Образ Рая. Барселона - Гауди

                                                                   Посвящается светлой памяти
                                                                   архитектора, автору проекта
                                                                   Церкви Благовещения в Актау
                                                                   Людмиле Моисеевне Крамаренко


          1926 год, 7 июня. Барселона. На углу Карьер Байлен  и Гран Виа  де Кортес был сбит трамваем пожилой человек. Таксисты долго отказывались подбирать плохо одетого беднягу. Старик умер через 3 дня в больнице Санта - Крус, оставив после себя великое наследие - свои творения. Это был величайший архитектор 20 века Антонио Гауди.
          Антонио Гауди был каталонцем, жил и работал в Барселоне. Человек - легенда, он был тесно связан телесно и душевно с городом - легендой - Барселоной.
          Барселона город удивительный. Здесь мирно соседствуют  римские руины и романская архитектура, каталонская готика и квартал модерн.  Не смотря на подобный временной и стилевой mix Барселона неожиданно гармонична. Она покоряет своим оптимизмом и энергичностью, находясь, как бы, в постоянном тонусе. По словам журналиста и путешественника Генри Мортона «Барселона всегда была очагом инициативы и авантюры». Достаточно пройти по её знаменитому бульвару Рамбла, прогуляться по лабиринтам готического квартала или передохнуть в паке Цитадель. Фламенко и латинос, звуки виолончели и флейты, «граммофон, хрипло выводящий старинную мелодию»…
          Город- хиппи, не к чему тебя не обязывает и ничего не навязывает, но  невольно и ты, подчиняясь этому настрою,  вливаешься в этот  праздный поток.
          Барселона дала толчок многим, кто позже её прославил: Миро, Дали, Пикассо и, конечно же, Гауди. Являясь новатором в архитектуре и в строительных технологиях, гений художника простирался дальше за пределы рацио, создавая сверх-архитектуру, архитектурную метафизику. Представляя каталонский модерн, Гауди всегда был на  грани избыточности, чрезмерности. Его гениальный сплав включал в себя влияние каталонской готики, овеянной неким мистическим налетом мавританского стиля с его причудливой резьбой и цветными изразцами, фантастическую  архитектуру  византийской Каппадокии и традиции средиземноморского зодчества. В творчестве Гауди много  архитектурных цитат, но, несмотря на это  создаётся  совершенно новая, «своя»  архитектура.
          Антонио Гауди оставил после себя 18 сооружений, 12 из которых находятся в Барселоне. Он вообще  был очень предан Каталонии и практически за её пределы не выезжал, посетив лишь Францию и Марокко.
          Создав свой собственный неповторимый язык, полный символов и знаков, Гауди был влюблен в форму - форму обтекаемую, плавную и певучую, чуждую острых углов и прямых линий. Многому архитектор научился от природы. Образцом для подражания становилось все: морская раковина и улитка, водоросли и причудливое сплетение виноградной лозы, чешуя рыбы и сталактиты. «Природа не геометр, а ваятель», - любил повторять он. И сам, подобно творению Божьему, ваял архитектуру.
          Особая тема для размышления это крыши, спроектированные  Антонио Гауди. Наверное, здесь сказывается  религиозность архитектора, его тяга к небесам, к разговору с небожителями и, возможно, с Творцом.
          «Гений на краю безумия, он шел извилистым путем по волнистой грани. Но любой, идущий вслед за ним, обречен с этой грани сорваться, оказавшись даже не безумцем, а глупцом, который вызвался тягаться - нет, не с Гауди, а с его заказчиком, с тем на кого работал творец Барселоны. Как -
то к нему в очередной раз пристали с упреками за медлительность. «Мой клиент не торопиться»,- сказал Гауди. (Петр Вайль «Гений места»)
          На пике своей карьеры архитектор, спросив благословения у Черной Мадонны Монсеррат, особо почитаемой в Каталонии, принял решение работать лишь над религиозными сюжетами. Так, христианская тема нашла свое яркое воплощение в  красочном  Касса Батло, жилом доме, построенном  им  в красивейшем квартале  Барселоны, Эшампле. Дом потрясает своими неповторимыми  формами. Линии фасада этого дома плавны и текучи. Возможно, это было связано с одной необыкновенной особенностью его зрения.  Говорят, что у Гауди были разные глаза: один -  близорукий, другой  - дальнозоркий, но он не любил носить очки, часто повторяя: «Греки очков не носили». Видимо,  с этим связана его не любовь к прямым линиям и углам.
