Мюнхен - культурный центр Баварии





Один из красивейших городов Германии, Мюнхен   расположен в центре Швабско-баварского плоскогорья на юго-востоке Германии по соседству с Австрией, Италией и Швейцарией. Река Изар сыграла заметную роль в возникновении и становлении города. Мюнхен прекрасен не только близостью к Альпам, но и замечательной архитектурой, бережно восстановленный после Второй мировой войны. Лишь 17 процентов зданий осталось после бомбёжек союзников. Страшные руины города и весь процесс восстановления можно увидеть на фотографиях и картинах в Городском музее на площади св. Якобса. Там собраны картины и карты старого города разных веков, а также современные фотографии. Богата музейная коллекция музыкальных инструментов не только Европы, но и стран Азии и Африки. В Мюнхене жили и творили Рихард Штраус, Людвиг II Боварский, Томас Манн, Василий Кандинский…
Как характерно для христианской культуры, настоящими архитектурными памятниками старины являются культовые сооружения, такие, как церкви, монастыри. Собор Богородицы (Frauenkirche), церковь св, Гаэтана (Театинерскирхе), церковь братьев Азам с богатейшим интерьером (лепнина, скульптура, фрески) в стиле барокко, церковь св. Архангела Михаила (Michaelskirche), Даменстифтскирхе и другие церкви - важнейшие достопримечательности Мюнхена. Как во многих других странах с большим влиянием светской культуры усилилась роль и архитектуры дворцов, вилл, домов.  Прекрасные парки, фонтаны, площади, триумфальные ворота - составляющие великолепия города. Королевский сад (Hofgarten), Английский сад площадью в 343 гектара и протянувшийся на пять километров вдоль Изара Олимпийский парк и  многочисленные скверы украшают город и смягчают напряжение мегаполиса.  Впечатляют Дворцовый комплекс Резиденции, Дворец Юстиции, Здание Баварской национальной библиотеки в стиле Ренессанса, Университет. Немецкий музей на острове реки Изар занимает площадь 45000 кв. метров. Экспозиция его отражает достижения науки и техники. Оригинален по архитектуре и интересен своей коллекцией музей БМВ недалеко от Олимпийского парка.
Многие туристы  стремятся посетить знаменитую пивную Хофбройхаус. История города полна контрастов. Основанная в 1598 году, пивная  долго обслуживала только королевский двор. В то время пиво в Баварии было напитком аристократов. В 1919 году в Хофбройхаусе проходили первые сборища нацистов. Сейчас заведение привлекает гостей не только качеством пива, но и тем, что рядом расположен Старый двор, первая резиденция Виттельсбахов.
Две пинакотеки, старая и новая, знаменитый Дом Искусства (Haus der Kunst), созданный Гитлером для выставок работ мастеров, угодных его режиму, а затем, после его падения, долгие годы представлявший искусство художников «Дегенеративного искусства» (по словам Гитлера): кубистов, сюрреалистов, экспрессионистов, конструктивистов; Национальный баварский музей и многие галереи открывают богатство и традиции живописи не только Германии, но и других стран. Притом идёт постоянное обогащение экспозиций. Так в сентябре 2002 года планируется открытие третьей пинакотеки, куда переедет постоянная экспозиция Дома искусства. Даже когда Дом искусства закрыл постоянную экспозицию, выставки романтического немецкого художника XIX века Иоганна Кристиана Даля, авангарда Центральной Европы 10-30-х годов ХХ века и две выставки современной живописи проходили в музее. Большим успехом пользовалась выставка “Madam de Pompadour: L’ Art et l’ Amour” (“Мадам де Помпадур. Искусство и любовь»), проходившая в одной из галерей в центре Мюнхена (Kunsthalle). В ней знаменитая маркиза, казавшаяся нам в советскую эпоху самодурствующей капризной красавицей, предстала покровительницей искусств, аристократкой тонкого ума, хитрым политиком и мудрой женщиной.
Прекрасны замки в окрестностях Мюнхена. Альпы славятся замечательными памятниками архитектуры времён легендарных королей и рыцарей.
