Музыка и музыкальные инструменты Византии

 
 
ВИЗАНТИЙСКАЯ МУЗЫКА.
 
В Византийской империи (конец 4 - сер. 15 вв.) светская и духовная власть была сосредоточена в руках императора. Это в значительной мере определило то, что церковная музыка в Византии имела много общего с музыкой светской. Приподнятая эмоциональность и пышность музыки гармонировали с роскошью восточно-христианской литургии и торжественностью придворных церемоний. Пением и инструментальной игрой сопровождались зрелища на ипподроме, приемы во дворце, празднества и процессии. В хоровой псалмодии, исполнявшейся в константинопольском храме св. Софии, участвовало 111 «лекторов» и 25 «певцов» (солистов и запевал). Повсюду звучали трубы и литавры; в светском быту рано стал известен орган (из Византии в 7 в. он проник в Западную Европу); были распространены аккламации (приветственные певческие возгласы), эвфемии (славословия на греческий манер), застольно-величальные песни и церковные антифоны, а также песни разных народностей, населявших страну. На смешанной национальной почве (сирийской, греческой, славянской, еврейской и др.) возникли мелодии византийских гимнов (религиозных песен). Авторами гимнов были Ефрем Сирин (4 в.), Роман Сладкопевец (6 в.), создавший кондаки (сложные композиции из гимнов), Андрей Критский (7-8 вв.), прославившийся строфическими гимнами, и самый знаменитый - Иоанн Дамаскин (8 в.), оставивший огромное музыкальное наследство и установивший твердую систему литургического пения. Звукоряды Византийской музыки были объединены в осмогласии. Записывалась музыка невмами. Многое из Византийской музыки послужило образцом для музыки католической церкви. Народы Восточной Европы, приняв от Византии христианскую веру, усвоили принципы музыкального оформления службы. К началу 2-го тысячелетия Византийская музыка стала клониться к упадку. В 14 в. ее мелодический стиль развил Иоанн Кукузелъ, реформатор восточно-христианского   пения.
   Не имеется сведений об изменениях или усовершенствованиях, которым подверглись форма и устройство римских музыкальных инструментов у византийцев. Занятие музыкой не пользовалось большим уважением в Византии, особенно в позднейшее время, когда все искусство стало клониться к упадку.            
   Стоит заметить, что именно этот народ освоил и значительно усовершенствовал орган, изобретенный еще этрусками (а может быть, и греческими артистами).            
По рельефным изображениям на нижней части обелиска Феодосия видно, что византийцы применяли человеческую силу для нагнетания органных мехов вместо употреблявшегося раньше для этой цели гидравлического пресса (рис. 1).            
   Особое искусство византийцев по устройству органов также подтверждается сведениями о том, что около 757 г. византийским императором Константином Копронимом в дар франкскому императору Пипину Короткому был послан орган; другой орган был подарен Карлу Великому императором Константином.
   Его установили в Ахенском соборе, и это был первый случай появления органа в Западной церкви. Этот полнозвучный инструмент был усовершенствован византийцами и использовался только при светских празднествах, но никогда не звучал на церковных торжествах.            
   Интересен установившийся в греческих церквях способ призывания верующих на молитву. Для этой цели кое-где до настоящего времени употребляются била, состоящие из металлических обручей и висячих деревянных досок, хотя в западных церквях уже с IX в. использовались металлические колокола.            
   Кроме того, существовали и другие, крайне простые инструменты, посредством которых производился звук: колотушки, вертящиеся трещотки, большие рога и трубы. Сейчас на Западе в некоторых церквях и собраниях редкостей хранятся рога, вырезанные из слоновьих клыков и нередко богато украшенные изображениями. Они тоже когда-то служили для упомянутой цели.            
    Однако о происхождении уцелевших инструментов судить иногда трудно: принадлежали ли они византийцам, арабам или даже западным народам. Вероятно, они использовались в основном на войне и охоте (ср. рис. 3, а-в; рис. 2). В целом все разнообразные музыкальные инструменты, существовавшие в Западном Риме до времен Константина Великого, сохранились почти без изменений.                                      
 

Г. Вейс. Расцвет Византии.  

 
www.geige2007.narod.ru    
  .