"Песни странствующего подмастерья" Lieder eines fahrenden Gesellen
История создания
В 1883 году Малер сочиняет вокальный цикл "Песни странствующего подмастерья". Памятуя о трех шубертовских циклах - "Прекрасная мельничиха", "Зимний путь" и "Лебединая песня",- малеровскис песни можно назвать "четвертым песенным циклом Шуберта". Стихи Малер сочинил сам, взяв только в первой из четырех песен как зачин начало одного из стихов "Волшебного рога".
Странствующий подмастерье - родной брат того молодого мельника, что влюбился в прекрасную мельничиху. И шубертовский, и малеровский герой одинаково поверяют свои сердечные тайны природе, одинаково тоскуют по ответному чувству, одинаково похожи на тысячи и тысячи таких же парней, с котомкой за плечами отправившихся в путь на поиски простого человеческого счастья.
В 1884 году молодой Малер, всего три года назад окончивший обучение, работал в Касселе вторым дирижером оперного театра. Здесь к нему пришла любовь, мучительная и болезненная. «Вчера я приехал сюда... Едва я ступил на мостовую Касселя, мной овладели прежние страшные чары, и я не знаю, как восстановить внутреннее равновесие. Я снова встретился с нею, она загадочна как всегда. Могу сказать только: Господи, помоги мне!»... «Я написал цикл песен, все они посвящены ей. Она их не знает. Да и что они могут ей сказать, кроме того, о чем ей уже известно?.. Песни задуманы так, будто странствующий подмастерье, настигнутый злой судьбой, выходит в широкий мир и бредет куда глаза глядят».
Это отрывок из письма, которое Малер 1 января 1885 года отправил свому другу археологу Фридриху Лёру. Речь в нем идет о первом малеровском вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья». Несмотря на биографический характер, произведение это тесно связано с традициями немецкого литературного и музыкального романтизма - с лирикой Эйхендорфа и Гейне, а еще более со стихами Вильгельма Мюллера и созданными на их основе вокальными циклами Шуберта. Содержание этих песен очень близко и «Прекрасной мельничихе» и, особенно «Зимнему пути», но сконцентрировано до четырех номеров.
Название цикла стало автобиографическим: композитор считал себя еще подмастерьем в искусстве. Тексты он написал сам. Лишь первый - вариант песни, опубликованной в знаменитом сборнике текстов немецких народных песен Арнима и Брентано «Чудесный рог мальчика». Вместе с тремя последующими, полностью оригинальными, тексты представляют собой законченный стихотворный цикл, обладающий несомненными художественными достоинствами. В сущности, «Песнями странствующего подмастерья» начинается постоянная тема творчества Малера - о смысле жизни, о ее красоте и ценности, несмотря на все страдания и испытания, выпадающие человеку на его жизненном пути.
Как и все последующие, цикл создавался как вокально-симфонический. Его премьера состоялась 16 марта 1896 года в Берлине. В авторском концерте Малера, где под управлением автора прозвучала первая часть Второй симфонии и Первая симфония, основанная на тематизме «Песен странствующего подмастерья», их исполнил Антон Систерманс. Еще до премьеры композитор сделал переложение «Песен» для голоса с фортепиано.
Музыка
Первый вокальный цикл Малера - своего рода парафраз на циклы Шуберта. В нем уже выявлены основные черты стилистики композитора - лаконичность, скупость выразительных средств, из которых отобраны самые необходимые, ясность фактуры, в которой все отчетливо прослушивается, выразительность оркестровых (фортепианных) соло, не уступающая по значению мелодии голоса.
