Памяти Анатолия Кельберга
Когда уходит человек яркий, деятельный, полный энергии, всегда хочется сказать, что его уход безвременный, несмотря на преклонные годы и на огромный пласт сделанного этой личностью. Уход Анатолия Кельберга, заслуженного деятеля искусств Казахстана, кавалера ордена «Достык», ещё раз опровергает расхожую в советское время фразу «незаменимых нет». Несмотря на то, что в Казахстане есть молодое поколение интересных музыковедов, но ни одну уникальную личность повторить нельзя. Анатолий Кельберг, уроженец Ленинграда, а ныне Санкт-Петербурга, был духовным аристократом, эрудитом, интеллектуалом. Его знали почти все - не все принимали, но никто не мог отрицать его значимости, того, что он уже наша история, наша традиция, наша школа. Он заражал своей страстной любовью к классической музыке, искренностью, непосредственностью, духовной свободой. Он жил в музыкальной стихии на сцене и любой музыкант ощущал себя участником единого действия, вплоть до элемента театральности. Кельберга очень любили так называемые «простые» слушатели, те, кого трудно завлечь в концертный зал, кто боится уснуть от скуки под звуки классики. Как завороженные, слушали они доступное и увлекательное изложение идей композитора, радовались, что разделят с исполнителями красоту музыки. Таким образом, Кельберг воспитал не одно поколение верных слушателей Казахской государственной филармонии. Музыковед вёл и цикл передач «Музыка для всех» на Казахском радио; используя богатую личную фонотеку, он участвовал в передачах «Великая музыка и великие исполнители» на телеканале «Хабар». В этом было бескорыстное желание делиться духовным богатством. Известно, что Кельберг знал в совершенстве французский язык, выступал в качестве переводчика во Франции, в Швейцарии; вёл беседу о французской песне в 25-й алматинской школе о французском шансоне на французском языке; занимался литературным переводом с французского. Анатолий Кельберг первым в Казахстане пропагандировал творчество В. Высоцкого, вследствие чего с 1981 по 1983 годы не замедлили ждать негативные последствия: запрет на выход в радио- и телеэфир, в аудиторию. Лекторской деятельности Анатолий Кельберг отдал более полувека. Он прочёл более 15 тысяч лекций в разных уголках Казахстана, а также бывшего Советского Союза. В Алматы многие годы музыковед работал в Музыкально-драматическом техникуме (ныне музыкальном училище имени Чайковского), в хореографическом училище, в консерватории имени Курмангазы. Кельберг был не только ярким профессионалом в музыке. Все люди, которые его знали, отмечали его гармоничность. Он был прекрасным семьянином, сыном, супругом, отцом, дедом. Сама семья его была музыкальной. Мама, Лидия Львовна, работала концертмейстером и известным в городе детским педагогом. Супруга, Маргарита Васильевна Белоусова, долгие годы преподавала фортепьяно в Школе для одарённых детей имени К. Байсеитовой. Увлечение спортом давало Кельбергу завидный оптимизм, волю, работоспособность. У него был первый спортивный разряд по бегу на длинные дистанции, он играл отлично и в настольный теннис, а также был мастером спорта по альпинизму. Учёные - физиологи, занимающиеся проблемами возрастной физиологии, говорят: «Трудно прибавить годы к жизни, но можно прибавить жизнь к годам». Анатолий Кельберг - пример и доказательство этой мысли. Его жизнь, полноценная, полная достижений, событий, добрых дел, говорит нам о возможности гармонии, разносторонней деятельности и большой самореализации человека в течение всей жизни.
Сулейманова Жанар