«ИСКУССТВО ЗЕМЛИ». ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕРВОИСТОКАМ

ИСКУССТВО ЗЕМЛИ». ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕРВОИСТОКАМ

 

Изначальное возникновение «искусства земли» - лэнд-арта в 60-е годы ХХ столетия было реакцией на экологические проблемы современного техногенного мира. Человек научился поворачивать реки, изменять ландшафты, иссушать моря в соответствии со своими потребностями и прихотями, не всегда осознавая возможные катастрофические последствия подобных действий или понимая это слишком поздно. Будучи одним из направлений тотального искусства, лэнд-арт стремится восстановить утраченные связи человека с природой, ввести позицию отстраненно-эстетического созерцания в реальный пейзаж и уподобить его пейзажу живописному.

Существование этого направления в современном искусстве подтверждает, что потребность соединения человека с природой актуальна и сегодня. Развитие и распространение направления привело к выработке региональных особенностей. Отталкиваясь от масштабно-монументального преобразования среды в ранней стадии своего существования, лэнд-арт сегодня не приветствует столь активного вмешательства в природу. Так, современному казахстанскому «искусству земли» присуща особая камерность, художники не стремятся вторгаться в окружающее пространство, радикально видоизменяя его, их действия имеют, скорее, характер созерцательного наблюдения и сосредоточения на  природе и стремления достичь гармонического единения с ней. Это напоминает представление о Вселенной в древние времена, когда человек был неотъемлемой частью мудрого космогонического мироустройства, а пантеистическое мировосприятие обожествляло природу. Воплощение идеи «мир как целое» является проявлением первобытного синкретизма, где человек – часть и дитя природы, неразрывно с ней связанный, и эти два первоначала тождественны друг другу во всех проявлениях. Возврат к архаическому мировосприятию в современном искусстве возрождает принцип взаимодействия с природой как раньше – не покорять ее, не подражать ей, а сотрудничать с ней.

Для современных казахстанских художников работа над произведениями «искусства земли» является попыткой вернуться к первоистокам и достичь органического слияния с окружающим миром. Уникальная природа региона не может не вдохновлять художников, создающих свои проекты «под бездонным куполом Азии». Неповторимые природные ландшафты и первозданные стихии становятся основным материалом, который художники используют для своих художественных проектов. Такое искусство подлинно, поскольку освобождено от тиражирования, неповторимо по сути. Специфика лэнд-арта состоит в невозможности повторения, репродуцирования произведений – они всегда динамичны и непостоянны за счет изменчивости материалов и стихий, из которых эти «артефакты» создаются, - в этом основное отличие этого вида искусства от других проявлений современной масс- и поп-культуры, которые сосредоточены на тиражировании.

Изучая и взаимодействуя со стихиями – сотрудничая с природой, - художник выявляет и усиливает естественные свойства вещей, привнося  собственную концепцию мировидения. Вода, Земля, Воздух, Огонь, Камни – первоэлементы, лежащие в основе концепции мироздания, издревле наделялись высшим сакральным смыслом. Именно они являются главными составляющими в произведениях лэнд-арта, обретая статус художественных объектов. Вода – самая архаическая из стихий, - сосредоточение вечного движения и вечного покоя, текучий эквивалент времени, образ бесконечных превращений, воплощение податливости и женского начала. Завораживая художника, она является главной составляющей, неизменной участницей большинства творческих проектов. Огонь – антипод воды, - раскаленная стихия, обладающая мистицизмом, способная завораживать и гипнотизировать. Земля как твердая основа, породившая все живое, является воплощением материнского начала. Камни, рожденные землей, символизируют тяжесть, плотность, земное материальное начало. Анимизм, присущий архаическому мировосприятию, наделяет их, как и все неодушевленные предметы и явления, душой и способностью жить, мыслить, творить.

Камни у Всеволода Демидова человеческими глазами глядят в бездонное небо. Лабиринты из камней Кармине Барбаро создают магическое ритуальное действо, где каждый элемент исполняет свою, строго отведенную роль, как в гармонически соразмерной Вселенной, где все не случайно и подчинено Высшему закону мироздания. Его тяжеловесные камни в другом проекте внезапно теряют свою плотность, весомость, тяжесть и, воспарив в воздухе один над другим, обретают текучесть и невесомость, подобно дождевым струям. В произведениях Владимира и Елены Григорьян камни, песок и вода рождают прихотливый затейливый рисунок, созданный Богом при содействии человека. Череда глиняных авторских лампадок, гуськом «шагающих» по влажному серому песку, контрастно выделяется цветом и фактурой на фоне нетронутой цивилизацией поверхности. Бронзовые персонажи Эдуарда Казаряна, погруженные в воду, неизменно вызывают ассоциацию с Ноевым ковчегом. Только в данной трактовке «всемирный потоп» не воспринимается как угрожающая, смертоносная сила, напротив, холодная твердая «плоть» металла нежно объята податливой и обтекаемой водной структурой.