1-я песня, «Бел как снег твой наряд», начинается оркестровым отыгрышем. Мелодия ее скована и вращается вокруг одного звука, что, вместе с повторяющейся фигурой аккомпанемента создает ощущение одной неотвязной мысли. Лишь временами, как невольный плач из груди, вырывается широкий выразительный распев. Средняя часть песни - обращение к цветам и птицам - носит более светлый, пасторальный характер. 2-я песня, «Солнце встало над землей», переносит в иную атмосферу: это временное отстранение от переживаний героя, картина окружающего его прекрасного мира, восторженный гимн красоте природы. Светлая жизнеутверждающая музыка прекрасно передает безудержный порыв к жизни, свету, радости. Заключение песни, образ страдающего юноши, переводит музыку в иной эмоциональный план, подготавливая следующую, драматическую песню. 3-я песня, «Кинжал, как пламя жгущий» звучит как взрыв отчаяния. Напряженные взлеты мелодии, прерывающиеся паузами, передают бурю чувств, поднявшуюся в душе героя. На смену песенности народного характера, господствовавшей ранее, приходит мелодика речитативно-драматического плана, сопровождаемая бурным аккомпанементом. Финал - «Голубые глазки, лучистый взгляд» - передает сосредоточенность на своем горе, воспоминания и, наконец, преодоление скорби. Мелодия, подобно распускающемуся цветку, постепенно развивается из скромного мотива в выразительный распев. Слышится мерный ритм траурного марша, который переходит затем в плавное покачивание колыбельной. Ее просветленным звучанием и заканчивается цикл.
Л. Михеева
http://www.belcanto.ru/or-mahler-stran.html
Подмастерье
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Подмастерье — в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера. Проработав несколько лет у мастера, подмастерье сам становился мастером. Однако в XIV—XV веках в связи с упадком и разложением цехового ремесла получение звания мастера было затруднено (требовалось уплатить большой вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу — шедевр (образцовое ремесленное изделие), устроить богатое угощение для членов цеха и т. д.). Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственно вступить в цех. Большинство же подмастерьев превращались в «вечного» подмастерья, то есть по сути дела в наёмного рабочего.
История
В первоначальной цеховой организации различаются ясно лишь два класса: мастера и их ученики. Слабое развитие ремесел дает заработок лишь немногим; число мастеров и учеников растет поэтому медленно, звание мастера и самостоятельного члена цеха получается свободно и легко. Постепенное развитие запроса на ремесленные изделия ведет за собой прилив учеников, увеличение числа самостоятельных мастеров и стремление последних сплотиться между собою, чтобы по возможности затруднить доступ к званию мастера. Увеличивающаяся все более и более потребность ремесел в орудиях, в запасах сырого материала, вообще в капитале также затрудняет для учеников возможность обращаться к самостоятельному производству, обрекая их на положение простых рабочих и по окончании годов обучения. Так образуется особый класс П. — свободных рабочих, вышедших из периода ученичества и получивших право производства определенного ремесла, но не достигших еще звания мастера. Мастера, прежде имевшие одного-двоих работников или учеников, становятся предпринимателями со многими рабочими и учениками.
С увеличением числа П. потребовалось установление определенных условий для этого звания. П. должен был пробыть известное число лет в учениках, получить удостоверение мастера в достаточном знании мастерства, иметь определенное количество белья и платья и быть принятым коллегами-П. в их среду с определенными обрядами и символическими действиями. Для принятия в цех с званием мастера требовалось первоначальное обучение мастерству в том городе, где находился избираемый цех, пребывание известное число лет в П., представление пробной работы, определенный взнос в цеховую кассу и угощение членам цеха. Так как П. строго запрещалось во время нахождения в этом звании работать на себя, то составление капитала для открытия мастерства и взносов в кассу было для многих очень затруднительным (жениться П. также иногда воспрещалось).
Строгость оценки пробной работы (особая комиссия из мастеров), обязанность исполнить ее в изолированном помещении, без посторонней помощи, дороговизна работы (требовалась работа тонкая, мелочная и непроизводительная — chef-d'oeuvre pour le bien et prouffit commun, как говорится в статуте одного французского цеха) еще более затрудняли для П. получение звания мастера.
В Германии с XIV века. присоединяется новое требование: странствование, для усовершенствования в мастерстве по другим городам, особенно тем, которые отличались высотою техники (ряд прирейнских и швейцарских городов), и работа там в течение определенного времени в качестве П. Общность интересов, расходящихся теперь с интересами мастеров, побуждает П. сплачиваться для борьбы за свои права в товарищества и союзы, распространяющиеся с XIV в. в Англии, Франции (см. компаньонаж) и особенно Германии. Немецкие союзы П. возникают на первых порах для удовлетворения потребностей религиозных (товарищества для участия в религиозных процессиях, пожертвованиях в пользу церквей) и нравственных (взаимопомощь при болезни, бедности, на похоронные издержки) и в таком виде пользуются покровительством церкви.