Лето в Германии - время многочисленных музыкальных фестивалей. И не только в Германии, но также в Австрии, Франции, Италии и других европейских странах. Концерты на открытом воздухе и в курортных местах вносят праздничную атмосферу и в без того насыщенную культурную жизнь Европы. Кроме основных концертных залов Мюнхена: в Резиденции, Мюнхенской Высшей школе музыки,  филармоническом комплексе Gasteig,  концерты проходят и в других залах. Очень популярны концерты в зданиях церквей, но из-за сложной акустики по-настоящему хорошо там слушается только орган  и хор.
Главное событие каждого года в июле - оперный фестиваль - праздник Оперы. На него приглашаются лучшие певцы мира. В этот период уровень   оперного искусства, как правило, очень высокий. Спектакли фестиваля 2002 года проходили в трёх театрах: Национальном оперном театре на площади Макса-Йозефа, театре Принцрегентен на одноимённой площади и в театре Кювилье, изумительном шедевре архитектурного комплекса Резиденции (Дворцовом комплексе). Оперы Генделя, Моцарта, Беллини, Верди, Вагнера, Рихарда Штрауса,   Яначека, Чайковского, Пуччини, Стравинского, два балетных спектакля и несколько концертов вокальной музыки составили программу фестиваля. Дирижёры фестиваля - Зубин Мета, Ивор Болтон, Фридерик Хайдер, Джун Маркл, Валерий Овсянников, Петер Шнайдер, Мирон Романул. Имена солистов - Пласидо Доминго, Эдита Груберова, Жозефина Барстов, Паата Бурчуладзе, Катарина Далайман, Даниэла Десси, Каллен Еспериан, Кристина Галлардо-Домас, Ребекка Эванс, Весселина Казарова, Филипп Лангридж, Хиллеви Мартинпелто, Шерил Студер и многие другие замечательные певцы, певшие на сценах Милана, Зальцбурга, Берлина, Брюсселя, Генуи, Лондона, Флоренции, Петербурга, Парижа…. Уже в июле 2002 года в буклетах фестиваля даётся точная программа на праздник Оперы в июле 2003 года. Репертуар, конечно, меняется.
 Мне удалось послушать исполнение трёх опер: «Арабеллы» Рихарда Штрауса, «Милосердия Тита» Моцарта и «Пиковой дамы» Чайковского. Две первые оперы были прослушаны в самом зале Национальной оперы. Исполнение двух опер: «Юлий Цезарь в Египте» Генделя и «Пиковой дамы» Чайковского» происходили на открытом воздухе на площади Макса-Йозефа. По этой причине оперу Чайковского я слушала в тысячной толпе.
Несмотря на то, что и спектакли знаменитого фестиваля подвергались критике, особенно певцов, могу искренне восхититься уровнем услышанных мною   постановок. Сложная музыкальная ткань оперы Р. Штрауса с профессиональной точностью была воспроизведена исполнителями. Восхитило великолепное сопрано американской певицы Шерил Студер, исполнявшей партию Арабеллы. Певица из США гастролировала в Италии, Германии, Австрии, Франции, Великобритании. Богатый яркий голос с хорошим диапазоном, артистизм и проникновенность заставили запомнить её замечательное исполнение. Богатые модуляции и красота оперы, которую никогда еще не приходилось слышать до этого в живом исполнении - одно из прекрасных мюнхенских воспоминаний.
