Литература средних веков

Периодизация литературы Средних веков.
 
 1.  Раннее средневековье V - конец Х века.  V в.  - рухнула рабовладельческая система в Европе; V - IX вв. - складываются феодальные отношения, идет процесс формирования национальных государств; развивается литература. 2.  Зрелое средневековье  X - XIII вв. Развиваются и укрепляются феодальные отношения. Развитый феодализм. Расцвет феодальной культуры.  3.  Позднее средневековье XIV - XV вв. В ряде стран закладываются основы новой эпохи; зарождаются новые товарно-денежные отношения (капиталистический способ производства). Развитие литературы Средних веков связано с распадом эллиистически-римской культуры, проходившей в обстановке масштабного переселения многочисленных варварских народов, среди которых в разное время были германцы, славяне, гунны, тюрки (с IV по XIV в.). Эти народы и стали создателями средневековых государств, возникших на развалинах Древнего Рима (Германец Одоакр свергает малолетнего римского императора Ромула Августула; 476 г. - крушение Римской империи, которая раскололась на Западную и Восточную, центром ее стала Византия.).  Крах рабовладельческой системы, становление и укрепление феодального  способа производства. Причины краха: 1. Старые власти не могут сопротивляться крестьянским движениям; 2. Удары варварских племен. Разные народы объединяются в союзы, на месте варварских родов возникают новые государственные образования. Идет процесс смешения населения - ассимиляции; в итоги возникают новые народности, например, франки (народность) франкское государство: германское племя франков покорили галлов, создали на месте Галлии Францию; Готы + аланы (завоеватели) → Готалания (Каталония - Испания).  На смену латинскому языку приходит огромное количество других наречий. Возникает Европа многих новых языков (письменность с 8 века).  Эти процессы идут в условиях феодализации. Родовая знать → феодальный класс. Идеологической основой средневековой литературы было христианство, из постулатов которого проистекает и художественное своеобразие культуры этих времен. Окружающий человека реальный мир христианская религия объявляла временным и бледным отражением мира вечного, невидимого и нетленного. Развернутую концепцию двух реальностей обосновал ранний христианский философ Августин в своем трактате "О граде Божием" (410 г.), оказавшем определяющее влияние на средневековое мировоззрение. Начала вечного и временного, с точки зрения христианства, заключены и в самом человеке - в его бессмертной душе, стремящейся вернуться в свою небесную отчизну, и в бренном теле, приковывающем человека к грешной земле. Это представление о двойственности человеческой натуры, а также восприятие реального мира как отражения мира идеального, обуславливало ведущие принципы художественного метода средневековой литературы - абстрагирование и символизм. Абстрагирование было связано с попытками увидеть во всем временном и "тленном" - в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических событиях символы и знаки вечного, вневременного, "духовного", божественного (Д. Лихачев). Символическое толкование служило средством раскрытия смысла конкретного явления, обретения в нем истины. Например, космические явления (затмения, появления комет и т. д.) воспринимались как знаки божественного гнева, как предупреждение от греха, и человеку важно было правильно растолковать эти знаки, дабы вернуться на стезю добродетели. Аналогично в событиях Ветхого Завета стали видеть не только историю еврейского народа, но и откровение Божественной премудрости. Аллегорическое истолкование давалось античным мифам и сочинениям античных авторов, постепенно допускаемых в круг чтения средневекового читателя:  четвертую эклогу Вергилия считали предсказанием пришествия Христа, в мифе о Психее и Амуре видели историю души и т. п. Историзм средневековой литературы неразрывно связан с провиденциализмом1 (Провиденциализм (от лат. providentia - провидение) - истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.). Все события, происходящие в жизни человека и общества, есть проявление божественной воли. История являет собой арену борьбы Добра и Зла. Бог есть источник добра, благих помыслов и поступков людей, на зло же их толкает дьявол. Но это не снимает ответственности с человека: в его воле выбрать тернистый путь добродетели или торную дорогу греха. В средневековом обществе личность не выделяет себя из сословия. Сословно-корпоративное начало определяет и особенности поэтики: поведение, поступки героев в литературном произведении обуславливаются их общественным положением. Индивидуальные черты игнорировались, так как характеристика персонажа в сильнейшей степени следовала тем идеалам, которые выработались в господствующей верхушке феодального общества. Как отмечает Д.Лихачев, "это не идеализация человека, это идеализация его общественного положения - той ступени в иерархии феодального общества, на которой он стоит. Человек хорош по преимуществу тогда, когда он соответствует своему социальному положению или когда ему приписывается это соответствие (последнее - чаще)" (Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д. С.Избранные работы: В 3-х томах. - Л., 1987. - Т. 3, - С. 28.). Если это правитель (князь или император), то он, как представитель своего положения, к подданным справедлив и ласков, грозен и суров с врагами, неумолим и неустрашим в бою. Он всегда изображается патриотом, всегда блюдет интересы своей страны и христиан. Персонаж духовного звания или будущий святой с детства прилежен в посту и молитве, чуждается игр со сверстниками, кроток и молчалив. Став взрослым, он поражает всех аскетизмом, щедро раздает милостыню, печется о сирых и убогих. Как и полагается святому, он успешно преодолевает многочисленные козни бесов, творит чудеса и заранее предсказывает день своей кончины. Человеческая жизнь в средневековом обществе была строго регламентирована "порядком" - системой правил, ритуалом, традицией. Ритуал зависел от того места в социальной иерархии, которое занимал человек, и сопровождал его с момента появления на свет до самой смерти. Строгое соблюдение ритма, заведенного предками, порядка, составляет жизненную основу церемониальности, "этикетности" (термин Д. Лихачева) средневековой литературы, объясняет наличие в ней, как и в фольклоре, "общих мест", "формульного стиля" языка - набора лексических, синтаксических, риторических клише. В этикетных выражениях описываются князья и рыцари, выступающие в военный поход, начинающие битву, побеждающие врага или гибнущие на поле брани. Их речи на съездах, переговорах, перед войском всегда лаконичны, значительны и церемониальны. Средневековая литература утверждала и демонстрировала незыблемый и упорядоченный мир, временной порядок которого обусловлен природной и бытовой цикличностью, повторяющимися моментами природной и человеческой жизни. В этом мире, где быт и нравы людей казались неизменными, раз и навсегда установленными, для каждого человека существовал свой определенный эталон поведения, а потому, создавая произведение, автор участвовал в определенном ритуале. Он восхвалял или порицал то, что принято было восхвалять или порицать, обряжая в соответствующие церемониальные формы хвалу или хулу. Литературный этикет, таким образом, определял строгую регламентацию жанров, принципы построения сюжетов и, наконец, сами изобразительные средства. Вместе с тем почти в каждом произведении средневековой литературы можно обнаружить многочисленные отступления. В них автор выражал свое, непосредственное человеческое отношение к тому, о чем писал, ведь в противном случае литература была бы обречена на бесконечное повторение одних и тех же штампов. 3 фактора и их взаимодействие определили зарождение и развитие средневековой литературы: 1.  традиции народного творчества молодых/варварских народов Европы; 2.  традиции античности (как более высоко развитой культуры); 3.  христианство и католическая церковь. Христианство оказалось по своему духу, идеям (например, идея «нового человека», единый культ) близким и варварам (язычникам), и образованным римлянам в условиях гибели старых устоев и начавшегося расслоения. Христианство выступило подлинным посредником между культурой древнего мира и верованиями молодых народов. Раннее средневековье (V - конец Х века) Существовало 2 потока в развитии литературы раннего средневековья: 1.  письменная литература на латинском языке - a.  церковная (клерикальная): гимны, видения, легенды - жития святых, культовая драма, парафразы Библии; b.  светская хроники и пересказ устных преданий тех народов, о которых рассказывала хроника; «Каролингское возрождение» VIII  - IХ вв. «Оттоновское возрождение» IХ - IХ вв.: расцвет ученой латинской поэзии (интерес к античности + к национальной народной словесности, напр., поэма «Вальтарий»);  2.  народное поэтическое творчество. Название памятникаНазвание памятника  Время возникновенияВремя возникновения  Древнейшая записьДревнейшая запись  Название памятника  Время возникновения  Древнейшая запись   I Древнегерманский эпос: «Песнь о Хильтебранте и Хадубранте» (фрагменты)I Древнегерманский эпос: «Песнь о Хильтебранте и Хадубранте» (фрагменты)  V - VI вв.V - VI вв.  Около 800 г.Около 800 г.  