Общая характеристика крестовых походов
Характер крестовых походов. - Последствия крестовых походов.
Характер крестовых походов. Крестовые походы были военными экспедициями христиан, организованными папой, главой всего католического мира; всякий крестоносец был вооруженным паломником, которому церковь в награду за это паломничество прощала все заслуженные им церков ные наказания. Паломники собирались большими ополчени ями вокруг короля, могущественного сеньора юш даже пап ского легата, но они не были подчинены никакойдисциплине, они свободно переходили из одного ополчения в другое или даже совсем покидали экспедицию, когда считали свой обет исполненным. Таким образом, крестоносная армия представ ляла собой не что иное, как совокупность отрядов, избрав ших один и тот же путь. Они продвигались в беспорядке и медленно, верхом на тяжелых конях, обремененные обозом, множеством слуг и мародеров, вынужденные перед каждым сражением надевать тяжелую кольчугу.
Они тратили целые месяцы на прохождение Византии ской империи и на войны с турецкими всадниками Малой Азии. В степях и пустынях, где не было воды или где нельзя было добыть съестных припасов, люди и лошади падали от голода, жажды и усталости. На стоянках недостаток ухода, лишения и посты, сменяемые часто излишествами в у пот реблении пищи и напитков, порождали заразы, истребляв шие крестоносцев тысячами. Лишь ничтожная часть палом ников достигала Сирии. Таким образом, на пути в св. землю, особенно в XII в., погибло огромное количество людей. В конце концов, крестоносцы отказались от этой пагубной сухопутной дороги; в ХШ в. все шли уже морским путем; итальянские суда в течение нескольких месяцев перевози ли их в св. землю, где и начиналась настоящая война. Эта перемена пути коренным образом изменила сам характер крестовых походов.
Рыцарь XIII в. и одежде крестоносца. По миниатюре из рукописи XIII в. Лондон. Британский музей.
В сражениях с мусульманами крестоносцы при равном числе обычно одерживали верх: на своих крупных конях и в непроницаемых доспехах они образовывали плотные бата льоны, которых сарацины на своих малорослых конях и во оруженные луками и саблями не могли прорвать. Правда, победы крестоносцев не имели прочных результатов;побе дители возвращались в Европу мусульмане вновь стано вились господами страны.
Эти армии, время от времени появлявшиеся в св, земле, могли завоевать ее, но они небыли в силах удерживать ее за собой. Но вместе с крестоносцами, отправлявшимися в св. землю только для того, чтобы поклониться св. местам, сюда являлись и рыцари, стремившиеся приобрести деньги, и купцы, искавшие наживы; для них-то и было важно сохра нить за собой страну. Им крестовые походы обязаны всем своим успехом, так как они воспользовались минутной си лой, какую представляли массы паломников, для прочных завоеваний. Они руководили военными действиями, строи ли осадные машины, брали города и укреплялись в них, что бы быть в состояния дать отпор неприятелю, когда он вер нется. Самми крестоносцы были совершенно неспособны, вести войны в отдаленных странах; пышные экспедиции, .предводимые государями, все до Одной кончались самым плачевным образом. Единственные; крестоносные армии, ко торые добились действительного успеха (первый крестовый поход, приведший к завоеванию Сирии,и четвертый,резуль татом которого было завоевание Греческой империи), были руководимы -одна итальянскими норманнами, другая - венецианцами. Энтузиазм и храбрость крестоносцев пред ставляли собой слепую силу, которая нуждалась в руковод стве опытных людей. Таким образом, крестоносцы были лишь орудиями; истинными же основателями христианских государств были искатели приключений и купцы, которые, подобно эмигрантам нашего времени, отправлялись на Во сток, чтобы прочно осесть там.
Эти эмигранты никогда не были настолько многочислен- ны, чтобы заселить страну; они представляли собой воен ный лагерь среди туземцев. В каждом из христианских кня жеств господствующий класс до конца состоял из нескольких тысяч французских рыцарей и итальянских купцов. Эти кня жества никогда не могли достигнуть прочности европейс ких государств, заключавших в себе целую нацию. Они по ходили на те государства, какие основывали арабские или турецкие вожди, где население оставалось индифферентным к тому, кто управляет им, и где государство сливалось с армией и погибало вместе с ней. Эти княжества просуще ствовали около двух веков, то есть дольше, чем многие из восточных государств. Лишь могучая эмиграция могла бы дать им силу удержаться в борьбе с мусульманской Азией и Византией; но средневековая Европа не могла питать такой эмиграции.
