Падуя. Паломничество в «Землю Обетованную»

       «Жизнь это нескончаемое паломничество», - писал Петр Вайль. Паломничество, путешествие, странствие - кому как угодно. У каждого «свой Иерусалим», «своя Мекка»
(не исключая, конечно же, географических Иерусалима и Мекки). Паломнический дух не дает нам покоя, побуждая к новым странствиям в поисках некоторого культурного пространства, «родины души» своей. Сказывается  тут и наша  извечная  «тоска по мировой культуре».
Идея движения, пути коренится глубоко в нас как некая генетическая память о странствии-жизни. Похоже, история странствий началась давно - с истории наших прародителей Адама и Евы - продолжилась в истории праотцев и отцов. Скиталец Ной с его судьбоносным Ковчегом, уверовавший Авраам, совершивший свой долгий путь из Ура в землю обетованную, непослушный Иона - беглец, путешествующий в чреве кита, первопроходец Моисей…
Новый Завет начинается с дороги: дороги в Вифлеем - долгого пути волхвов за указующей Звездой, дороги в Египет и дороги в Дамаск…Вот и мы  вслед за своими  великими предшественниками движемся в сторону « Земли Обетованной». Во всяком случае, «там, где есть горизонт, парус ему судья». На этот раз на горизонте оказалась Италия, местом «паломничества»  - Падуя.
          Падуя   один  из красивейших итальянских городов. Истоки его тянутся далеко к 4 в. до н. э. Он вырос из рыболовецкой деревушки, став важнейшим центром Венето (Северо-Восток Италии). В 45 году до н. э. Падуя входит в состав  Римской империи и достигает высокого экономического уровня при императоре Августе. В 7 в. город переживает не лучшие времена, но уже  с 13 -14 вв. вступает в период наивысшего развития культуры и искусства. Падуя город ренессансный, где  господствует  изысканность и утонченный стиль.  Гармония и стройность архитектурного ландшафта задают тон. В нее влюбляешься сразу и без оглядки. Такова магия красоты.
          Здесь, в Падуе, находится самая большая площадь в Европе Пато делла Валле. Являясь сердцевиной города,× она представляет собой овальный зеленый остров, разделенный четырьмя улицами, связанными с четырьмя мостами, окруженный каналом, вдоль которого стоят 78 статуй знаменитых мужей. Площадь окружают великолепные дворцы 15-17 веков и величественный собор Святой Джустины. А один из старейших и прекраснейших дворцов Падуи - палаццо дела Роджони был построен в 1218 год. Известен  он своими уникальными росписями,  над которыми работал Джотто.
          Гордость города - Падуанский университет, где с 1592 по 1610 года преподавал Галилео Галилей. За время своей преподавательской деятельности Галилей написал несколько трудов по механике и астрономии и практически  изобрел телескоп, за что и был назначен  пожизненно в должности профессора Падуанского университета. На площади рядом с университетом всегда оживленно, много молодежи. Под открытым небом проходят выставки современной скульптуры, проводятся импровизированные диспуты и перформансы. Именно здесь, в Падуе, чувствуешь неразрывную связь времен динамичного  настоящего и  величавого прошлого.
          Сравнительно небольшой город, Падуя венчается  множеством церквей больших и малых. Одна из крупнейших - Базилика Св. Антония Падуанского, очень почитаемого в Италии святого, покровителя детей. Жители города её просто называют “Santo”. Церковь построена в 13 в. в романо-готическом стиле. Экстерьер церкви величественен и монументален. Сюда тянется вереница паломников, желающих прикоснуться к мощам Святого Антония. Религиозное плавно перетекает в светское - прямо на площади перед церковью стоит знаменитый памятник  кондотьеру Гаттамелате  работы Донателло.
Другая святыня Падуи - Кафедральный  Собор Дуомо и его уникальный Баптистерий (1367 год), расписанный искусным мастером Джусто де Менабойем, работавшим с Джотто.
Соцветие венценосных имен формирует неповторимый облик Падуи, будоража наш «паломнический» дух. Джотто и Данателло,  Петрарка и Данте, Галилей, Гальдоне… И как тут не задумаешься  о genius loci.
«Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой». (Петр Вайль «Гений места»).
          Одним из таких genius loci Падуи был великий Джотто, высоко почитаемый современниками. Вот как упоминает Джотто в своем завещании Петрарка: «..оставляю принадлежащую мне доску с изображением благословенной Девы Марии работы Джотто, превосходного живописца, присланную мне из Флоренции другом моим Микеле Ванни, красоты которой невежды не понимают, мастера же искусства коей восхищаются…»
          Джотто родился во Флоренции в семье состоятельного кузнеца, но уже в 14 в. о нем была сочинена легенда, согласно которой он был сыном бедного пастуха и, пася своих овечек, все время рисовал их на окружающих камнях. Так его заметил крупнейший итальянский художник того времени Чимабуэ. Он взял его к себе в ученики. Не смотря на то, что информация о пастушечьем детстве не совсем соответствует истине, работы Джотто действительно пропитаны некоторым пасторальным духом: гармонией, простотой и поэтичностью.  Работал Джотто во многих городах Италии: в своей родной Флоренции, которая во многом определила его стиль, в Риме, Неаполе, Ассизи, Милане и, конечно же, в Падуе.
          В Падуе Джотто работал не долго, но след оставил нетленный: уникальные росписи  Капеллы дель Арена, жемчужины проторенессанса. Капелла Скровеньи или дель Арена  совсем не большая и очень скромная в архитектурном плане. Из-за её небольших размеров за ней закрепилось название «шкатулка Джотто». Но содержание «шкатулки» поистине драгоценно. Построенная на средства Энрико Скровеньи,  она носит официальное название - Церковь святой Марии Милосердной. А местом расположения её стал фундамент  древне- римской арены.  Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто. Две главные темы художника  это жизнь Иисуса Христа и жизнь Богородицы. Перед зрителем предстает живое Евангелие: вереница образов и сюжетов, столь близких сердцу верующего человека. Трогательные сцены Благовещения,  встречи Марии и Елизаветы, Рождества Христова соседствуют с более драматичными  сюжетами предательства Иуды, страстей Господних, Распятия, Страшного Суда.  Сложно описать то благоговейное ощущение,  которое  вызывает встреча с фресками мастера. Попасть в капеллу достаточно сложно, т.к. доступ в неё посетителей ограничен. Но, оказавшись в капелле, попадаешь в атмосферу пронзительной  тишины. Поток синего цвета невероятной чистоты буквально обрушивается на вас. Это небесный свод, с бесчисленными звездами. Возможно, этот доминирующий цвет символизирует Божественное присутствие. На фоне этой синевы и разворачиваются фрески мастера. Изысканные и тонкие по цветовой гамме, они создают свой неповторимый джоттовский колорит, воспевая уже красоту земного творения Божьего.
      Искусствоведы называют Джотто  реформатором живописи и предтечей эпохи Возрождения. Но, думаю, не это главное. Суть в том внутреннем нравственном  преображении, происходящим с нами от встречи c великим мастером. Находясь в пространстве его образов,  невольно становишься свидетелем очищающего и исцеляющего Божественного присутствия. Не это ли главный урок?  Не в этом ли суть всякого передвижная во времени и пространстве? Не это ли является,  по сути,  паломничеством? - Паломничеством в «Землю Обетованную».

Елена Григорьян