Музыка сфер: от древних мистерий до современной космологии

 
 
   (лекция, прочитанная 01.10.2005 г. в Минском планетарии;
составитель - Шумская Ирина, кандидат культурологии)
 
     Вначале было Слово… Это библейское высказывание при вдумчивом его осмыслении приобретает новый смысл. Что такое, в сущности, слово? В первую очередь, это информация, а еще - звук, волновая вибрация. Именно вибрационные процессы, по мнению современных ученых, лежат в основе всего сущего. Эту концепцию выражали наши далекие предки в мифологии и сакральных таинствах.
      «Был Эру, Единый, что в Арде зовется Илуватар, и первыми создал он Айнуров, Священных, что были плодом его дум; и они были с ним прежде, чем было создано что-либо другое. И он говорил с ними, предлагая им музыкальные темы; и они пели перед ним, и он радовался. Но долгое время каждый из них пел отдельно или по двое-трое вместе, а прочие внимали; ибо каждый понимал лишь ту часть разума Илуватара, из коей вышел; и плохо понимали они своих братьев. Однако, внимая, они начинали понимать друг друга глубоко, и их единство и гармония росли».
    Так начинается «Сильмариллион» Дж.Р.Р. Толкиена. И в этих словах выражена как раз идея миротворения музыкой. Речь идет о той первой вибрации, которая лежит в основе всего, и которая всё породила. Это та же вибрация, которая может быть выражена и понятием слова, бывшего в начале.  
    Илуватар говорит, что теперь они вместе должны создать великую Музыку: «И тогда голоса Айнуров, подобно арфам и лютням, скрипкам и трубам, виолам и органам, и бесчисленным поющим хорам, начали обращать тему Илуватара в великую музыку; и звук бесконечно чередующихся и сплетенных в гармонии мелодий уходил за грань слышимого, поднимался ввысь и падал в глубины - и чертоги Илуватара наполнились и переполнились, и музыка, и отзвуки музыки хлынули в Ничто, и оно уже не было Ничем». Великого смысла преисполнены и следующие за этим слова о том, что еще более великая Музыка будет ими создана перед Илуватаром после Конца дней. Тогда темы Илуватара будут сыграны верно и обретут Бытие в миг, когда зазвучат, «ибо каждый тогда узнает свою цель, и каждый будет понимать каждого, и Илуватар даст их думам тайный пламень, ибо будет доволен». В терминах музыки Толкиен передает и следующую за этим историю вплетения в эту чистую вселенскую мелодию темы фальши, ибо Мелькор - аналог Люцифера - возжелал быть подобным Илуватару. И, в конце концов, Илуватар одарил Айнуров Зрячестью - и они увидели свою Музыку. И этот созданный ими мир раскрыл им свою историю...
    Божественным Словом, первоначальным Звуком (Музыкой, Вибрацией) создается мир и все вещи в нем. В египетской традиции мир был создан по слову Тота - один произнесенный "им звук создал восемь первоэлементов (половину из них символизировали боги, а другую половину - богини). Восьмичленный характер суфийского учения символизируется восьмиугольником. Астрологически миротворение связывается с положением планет в Зодиаке. Это соотносит данную концепцию с идеей миротворения словом, звуком, вибрацией - т.е. всем тем, что составляет эзотерическую основу музыки сфер. И не случайно гороскопы миротворения связаны, в частности, со знаками Овна, Тельца, Козерога, отсылающими к образам богов-пастухов и музыкантов: Пана, Аполлона, Кришны.
    Именно силой звука, силой музыки заставил, по преданию, сдвинуться с места и застыть в танце несколько древних горных дубов во Фракии, знаменитый Орфей. Легенда о нём гласит, что волшебством своей божественной песни он укрощал силы природы и завораживал диких зверей. Орфей не побоялся спуститься в царство мертвых за своей безвременно умершей супругой Эвридикой, чтобы вновь вывести ее к свету. И потрясенный его пением грозный владыка преисподней Аид согласился вернуть ему его жену... Но почему предания и мифы представляют его главным образом музыкантом и певцом? Потому что под божественной музыкой Орфея подразумевается древнее священное учение о музыке сфер! Орфей, обладая знанием и действуя с его помощью, все зачаровывал и все осиливал с помощью лиры. Эллины в знак почитания определили ей долю неба и стали называть группу звезд Лирой Орфея.  
    В мистериальном смысле царство мертвых представляет мир материальный («мир живых»), в плен которого заключена душа. Эта часть вселенной подвержена порождению и распаду и представляет собой комбинацию четырех элементов - огня, земли, воды и воздуха. Поэтому в мифах и сказках, основанных на том же сюжете, что и знаменитая легенда об Орфее, герой или героиня, до того как попасть в царство мертвых (выраженному чаще всего не непосредственно, а через различные символы и персонажи) должны победить власть этих четырех стихий: преодолеть водные, воздушные и огненные преграды, преодолеть связанные с ними традиционные инициатические задания и т. д.). Овладение той вибрацией, что присуща каждому материальному телу, (в эзотерическом смысле - узнавание «его имени») и означает полную власть над царством мертвых (косной материей). Восхождение же освобожденной души совершается с помощью знания законов космической гармонии, на которых и основаны различные этапы мистерий.
