Окситания - поэзия трубадуров, поэзия посвященных
В XI - XV вв. жили и творили 500 трубадуров. Как могли они 400 лет повторять одну и ту же историю и при этом не только не утомлять просвещенных слушателей, но и околдовывать их внимание, более того, создавать настоящие шедевры? Ничего подобного мировая культура не знала. Что бы раскрыть тайну, над которой билось не мало критиков, была выдвинута гипотеза: возможно, трубадуры должны были передавать какое-то послание в некий час и навсегда установленной форме, более того, на условном языке. Окситания в XII и XIII вв. Франция была поделена надвое: собственно Францию, страну языка "ойль", находящуюся примерно к северу от Луары, и Окситанию, страну языка "ок", находящуюся к югу от Луары. ("ойль"-утвердительный ответ в старо французском языке, "ок"-в старо окситанском.) Разница заключалась не только в языке, но и в этносе, и, главное, в культуре. Франция была завоевана племенами франков, явившимися из германских земель, Окситанию населяли в основном уроженцы Средиземного бассейна. Во Франции шло формирование монархического централизма, в Окситании не существовало не преодолимых межсословных барьеров, не было крепостных крестьян; здесь ключевым словом, не имеющим эквивалента во французском языке, является paratage, что можно перевести как "доблесть", "равенство в доблести". Никаких предрассудков по происхождению сословному, национальному и религиозному. Люди были практически равны, просто жизнь их протекала в разных слоях общества, но любой благодаря храбрости, заслугам и добродетелям мог возвыситься. Лучшим другом Раймона VI, графа Тулузского, был Раймон де Мираваль, бедный рыцарь из провинции Каркассе, блистательный поэт. Высшие классы общества достигли уникального для всей Европы уровня культуры, в то время как французский король Филипп - Август с трудом мог написать свое имя, граф де Фуа и король Арагона вели переписку в стихах. Франция была "старшей дочерью Церкви", ибо нерушимо блюла догмы, выдвинутые Римом, в то время как Окситания была заповедником религиозной терпимости, ибо на ее территории одна религия сменяла другую: кельты - иберов, греко - римские боги - богов иудейских, "еретическое" христианство вестготов уступало место исламу. В Окситании с XII в. основной религией был Катаризм. На первый взгляд это не важно, но это определило тему песен многих знаменитых поэтов средневековья. Когда в Окситании царила суровая религия катаров, блистательная поэзия трубадуров завоевывала Европу. Существует этакий расхожий образ трубадура: образованный, бедный, кочующий с места на место сочинитель, любимец прекрасных дам, наставляющий рога мужьям. Стоит ли говорить о не состоятельности подобных высказываний? Некоторые трубадуры, например, подкидыш Маркобрю, действительно были низкого происхождения, но другие (основная часть) принадлежали к знатному сословию, в том числе знаменитый Бертран де Борн. Были среди трубадуров и такие могущественные сеньоры, как герцог Аквитанский, король Английский Ричард Плантагенет (Львиное сердце), Гильем де Пуатье и другие не менее знаменитые господа, но во время поэтических состязаний (как и на рыцарских турнирах) все (поэты) были равны. Принято считать, что любовь к Даме - единственная тема поэзии трубадуров, и воспевали они своих возлюбленных не легкомысленно, но словами, исполненными тайного смысла. Принцип поэзии трубадуров можно сформулировать следующим образом: "В окситанской лирике есть всего одна тема - вечная недосягаемая любовь и два героя - поэт, который восемьсот, девятисот, тысячу раз жалуется на отказ красавицы, и красавица, постоянно отвечающая "нет". Трубадуры не считали свое искусство простой игрой ума, совершаемой ради удовольствия, напротив, они требовали за свои стихи и песни денег. Искусство они называли Веселой Наукой. Один из трубадуров, Гираут Рикьер, заявил: "Трубадуры - это люди, которых Господь наделил знанием великой науки, с ее помощью они должны просвещать мир и обучать людей куртуазному поведению и другим премудростям". На первый взгляд, слова эти весьма загадочны. Некоторые люди слагают поэмы о любви к некоей Даме, однако считают себя не просто поэтами, но хранителями тайного знания. Они должны распространять его по миру, сделать общеизвестными истину и мораль. Необычный постулат, за ним явно что - то кроется. Легкий и темный стили поэзии трубадуров Все трубадуры писали по - окситански то есть на языке "ок". Этот язык лучше любого другого был приспособлен для игры слов, двусмысленностей и иносказаний. Окситанский - этот тот же провансальский язык, Провансальский язык (Provencal) - международный язык европейских поэтов в XIII веке. Провансальский язык в средние века значительно превосходил северно-французский. На этом языке существовала уже богатая литература, когда на Севере еще не было почти никакой. Литературный провансальский существует, по некоторым предположениям, с 10 в. С начала XX в. широко используется название «окситанский язык». После завоевания провансальский язык стал местным "диалектом", который совершенно непонятен французам... Сейчас он распространен на юге Франции и имеет 12 миллионов носителей. Иными словами трубадур (этот выдумщик, играющий словами) не только что-то изобретает, но и разгадывает. Делая это не напрямую, а завуалированно, используя переносные значения