«Любовь крепка, как смерть!»

 
 
    «Когда ты меня покинешь, я буду приходить на это поле и колосящаяся пшеница будет мне напоминать твой волос», - сказал Лис Маленькому Принцу перед разлукой. В этом же смысле можно сказать и о близком дорогом человеке,  который, подобно Маленькому Принцу, отлетел на свою планету, удаленную от земли на многие и многие тысячи километров - в свое истинное отечество: «Ты покинул меня, но звуки скрипичной сонаты Франка, которую я буду играть в дар для тебя, напомнят мне твои глаза, твой голос, твои руки - все преобразится в музыку, в которой ты отныне будешь жить!» Эти непроизносимые вслух слова где-то в глубине души рождались на сегодняшнем  вечере, посвященном памяти известного казахстанского скрипача С. Бисенгалиева.
    В фойе у входа в зал встречала выставка его фотографий - нет, он сам встречал приходящих к нему, выразительно вглядываясь со старых фотоснимков: вот он ребенком играет на скрипке - тихий и немного грустный взгляд…А вот он уже взрослый и руки также неразлучны с любимым инструментом. Все фотографии черно-белые в классически выдержанном строгом стиле - запечатленные мгновенья, ставшие вечностью, также как и музыка, звучавшая на концерте. Она таинственна по своей природе. Бог знает, что скрывается в этих странных звуках. «Соната, чего ты хочешь от меня?» - сказал однажды Б. Фонтенель, французский философ, живший во второй половине 17 - первой половине 18 вв.. Музыка имеет над душами колоссальную магическую власть, противостоять которой бывает невозможно. Гармонии невидимо действуют на подсознание и могут управлять поступками.              
    Музыка Франка  рождает во мне высокие торжественно-радостные с немного печальными тонами чувства и его ля-мажорная скрипичная соната хочет, чтобы я любил. Все произведения сегодняшней программы, льющиеся одно за другим - это апофеоз любви, поэтому так остро чувствовалось, что тот, кому был посвящен концерт, словно находится где-то совсем рядом - любовь его друзей и родных притягивает его сюда, возвращая на пару часов с далекой планеты снова на землю - в концертный зал. «Самое главное то, чего нельзя высказать словами, но можно почувствовать сердцем», - говорится  в «Маленьком Принце».  А сердце трепетало, ясно чувствуя, что любовь крепка как смерть! Об этом пела скрипка и фортепиано  вторило ей мощно и страстно, восторженно поддерживая песнь.                
    Соната Франка, сочиненная для Эжена Изаи, друга композитора, по случаю его свадьбы, есть возвышенный гимн, прославляющий союз двух сердец, соединившихся, чтобы создать земной, светлый, мажорный мир. В сонате безудержная лавина счастья иногда уступает место печальным размышлениям - ведь если сердце глубоко - оно не может состоять только из одной радости. Как в каждом истинно гениальном произведении здесь на сорока трех страницах нотных строк проносится, может быть, чья-то жизнь во всем ее многообразии. Человеческое бытие похоже на музыку - последняя пытается его запечатлеть, преобразить и сделать достоянием вечности. Особенно родственна жизнь форме сонатного allegro. Финал ее - последние аккорды сонаты. Соната Франка страстно и взахлеб любит этот земной мир и побеждает смерть, которая крепка как любовь!
   Ранняя юношеская пьеса, Р. Штрауса (op. 18), исполненная на вечере, также написана в жанра сонаты; она словно напоминала о юных годах того, кому пригоршнями бросали цветы самых лучших чувств - туда, откуда никто не возвращается - в надежде, что он слышит… Каждая нотка, выходившая сегодня из-под пальцев музыкантов, рождающая ответное настроение в зале, кричала о том, что если есть любовь, то смерти нет! - как у того же самого Рихарда Штрауса в одном из его романсов «День всех усопших»:                                      
 
Stell auf auf den Tisch die duftenden Reseden,                                    
Die letzen roten Astern trag herbei!                                    
Und lass uns wieder von der Liede reden,                                    
Wie einst im Mai.                    
 
    Только в поэзии, музыке и сновидениях умерший может говорить и просить о том, чтобы его не забывали живущие на земле и один день в году посвящали ему свои мысли и чувства, молились за него, украшая поминальный стол последними красными и белыми астрами, напоминающими здесь об осени, которая у нас ассоциируется с разлукой. Концерт ведь тоже звучал октябрьским вечером - 20-го числа.                  
    На сцене перед нами два замечательных артиста - Марат Бисенгалиев и Темиржан Ержанов, составившие на редкость счастливый дуэт. Оба они - выдающиеся музыканты, известные всем любителям музыки, и в особой презентации не нуждаются - их искусство говорит само за себя. Они одеты в совершенно черные костюмы, даже рубашка и бабочка черные. Можно подумать, что это эмблема того, что концерт посвящен умершему. Но контраст их одежды c настроением музыки выразительно говорит о том, что любовь и музыка побеждают смерть, становясь выше, сильнее ее.
    Во втором отделении представлены изумительные по красоте пьесы Benediction de Dieu dans la solitude Листа и «Кантус Инсолитус» Дженкинса. Это молитвы в музыке, сами по себе уже символизирующие насущную необходимость живого человека молиться за почившего. Листовское благодарение Богу было исполнено поистине экстатического восторга. Темиржан Ержанов, сыгравший эту пьесу, во всей силе и красоте показал свой пианистический темперамент, широкое и свободное дыхание фразы - в полную силу своих музыкальных легких.                
    В «Кантус Инсолютус» Марат Бисенгалиев, нанизывая один звук на другой, на тончайшем legatissimo также пропел молитвенную песнь. Рояль Темиржана фрагментами звучал настоящим органом. Низкий басовый регистр инструмента слухом воспринимался как органная педаль. Переносясь в верхние регистры, Темиржан сумел достигнуть мягких, теплых и матовых, ласкающих бархатных созвучий.                
    «Хоровод гномов» Баццини, наверное, ничуть не находился в противоречии с событием, ради которого собрались музыканты и слушатели. Ведь все сегодня призвано было петь о живом, видимом, здешнем. Мысли о смерти всего лишь ненадолго вторгались в это упоение жизнью, но в упоении этом присутствовала и неизбежная светлая тихая грусть, потому что без нее нет и любви. Простая, близкая всякой душе тоска утраты, лилась из пьесы Эльгара «Adieu» и особенно из рахманиновского «Вокализа», написанного на смерть Неждановой, который как лебединая песнь завершил весь концерт, сказав свое последнее прощальное слово.

Ковалев В.