    Примечательно, что именно в сочинениях, приписываемых Орфею (равно как и Зороастру), содержатся примеры первой зодиакальной астрологии. Существенным для этого вида астрологии является использование 12 знаков Зодиака; но она еще не занималась непосредственно гороскопами. Кстати, именно такой тип астрологии использовался в Вавилонии в халдейский период.  С образом Орфея связан культ Солнца. Некоторые традиции даже считают, что он не почитал Диониса, а величайшим из богов полагал Солнце, именуя его также Аполлоном. Борьба между поклонниками Солнца и Луны не была, как можно было бы подумать, пустой распрей двух суеверий; эти два культа представляли две теологии, две космогонии и две общественные организации совершенно противоположного характера. Культы Урана и Солнца имели свои храмы на возвышенностях и на горах; представителями их были жрецы, и они обладали строгими законами. Лунные культы царили в лесах, в глубине долин и имели жрицами женщин; они отличались сладострастными обрядами, беспорядочным применением оккультных искусств и склонностью к проведению оргий. Между жрецами Солнца и жрицами Луны происходила борьба... То была борьба полов, идущая из древности, открытая или замаскированная, никогда не прекращавшаяся, между началом мужским и началом женским, наполняющая своими превратностями всемирную историю и отражающая тайну миров. Так же, как совершенное соединение мужского и женского начала образует самую суть и тайну божественности, так и равновесие этих двух начал может одно лишь произвести великие цивилизации.
    Орфизм, отмечает Мэнли П. Холл, есть секретная доктрина, открываемая через музыку. Эвридика здесь представляет человечество, получившее ложное знание и заточенное в подземное царство невежества. В этой аллегории Орфей означает теологию, которая извлекает человечество из мрака, но не может обеспечить его оживления, потому что неправильно понимает внутренние порывы души и не доверяет им. Женщины, разрывающие тело Орфея, являются символами отдельных фракций теологии, разрушающих тело истины. Они не могут этого сделать до тех пор, пока их нестройные вопли не заглушат стройных аккордов лиры Орфея. Голова Орфея символизирует эзотерическое значение его культа. Эта доктрина продолжает жить и говорить даже после смерти Орфея, когда его тело (культ) уничтожено. Различные версии его смерти представляют различные способы уничтожения его учения: мудрость может умереть различными путями в одно и то же время. Аллегория превращения Орфея в лебедя означает, что духовные истины, которые он проповедовал, будут жить в будущие времена, и их будут изучать новые обращенные. Лебедь - это символ инициированных в Мистерии, а также символ божественной власти, которая есть прародитель мира.  
    В сказании о богине Иштар, спустившейся в ад, говорится о том, что звуки гобоя на некоторое время освобождали умерших от власти подземных богов: они воскресали и вдыхали жертвенный дым.  
    У греков в царство мертвых ведет Гермес. Именно он изобрел лиру и с помощью игры на ней мог изменять состояние свои слушателей, как это делают, например, суфии. Звуками своего музыкального инструмента Гермес усыпил гиганта Аргуса, тысяча глаз которого символизирует звездное небо...
  Влюбившись в целомудренную нимфу-наяду Сирингу, козлообразный бог Пан начал ее преследовать. Спасаясь от него, Сиринга превратилась в тростник. Тогда Пан наугад срезал семь стебельков и сделал из них пастушью свирель (сиринкс). Впоследствии в некоторых тайных учениях образ Пана стал символом всеобщей целостности Вселенной (пан - «все» по-гречески). А нежные звуки его флейты из семи дудочек стали также отождествлять с музыкой небесных сфер.
     «Пан, - говорит Фрэнсис Бэкон, - как показывает уже само имя, олицетворяет и представляет собой Вселенную, то есть всю совокупность вещей... Пан держит в руках два символа - гармонии и власти. Ибо свирель из семи тростниковых трубочек достаточно ясно символизирует созвучие и гармонию вещей или единство согласия и разногласия, возникающие в результате движения семи планет».
    «И уж поистине божественной аллегорией оказывается изображение Пана вторым после Меркурия вестником богов, потому что вслед за Словом Божиим сам образ мира является провозвестником божественного могущества и мудрости». Когда его называют сыном Гермеса-Меркурия, то этим подчеркивается его происхождение от Божественного Слова, то есть изначальной вибрации. Но при этом в его создании, согласно другим мифам о его рождении, принимает участие и нерасчлененная материя, а также вкравшиеся грех и порча. Рога Пана, широкие внизу и острые у вершины символизируют мир, ибо вся природа вещей образует своего рода заостренную пирамиду - индивидуумы, виды, роды и т. д. В конце концов, природа соединяется как бы в одной точке. Рога Пана достигают даже неба, поскольку самое высшее в природе, то есть общие идеи (ideae universales) некоторым образом соприкасаются даже с божеством; Тело Пана (природы) покрыто волосами: это лучи, исходящие из вещей, выражающие способность действовать на расстоянии. Но особенно длинны волосы в бороде Пана; как лучи, исходящие от небесных тел, они действуют на особенно большом расстоянии и проникают повсюду. Двоякая форма его тела представляет отличие тел высшей сферы от низшей; это же изображение тела природы олицетворяет и взаимоотношения видов, ибо никакая природа не может рассматриваться как простая, всегда она заимствует что-то у другой и как бы сливается с ней.  