          В основу сюжета была положена история Святого Георгия Победоносца. Святой Георгий - небесный покровитель Барселоны. Его изображение часто можно встретить на улицах старого города. Это и романские иконы, и скульптурные  детали готического квартала.  Образ этого капподокийского святого, борющегося  с драконом и побеждающего, был особенно близок Гауди.
          Касса Батло невероятно красив и таинственен. Дом, похожий на ребус, который предлагает нам разгадать гений. А ещё он требует от зрителя постоянного восхождения или движения снизу вверх. Долгий подъем по винтовой лестнице сродни всплытию из пучины, морской бездны на Свет. Возможно, это напоминает нам о Спасении.
          Здесь все глубоко символично: сквозь рифленое стекло мы рассматриваем, синюю и голубую майолику стен, символизирующую водные потоки. Обтекаемая  форма и облицовка дома в виде переливающейся чешуи это образ дракона, а  балконы,  напоминающие кости - образ его  жертв. И, конечно же, крыша - кульминация всего замысла!  Её изогнутый зубчатый гребень, пламенеющий красной майоликой  - хребет поверженного змия. Всю архитектурную композицию венчает башня с куполом и  крестом, устремленная в небеса. Это сам Святой Георгий победно вскинул свой меч. Здесь, на крыше открывается сказочная панорама удивительного и неповторимого города. Города  Святого Георгия…
          Другой шедевр мастера - Каса Мила, одно из самых прекрасных его творений. Горожане прозвали его “la Pedrera” - «каменоломня». Волнообразные стены дома вызывают в нас образ песчаных дюн или причудливых вулканических пейзажей, пещер, возможно, вершины горы Монсеррат…
          Для облицовки стен архитектор щедро использует  мозаику  и абстрактную настенную живопись. Цветовые пятна,  небрежно брошенные на фасад, ассоциируются с морской пеной, а прихотливый рисунок железных  балконов напоминает водоросли. Но самое примечательное в этом строении - крыша. Вот где Гауди ничего не сдерживало. Он планировал установить на крыше скульптуру Богоматери с Младенцем, однако заказчик не счёл эту идею удачной. От первоначального замысла Гауди осталась только латинская надпись во всю длину фасада. Тогда архитектор превратил крышу в самостоятельное произведение искусства и парк для прогулок жителей дома одновременно.  Крыша полна подъемов, спусков, бесчисленных  лесенок  и арок,  дымоходов и  вентиляционных труб.
          «Пока рот раскрыт, торопливо ищешь сравнения: этот дом надо срочно куда-то занести, классифицировать, найти клеточку в картине мира, иначе поедет крыша. Крыша Каса Мила  - отдельный аттракцион: трубы, вентиляторы, лестничные выходы - все даже не биоморфное, а антропоморфное. Не то средневековые рыцари, не то арабские женщины в чадрах, не то звездные воины из фильмов Лукаса, не то все-таки монахи в капюшонах - что ближе к образу неистово набожного Гауди.» (Петр Вайль «Гений места»).  По мне так это образы Великого Небесного Воинства.
          Его творения, как некогда месопотамские зиккураты, хранят тайну на самом верху. Как тут не вспомнишь легендарный Собор Святого Семейства, Саграда Фамилия, так и до сих пор не достроенный. Это  последняя и самая грандиозная работа архитектора.  «Пока строится  Храм, Барселона искупает грехи», - точно подмечает Петр Вайль.
          Собор задуман Гауди с двенадцатью  башням  символизирующими Апостолов. Шпили башен предстают в виде  разноцветных епископских митр. При жизни автора были воздвигнуты только три. И когда один из епископов спросил, почему архитектор так увлекся отделкой шпилей, которые никто не увидит, Антонио  ответил: «Монсеньор, их будут разглядывать Ангелы». И в этом весь Гауди. Рыцарь Творчества, мечтающей об архитектуре рая: «... исчезнут углы, и материя предстанет в своих округлых астральных формах: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая...»

          P.S. Моя встреча с Барселоной состоялась год назад. Недавно  разглядывая старый фотоальбом неожиданно для себя,  нахожу ксерокопию одной акварели, когда-то подаренной мне. Знакомый городской мотив : причудливые шпили Саграды, готический Кафедрал, шумная Рамбла…
Видимо коллаж. Барселона. С обратной стороны небольшая трогательная  запись Людмилы Моисеевны Крамаренко, актауского архитектора и просто родного и близкого человека. Вспоминается. Это было за два года до поездки и за год до её ухода…
Предчувствие?  Предвидение?
Или благословение.

* Моде́рн (от фр. moderne - современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») - художественное направление в искусстве , больше популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре)
* Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы)      - культовое сооружение в древнем Междуречье . Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид
.