Помимо природных материалов используются и искусственно созданные, «рукотворные», такие как бумага, ткань, целлофан, веревки, которым художники также стремятся придать натуральное «природное» естество. Бумажные кораблики, связанные в единый караван, странствуют по грудам камней и валунов разной величины и оттенков («Тихая гавань» Елены Григорьян). Эти же маленькие ковчеги, перемещаясь в воду, становятся крайне уязвимыми и хрупкими, а каждый крошечный огонек в бумажном кораблике подобен нежной и ранимой человеческой душе.

Современный казахстанский лэнд-арт опирается на культурно-исторические ассоциации. В его образах запечатлена генетическая память. Персонажи, подсказанные природой и рожденные фантазией художника, насыщены архаикой и мифологией. Нередко они сводятся к лаконичному знаково-символическому воплощению, в котором заключена информация, накопленная множеством поколений, сменяющих друг друга.

Первобытное солярное божество, сошедшее с петроглифов, у Галии Кусаиновой обретает каменно-световую плоть – знаковое воплощение огненного солнца в телесном антропоморфном облике.

Женщина-мать – древнейший и наиболее распространенный в искусстве образ, архетип, обладающий огромным информационным и смысловым полем. Мать и дитя в трактовке Аскара Есдаулета предстает как архаическое воплощение богини-матери в образе земной женщины. Антропоморфное олицетворение  богини Умай – покровительницы материнства и домашнего очага, представлено в виде каменного рельефа, частично зарытого в песчаную почву.

Выразителен и лаконичен сведенный к знаку образ человека, играющего на арфе Таира Исрафилова ,  создан из связанных гибких ветвей. Его невесомость, легкость, прозрачность, подобна музыке, извлекаемой из необыкновенного инструмента.

Издревле человечество стремилось постичь великую тайну мироздания. Наблюдение за космосом, небесными светилами, фазами луны позволяло объяснять многие природные явления, что делало космогонические проявления бытия сакральными. Благодаря фантазии Эльвиры Гарнышевой, оживает огромное священное солнце из песка с цветными платками-лучами, полное жизнерадостной энергии и тепла. А полупрозрачные конструкции на фоне пейзажа, созданные Александром Львовичем, отсылают к смене лунных фаз.

Стремление осмыслить макро- и микро- космос, увидеть великое в малом позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Каменисто-песчаное тело большой рыбы, созданной руками Владимира Григорьяна , населено сказочными персонажами, жизнь которых полна чудес. Эти забавные рисунки на песке - графическое творение Юлии Минько.  Плоскотелые каменные рыбки Светланы Плотниковой, сведенные к знаково-символической пластической форме, странствуют по текучей реке жизни, испытывая различные эмоции.

Здесь привычное обретает особый  смысл, обыденное – священность. Зрителю, ведомому художником, предоставляется возможность постичь тайное древнее знание, обострить интуицию, чтобы достичь гармонического слияния с природой.

В создании своего произведения художники лэнд-арта обращаются к языку акции – импровизации, живого действия, смещающего акценты с завершенного произведения как результата творения непосредственно на процесс его создания. Осуществление проектов лэнд-арта в местах, удаленных от цивилизации, как правило, делает их недоступными для массовой зрительской аудитории. В этом случае на помощь приходит светопись – искусство фотографии, фиксирующее все стадии рождения произведения и, как следствие, готовый результат. Сергей Ледяев, автор фотографий для проекта «Под бездонным куполом Азии», не только создал высокохудожественные работы, но и фактически выступил соавтором художников, поскольку очень тонко уловил и помог донести их главную идею до зрителя. Именно фотографии, став основным материальным воплощением после фактического завершения проекта, выстраивают общую панораму действия, и можно увидеть и почувствовать, как реальный пейзаж уподобляется монументальному совместному полотну, созданному художниками в соавторстве друг с другом и Великой матерью-природой.

 

Екатерина Резникова,
кандидат искусствоведения,
научный сотрудник ГМИ им. А. Кастеева

 

 

 

  .