    Пан держит в руках два символа - гармонии и власти: в левой - свирель, сделанная из семи тростниковых трубочек, - в правой - посох, то есть палка, изогнутая сверху. Свирель из семи тросточек указывает на созвучие и гармонию вещей, или согласие, переплетающееся с раздором, возникающее из движения семи планет. Изогнутый именно вверху посох означает, что почти все совершаемое в мире божественным провидением осуществляется сложными и запутанными путями, так что внешний ход событий может порой показаться противоречащим их подлинному смыслу, Пан иногда одет в хламиду из пятнистой шкуры леопарда. Но и Небо усеяно звездами, да и вообще почти все вещи обладают неоднородной поверхностью, которая служит для них одеждой. Пана услаждают нимфы, то есть души живущих, повелителем которых он считается с полным основанием, ибо каждая из них следует за своей природой как за вождем; в беспрерывном движении, в бесконечном разнообразии фигур, как бы подражая отцу, они танцуют и ведут хороводы вокруг него. Однако впоследствии христианская теология в борьбе с язычеством извратила образ Пана настолько, что он стал считаться прототипом дьявола.  
    Средневековые музыковеды Востока изображали формулы музыкальных ритмов в виде чертежей, чаще всего кругов; существовала даже целая «Наука о ритмических кругах». В этом плане примечательно соответствие небесным кругам и вообще кругу как символу неба.
    В храмах на месте, где исполнялись ритуальные танцы, на земле были начертаны священные круги, что символизировало ангелов, танцующих в небесных сферах вокруг трона Бога. Именно эта космическая идея положена в основу многих танцев с круговыми движениями. Круговые танцы повторяют движение Солнца в небе и могут, кроме того, охватывать сакральный центр. Подобные солнечные танцы были призваны помогать Солнцу в его круговом движении по небу, особенно весной. «Танец Солнца» у индейцев Америки означает восстановление сил Солнца, сотворение Вселенной, союз с высшими силами.
    Круг - универсальный символ целостности. Поэтому образование круга в танце - это и акт творения. Пользуясь современными терминами и понятиями, можно сказать, что движение по кругу образует энергетическую воронку, которая способствует переходу в измененное состояние сознания. Солнечное движение по часовой стрелке, как принято считать, дает выход внутренней энергии в физический мир, в будущее. Лунное движение против часовой стрелки создает как бы втягивающую энергию, переносит из внешнего сознания во внутреннее, облегчает уход в себя, в прошлое. Когда же в танце используются оба типа движения, волны, идущие вовне и внутрь, переплетаются, и образуется спираль, подобно кадуцею Гермеса. Например, дервиши, кружась в танце, имитировали движение планет вокруг своей собственной оси и вокруг Солнца.
    Из кругового космического магического танца следует магический спиральный танец - наиболее действенный. Спираль - символ эволюции Вселенной, ее развития. Спиральные движения в еще большей степени, нежели круговые, символизируют движение вовне и внутрь, творение и разрушение, проявленность и возвращение в изначальное состояние. Именно магический танец великой космической спирали и может означать мистериальный переход с одной планетной сферы на другую, знаменуя звездный путь восхождения и нисхождения.
    Обладание небесными телами вращения вокруг оси позволяет допустить аналогию с магическим танцем-вращением, кружением, что символизирует зарождение жизни, развитие нового. Кружение вызывает состояние измененного сознания; с ним во многом связаны ритуалы выхода астральных двойников. Дервиши доводили это кружение до экстаза, что позволяло им обретать невероятные с обыденной точки зрения способности.
    Повсеместно в Европе существовало поверье, что в определенные дни года Солнце при восходе танцует. Об этом говорится и в некоторых греческих мифах. Когда Персефона узнала, что будет отпущена из подземелья к своей матери, она заплясала от радости. В мистериально-эзотерической символике речь идет об освобождении души из плена материи, и танец Персефоны представляет обусловливающую это гармонию небесных светил. С этим же могут быть связаны и многочисленные ритуалы танцев девушек весной, лицом к восходящему Солнцу.
    В Индии считалось, что исполняющие священный танец девушки - это жены богов, о жизни которых повествуют их движения и жесты. Но именно планеты и другие небесные светила считались богами. И в связи с этим можно отметить древние магические обряды вхождения в образ бога при помощи танца. Знание же планетной астромифологии и символики, глубинной сути, скрытой за образами и мифами, помогает «настроиться» танцем на планеты.
    Торжественными звуками труб, барабанов, цимбал, бубнов, арф, флейт встречали древние народы в разных частях земного шара восход Солнца. Музыка и торжественные песнопения совершались при появлении новой Луны, наступлении праздников полнолуний, дней равноденствий и солнцестояний. Священные звездные гимны сопровождали восход звезды Сириус, Плеяд и планеты Венеры в Египте, Вавилонии, Китае, Центральной Америке... Гимны небу и звездные песни звучали в храмах, на вершинах гор и пирамид, в полях и древнейших каменных обсерваториях.
    Сохранившиеся, например, по сей день обрядовые хороводы под музыку и пение - это подражание великому и вечному круговращению Солнца и всего неба с его прекрасными светилами. Барабаны и бубны олицетворяли круг Космоса, круг времен, а также Солнце и Луну. Например, в Древней Вавилонии священный ритуальный барабан находился первоначально исключительно в руках женщин - жриц Луны. Надписи свидетельствуют, что эти огромные барабаны почитались как живые существа, и от момента установки их в храме велось летосчисление. Моменты же наступления новых эр и эпох издревле связывались со знамениями в небесах.
    В стране, считавшей астрономические явления и астрологию основой всех человеческих знаний, связь музыки с небом должна была быть особенно явной. И действительно, в Древней Вавилонии именно музыка подчеркивала астральный характер религии этой страны. Во времена господства ассирийцев в храмах каждую ночь били в медный барабан-лалиссу в честь планеты Венеры. Во время праздников в честь Луны заклинательница приносила в аккадский храм царское облачение и расстилала его под подобным барабаном. Лалиссу играл также большую роль в культе главного божества - Мардука. Впоследствии и у арабов Венера (Зухра) почиталась как покровительница музыки. Поэтому на восточных миниатюрах можно встретить ее изображение в виде женщины с бубном в руках. Поэт Низами говорит о «барабане Зухры», то есть Венеры; она - «обладательница барабана».
