Мистика св. Хуана де ла Крус в свете восточно-христианского богословия

 

О. Хесус Кастельяно Сервера, орден босоногих кармелитов

1. Введение

Как писал А. Фроссард, «Кармель -- восточная лампада, в которой горит испанский огонь». Эти слова относятся и к святому Хуану де ла Крус, которого можно причислить к сонму мистиков христианского Востока, по его принадлежности к библейской и святоотеческой традиции. Его возможно соотнести с ними, потому что его творения исходят из тех же двух источников -- Библию и опыта. С опытом - несомненно, уникальным человеческим опытом - он рассказывает о себе в своих стихах, и определяет глубину и границы человеческого в восприятии реальности, и в контакте с божественным. Относительно Библии - живого проявления Бога - относительно Христа, Сл?ва, объединившего все слова, и неизреченного дара, содержащего все, Хуан де ла Крус определяет намерение Бога, таинство его Воплощения, обет, данный человеку - возможность полного разделения божественного.

Святой Хуан де ла Крус был назван последним восточным монахом на Западе и в испанской мистике XVI века. Его кровь и культуру пронизывает глубокое влияние Востока. По своему методу интерпретации Священного Писания, по своей мистике космоса и света, по чувственности в описании мистики Богосупружества, Хуан де ла Крус -- аутентичный семит по своему сердцу и разуму. Испанский огонь есть также огонь семитский, что определяется многими символическими, библейскими и поэтическими нотами в его творениях.

Святой Хуан де ла Крус мало известен в пространстве восточно-христианской духовности, и поэтому перевод на русский язык его самого важного творения выполнен очень своевременно. По мере того, как идешь познавая великую традицию восточной мистики, чувствуется глубокое созвучие между учением святого Хуана де ла Крус и учением православных мистиков.

В наше время, когда необходимо реализовать экуменизм на базе истинного духовного диалога, великие мистики помогут нам понять друг друга с мудростью сердца. Неоднократно говорилось, что мистика отличается от схоластики. Отчасти это верно. С другой стороны, Второй Ватиканский Собор указал нам путь духовного экуменизма , чтобы начать диалог между христианами различных конфессий. (Cfr. Unitatis Redintegratio n.7-9). Помню энтузиазм, с которым мне говорил один известный православный богослов, ныне уже покойный, N.Nissiotis, о необходимости вновь начать истинный диалог между католиками и православными на базе великих духовных традиций наших Церквей.

Святой Хуан де ла Крус начал привлекать внимание изучающих христианский восток католиков и проавославных.. Это исследования Хауссера относительно мотивов недеяния у святого Хуана де ла Крус и отзвуках встречаемых в восточно-христианской мистике, и о влиянии на Хуана де ла Крус учения Дионисия Ареопагита о светоносной тьме. Это также недавние исследования мистики Богосупружества в творениях святого Хуана де ла Крус, и ее созвучии с учением Отцов Церкви о крещении. Недавние переводы творений святого на греческий, арабский и русский могут приблизить его личность к великому христианскому Востоку.

Некоторые признаки сходства.

Один из первых признаков того, что творения святого Хуана де ла Крус близки к восточно-христианской духовности - это, без сомнения, их общая библейская инспирация (еще прежде обсуждения прямых или опосредованных влияний). Это верно относительно Песни Песней, общего источника всех мистических толкований Отцов Восточной Церкви, от Оригена до святого Григория Нисского. В творениях святого Хуана де ла Крус мы встречаем также большое влияние творений апостола Павла, мистику христоцентрическую, мистику преображения ветхого человека в нового, мистику борьбы, мистику освобождения сынов Божьих в полноте очищения, которая обретается на вершине горы, где обитают только честь и слава Божия.

Святоотческое влияние на творения святого было недавно изучено. Исследователи столкнулись с неким парадоксом. С одной стороны, определенные ссылки на Святых Отцов в книгах Хуана де ла Крус немногочисленны и повторяются, но с другой стороны, налицо общая тематика, духовность и мистика из-за общего опыта и Духа, и основополагающего библейского и литургического влияния.
Есть особенность в изучении великих мистических символов, потому что символы имеют универсальное содержание, в нашем случае также библейское, в котором созвучие Хуана де ла Крус со всей мистической традицией проявляется с великим богатством. Это символ восхождения на святую гору, лестницы в рай, о которой писал святой Иоанн Лествичник, символ ночи, облака, гробницы и жизни, тьмы и света, воска, на котором запечатлевается образ, символ живого огня божественной любви...

Это простое перечисление тем и символов, недавно изученных, рождает уверенность, что творения святого могут быть прочитаны с точки зрения семитской традиции, могут быть прочитаны -- много лучше и более острым взглядом -- с точки зрения традиции восточно-христианской, с точки зрения рейнской мистики, и современного богословия. В результате обильно проявляется связь между святоотеческой мистикой, и сиим Мистическим Учителем, и выявляется восхитительная гармония между Хуаном де ла Крус и святым Григорием Нисским.
Специфическая тема восточно-христанской мистики есть обожествление (“theosis”). Эта тема является центральной точкой мистики святого Хуана де ла Крус и составляет содержание всего учения святого. Действие ” theosis” в восточно-христианской традиции называется разными именами -- «совершенная жизнь во Христе», совершенный образ и подобие Божье в душе, опыт троичной жизни, совершенный духовный брак -- и является ключом к пониманию творений Хуана де ла Крус.
Единение с Богом совершается поэтапно на протяжении духовного пути христианина через очищение и просвещение, и опирается на фундамент таинств. В богословии Псевдо-Дионисия Ареопагита многократно описано действие крещения --очищение, просвещение и единение.

3. Вершина христианского опыта.