Очень высокий уровень  профессионализма музыкантов восхитил  в постановке оперы Моцарта «Милосердие Тита». Все солисты пели великолепно. Благородный тенор Филиппа Лангриджа (Великобритания) - император Тит, красивое сопрано Хилеви Мартинпелто - (Швеция) - дочь покойного императора Вителлия, очаровательное сопрано Ребекки Эванс (Великобритания) -Сервилия, Паула Размуссен - меццо-сопрано -Аннио (друг Сесто), и роскошный бас Маурицио Мюраро (Публий) произвели самое лучшее впечатление. Однако, настоящее потрясение вызвало только исполнение партии Секстия Весселиной Казаровой. Эта болгарская певица - дарование огромного масштаба. Всё ей дано: богатство красок и сила голоса, настоящий артистизм драматической актрисы, впечатляющая внешность, магнетизм. Исполняя мужскую партию, певица передала конфликтность образа заговорщика - Сесто (Секстия) через внутреннее напряжение, драматизм, освещённый блеском виртуозных пассажей и красотой игры красок голоса.  Жесты её были предельно скупы,   волевое лицо не  богато мимикой, как у других певцов, отличных  музыкантов, но не столь талантливых артистов. Особенно эффектно было то, что, когда камера, транслировавшая на огромном экране сценическое действие, вдруг останавливалась на одном артисте и застывала, то Казарова казалась на мгновение античной статуей - столь скупы были её жесты. Преобладание внутреннего артистизма над внешними эффектами - вот то, что можно было бы сказать про неё. Но, возможно, именно она тщательно продумала внешнюю сторону своей игры .
Очень понравилось исполнение дирижёра Ивора Болтона. Дирижёр из Великобритании   выступал во многих известных театрах мира. Он не только дирижировал в «Милосердии Тита», но прекрасно аккомпанировал во всех речитативах на клавесине.
Многие музыканты в Мюнхене  привыкли не удивляться, но отнюдь  не восхищаться авангардным решением режиссёров спектакля. Если в «Милосердии Тита» современное и смелое решение выглядело достаточно уместным: минимализм и скупость красок и декораций можно было объяснить античной строгостью и величественностью, что, как известно, «не терпит суеты». Так чёрные тоги лишь раз сменились белоснежной тогой милосердного Тита. А суровые строгие линии декораций с обилием металла, современными линиями дворца, сгоревшего в пожаре, усугубляли драматизм оперы. Смелые режиссёрские решения не мешали, а скорее даже помогали воспринимать оперу.
Странным и нелепым контрастом  показалось режиссёрское видение «Пиковой дамы». Такие же контрасты можно было заметить и в довольно хорошем исполнении «Похищения из Сераля» Моцарта в театре на Гертнер-плац. Современная одежда подчас была совсем неоправданна в этих спектаклях.   Кульминацией всей моей мюнхенской театральной эпопеи стала опера Чайковского. Глубокое потрясение от артистизма и вокала Пласидо Доминго в роли Германа, Жозефины Барстов в партии графини, Катарины Далайман в роли Лизы, Сергея Лейферкуса (Томского), Елены Зарембы (Полины) и… смех в самых неподходящих местах, порой пугающий моих соседей-немцев, но совершенно понятный человеку, не раз слушавшему русское исполнение оперы. Эта была настоящая истерия: смех и слёзы одновременно. Хор мальчиков из первой же картины уже пел в красноармейских шапках с пятиконечной звездой. Но настоящий разгул и, можно сказать, вакханалия режиссёрской фантазии началась во втором действии, в сцене костюмированного бала. При словах «Её Величество» и при появлении императрицы, внесли огромную красную звезду. Что этим хотели сказать, непонятно. Туманный символизм. Несколько вульгарные костюмы с тёмными очками и мини-юбками, сигарами в зубах   у участниц массовых сцен и рядом не стояли с розовым балетным платьем, в котором выбежал зачем-то полноватый, лысоватый мужчина с красной звёздочкой на палочке в руках. Полина была в погонах СА (Советской армии) и соответствующей форме. Иногда невозможно понять замысел режиссёра без его собственных объяснений. Что этим всем было сказано? Просто потакание вкусам толпы, собравшейся на площади под дождём, ради этой акции, называемой “Oper fur alle”, то есть «Опера для всех»? Или это какое-то инфернальное видение России, кажущейся иностранцам загадочной, непонятной, сумасшедшей страной? Хор служанок «Благодетельница наша» во второй картине второго действия поёт с сигарами в руках и с движениями танца, кажется, смеси шейка и твиста. Зато сцена графини в одиночестве, а затем с Германом - вершина драматического и вокального мастерства.  Очень впечатлили бледно-розовый костюм графини, странный, делающий её похожей на привидение, распущенные седые волосы и, абсолютно оправданный, страшный грим. Игра Жозефины Барстов великолепна. Аристократический снобизм, ностальгия воспоминаний, страшная стервозность старой ведьмы, когда она в устрашающем тоне прогоняет прислугу - вся гамма чувств графини и соответствующая этому игра завораживают. И то, что мы называем правдой в театре - это о Германе-Доминго:  ощущение фатума, тёмные страсти, трагизм и, вместе с тем, незлобивость героя. В его исполнении Герман искренний, запутавшийся, но любящий. Это не холодный расчётливый пушкинский Герман, но мятущийся, раздираемый между полётом высшего чувства и низменными страстями Герман Чайковского. В последних сценах проявляется сила не только вокального искусства, но и великого драматического таланта Доминго.