    Вавилоняне уподобляли соотношение весны и осени кварте, весны и зимы - квинте, а весны и лета - октаве. Эти музыкально-космологические представления вавилонян были близки воззрениям китайцев. Музыкальная теория китайцев тоже считает соотношение весны и осени равным кварте, а весны и зимы - квинте. Во Вьетнаме двухструнный щипковый музыкальный инструмент назывался «лунный дан»; его круглый корпус сходен с лунным диском.
    Согласно древним представлениям, в центре мира находится Земля. Ближайшая к ней планетная сфера принадлежит Луне. Затем идут сферы (небеса) Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Последователи Пифагора учили, что расстояние от Земли до Луны соответствует одному тону; от Луны до Меркурия - полутону; от Меркурия до Венеры - полутону; от Венеры до Солнца - полутора тонам; от Солнца до Марса - одному тону; от Марса до Юпитера - полутону; от Юпитера до Сатурна - полутону и от Сатурна до сферы неподвижных звезд - полутора тонам. В целом получалось семь тонов, которые и представляли всю музыку небесных сфер. Любопытно, что расстояния измерялись в тонах. На один интервал тона пифагорейцы полагали 126 000 стадий. Схожую небесную гамму описывал Эратосфен. От Земли до Луны - один тон, от Луны до Меркурия - половина тона, от Меркурия до Венеры - другая половина тона; от Венеры до Солнца - полтора тона, от Солнца до Марса - один тон, от Марса до Юпитера - полтона, от Юпитера до Сатурна - полтона, от Сатурна до сферы неподвижных звезд - тоже полтона. Все вместе, от Земли до сферы неподвижных звезд, они составляли шесть тонов, и из этих шести тонов и была составлена вся музыка сфер, слышимая Пифагором. Вообще, размеры и количество струн на музыкальных инструментах теснейшим образом были связаны с взглядами на «соотношения» небесных светил. Так, например, длина китайской цитры чин была кратна продолжительности года. Пять ее струн соответствовали пяти древнекитайским стихиям (дерево, огонь, земля, металл и вода), а те, в свою очередь, - пяти видимым невооруженным глазом планетам. Выпуклая дека инструмента символизировала небесный свод, плоское основание - землю, а 13 отметок на грифе были подобны лунным месяцам.
    В Греции и Египте мы также встречаем подобные соответствия. Например, четыре стержня систра соответствовали четырем «стихиям» (вода, земля, воздух и огонь); семь октавных тонов - семи дням недели и числу блуждающих светил в Зодиаке. Астральная символика всех этих числовых соотношений была всем понятна и не требовала особых разъяснений. Особое значение имели числа пять и семь. Пять - число планет, известных с глубокой древности; это число чувств человека, основных его сил, образующих Мировую Душу; это число символизировало силу и здоровье, оно исцеляло болезни. Именно знание древней астрономии и звездных культов может объяснить, почему пятиступенчатая система так упорно держалась у большинства народов; очевидно, все, что могло быть выражено священным числом, само было священно и не должно было подвергаться изменениям.
    Считается, что вершиной традиционной китайской науки стала математическая теория музыки. Пять тонов китайской пентатоники соответствуют пяти элементам китайской натурфилософии. Строение старинных египетских арф (эпохи Древнего и Среднего царств) позволяет сделать вывод о существовании простой пентатоники - пятиступенной октавы без полутонов. Такая торжественная и несколько жесткая мелодика сохранилась до наших дней в храмовой музыке Китая и в шотландских народных песнях.
   Может быть, не лишено основания предположение, что обе узаконенные традицией музыкальные системы европейских стран произошли из Месопотамии: пятиступенная ангемитония, образовавшаяся из четырех квинтовых ходов, и семиструнная диатоническая, образовавшаяся из шести квинтовых ходов.
    Примечательно, что и по сей день существует система пятилинейной записи нот. Семь - число священное, символизировавшее совершенство и чистоту. Число музыкантов при храмах за 3 тысячи лет до н.э. было семь. Позже их число значительно возросло, но всегда оставалось кратным семи. В древнеиндийской мифологии было семь древних мудрецов - Ангирасов, - считавшихся сыновьями неба и богов. Эти полубоги отличались дивным пением. Поэты называли Ангирасов своими отцами. Они обновляют мир, обладают жизненной силой.
    Точно с такими же божественными аналогами мы встречаемся, знакомясь с шумерской, ассиро-вавилонской, хеттской, египетской, китайской и прочими мифологиями. После смерти подобных первобогов, аккумулировавших в себе мощный пассионарный потенциал, и перехода их из мира земного в мир небесный связь между людьми и теми, кто был причислен к сонму богов, не прекращалась. Но она принимала совершенно иной, ноосферный характер. Ибо полевые структуры умершего сливались с матрицами околоземного и околосолнечного энергоинформационного поля. Схему данного процесса, объясняющего феномен человеческой души и ее “жизни после смерти” попытался осмыслить с точки зрения современного естествознания профессор Борис Иванович Искаков.  