В течение полувека христианским государствам прихо дилось воевать лишь с мелкими князьями Сирии и с мое- сульским Атабеком; египетские мусульмане жили в мире с ними. Это было время их расцвета. Но когда место Каир ского халифата, разрушенного Саладином, заняло военное государство мамелюков, христиане, теснимые со стороны Египта, не могли долго противостоял», как доказывают по беды Саладина. Если остатки их государств держались еще целое столетие, то лишь потому, что султаны не делали попыток разрушить их. Как для мусульман, так и для хрис тиан, эта война была, без сомнения, священной, которая часто прерывалась перемириями в несколько лет. Не следу ет также думать, будто все христианские князья сплотились против всех мусульманских князей. Политические интере сы обычно превозмогали религиозную ненависть. Беспре рывно шли войны христиан против христиан, мусульман против мусульман. Нередко даже какой-нибудь христианс кий князь заключал союз с мусульманским вождем против другого христианского князя.
В христианском лагере никогда не господствовало пол ное согласие. Религиозный энтузиазм, объединявший крес тоносцев, не заглушал в них, ни торгового соперничества, ни расовой ненависти; между князьями различных госу дарств, между французами, немцами и англичанами, между генуэзскими и венецианскими купцами, между тамплиера ми и госпитальерами шли вечные пререкания, не раз при водившие к вооруженным стычкам. В 1256г в Сен-Жан д'Акре вспыхнула воина между венецианцами и генуэзцами из-за монастыря, построенного на холме» который разделял их кварталы. Госпитальеры, каталонцы» анконцы и пизанцы стали на сторону генуэзцев; тамплиеры, тевтонские рыца ри, провансальцы, Иерусалимский патриарх и король Кип ра поддерживали Венецию. Генуэзцы разрушили башню пизанцев, венецианцы сожгли генуэзские корабли н взяли штурмом их квартал. Эта война продолжалась два года.
Те же вечные ссоры между крестоносцами, приходивши ми из Европы, и сирийскими франками. Живя среди сара- цин, франки переняли их обычаи, бани, развевающиеся одеж ды; они организовали у себя легкую кавалерию, вооружен ную по-турецки, и принимали на службу мусульманских солдат (туркополы); они были склонны относиться к мусуль манским князьям как к соседям и не нападать на них без причины. Западные рыцари, приносившие с собой из Евро пы закоренелую ненависть против неверных, хотели бы всех их истребить и возмущались этой терпимостью. Лишь толь ко они высаживались на берег, они бросались на мусульман скую территорию, в жажде битв и грабежей, часто вопреки советам туземных христиан, лучше знакомых с характером восточной войны. Западные писатели средних веков смот рят на христиан св. земли, как на предателей, и приписыва ют им вину за гибель сирийских государств. Справедливы ли эти обвинения? Без сомнения эти франкские авантюрис ты, быстро обогатившись и живя в роскоши среди развра щенного населения, должны были заразится многими из их пороков, особенно те, которые родились в Сирии (их на зывали poulains); но не европейским крестоносцам было сбрить их. Они сами, благодаря своей близорукости и от сутствию дисциплины, сделали больше вреда, чем сирийс кие христиане - своей изнеженностью.
Последствия крестовых походов. Прямым результатом крестовых походов, если оставить в стороне гибель миллионов людей, было основание_на Востоке, за счет мусульман и Византийской империи, нескольких, католич ких государств, занятых французскими рыцарями и итальянскими купцами европейцы, никогда не достигавшие большого числа, были вытеснены, и единственными следами их пребывания на Востоке остались развалины их замков в портах и горах Греции и Сирии. Но в течение двух веков своего господства на Востоке они установили правильные сношения между христианами Европы и мусульманcкими государствами.