слов. Тому, кто слушает трубадура, уготована роль "разгадывателя" скрытого смыла простенькой, на первый взгляд, канцоны. Чтобы понять, следует попытаться самому стать немножко трубадуром. Поэты предупреждают, говоря, что их стихи имеют двойной смысл. Trobar, говорят они, это искусство переплетать слова. Один из трубадуров, Арнаут Даниель гордо заявил: "Но не прошу пощады, Одинок слагатель строк". Другой, Раймбаут д, Аурренга, писал: "Но должен быть предупрежден любой, кто мне бы подражал: тоской он будет изможден да и глупцом провозглашен". Не отстает от них Гираут де Борнель: "А я, Гираут, преследую цель так сочинять, чтобы было чему радоваться тонкому уму. Нам ли венца ждать от глупца?" Если в искусство стихосложения, именуемое trobar, изначально заложен двойной смысл, значит, существуют способы, которыми можно его разгадать. Трубадуры различали легкий стиль, то есть поэзию, несложную для понимания, и темный стиль - буквально закрытый, замкнутый, то есть поэзию, значение которой по воле автора было темным, загадочным и эзотерическим. Куртуазная Любовь Трубадуры воспевали любовь, но не всякую, а только куртуазную, которую именовали Настоящей Любовью. Настоящая Любовь, по их мнению, противостоит браку. Трубадуры воспевают только возлюбленного и Даму его сердца, но никогда Даму и ее мужа. Для мужа, которого они именуют "ревнивцем", и для тех, кто сообщает мужу о любовных привязанностях жены, у поэтов находятся только презрительные определения. Итак, трубадуры воспевают не супружескую любовь и даже не любовь вне брака, они прославляют чувство, которое принципиально не совместимо с браком. Значит, Настоящая Любовь - суть адюльтер? Но, такой ответ был бы слишком прост. В поэзии трубадуров возлюбленный и его Дама никогда не связаны узами плотской любви, любовь их горяча, как пламя, но остается чисто платонической. Именно платонический, точнее, духовный характер определяет Настоящую Любовь, противостоящую грубой любви мужа, стремящегося всего лишь к исполнению прозаического "супружеского долга". Вот почему возлюбленный, то есть трубадур, всегда совмещает в своем лице и обманщика, и преданного возлюбленного: но обманщик по отношению к тому, кто пребывает в плену плотских потребностей, то есть к мужу, но остается, верен той, которая вместе с ним возвышается над зовом плоти, то есть Даме. Строги законы Настоящей Любви. Дабы приблизится к Даме, трубадур должен быть, прежде всего, образован. Окситанский язык, в котором почти все слова многозначны, именует "образованным" человека, наделенного идеальными манерами, хорошим образованием и неким особым отличием. Дама подвергает трубадура ряду испытаний, которые тот должен последовательно выполнить. Так постепенно он становится воздыхателем, затем просителем, потом тем, кто понимает, и, наконец, Посвященным. Однако и здесь есть своя тайна. В XI - XV вв. жили и творили 500 трубадуров. Как могли они 400 лет повторять одну и ту же историю и при этом не только не утомлять просвещенных слушателей, но и околдовывать их внимание, более того, создавать настоящие шедевры? Ничего подобного мировая культура не знала. Что бы раскрыть тайну, над которой билось не мало критиков, была выдвинута гипотеза: возможно, трубадуры должны были передавать какое-то послание в некий час и навсегда установленной форме, более того, на условном языке. Если данная гипотеза, о которой говорил Жерар де Сед (наш современник) верна, следует найти причину, по которой трубадурам приходилось так поступать, и попытаться отыскать ключ к их условному языку. В награду за испытания трубадур получает немного. Дама едва обращает на него внимание. Трое трубадуров, Саварик де Молеон, Гаусельм Файдит и Юк де ла Бакаллария спорят в стихах, какое самое большое доказательство любви может подарить Дама своему возлюбленному: взглянуть на него, пожать руку или под столом наступить на ногу! Высочайшая награда - поцелуй, но самый что ни несть невинный! Посвященный трубадур обязан строго соблюдать свои обязательства по отношению к Даме, прежде всего - держать их отношения в секрете; он также обязан во всем повиноваться Даме. Страсть, доведенная до высшей точки, заставляет трубадура желать смерти от любви, но Дама, предъявляя к своему рыцарю высокие требования, не бывает слишком жестокой. Если бы трубадуры и вправду хотели воспевать обычную любовь, они, принимая во внимание все вышесказанное, создавали бы стихи совершенно искусственные, лишенные искреннего чувства. Если их поэмы прекрасны и волнуют сердца, то только потому, что мы ощущаем их таинственное очарование и глубину скрытых чувств. Тщательно разработанный ритуал Истинной Любви во многом напоминает обряд посвящения. В обоих обрядах необходимо сначала приобщится к знанию и совершить ряд подвигов. Приближение к сакраментальной тайне связано с прохождением через "символическую смерть", за которой следует новое рождение, потом новая юность, и, наконец, человек, прошедший все ступени посвящения, становится другим человеком. Поэзия трубадуров - поэзия посвященных, скрытая любовным флером. Не случайно поклонники называют ее Веселой Наукой, ибо поэзия - это нечто большее, чем чистое искусство, это еще и знание, подкрепленное верой сердца, то есть Познание (Гносис).
http://larez.ucoz.net/publ/slovami_o_muzyke/oksitanija_poehzija_trubadurov_poehzija_posvjashhennykh/5-1-0-29