Каппадокийское чудо

    Каппадокия - область в центре Малой Азии (на территории современной Турции). Во 2-м тыс. до н.э. на территории Каппадокии находилось ядро Хеттского царства. В середине 3-1 вв. до н.э. самостоятельное царство, завоёвано Римом (с 17 г. н.э. римская провинция). С 15 в. в составе Османской империи.

      Долгая дорога из Стамбула в Невшихир (Нисса). Комфортабельный автобус направляется к сердцевине Турции -   в Каппадокию. Пейзажи несколько напоминают казахстанские степи. И вдруг - о чудо! Сказочный нерукотворный град. Причудливый архитектурный шедевр Творца. Перед нами Каппадокийское чудо, чудо географии и истории.
      Ступаем по остывшей лаве, что разлилась  ещё  в доисторическое время в результате извержения вулканов Эрджиес и Хасан. На этой земле  на протяжении веков трудились ветра и дожди, в результате чего образовался удивительный пейзаж в виде конусовидных скал и остроконечных башен. « Здесь в Каппадокии - одно из диковиннейших мест на свете. Горы из мягкого вулканического туфа обдувались ветрами и веками превращаясь в то, что кажется фокусами Антонио Гауди…» ( П.Вайль «Гений места»)
      Каппадокию иногда называют затерянным миром. И, действительно, нечто загадочное есть в этой  земле. Скрытая от глаз, она несет на себе отпечаток  некоторой тайны.
Одни названия чего стоят! Так, «Долина Дымовых Труб Фей»  - сосредоточие памятников византийской культуры. Здесь же находится городок Гёреме. Прятавшиеся в этих местах  от нападения арабов христиане,  дали  этому месту название «гьор эми», что означает  «пусть никто не видит».
      А само название Каппадокия персидского происхождения:  «катпатукиа» (перс. «страна прекрасных лошадей»).
      Все в Каппадокии  необычно и наполнено таинственным смыслом. Смесь недоуменья и восторга.
      А еще история Каппадокии  это история великих завоеваний. Как точно заметил Петр Вайль: «Раньше сюда не приходили - здесь оказывались. Сюда несла центробежная сила империй. В этих пустых местах был наместником Цицерон, здесь Кир бился с Артаксерксом, Сулла - с Митридатом, арабы - с византийцами…Сюда поместил Бродский действие своего стихотворения о природе и истории « Капппадокия»:

«Сто сорок тысяч воинов Понтийского Митридата
-лучники, конница, копья, шлемы, мечи, щиты -
Вступают в чужую страну по имени Каппадокия.»( И.Бродский «Каппадокия»)