Для перевозки паломников в св. землю города средизем ного побережья организовали транспортные флоты; кони; которых всегда везли с собой крестоносцы, перевозились на судах, где трюм открывался сбоку. Для защиты против пиратов употребляли корабли, оснащенные по-военному, и отправляли сразу целый флот. Существовало два рейса: один - весной (большой рейс) для паломников, которые шли в св. землю на Пасху, другой - летом. Перевозка паломников давала большие доходы; поэтому сильные города удержала ее за собой; можно было отъезжать лишь из определенных портов: в Италии - из Венеции, Пизы и Генуи, во Франции - из Марселя. Тамплиеры получили привилегию отправлять в каждый рейс по одному кораблю.
Морем или сущей миллионы христиан отправлялись из Европы на Восток; крестовый поход был для них как бы образовательным путешествием. Они выходили из своих замков или местечек более невежественные, чем наши кре стьяне, и внезапно видели перед собой большие города, новые страны и неизвестные обычаи. Все это будило их ум и обогащало его новыми идеями. Они знакомились с народами Востока и перенимали у них некоторые искусст ва и обычаи.
Кроме того, они получали более правильное представле ние о мусульманах. Первые крестоносцы считали их дикаря ми и идолопоклонниками, Магомета - кумиром, а позже ере тиком. В XIII в. христиане уже знали сущность ислама и признавали мусульманскую культуру выше своей собственной.
Однако трудно сказать с точностью, чем обязана Европа крестовым походам. Христиане Запада в течение средних веков переняли у арабов и греков множество изобретений и обычаев. Когда видишь в Европе какой-нибудь восточный обычай, невольно приходит на ум, что он был занесен сюда крестоносцами; но крестовые походы представляют собой не единственный путь, которым он мог перейти сюда. Вос точная культура господствовала по всему африканскому побережью и в Южной Испании; христиане находились в регулярных тортовых сношениях с египетскими, тунисски ми и испанскими мусульманами и византийскими греками.
В общем нам хорошо известно, что заимствовали христиа не у Востока; но относительно отдельных предметов или . обычаев мы редко знаем, перешли ли они в Европу через Испанию, Сицилию, Византийскую империю или крестонос цев. Приписывать влиянию крестовых походов все восточ ные обычаи, господствовавшие в Европе в средние века, значит преувеличивать их влияние или подводить под это все сношения христиан с мусульманами.
Несомненно, что средневековая Европа многое усвоила от мусульманских народов, но невозможно с точностью oп ределитъ роль крестовых походов в этом влиянии Востока на Европу. Единственное, что можно приписать им с уве ренностью, это - перенесение на Запад тех обычаев, кото рые возникли в самой Сирии; из оружия заимствованы ap балет, копье с перевязью, барабан и труба; из растений кунжут, абрикосы (по-итальянски damasco), шарлот (из Ас калона) и арбуз. На Востоке христиане, которые до тех все брились, начали впервые носить бороды. Возможно так же, что ветряная мельница появилась в Европе из Сирии.
Чтобы узнавать друг друга среди огромной толпы вои нов, рыцари должны были иметь какие-нибудь отличитель ные знаки; уже и раньше вошло в обычай изображать какой нибудь орнамент на щите. Во время крестовых походов эта украшения становятся фамильными знаками, которые затем уже не меняются. Так возникла система гербов. Она сложи лась на Востоке, как доказывают употребительные в ней восточные слова: gueules (красили) - арабское слово (от gul, розовый); azwr (синий) - персидское, sinople (зеленый) греческое; золотая монета называлась безантом (визан тайская золотая монета), геральдическим крестом служил греческий крест.
Крестовым походам приписывали и многие другие следствия: освобождение крестьян от крепостной зависимо ста, усиление королевской власти, преобразование феодаль него строя, развитие эпической поэзии, обогащение Италии даже упадок благочестия и ослабление папской власти одним словом, почт» все перемены, происшедшие в запад- ных государствах между XI и ХIII вв. Крестовые походы без сомнения, имели глубокое влияние на общий- ход разви тия христианских государств, но каждое из этих явлений имело более действительные и несомненные причины, ко торые следует искать в истории самих государств Запада.
"ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ" - Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО