Музыкальные инструменты Средневековья


ЛеДюк.

Духовые - это древнейший вид музыкальных инструментов, пришедший в средневековье из античности. Однако в процессе развития и становления средневековой западной цивилизации сфера применения духовых инструментов очень расширяется: одни, как, например, олифант, являются принадлежностью дворов благородных сеньоров, другие - флейты - находят применение как в народной среде, так и в среде профессиональных музыкантов, третьи, такие, как труба, становятся исключительно военными музыкальными инструментами.

. фретель . флейта . двойная флейта . шеврета . хоро . волынка . рог . рожок . олифант . бюзина . труба . серпан . ручной орган .

Древнейшим представителем духовых во Франции, вероятно, надо считать фретель (fr`etel), или "флейту Пана". Подобный инструмент можно увидеть на миниатюре из рукописи X в. в Национальной библиотеке Парижа . Это многоствольная флейта, состоящая из набора трубок (камышовых, тростниковых или деревянных) разной длины, с одним открытым и другим закрытым концом. Фретель часто упоминается наряду с другими видами флейт в романах XI-XII вв. Однако уже в XIV в. о фретеле говорят только как о музыкальном инструменте, на котором играют на деревенских праздниках, он становится инструментом простонародья.

Флейта (fl^ute), наоборот, переживает "подьем": от простонародного инструмента до придворного. Самые древние флейты были найдены на территории Франции в галло-римском культурном слое (I-II вв. н.э.). В большинстве своем они костяные. До XIII в. флейта обычно двойная, как на миниатюре из рукописи X в. из Национальной библиотеки Парижа , причем трубки могут быть как одинаковой, так и разной длины. Количество отверстий на стволе флейты, возможно, варьировалось (от четырех до шести-семи). Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного лица.

Менестрели играли также на двойной флейте с трубами разной длины. Такая флейта представлена на виньетке из рукописи XIII в. На миниатюрной картинке можно увидеть оркестр из трех менестрелей: один играет на виоле, второй - на подобной флейте, похожей на современный кларнет, третий ударяет в квадратный бубен, сделанный из кожи, натянутой на раму. Четвертый персонаж наливает музыкантам вина, чтобы они освежились. подобные оркестры из флейты, барабана и скрипки просуществовали в деревнях Франции вплоть до начала XIX в.

В XV в. стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама флейта могла быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и не только прямой, но и волнистой. Подобный инструмент сохранился в частной коллекции г-на Фо. Длина ее 60 см, в самом широком месте диаметр составляет 35 мм. Корпус из черной вываренной кожи, декоративная головка расписная. Такая флейта послужила прототипом для создания трубы-серпана. Флейты-серпаны использовались как вовремя богослужений в церквях, так и на светских празднествах. Поперечные флейты, так же как флажолеты, впервые упоминаются в текстах XIV в.

Другой тип духовых музыкальных инструментов - волынки. Их также было в средневековой Франции несколько видов. Это шеврета (chevrette) - духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи воздуха и дуды. Музыкант, играющий на этом инструменте, изображен в рукописи XIV в. "Романа о Розе" из Национальной библиотеки Парижа. Некоторые источники разделяют шеврету и волынку, другие же называют шеврету просто "маленькой волынкой". Инструмент, своим видом весьма напоминающий шеврету, еще XIX в. встречался деревнях Бургундии и Лимузена.

Другой разновидностью волынки был хоро или хорум (choro). По описанию, встречающемуся в рукописи из аббатства Сен-Блез (IX в.), это духовой инструмент с трубкой для подачи воздуха и дудой, причем и та, и другая трубки расположены в одной плоскости (они как бы являются продолжением друг друга). В средней части хоро находится резервуар для воздуха из выделанной кожи, причем совершенной сферической формы. Поскольку кожа "мешка" начинала вибрировать, когда музыкант дул в хоро, звук получался несколько дребезжащим и резким.

Волынка (cornemuse). Французское название этого инструмента происходит от латинского corniculans (рогатый) и встречается в рукописях только начиная с XIV в. Ни по внешнему виду, ни по использованию в средневековой Франции она не отличалась от известных нам традиционных шотландских волынок, в чем можно убедиться, изучив изображение из рукописи XIV в.

Рога и рожки (corne). Все эти духовые инструменты, включая большой рог олифант, мало отличаются друг от друга по конструкции и употреблению. Делали их из дерева, вываренной кожи, слоновой кости, рога и металла. Носили обычно на поясе. Диапазон звучания рогов не широк, однако охотники XIV в. играли на них незамысловатые мелодии, составленные из определенных сигналов. Охотничьи рога, как мы уже говорили, носились сначала у пояса, потом, до XVI в., - на перевязи через плечо; подобная подвеска часто встречается на изображениях, в частности, в "Книге Гастона Феба об охоте". Охотничьий рог благородного сеньора - вещь драгоценная; так, Зигфрид в "Песне о Нибелунгах" носил с собой на охоту золотой рог тонкой работы.

Отдельно следует сказать об олифанте (olifant) - огромном роге с металлическими кольцами, сделанными специально, чтобы олифант можно было подвешивать к правому боку владельца. Делали олифанты из бивней слона. Использовали на охоте и во время военных действий для подачи сигнала о приближении врага. Отличительной чертой олифанта является то, что принадлежать он мог только владетельному сеньору, в подчинении которого находятся бароны. Почетный характер данного музыкального инструмента подтверждается скульптурой XII в. из церкви аббатства в Везле, где с олифантом на боку изображен ангел, возвещающий Рождество Спасителя.

Охотничьи рога отличались от тех, что были в ходу у менестрелей. Последние пользовались инструментом более совершенной конструкции. На капители колонны из той же церкви аббатства в Везле изображен менестрель, играющий на рожке, отверстия на котором проделаны не только вдоль дуды, но и на раструбе, что позволяло модулировать звук, придавая ему большую или меньшую громкость.

Трубы были представлены собственно трубой (trompe) и изогнутыми трубами длиной более метра - бюзинами (busine). Изготавливались бюзины из дерева, вываренной кожи, но чаще всего из латуни, как это видно на миниатюре из рукописи XIII в. Звук у них был резкий и громкий. А поскольку слышен он был далеко, то использовались бюзины в армии для утренней побудки, ими подавались сигналы к снятию лагеря, к отплытию судов. Они же объявляли о прибытии королевских особ. Так, в 1414 г. звуками бюзин был возвещен въезд в Париж Карла VI. Из-за особой громкости звука в средние века считалось, что, играя именно на бюзинах, ангелы возвестят о начале Судного дня.

Труба была исключительно военным музыкальным инструментом. Она служила для поднятия в войске боевого духа, для сбора войск. По размеру труба меньше бюзины и представляет собой металлическую трубку (прямую или несколько раз изогнутую) с раструбом на конце. Сам термин появился к концу XV в., но инструмент подобного типа (прямые трубы) использовались в армии уже с XIII в. К концу XIV в. форма трубы меняется (тело ее изгибается), а сама труба обязательно украшается вымпелом с гербом.

Особый вид трубы - серпан (serpent) - послужил прототипом для многих современных духовых инструментов. В коллекции г-на Фо имеется серпан, изготовленный из вываренной кожи, высота его 0,8 м, а общая длина 2,5 м. Музыкант держал инструмент обеими руками, при этом левая рука удерживала изгибающуюся часть (А), а пальцы правой руки перебирали отверстия, проделанные на верхнем участке серпана. Звук у серпана был мощный, этот духовой инструмент использовался как в военных оркестрах, так и при церковных богослужениях.

Несколько особняком в семье духовых инструментов стоит орган (orque). Этот клавишно-педальный инструмент с набором из нескольких десятков труб (регистров), приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом, ассоциируется в настоящее время только с большими стационарными органами - церковными и концертными. Однако в средние века, пожалуй, большее распространение имел другой тип этого инструмента - ручной орган (orque de main). В основе это - "флейта Пана", приводимая в звучание с помощью сжатого воздуха, который поступает в трубы из резервуара с отверстиями, закрываемыми клапанами. Однако уже в древности, в Азии, Древней Греции и Рими, были известны большие органы с гидравлическим управлением. на западе же эти инструменты появились лишь в XIII в., да и то в качестве подарков, преподнесенных западным монархам от византийских императоров (Крнстантин V Копроним отправил такой орган в подарок Пипину Короткому, а куропалит Константин - Карлу Великому и Людовику Благочестивому).

Изображения ручных органов появляются во Франции только в X в. Правой рукой музыкант перебирает клавиши, а левой нажимает на мехи, подкачивающие воздух. Сам же инструмент обычно находится на груди или на животе у музыканта. В ручных органах обычно 8 труб и соответственно 8 клавиш. В течение XIII-XIV вв. ручные органы практически не претерпели изменений, однако число труб могло варьироваться. Только в XV в. в ручных органах появляется второй ряд труб и двойная клавиатура (4 регистра). Трубы вседа были металлическими. Ручной орган немецкой работы XV в. имеется в мюнхенской Пинакотеке.