     Здесь, в этой стране,  некогда раскинулось древнее хеттское царство; позднее правили фригийцы, славившиеся своим коневодством, ассирйцы, мидяне и персы. Каппадокии удалось побывать частью великой империи Александра Македонского и провинцией Древнего Рима со столицей в Кайсери. Но более всего эта земля связана со своим славным византийским прошлым.
     Каппадокия приняла христианство задолго до того, как император Константин Великий в 330 году  превратил Византию во «Второй Рим». Христианство принес в Анатолию апостол Павел в 1 веке н.э. Предание связывает Каппадокию с именем Святого Георгия Чудотворца  и именами  равноапостольной Нино Каппадокийской, крестившей Грузию, и Григория Просвятителя, получившего богословское образование в Каппадокии,  рукоположенного в Кесарии Капподакийской во епископы и крестившего Армению.
     Эту землю прославили имена великих « каппадокийских отцов» - Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзина,  которые заслужили всеобщее признание своей скромностью, непритязательностью и благожелательностью. «Что ты имеешь - не есть твое», - говорил св. Василий Великий.
Так, первый в мире дом престарелых был открыт именно здесь. Он получил имя святого Василия епископа Кесарийского, как и одна из  каппадокийских  церквей.
          Василий Великий поощрял создание монашеских поселений в долинах Каппадокии и на протяжении последующего тысячелетия монахи вырубали в туфе множество культовых сооружений. Здесь находились  более 600 скальных церквей, монастырей и часовен.
       …Останавливаемся  в местечке Гёреме. Нашей  уютной и прохладной обителью (в 45  градусную жару!) становится  пещерка, возможно, древняя церквушка, превращенная предприимчивыми турками в пансион. Снаружи стены пансиона ещё сохранили следы христианской росписи.
          Вот все хлопоты позади и можно приступать к исследованию местности. Вооружившись картой,   мы начинаем делать свои маленькие открытия.
          Удивительное место! Живая история Византии от иконоборчества до Торжества Православия. Бесчисленные церкви, часовни, монастыри… Кельи, трапезные, скриптории…
Сейчас это  музей под открытым небом. Наиболее известные памятники  - Девичий монастырь, выстроенный в 4 этажа, церковь Яблока, почти висящая над пропастью в окружении персиковых и яблоневых деревьев, церковь святой Варвары с уникальной по- детски наивной, непритязательной росписью, выполненной всего лишь  одной красной краской.
         Жемчужины каппадокийских церквей - церковь Токалы и церковь Каранлык (подлинные названия церквей, к сожалению,  утрачены). Церковь Токалы датируется 10-11 вв. Фрески ее поистине «богословие в красках»: Благовещание и Рождество, Бегство в Египет и Поклонение Волхвов…Повсюду торжество небесной лазури. Онемев, стоишь перед фреской в центре которой изображен благословляющий Спаситель. Двенадцать апостолов склонились перед Ним в смирении и кротости. Стройные ряды деревьев на лазоревом фоне. Сама природа поет Осанну.
         Церковь Каранлык относится  к 12-13 вв. Это одна из красивейших церквей Каппадокии,  являющая  пример изысканного константинопольского стиля. Вереница библейских образов строго и торжественно проходят перед нами. Особенно поражает роспись Тайной Вечери. В геометрическом центре композиции на прямоугольном столе трапезной  располагается чаша с Рыбой. Фигуры апостолов расположены фронтально. Лики их устремлены на нас. Взгляд их пронзителен и тревожен. Взор же Спасителя  устремлен в бесконечность, простерта Его благословляющая рука.
        В центре апостольского ряда фигура Иуды. Его же рука  предательски протянута к солонке…Вся фреска построена на контрасте теплых и холодных цветов: приглушенно- синего и огненно-красных и золотистых цветов. Удивительно, но от неё трудно отойти. Созерцая Вечерю, мы как бы сами становимся участниками  Трапезы.
        А ещё в Каппадокии  множество и множество безымянных  церквей, безвестных, полуразрушенных, но живых. Алтари под открытым небом, скрытые от глаз трапезные и кельи. Лики святых, как бы выплывая из небытия,  смотрят на нас сквозь века, вопрошая…
        Немного в стороне от главных туристических дорог расположено еще одно уникальное место Каппадокии -  каньон Ихлара. Здесь находятся знаменитые армянские церкви  6-го века (Эгриташ, Кокар, Агачалты, Пюренлы Секи, Яланли). Росписи этих церквей вызывали бурные дискуссии об их стилистической и иконографической принадлежности. По мнению  ряда ученых ( Н. Тьерри, Ж. Лафонтен - Дозонь), они разительно выделялись из общего ряда каппадокийских росписей. В них прослеживался явный восточный след. Источниками иконографии росписей являлись апокрифы армянского и сирийского происхождения, а стиль исполнения  говорит об участии восточных мастеров. Многие композиции вызывают ассоциации с армянской миниатюрой.  Исторически  это подтверждается фактом соседства Каппадокии и Армении. Здесь, в приграничных местах преобладало армянское население, которое с начала арабского завоевания  увеличилось( 10 и 11 вв.), в результате чего  образовались целые поселения.
       Храмы  Ихлары  вырублены в скалах, во многих сохранились росписи. Так, один из замечательных памятников  - церковь Пресвятой Богородицы ( Эгриташ) 9-10 вв. Здесь сохранились уникальные росписи. Спаситель на престоле, Даниил во рву львином, Три отрока в пещи огненной. Хорошо сохранился богородичный цикл: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Бегство в Египет… Немного наивные  и простодушные, удивительно искренние, они так напомнили нам очень близкую им по духу армянскую миниатюру.
        Удивление и восхищение вызывают древние подземные города. Здесь их насчитывают около 200. Наиболее крупные из них Деринкую и Каймаклы. Каждое из этих пещерных обиталищ, жителей которых называли троглодитами, могло вместить несколько тысяч человек, скрывавшихся от вражеских армий. Этими подземными убежищами пользовались ранние христиане, последователи апостола Павла. Подземные города представляли собой хорошо организованные,  безопасные жилые комплексы - чудо архитектурно-строительной мысли!  Здесь находились конюшни, винные погреба, кухня, школа, церкви, жилые кварталы  и даже тюрьма. Подземелья имели вентиляционные шахты и колодцы.
       Вот такой страной грёз, фантастических пейзажей и местом невероятного проявления силы человеческого духа предстает перед нами Каппадокия. Вообще же самое милое дело разглядывать Каппадокию с небес. Говорят, что когда Валентину Терешкову спросили, какие места на земле больше всего поразили её из космоса, она назвала Великую Китайскую стену и Каппадокию. В космический корабль здесь не посадят, а в корзину воздушного шара запросто. Шары поднимаются на восходе солнца. Они скользят над верхушками скал, опускаясь внутрь каньонов и вновь поднимаясь над магическим пространством этой земли.
Жизнь местных жителей протекает в непосредственном  соприкосновении с великолепным ландшафтом и памятниками  культуры. Выдолбленные в скалах пещеры служат дополнительными комнатами, где каппадокийцы спасаются от летнего зноя и зимней стужи. В каменных комнатах летом прохладно, а зимой тепло. Некоторые из них служат пансионами  для туристов. Вообще история и современность живут здесь в мире и согласии. Кофейни, лавки старьевщиков и продавцов сувениров, галереи ковров и антиквариата, гончарные мастерские создают неповторимый колорит. На улицах оживленно, но нет суеты. Многоголосье языков, завораживающие звуки анатолийской музыки, знаменитые терпкие вина, яблочный чай и россыпи фруктов, спелый инжир… Дивный аромат востока!
Туристов в Каппадокии не мало, особенно японцев и корейцев, европейцев и американцев. Почти нет их из стран СНГ. К сожалению и удивлению. Наши предпочитают море…А ведь «все мы, так или иначе, находимся в зависимости от истории.»

Е. Григорьян