    В соответствии с разработанной им лептонной концепцией Мироздания (лептоны - класс легких так называемых элементарных частиц: электрон, мюон, нейтрино и др.), окружающий нас мир пронизан микролептонными волнами, передающими движение мирового лептонного газа. Вокруг всех тел существуют стоячие лептонные волны - квантовые голограммы, “вставленные” друг в друга и копирующие геометрию и структуру тел. Каждая голограмма содержит всю информации о теле, являясь его “информационным двойником”. Совокупность таких голограмм и образует “лептонную душу” тела, которая способна беспрепятственно проникать в другие тела сквозь любые твердые экраны. “Лептонные души” простираются, согласно законам статистики, сколь угодно далеко. В каждой точке пространства может пересекаться неограниченное число голограмм других объектов Вселенной, что нашло отражение и классическому принципу Всеединства: “Всё во всем”.  
    Если люди связаны общими мыслями, чувствами, желаниями, влечениями и т.п., они могут образовывать своеобразные живые “лептонные молекулы”. Возможно формирование общих биополей партий, классов, народов. У таких замкнутых энергоинформационных образований может быть свой “внутренний дирижер”: в прошлом это были доминантные голограммы тех, кого было принято называть богами. В конечном счете замыкающие голограммы всех людей объединяются в единое биополе человечества, оно, в свою очередь, является составной частью лептоносферы Земли. В ней можно выделить сгустки лептонного поля, образующиеся в случае массового характера и распространения религиозных потребностей. Именно подобными “сгустками” становятся мысли, чувства, эмоции миллионов и миллиардов людей, воплощающиеся в слабых биотоках нервных клеток, а также в слабых и сверхслабых лептонно-электромагнитных импульсах, излучаемых клетками. Античная философия вслед за Платоном называла такие уплотненные излучения эйдосами (идеями). Молитвенные эйдосы миллионов людей способны сливаться в единый эйдос, в котором и будет воплощен образ соответствующего бога, реально существующего в лептонной шкале материи. Энергоинформационная мощность “лептонных богов” прямо пропорциональна числу верующих в них людей и силе их веры. Лептонный “эйдос-бог” подобен энергоинформационном сбербанку: верующие доверяют ему накопленные ими информационно-энергетические вклады-эйдосы, а в трудные минуты жизни получают назад реальную поддержку. Но если нет веры, то нет и управляющего воздействия высших космических сил. Из лептонной концепции также однозначно вытекает: человеческая личность - дитя не только Земли, но и Космоса, феномен вселенского масштаба, напрямую связанный с вечностью и неисчерпаемостью материи.  
   После смерти человека, как показывают проведенные исследования, его атомно-молекулярное тело и лептонные голограммы-двойники ведут себя по-разному. “Тяжелые” фракции лептонных голограмм некоторое время сохраняют свою квантовую структуру, а затем начинают распадаться по физическому закону диффузии, рассеиваясь в мировом лептонном газе. Без специальной энергетической подпитки период полураспада “тяжелых” фракций души, то есть голограмм, состоящих из более тяжелых лептонов, составляет от 7 до 9 суток, а период 99-процентного распада - около 40 суток. Именно таким срокам соответствуют ритуальные поминки, которые отмечаются у большинства народов мира.
    Платон учил, что Вселенная имеет Душу, и движение планет, подобно гармонии музыкальных звуков, может быть выражено гармоническими отношениями. При этом он говорил, что каждая из небесных сфер, совершая свое обращение, несет сирену (мифологическое существо, поющее чарующие и завораживающие песни). Эти сирены поют на разные голоса, и соединением этих различных звуков образуется сладкоголосый концерт. Восхищенные сами своей гармонией, они поют божественные вещи, сопровождая свое пение священными танцами. По словам того же Платона, восемь муз смотрели за небесным порядком, а девятая занималась земными делами и не допускала в них беспорядка и неравенства.
    «Что такое «гармония сфер» и в чем ее смысл?» - спрашивает А.Ф. Лосев. И отвечает: «Гармония сфер есть интуитивное учение о разной организованности времени». Дело в том, что, согласно классической греческой космологии, планетные сферы представляют собой инородные пространства, расположенные вокруг неподвижной Земли. Каждое из этих пространств имеет свое собственное время и движение. И стояла задача раскрыть взаимоотношения этих сфер между собой. И хотя эти сферы суть Инобытие, но в самом своем бытии они воплощают всецелый эйдос - они звучат гармонично.
    Однако, как замечает А.Ф. Лосев, «сравнение Платоновой тональности с современной ни в коем случае не может иметь буквальное значение. Надо принимать во внимание все интуитивное богатство звука у древних, у нас отсутствующее. Высота звука есть там указание на реальную «высоту» соответствующей планетной сферы в Космосе и на утонченность, разреженность, умность соответствующего пространства и его движения. Числовые характеристики звука суть там не просто акустика, но некое умное устройство и структура звукового тела; «кварта», «квинта» и так далее не есть наши кварта и квинта, при нашей темперации, но - умно-интуитивная структура определенным образом взаимоотносящихся сфер неоднородного времени и движения. Разная высотность звука есть разная сгущенность, разная интенсивность временных функций той или иной космической сферы». Об Орфее, Пифагоре и Платоне говорилось, что они обучались в Египте. При этом Пифагор, как сообщалось, изучал в стране пирамид именно музыку. Неслучайно поэтому учение греков о гармонии сфер совпадает с музыкально-мистическими воззрениями египтян. У египтян же греки заимствовали и учение о воспитательном значении музыки, как и целый ряд музыкальных инструментов.
    Греки считали Египет родиной широко распространенного по всему древнему миру учения об этическом, очищающем влиянии музыки - катарсисе. Музыка действительно оказывает воистину магическое воздействие на человека и природу. И поэтому ранее господствовало представление о сверхчувственном, магическом воздействии музыки. Это было учение о связи определенного рода созвучий и соотношений тонов с космическими явлениями, с временами года и часами дня, с движением Луны и Солнца, с произрастанием растений и погодой, с мужским и женским началами, с рождением, исцелением от болезней, смертью и переселением душ; представление о воздействии музыки на силы и деятельность природы.  