Ручные органы получили большое распространение у странствующих музыкантов, которые могли петь, аккомпанируя себе на инструменте. Звучали они на городских площадях, на деревенских праздниках, но никогда - в церквах.

Органы, меньше церковных, но больше ручных, одно время ставились и в замках (при дворе Карла V, например) или могли быть установлены на уличных помостах во время торжественных церемоний. Так, нескоьлко подобных органов звучали в Париже, когда Изабелла Баварская свершала свой торжественный въезд в город.

Ударные

Пожалуй, нет такой цивилизации, которая не изобрела бы музыкальный инструмент, сходный с барабаном. Высушенная шкура, натянутая на горшок, или выдолбленное бревно - вот уже и барабан. Однако, хотя барабаны и были известны еще со времен Древнего Египта, в раннее средневековье пользовались ими мало. Лишь со времени крестовых походов упоминание о барабанах (tambour) становится регулярным, причем начиная с XII в. под этим названием фигурируют инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны и т. д. К концу XII в. этот инструмент, который звучит на поле брани и в пиршественом зале, уже привлекает внимание музыкантов. При этом распространен он столь широко, что в XIII в. труверы, претендующие на сохранение в своем искусстве древних традиций, жалуются на "засилье" барабанов и бубнов, которые вытесняют инструменты "более благородные".

. бубен . сарацинский барабан (двойной) . тимбр . цимбалы . колокольчики и бубенцы .

Бубны и барабаны сопровождают не только пение, выступления труверов, - их берут в руки и странствующие танцоры, актеры, жонглеры; женщины танцуют, сопровождая свои танцы игрой на бубнах. Бубен (tambour de basque) при этом держится в одной руке, а другой, свободной, в него ритмично ударяют. Иногда менестрели, играя на флейте, аккомпанировали себе на бубне или барабанчике (тотусовский комментарий: вот она, мечта идиота, дудка и барабан сразу!), который они укрепляли на левом плече при помощи ремня. Менестрель играл на флейте, сопровождая ее пение ритмическими ударами в бубен, которые он производил головой, как видно на скульптуре XIII в. фасада Дома музыкантов в Реймсе.

По скульптуре Дома музыкантов известны так же сарацинские, или двойные барабаны. В эпоху крестовых походов они нашли распространение в армии, так как легко устанавливались по обе стороны седла.

Другим видом ударных музыкальных инструментов, распространенным в средние века во Франции, был тимбр (tymbre, cembel) - две полусферы, а позднее - тарелки измедных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения танцев. В лиможской рукописи XII в. из Национальной библиотеки Парижа танцовщица изображена именно с этим инструментом. К XV в. относится фрагмент скульптуры с алтаря из церкви аббатства в О, на нем тимбр используется в оркестре.

К тимбрам следует отнести цимбал (cymbalum) - инструмент, представлявший собой кольцос припаянными к нему бронзовыми трубочками, на концах которых при встряхивании звенят колокольчики; изображение этого инструмента известно по рукописи XIII в. из аббатства Сен-Блез. Цимбал был распространен во Франции во время раннего средневековья и использовался как в светской жизни, так и в церках - им подавался знак к началу богослужения.

К средневековым ударным инструментам относятся и колокольцы (clochettes). Распространены они были очень широко: колокольчики звучали во время концертов, их пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилищах, - не говоря уже об использовании колоколов в церкви... Колькольным звоном сопровождались и танцы, и этому есть примеры - изображения на миниатюрах, относящиеся еще к началу X в.! В Шартре, Санесе, Париже на порталах соборов можно втстретить барельефы, на которых женщина, ударяющая в подвешенные колокольцы, символизирует в Семье Свободных искусств музыку. Царя Давида изображали играющим на колоколах. Как видно на миниатюре из Библии XIII в., играет он на них с помощью молоточков. Количество колоколов могло варьироваться - обычно от пять до десяти.

В XII в. большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины. Причем последние долго не расставались с этой модой, вплоть до XIV в. Тогда было принято украшать свою одежду толстыми золотыми цепями, и мужчины часто подвешивали к ним колокольчики. Такая мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати - мелкому дворянству и горожанам ношение колокольчиков было запрещено. Но уже в XV в. колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь этого ударного инструмента продолжается и по сей день; да и изменился он с тех пор мало.


http://totus-floreo.narod.ru/instr/leduk2.htm