I Древнегерманский эпос: «Песнь о Хильтебранте и Хадубранте» (фрагменты)  V - VI вв.  Около 800 г.   II Кельтский эпос (Ирландские саги - Саги о КухУлине)II Кельтский эпос (Ирландские саги - Саги о КухУлине)  II - VII вв.II - VII вв.  IХ - Х вв.IХ - Х вв.  II Кельтский эпос (Ирландские саги - Саги о КухУлине)  II - VII вв.  IХ - Х вв.   III Англосаксонский эпос Поэма «Беовульф»III Англосаксонский эпос Поэма «Беовульф»  VII в.VII в.  IХ - Х вв.IХ - Х вв.  III Англосаксонский эпос Поэма «Беовульф»  VII в.  IХ - Х вв.   Поэзия народов Скандинавии (древнеисландская литература) · Эддические песни (Эдда-поэтика, прабабушка): · «Старшая Эдда» · «Младшая Эдда» · Исландские саги: 1. Родовая/семейная сага - «Сага о мудром Ньяле» 2. исторические саги - «Сага об Эйрике Красном/Рыжем» 3. Саги - переработки скандинавского материала - песен «Старшей Эдды» и старинного эпического материала («Сага о ВОлсунгах» и «Тидрек-сага») · Поэзия скальдов Поэзия народов Скандинавии (древнеисландская литература) · Эддические песни (Эдда-поэтика, прабабушка): · «Старшая Эдда» · «Младшая Эдда» · Исландские саги: 1. Родовая/семейная сага - «Сага о мудром Ньяле» 2. исторические саги - «Сага об Эйрике Красном/Рыжем» 3. Саги - переработки скандинавского материала - песен «Старшей Эдды» и старинного эпического материала («Сага о ВОлсунгах» и «Тидрек-сага») · Поэзия скальдов     VI - IХ вв.  к. Х в.          IХ - ХII вв.   VI - IХ вв.  к. Х в.          IХ - ХII вв.     ХII - ХIII вв.  ХIII в.         IХ - ХII вв.   ХII - ХIII вв.  ХIII в.         IХ - ХII вв.  Поэзия народов Скандинавии (древнеисландская литература) · Эддические песни (Эдда-поэтика, прабабушка): · «Старшая Эдда» · «Младшая Эдда» · Исландские саги: 1. Родовая/семейная сага - «Сага о мудром Ньяле» 2. исторические саги - «Сага об Эйрике Красном/Рыжем» 3. Саги - переработки скандинавского материала - песен «Старшей Эдды» и старинного эпического материала («Сага о ВОлсунгах» и «Тидрек-сага») · Поэзия скальдов     VI - IХ вв.  к. Х в.          IХ - ХII вв.     ХII - ХIII вв.  ХIII в.         IХ - ХII вв.   Архаическая поэзия континентальной Европы до нашего времени почти не дошла. Сохранилась она по преимуществу в Исландии и в Ирландии в виде раннего героического эпоса (Уладский цикл о Конхобаре и Кухулине и цикл сказаний о Финне, сложившиеся в Ирландии; песни "Эдды", поэзия скальдов и прозаические саги древней Исландии). Черты архаической поэзии обнаруживаются и в англосаксонской героической "Поэме о Беовульфе", созданной в начале X века. Разложение родоплеменных отношений и возникновение феодальных государств в разных областях Европы проходило разными темпами, что в конечном счете обуславливало неравномерность развития литературы в этих культурных регионах. Отсутствию единства в литературном процессе этого времени способствовала также крайняя разобщенность культурных центров. В этих условиях значительна и многообразна была роль латинской литературы и латинского языка. Им суждено было стать объединяющей силой западноевропейской культуры, обусловившей как литературные связи народов, подвергшихся христианизации и соответственно принявших латинский язык в качестве государственного и церковного, так и преемственность складывающихся литератур античным традициям (для славянских народов эпохи феодализма языком межнационального культурного общения стал старославянский язык, в основе которого лежал один из диалектов древнеболгарского языка). Средневековая латинская поэзия совмещала христианские и антично-языческие элементы посредством соединения христианских идей с античной образностью и стилистикой. Творчество латинских поэтов, почти лишенное национальных черт, носило по преимуществу международный характер. Оно отражало вкусы и эстетические пристрастия образованных людей, принадлежавших к привилегированным сословиям. Латинская поэзия V-X вв. представляла собой стихотворные пересказы церковных легенд и библейских сказаний, описания церковных праздников, изображала и прославляла жизнь и деяния государей, полководцев и епископов. Клерикальная литература в своем развитии с V по XIII века прошла через несколько основных этапов: ·  V - VIII вв. - период складывания основных жанров  клерикальной литературы на основе некоторых традиций античной литературы и отталкивания от них; ·  VIII - IX вв. - период расцвета клерикальной литературы («Каролингское возрождение»); ·  IX - XII вв.  - период частичного перехода клерикальной литературы на народные языки; ·  XII - XIII вв. - период упадка клерикальной литературы, расцвет творчества вагантов и голиардов (ВАГАНТЫ (от лат. vagantes - бродячие) (голиарды)