То, что мы привыкли называть «Сценой у канавки» можно было назвать в этой постановке «Сценой с чемоданом». Лиза в серо-синем пальто, чем-то отдалённо напоминающем шинель, стоит с огромным современным чемоданом и поёт: «Уж полночь близится, а Германа всё нет». Сцена её самоубийства тоже решена по-другому: Лиза выбрасывает чемодан через окно, похожее на витрину, затем режет вены стеклом. Полное контрастов решение режиссёра по- настоящему сильно и оправданно только в финале, где всё сводится к единому знаменателю и уже слушаешь оперу без чувства недоумения и удивления. Действие поглощает и магнетизирует полностью. Зрители, толпившиеся в начале действия на площади, жевавшие бутерброды, запивавшие их пивом, соком, чаем из термосов, говорившие по мобильным телефонам, умолкают и притихают. Они испытывают настоящий катарсис. Аплодируют прямо на площади, стоя. Незнакомые люди спрашивают друг у друга: «Не правда ли, это было великолепно?»
За время спектакля дважды прошёл ливень. Ни холод, ни ветер, ни неудобство сидения на земле не смогли заставить хоть кого-то покинуть площадь. «Опера для всех» действительно оказалась всеобщей. Такова сила настоящего искусства.
Забавное и трогательное воспоминание оставил детский концерт, организованный Мюнхенским музыкальным семинаром, частным учебным заведением, имеющим, однако, традиции с 1967 года - времени своего создания. Эта организация не только учебная, но и концертная, работающая на уровне международных связей с профессиональными музыкантами. Детские концерты - незыблемая традиция Мюнхенского музыкального семинара. Обучение, проходящее в его рамках, делает очень сильный акцент на подготовке детей. Не только они, но ученики любого возраста и стажа игры могут учиться у квалифицированных педагогов в Мюнхенском музыкальном семинаре. Поэтому уровень невероятно пёстрый: от настоящего детского лепета до виртуозов с огромными возможностями и  следующей затем большой профессиональной   карьерой.
Концерт, прошедший в Малом зале филармонического комплекса Гастайг, удивил доброжелательной и раскрепощённой атмосферой. Основными слушателями и исполнителями были дети.  Дети-исполнители сидели прямо на сцене, являясь, таким образом, и слушателями тоже. Автора трудно удивить высоким уровнем детского исполнения, но некоторые играли очень хорошо. В целом, атмосфера непосредственного музицирования, любви к музыке и демократичности царила в зале. Никто не дёргал уставших и ёрзающих детей,  не делал им никаких замечаний. Порой непосредственные возгласы раздавались в зале. Один малыш, увидев видеокамеру, взвыл вдруг, как сирена ПВО; его маме пришлось закрыть его рот рукой. Но из зала героя не вывели.  Несмотря на маленькие казусы, концерт был очень точно рассчитан по времени и программе на способность детского восприятия. Исполнители играли на фортепиано,  духовых инструментах (большей частью деревянных), гитаре (соло и ансамблем), на ксилофоне и на скрипке (соло и в ансамбле). Так с детства воспитывается в Германии интерес детей к классической музыке.
Мюнхен, столица богатой Баварии, это не только город деловых людей, банков, офисов, пивных садов, где всегда людно; он также богат и своей культурой. Не только праздник Пива и «праздник живота» обрели здесь популярность. Жители Мюнхена любят также науку и искусство, оперу, живопись, архитектуру,  природу…      

                                                                                 Жанар Сулейманова