   Если древние китайцы, индусы, персы, египтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания. Хотя, как говорят, сам он не был музыкантом, но именно Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о божественной теории музыки от жрецов различных Мистерий, в которые он был инициирован, Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Как он в действительности нашел решение, не известно, однако существует такая легенда.
   Однажды, размышляя над проблемой гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. Услышав стук молотов, которые с точностью передавали музыкальные созвучия, Пифагор велел взвесить молоты; оказалось, что из двух молотов, находившихся в расстоянии октавы, один весил вдвое больше другого; что из двух, находившихся в расстоянии квинты, один весил в три раза больше другого; А для расстояния кварты - один весил вчетверо больше другого. Легко было сделать подобные вычисления относительно терций, тонов и полутонов. После опытов над молотами, произвели опыт над струной, натянутой гирями. Оказалось, что когда струна издавала какой-то звук при определенном весе гири, то для повышения этого звука на октаву, вес гири потребовался вдвое больше; для квинты - только на треть больше, для кварты - на четверть, для тона - на одну восьмую, для полутона - на одну восемнадцатую, или около этого. Или говоря проще: натянули струну, которая при всей своей длине издавала какой-то звук; сжатая по середине, она давала октаву от первоначального звука; на одной трети длины - квинту, на четверти - кварту, на восьмой доле длины - тон, на восемнадцатой - полутон.  
    Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение, как в высшую тайну своих Мистерий. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами. Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование определенных естественных законов.  
    В целом гармония рассматривалась великими философами как состояние, непосредственно предшествующее красоте. Сложное именуется красивым только в том случае, если его части гармоничны в сочетании. Красота, следовательно, есть гармония, проявляющая себя, свою собственную природу в мире формы. Наименьшая степень добра предполагает наименьшую степень гармонии и красоты. Таким образом, искажение (или зло) есть диссонанс элементов, самих по себе гармоничных. Искажение неестественно, поскольку сумма всех вещей является Добром; естественно, что все вещи должны разделять природу Добра и сочетаться так, чтобы комбинации их были гармоничными.
    Музыкальная космогония пифагорейцев была основана на четком убеждении, что вселенная устроена упорядоченным и симметричным образом. Именно поэтому слово Космос, которым в Древней Греции называли вселенную, означало порядок, строй, гармонию, эстетически оформленную организацию мироздания. Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам Природы, пойдя настолько далеко, что установил при этом гармонические отношения между планетами, созвездиями и элементами. Интересным примером современного подтверждения древнего философского учения является прогрессия элементов согласно их гармоническим отношениям. Если упорядочить перечень элементов по восходящей в зависимости от атомных весов, то, согласно теории Ньюленда, каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства. Это открытие в современной химии известно под именем закона октавы.
    Поскольку считалось, что гармония определяется не чувственным восприятием, но разумом и математикой, пифагорейцы сами себя называли канониками, чтобы отличить себя от Гармонической Школы, которая полагала истинными принципами гармонии вкус и интуицию. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это "музыкальной медициной". В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Он лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своем университете в Кротоне Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хору и аккомпанируя на лире.
   Вероятно, пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами. Так, например, Плиний говорил, что Сатурн движется в дорийском ладе, а Юпитер - во фригийском. Кажется, что и темпераменты тоже могут рассматриваться в свете различных модусов, то же относится и к страстям. Таким образом, гнев, который является огненной страстью, может быть усилен огненным модусом и нейтрализован водным модусом.
  Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним - к абсолютной материи. Другими словами, струна натянута между небом и землей, Считая внутрь от периферии небес, Пифагор разделил Вселенную, согласно одним авторитетам, на девять частей, согласно другим - на двенадцать. Последняя система была такой. Первая сфера была эмпиреями, или же сферой неподвижных звезд, которая являлась обиталищем бессмертных. Со второй по двенадцатую были сферы (по порядку) Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны, огня, воздуха, воды и земли. Этот порядок семи планет (Солнце и Луна рассматривались в старой астрономии как планеты) тождествен символизму подсвечника у евреев: солнце в центре в качестве главного ствола с тремя планетами по сторонам.  
   Пифагорейцы давали имена различным нотам диатонической шкалы, исходя из скорости и величины планетарных тел. Каждая из этих гигантских сфер, мчась через бесконечное пространство, как полагали, издает звук определенного тона, который возникает за счет непрерывного смещения эфирной пыли. Так как эти тона были манифестациями божественного порядка и движения, то отсюда следовало, что они разделяли гармонию своих собственных источников. Теория, что планеты при своем вращении вокруг земли производят определенные звуки, отличающиеся друг от друга в зависимости от величины, быстроты движения тел и их удаления, была общепринятой у греков. Таким образом, Сатурн, наиболее далекая планета, давал самый низкий звук, а Луна, ближайшая планета, самый высокий звук. Греки также осознавали фундаментальное соотношение между отдельными сферами семи планет и семью священными гласными звуками. Первые небеса произносят священный гласный звук А (Альфа); вторые небеса - священный звук Е (Эпсилон); третьи - Н (Эта); четвертые - I (Йота); пятые - О (Омикрон); шестые - Y (Ипсилон); седьмые небеса - священную гласную Q (Омега). Когда семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца. Хотя это точно не установлено, вполне вероятно, что планетарные небеса должны рассматриваться как восходящие в пифагоровом порядке, начиная со сферы Луны, которая должна представлять первые небеса.
