения. Пропорции здесь почему-то те же, что и на Руси 15-16 вв в мозаиках Дионисия.
В Константинополе сохранился еще один храм, Фетхие Джами, Панмакаристос. Здесь мозаик меньше, но они по стилю того же уровня.
Фрески сохранились в храмах всей Византии - в Константинополе, Каппадокии, Руси, Сербии, Афоне, Болгарии, Грузии. Знаменитый ансамбль фресок - тот же монастырь Хора, южный придел. По стилю близок к мозаике. Сосредоточенность в ликах, духовное трезвение, напряжение. Воскресение, ниже святительский чин, с двух сторон от Спасителя - Богородица и Предтеча. Редко применяется золото, небо изображается темно-синим. Страшный Суд и дополнительные сюжеты: Богородица и Спас с Архангелами.
Фрески Афона, Карея - в соборе-базилике, главный храм столицы Афона. Написаны художником Мануилом Панселимосом, 14 в. Собор расписан им в конце 13 в. Предалтарная часть храма: Богородица со Спасом, по стенам - изображение сюжетов. Искусство не константинопольское, фигуры менее изящны.
Еще ансамбли - Спарта, юг Греции, ныне гор.Листра, сторица древнего Малейского деспотата. Характерна историчность фресок - Небесная Евхаристия, ангел как диакон и три ангела-пресвитера, в равнодлинных фелонях. Спас - Архиерей; для Руси характерно до 17 в. Изображение службы св.отцов - обращены не к престолу, а к центра основной апсиды. Ангелы с рипидами, предстоящие престолу. Вход Господень в Иерусалим - много мелких деталей.
В Салониках сохранились куски мозаики и фресок в храме св.Апостолов.
Икона. Становится важной тема Евхаристии и богослужения (Спас Великий Архиерей в Успенском соборе Кремля). Большое внимание к деталям и частностям событий (Герасим Иорданский со львом, обретение главы Предтечи - со многими подробностями). Изменение в технологии иконы: характерен интерес к Фаворскому свету, это отражается на иконе. В комниновский период мы видим некую озаренность этим светом, но он не так ярко показывается. В палеологовское время характерны яркие всплески этого света. Раньше писали средним тоном с легкими притенками, теперь - резкие всплески бликов. Икона и средник разных цветов, икона в некотором драгоценном оформлении, глубокий киот - это характерно для комниновского периода. Во времена Палеологов - менее резкое различие цветов, нет четкой реалистичности очертаний фигур - святые находятся в свету, в Божественной благодати. 13-14 в - иконы сохранились в русских собраниях (Эрмитаже, Успенском соборе, Третьяковской галерее).
"Перевлепта" - икона Божией Матери в музее Лавры - Надзирающая или возвышенная, прославленная. "Пименовская", Третьяковская галерея; ряд икон Троицы (учитывается Богоявление Аврааму - появляется подпись не только "Гостеприимство Авраама", но и "Пресвятая Троица").
Появляются большие по размерам деисусные иконы, это уже не темплоны. Хиландарский деисис, а также Высоцкий деисис в России. Хиландарский деисис - апостольский, много изображений апостолов. Сохранились и темплоны (на Кипре) с готическими арками, одежда с золотым асистом.
К концу Палеологовского времени наметилась другая тенденция - икона становится более суховатой, без резких всплесков, становится более геометричной, больше правильности, линии тонкие и четкие (София Премудрость Божия - греч., 14 в - Христос с подписью "София").
Станковая миниатюрная мозаика. Характерно присутствие окладов - басма, чеканные изображения на небольших пластинках, которые прибиваются к доске. Скань - оклад не чеканится из металла, а создается из спаянных проволочек. Перегородчатая эмаль прекращает свое существование в этот период.
Лицевое шитье - оно было и раньше, сохранилось от комниновского периода, т.к.ткань гниет - плащаницы употреблялись чаще (на Великом входе), покровцы, воздухи, пелены под иконы, облачения. В русском собрании - малый и большой саккос св.Фотия Константинопольского.
Миниатюра. Раньше рукопись и миниатюра писались вместе, в книге. Теперь миниатюра создается отдельно, в старые книги вклеиваются листы с новыми миниатюрами. Изображаются императоры, евангелисты, пророки, Иоанн Кукузель в царских и монашеских одеждах.
ПОСТВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
В этот период важнейшим видом искусства становится икона. Грекам в Константинополе делать было нечего, столица была разорена, храмы превращались в мечети. Нужды в художниках здесь не было, поэтому они работали в других странах. Они начали селиться в Венеции. Многие уехали на Крит, он остался во власти венецианцев после 4 крестового похода 1204, отсюда живопись называется "итало-критская". Здесь создаются сотни икон и развозятся по всему Средиземноморью.
Икона старается быть традиционной, подражает концу Палеологовского периода - графичность, суховатость иконы. Около 100 лет эта икона посторялась, до конца 16 в. Но не все было похоже на византийскую икону, характерно некое тиражирование иконы - подмастерья копируют мастера. Очень много подписных икон - итальянское влияние, подписывали на лицевой стороне, обычно на поле. Эта особенность на некоторое время усвояется и в России при патриархе Никоне. Западное влияние было и в самой иконографии - появляются изводы западных образцов. Это проявляется в изображении волос у женщин (раньше волосы были скрыты). Начинается мощное влияние на язык иконы. Часто создают иконы на заказ в разных стилях. Монолитная культура размывается под влиянием Запада.
В 16-17 в возобновляется храмостроительство. Принципиально храмы не изменяются - крестово-купольные.
Но иконостас изменяется принципиально по материалу. Он становится исключительно деревянным и с резьбой! Они так же, как и раньше, двухрядные, но выше обычного. Часто иконостас завершается огромным крестом. Появляются и трехрядные иконостасы, но третий ряд дублирует второй. На Кипре есть иной трехрядный иконостас: местный ряд, праздничный, деисус. Начинается изображение глубокого пространства, появляется горизонт, сложность ракурсов.
В 16 в создается рад ансамблей фресок в Греции - монастыри Метеоры, Афон (монастырь Ставроникита - фрески Феофана Критского). Фреска более традиционна, чем икона. Западное влияние в иконографии РХ - Богородица на коленях перед Младенцем.
В 17-18 в икона становилась все более провинциальной, простой, плоскостной, или наоборот, объемной. В 19 в - живоподобная икона, 2я половина 19 - 1 половина 20 в - на искусство греков значительно влияет русское искусство. Такое влияние распространяется на все Балканы. В Греции появляются русские оклады. В 20 в происходит перелом в отношении к своему искусству - обращение к древним традициям, 50-е гг, иконописец Фотий. У нас такое массовое обращение проихошло в 80-е - 90-е годы.
Сейчас у греков очень разнообразная архитектура. Есть тенденции к восстановлению традиций: бетонные храмы с традиционными древними формами. Есть храмы, которые ориентируются на очень древнюю традицию (бетон, обложенный камнем). Разнообразие иконостасов с разной ориентацией: древние, поствизантийские, русифицированные. Мозаика есть, но немного (чаще синтетическим материалом или на холсте, приклеенном к стене). Много примитивной иконы.
Иверская в Москве ориентируется на комниновский период.