Святой Хуан де ла Крус -- мистик высот, мистик, сочетающий две мистерии христианского откровения, что суть архетипы божественного плана: мистерию Воплощения вплоть до ее величайшей скорби - Распятия - и мистерию любви и троичного общения. Было бы хорошо, если б наше изложение могло объять эти две вершины христианской мистики, высшую идею христианской духовности: мистерию покинутого Христа на Кресте и мистерия Триединства.

Относительно первого пункта, Хуан де ла Крус написал одну из самых пламенных страниц во всей духовной литературе, вплоть до нашего времени. Отцы Церкви не были так смелы в интерпретации великого страдания Иисуса Христа. Это слова мистика о Кресте, слова, чей смысл раскрывается, может быть, в наших современниках, испытавших тоску, скорбь и войну, раскрывается как любовь Бога во Христе. Кульминация Ночи, вершина негативной мистики, от отдаления человека от Бога до отсутствия Бога, реализованная через Иисуса в миг его неизмеримой любви-скорби на Кресте. Это - миг, Момент, в который было совершено самое великое дело. Эти слова напоминают нам, чего может достичь христианский опыт Ночи -- не только личной, но также Ночи для общества и всей эпохи.

Выслушаем текст святого Хуана де ла Крус (Восхождение II, 7,9-11).

9. Сказано, что Христос есть путь, и что этот путь есть умереть для нашего естества в отношении чувства и духа. Хочу объяснить, как это было, на примере Христа, ибо Христос есть наш пример и свет.

10. Во-первых, Христос воистину умер для всех вещей, связанных с чувством и душой в Своей жизни, а телесно в Своей смерти, ибо Он сказал, что в жизни не имел, где преклонить голову, а в смерти имел и того меньше.

11. Во-вторых, в минуту смерти Он воистину был также уничижен в душе без какой-либо поддержки и утешения. Отец оставил Его, так что Он вынужден был возопить: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46). Это была наибольшая беззащитность в Его жизни, и в ней Он совершил Свое наибольшее дело, большее, чем все чудеса, которые сотворил и все, что содеял на земле и на небе, -- Он примирил и сочетал род человеческий по благодати с Богом.

Но Распятие -- не последняя мистерия. За ночью следует рассвет. Хуан де ла Крус, инспирируемый мистерией пасхальной ночи, воспевает в своих стихах темную ночь, благую ночь, соединившую Невесту с Женихом. Гробница Темной ночи - только прелюдия к ожидаемому духовному Воскресению. И Воскресший, Возлюбленный через Свое Воскресение вознес к Отцу всякое творенье, и это дает надежду всем идущим через Темную ночь на личном или общественном плане.

Мистерия троичной общения.

Как мы уже заметили, духовность святого Хуана де ла Крус была духовностью Святой Троицы. Часть божественного плана спасения выражается в вершине троичного общения.. В финале Песни Духа святой Хуан де ла Крус описывает восхождение христианской жизни к этому троичному общению.

Душа входит в общение не только с Богом Троицей, но также в общение одного Лица с другими в Святой Троице, нашем источнике и обители. И Тот, Кто есть слава Троицы, Святой Дух, позволяет нам разделить ту любовь, которая связует триединую общность.

«Это - восхитительное совершенство, ибо душа благодатью Святого Духа любит также, как Отец и Сын любят друг друга». «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем»(1Ин 4:16) («Огонь живой любови», 3:82)

Действие любви, согласно словам святого: «Чем больше возрастает сия любовь
тем больше возрастает любовь Бога, и чем больше любовь Бога, тем больше любовь к ближнему, потому что у любви Божьей то же самое побуждение и та же самая причина» («Восхождение на гору Кармель», III, 23:1). Посему в кульминации христианской жизни душа обнимает все и всех во Христе -- все то, что имело свой источник в Святой Троице, и в Святой Троице должно обрести свое завершение, то есть землю и небо.
Эти слова Хуана де ла Крус напоминают некоторые православные тексты величайшей богословской и духовной ценности , особенно прекрасные слова святого Григория Нисского об объединении всех во Христе благодатью Святого Духа.

Заключение.

Сосредоточимся на предсказании святого Хуана де ла Крус: «На закате жизни нас проэкзаменуют в любви». Динамизм преображения личности -- в любви. Динамизм преображения мира -- в христианской любви.

Это подтверждает святой Хуан де ла Крус в своем послании, написанном в последние месяцы его жизни. «Люби сильнее тех, кто противоречит тебе и не любит, потому что таким образом любовь родится в груди, где ее дотоле не было. Так делает с нами Бог, который любит нас, чтобы мы его любили, посредством любви, которую питает к нам.» (Послание 33).

Вершина духовности Востока и Запада -- не только учение или созерцание, но практика, действие, и действие божественное. И лучшая практика есть подражание любви Бога, которая преображает личность, так что личность порождает в сердце свою собственную любовь, пока не сможет любить всех. Таким образом в мире может увеличиваться динамизм триединой общности, как сказал Хуан де ла Крус в своей «Молитве влюбленной души».

«Мне принадлежат земля и небо, мои все люди - праведники и грешники; ангелы мои и Матерь Божия, и все вещи мои, и Сам Бог - мой и для меня, ибо мой Христос; и все в мире сотворено для меня. Так чего ты просишь и ищешь душа моя? Тебе принадлежит все это, и все это для тебя. Не устремляйся ни к чему меньшему, не обращай внимания на крохи, что падают со стола Господня. Выйди наружу, и радуйся своему раю, найди в нем прибежище и наслаждайся, и обретешь то, чего желаешь».

Потому что, как сказал апостол Павел, «Вы же - Христовы, а Христос - Божий» (1Кор 3:23).

источник http://www.carmil.ru/stat.html