Борьба с мастерами скоро делает их социально-политической организацией, направленной на урегулирование заработной платы и рабочего времени, посредничество в удовлетворении спроса на работу и выработку нормального рабочего договора. П. группируются в союзы или по отдельным мастерствам, или по совокупности ремесел, выбирают представителей приобретают собственное имущество, вырабатывают кодексы правил и обрядов, обязательных для каждого сочлена, имеют общее место сходок, организуют суд над товарищами, недостойными носить звание П., налагают штрафы, принимают и исключают не только из товарищества, но и из сословия, принуждая мастеров не принимать исключенных на работы. Средства борьбы с мастерами — бойкотирование мастеров, забастовка, угрозы, буйство, прямое восстание. Обычай странствования установляет связь между П. не только одного города, но и разных местностей. Рядом с местным образуются общие союзы П., имеющие целью не только борьбу с мастерами в интересах своего ремесла, но и борьбу за городские права.
Странствующие П. вступают в ближайшую связь с той бесправной массой городского населения, которая не принадлежала к составу старых правящих цехов, и, опираясь на нее, добиваются самостоятельного положения в городах, доступа к городскому управлению и участия в заведовании делами цехов. Восстания П. и низших слоев городского населения в XV—XVII стт. служат внешним выражением этой борьбы, приведшей мало-помалу, несмотря на противодействие городских управлений и имперского правительства (ряд узаконений, запрещавших или ограничивавших союзы и назначавших пени за своевольные поступки П.), к преобразованию городского устройства и, наконец, к разложению цеховой организации ремесел (см. Цехи). С этого момента прекращается история П. и выступает на сцену современный рабочий вопрос.
П. в русскому праве появляются с введением в России по зарубежному образцу цехового устройства. Современные постановления о них напоминают некоторые правила, выработанные в ряде других стран еще в средние века. По русскому закону П. есть ремесленник, научившийся мастерству «по всем его правилам», но обязанный «для приобретения опытностью совершенного в работе искусства быть в сем звании по крайней мере 3 года». По выходе из учеников П. поступает по вольному найму на службу к мастеру. В книжке, выдаваемой ему из цеховой управы, отмечается время поступления на службу, ее срок, размер вознаграждения и прописывается каждым хозяином аттестат о поведении Подмастерьи. Оставление службы до срока или отказ от нее со стороны хозяина ведет к уплате пени. Обидный аттестат дает право жалобы цеховой, а затем и общей ремесленной управе. П. обязывается, как и в средние века, ночевать в доме своего хозяина и не имеет права брать самостоятельные работы без разрешения мастера. Открывать самостоятельные ремесленные заведения, держать учеников П. запрещается.
Средневековое германское требование странствования выродилось у нас в статью: «П. дозволяется ходить по городам для усовершенствования своего звания, получив на сие паспорт от своего начальства» (405 рем. уст.).
Подмастерье, желающий получить звание мастера, должен представить цеховой управе пробную работу, оценяемую присяжными мастерами, на приговор которых возможна жалоба цеховой, общей ремесленной и, наконец, городской управе. «Подмастерье, опорочивший себя дурным поведением и заслуживший за то наказание, не может быть мастером, доколе общая ремесленная управа и старшина цеха не удостоверятся в его исправлении» (ст. 416). П. пользуется правами мещанина (ст. 404).
Мастера и подмастерья
В Средние века технические знания и умения передавались по наследству. Дети мастеров учились изготовлять вещи в точности такими же, какими они получались у их родителей. Поэтому технологические новшества (новации) появлялись крайне редко и распространялись медленно.
По мере возникновения новых и роста старых городов, с расширением торговли положение постепенно менялось. Горожанин уже не хотел одеваться, как крестьянин. Он желал иметь другую посуду, ювелирные украшения, мебель и т. д. Чем больше требовалось изделий, тем больше нужно было искусных мастеров. Поэтому мастерские быстро росли и количество работающих в них ремесленников увеличивалось.
Не секрет, что лучше всего работу выполняет опытный мастер. И ремесленное производство специализировалось. В результате появились мастерские, выпускавшие, например, только колёса для карет и телег или только бочки. Ремесленники одной специальности объединялись в общества - цехи, члены которых жили и работали по специально установленным правилам (уставам).