   Многие древние инструменты имеют семь струн, которые соотносились с семью органами человеческого тела и с семью планетами. Имена Бога воспринимались тоже в качестве форм, образованных из комбинаций семи планетарных гармоний. Египтяне ограничивали свои священные песни семью первичными звуками, запрещая произносить иные звуки в храме. Один из их гимнов содержал следующее заклинание: "Семь звуковых тонов воздают хвалу Тебе, Великий Бог, вечно творящий Отец всей вселенной". В другом гимне Божество так описывает Самого Себя: "Я - великая, неразрушимая лира всего мира, настроенная на песни небес".
   Пифагорейцы верили, что все, что существует, имеет голос, и что все создания вечно поют хвалу Создателю. Человек не смог удержать в себе эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материального существования. Когда он освободит себя от бремени низшего мира с его ограничениями чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век. Гармония распознает гармонию, и, когда человеческая душа возвратит свое истинное достояние, она не только услышит небесный хор, но и присоединится в вечном гимне к Вечному Добру, контролирующему бесконечное число частей Бытия. Греческие Мистерии включали в себя доктрину соотношения, существующего между музыкой и формой. Элементы архитектуры, например, должны были быть совместимыми с музыкальными нотами и тонами или же имели музыкальные аналоги. Следовательно, когда воздвигалось здание, в котором комбинировались эти элементы, само здание уподоблялось музыкальной струне, которая является гармоничной только в том случае, когда она полностью удовлетворяет математическим требованиям гармонических интервалов. Реализация этой аналогии привела Гете к мысли о том, что "архитектура есть застывшая музыка". При конструировании своих храмов инициации древние жрецы демонстрировали высочайшее знание принципов, лежащих в основе феномена вибрации. Ритуалы Мистерий включали специальные речевые эффекты при произнесении фраз, и для этой цели делались специальные звуковые залы. Слово, которое прошептали в такой зале, наполняло почти грохотом и все здание. Даже дерево и камни, которые использовались в строительстве храмов, были настолько пропитаны звуковыми вибрациями религиозных церемоний, что при ударе по ним они воспроизводили те тона, которые звучали в ритуалах.
   Каждый элемент в Природе имеет свой нотный ключ. Если эти элементы скомбинированы в сложную структуру, результатом является струна, которая, если зазвучит, заставит распасться составляющие части. Подобным же образом каждый человек имеет свой ключ, такой, что, если он зазвучит, человек будет уничтожен.
  В Пифагорейском тетрактисе - верховном символе универсальных сил и процессов - содержатся теории греков относительно сочетаемости музыки и цвета. Первые три точки представляют тройной Белый Свет, который является Божественным Главой, содержащим потенциально как свет, так и цвет. Остающиеся семь точек представляют цвета спектра и ноты музыкальной шкалы. Цвета и тона являются активными творческими силами, которые, исходя из Первой Причины, устанавливают вселенную. Эти семь разделены на две группы - три и четыре точки, соотношения которых показаны в тетрактисе. Высшая группа из трех точек становится духовной природой, сотворенной вселенной; низшая группа из четырех точек проявляет себя как иррациональная сфера, или низший мир.
   В Мистериях Семь Творящих Властителей показаны как потоки силы, истекающей изо рта Вечного. Это означает спектр, истекающий из белого света Верховного Божества. У египтян они имеют имя Строителей, иногда называемых Правителями, и изображаются с большими ножами в руках, и этими ножами они вырезают вселенную из первозданной субстанции. Поклонение планетам основано на их понимании как космических телесных воплощений творческих атрибутов Бога.
   Существуют различные отношения, упорядочивающие взаимодействия планет, цветов и музыкальных нот. Наиболее приемлемая система основана на законе октавы. Слух имеет более широкую сферу, нежели зрение, потому что в то время, как ухо может регистрировать от девяти до одиннадцати октав, глаз может регистрировать только семь фундаментальных цветовых тонов, одним тоном меньше октавы. Красный цвет, таким образом, будучи наинизшим тоном в цветовой шкале, соответствует до, первой ноте музыкальной шкалы. Продолжая эту аналогию, оранжевый соответствует ре, желтый - ми, зеленый - фа, голубой - соль, синий - ля и фиолетовый - си. Восьмой цветовой тон, требуемый для завершения шкалы, должен быть в более высокой октаве и уже красный. Точность приведенной аналогии подтверждается двумя обстоятельствами; (1) три фундаментальные ноты музыкальной шкалы - первая, третья и пятая - соответствуют трем первичным цветам - красному, желтому и голубому; (2) седьмая, менее совершенная нота музыкальной шкалы, соответствует фиолетовому, наименее совершенному тону цветовой шкалы. Когда цвета соотнесены с двенадцатью знаками Зодиака, они упорядочиваются как спицы колеса. Овен соответствует чисто красному; Телец - красно-оранжевому; Близнецы - чисто оранжевому; Рак - оранжево-желтому; Лев - чисто желтому; Дева - желто-зеленому; Весы - чисто зеленому; Скорпион - зелено-синему; Стрелец - чисто синему; Козерог - сине-фиолетовому; Водолей - чисто фиолетовому; Рыбы - фиолетово-красному. При соотнесении с небесными телами, до становится Марсом, ре - Солнцем, ми - Меркурием, фа - Сатурном, соль - Юпитером, ля - Венерой, си - Луной.