В уставах строго оговаривалась организация работ, вплоть до мелочей. В частности, указывалось, сколько и какого оборудования (например, ткацких станков) мастер может установить в мастерской; сколько учеников и подмастерьев должно быть у него. Определялись условия закупки сырья и сбыта продукции, ограничивались права ремесленников, не вошедших в состав цеха, на производство товаров.
Больше всего в любом цехе было учеников - детей или подростков. Они работали только за кров и еду, но получали возможность постигать секреты мастерства. По прошествии нескольких лет ученик мог стать подмастерьем и самостоятельно выбирать, где ему жить и работать. Теперь он получал плату за свой труд и принимал участие в обучении учеников. Мастеров было гораздо меньше, но прав у них - не в пример больше. Лишь они владели секретами мастерства и определяли, когда ученика можно считать подмастерьем, а подмастерье - мастером. Мастерам принадлежало оборудование, они же решали, когда и чему учить учеников. Согласно цеховым уставам, право делать изобретения принадлежало исключительно мастерам. По мере того как имущественный барьер между ними и подмастерьями увеличивался, а мастера из руководителей превращались во владельцев производства, возможности для внедрения технических новаций уменьшались. Конечно, знающий подмастерье и сам мог сделать изобретение, но ему было не по силам обойти мастера, если тот не желал ничего менять в организации производства.
В XIV-XV вв. появились «вечные подмастерья» и «странствующие подмастерья». В то время ссоры между мастерами и подмастерьями считались в порядке вещей. По цеховым правилам, отстранённому от работы подмастерью полагалось каждое утро выходить на специально оговорённое место (обычно на рыночную площадь), где его могли нанять. От предложенной работы отказываться не разрешалось. Чтобы освободиться от обязательств, взятых на себя при вступлении в цех, подмастерье должен был покинуть город.
«РЕГИСТРЫ РЕМЁСЕЛ И ТОРГОВЛИ ГОРОДА ПАРИЖА». О СУКНОДЕЛАХ
Ниже приведен текст, извлечённый из подлинного цехового устава XII в.
«Никто не может быть парижским сукноделом, если он не купит ремесло у короля, а тот, кто купил у короля, продает право на работу одному дороже, другому дешевле, как ему кажется лучше...
Никто из сукноделов и никто другой не может и не должен иметь станок в пределах парижского округа, если он не умеет сам работать на станке или если он не сын мастера.
Каждый парижский сукнодел может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь ни одного, если не хочет его иметь на тех же условиях, что и чужак.
Каждый сукнодел может иметь в своём доме не более одного ученика и не может брать его менее чем на четыре года службы и за 4 парижских ливра, или на пять лет за 60 парижских су, или на шесть лет за 20 парижских су, или на семь лет без денег...
Ученик может выкупиться со службы, если захочет мастер и если он уже прослужил четыре года; мастер не может его ни продать (уступить), ни отказаться от него, пока он не прослужил четыре года, ни взять другого ученика, если не случится так, что ученик сбежит, или женится, или уйдет за море...
Если ученик убежит от своего мастера по своей глупости или легкомыслию, он должен возместить мастеру все издержки и все убытки, которые произошли по его вине, прежде чем он может вернуться к этому же, а не к другому мастеру, если мастер не хочет с ним расстаться...
Никто не может смешивать для сукна шерсть ягнят с обычной шерстью, а если он так делает, платит за каждый кусок сукна штраф в 10 су, половина из них - королю, другая - старшине и присяжным за их заботу и труды.
Всё сукно должно быть целиком из шерсти и так же хорошо в начале, как и в середине; а если оно не таково, то кому оно принадлежит, с какого бы станка оно ни было, за каждый кусок сукна платит 5 су штрафа: половина - королю, половина - старшине и присяжным за их заботу и труды...
Никто из этого цеха не должен начинать работу до восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье для мастера и в 6 денье для подмастерья, если это не работа по окончанию (куска) сукна, в таком случае подмастерье может прийти, но только однажды.
Подмастерья-ткачи должны оставлять свою работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней службе, в каком бы приходе они ни работали...»