   Из разнообразных понятий, составляющих основы теории (гамма, интервал, консонанс, тоника, лад, музыкальный строй), пифагорейцев больше всего интересовало последнее понятие, означающее математическое выражение системы звуковысотных отношений, ибо именно в музыкальном строе они находили наивысшее выражение принципа гармонии. Под музыкой последователи великого мудреца понимали не только звуки, извлекаемые из популярного тогда однострунного музыкального инструмента древних греков монохорда, но и звучание космических тел, пение светил, которое они воспринимали не метафорически, но реально. Неслышимая профаном, эта музыка отчетливо слышится посвященным, утончившим свой слух и чувство гармонии до космического уровня.
   Когда Исаак Ньютон впервые с помощью стеклянной призмы превратил луч солнечного света в полоску цветного спектра, то он решил, что есть аналогия между цветами солнечного спектра и звуками музыкальной октавы. У Ньютона был ассистент, который хорошо различал цвета. Ученый поручил ему отметить на полоске спектра границы отдельных цветов. Длину всей полоски спектра он предложил принять за одну октаву с относительной длиной этой полоски 1/2 .При этом, Ньютон обнаружил, что расстояния границ отдельных цветов от начала спектра относятся между собой как магические числа Пифагора, то есть 1/2 октава, 2/3 квинта, 3/4 кварта. Именно такие отношения простых чисел равны отношениям основных интервалов звукоряда, который в дальнейшем получил название музыкального строя Пифагора. Этот любопытный факт Ньютон описал в своем трактате “Оптика”. Ему казалось особенно интересным то, что эта аналогия согласовывалась с древним учением о гармонии сфер, о котором ему было известно из трактата Кеплера “Гармония мира”.
   Теперь заглянем в энциклопедию Мэнли П. Холла: "Миры Египта и Браминов, несомненно, понимали фундаментальное значение принципов вибротерапии. Посредством песнопения и мантр, в которых делался упор на определенные гласные и согласные звуки, они устанавливали колебательные реакции, и помогали Природе реконструировать поврежденные члены и пораженные органы". Отсюда пифагорейская теория "музыки небесных сфер".

   Роль вибраций, о которой говорили многие мистики от Пифагора до Гурджиева, весьма образно выражена в восточном изречении: "Пока Шива танцует, мiр существует". Другими словами, пока многорукий бог создает вибрацию в природе, она жива. Эта гипотеза подтверждается современными теориями, разрабатываемыми учеными, которые занимаются проблемами астрофизики, космологии и не только.

   Основатель кибернетики Норберт Винер писал, что не правы те, кто считает числа только знаками для счета, в них есть красота, сила и вдохновение. Ещё дальше идет В.Вернадский. В своем очерке ”О научном мировоззрении” он пишет: мы видим на каждом шагу чувства мировой числовой гармонии. Он отмечает, что восприятие этой гармонии может раздвинуть рамки научного знания. Многие биоритмы человека имеют аналогичную музыке структуру, то есть музыкальные волновые колебания похожи на биоритмические. Это подтверждает серия экспериментов проведенных российскими специалистами. Сердечный ритм записывался цифровым осциллографом. В результате была получена синусоида, аналогичная цифровой записи музыки. Затем данная цифровая информация была воспроизведена компьютером, но уже как звуковой сигнал. В статье, посвященной этому эксперименту, отмечается, что в полученном “звучании можно было различить элементы мелодии и музыкальные периоды”. Интересно, что звуки воспринимаются человеком в качестве музыки, только в том случае, если в них присутствуют периодически повторяющиеся элементы.
   Современные музыковеды, увлеченные идеями космологии, выдвигают весьма интересные гипотезы. В частности, Елена Магницкая, приходит к следующим теоретическим результатам: если в современной музыке новая композиторская техника "пуантилизма" рождена отражением "энергетических импульсов космоса" (например, музыка А. Веберна), то "сонористика", соответственно, - это музыка "энергетических потоков" (произведения К. Штокхаузена, Д. Лигети). В объяснение своей концепции Е. Магницкая напоминает о космологической гипотезе возникновения нашей вселенной из "большого взрыва". Любой взрыв, считает она, сопровождается звуком. Отсюда и ее глубокие выводы о насыщенности космоса звуком, о реальном наличии "музыки сфер" в космосе.
   Гипотезы теоретиков подтверждаются реальными открытиями: в 2001 году астрономам удалось получить подтверждение о стабильных волновых колебаниях - остаточных явлениях звуковых волн, возникших в момент возникновения Вселенной при Большом Взрыве. С помощью сверхчувствительного микроволнового телескопа «Бумеранг» были сделаны качественные снимки космического пространства, подтвердившие, что Вселенная на раннем периоде ее существования представляла собой сложнейший конгломерат звуковых волн. Кроме того, полученные снимки позволили увидеть, насколько гармонировали друг с другом эти волны. На них чётко прослеживаются 3 «гармонических пика» - своеобразные вехи формирования Вселенной. Теперь, по словам физиков, можно с большой точностью указать не только «какие ноты тогда были сыграны, но и на каком инструменте. Мы уже почти можем слышать отдельные отрывки «музыки мироздания».    
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Лебедев А. Гармония сфер.// Философский энциклопедический словарь.
2. Зайцев Ю.В., Школьник Ю.К. Словарь античности. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
3. Жмудь Л. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме: СПб.: Алетейя, 1994.
4. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь. - М.: "Олма-Пресс", 2001.
5. Магницкая Е.А. Творческая интерпретация Космоса. - М., 1996.
6. Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - СПб., 1994.
 
http://www.somord.org/article.php?id=24