"По страницам сна-видений" (Геогргий Макаров)

 

Глубины человеческого подсознания рождают множество проявлений – сны, мечты, грезы, видения, которые вновь и вновь являются объектом осмысления художника. Путешествие в страну снов - одно из излюбленных странствий, в которое пускается Георгий Макаров и увлекает за собой зрителя. На этот раз «Сна-видения» предстают перед автором как бесконечная книга, большую часть которой еще предстоит прочитать и, листая ее страницы, совершить вместе со зрителем множество чудесных открытий.

Путешествуя «По небесным грядкам», художник создает особую действительность, в которой возникают запутанные лабиринты и таинственные города. Эта параллельная  реальность значительно уменьшена и выглядит так, словно смотришь на мир в бинокль с обратной стороны. Герои этих картин, будучи неразрывно связанными с окружающим их миром, значительно превышают его своими размерами – подобно огромным Гулливерам, которые попали в крошечную страну лилипутов и уже научились гармонично существовать и взаимодействовать друг с другом в тесном для них пространстве.

Эти сказочные персонажи, знакомые нам по ранним работам Георгия, предстают перед нами с закрытыми глазами. Они не только символизируют Сон, но и являются неким воплощением особой духовной самосозерцательности. Данный прием не случаен, он позволяет заглянуть в свой собственный внутренний мир, попытаться разгадать загадки и раскрыть тайны человеческого подсознания. При этом многие герои произведений обретают третий глаз на лбу – древнейший символ интуиции, шестого чувства, Всевидящего Ока, особого священного знания, которым наделены лишь избранные.

Эти персонажи обладают и другими характерными признаками, отличающими их от простых смертных: многие из них имеют необычную бородку, подобно древнеегипетским фараонам – символ мудрости и принадлежности к особому священному сану, а некоторые, подобно ангелам, обретают крылья, чтобы воспарить во сне или наяву. Очень важно то внутренне сосредоточение, то упоение, с которым они совершают ритуал поклонения, радуются удачной покупке, торгуют на ярмарке или даже ссорятся. Словом, каждый образ символизирует неповторимость и индивидуальность.

Художественный строй произведений основывается на особой этнической орнаментальности и декоративности, которая, однако, не связана с конкретным регионом или народностью. Этника всегда интересовала автора, и в этой серии работ она проявляется, скорее, как некий симбиоз древнего и нового искусства разных народов.

В этой таинственной квазиреальности появляются излюбленные символы, каждый раз понимаемые автором по-новому: удлиненные изогнутые тыквянки, изящные плавные глиняные кувшины, которые в совокупности через собственную пустоту заполняют пространство. Линии прихотливо извиваются, переплетаются и рождают особую музыкальность, которая обретает звучание через музыкальные инструменты, нередко возникающие в пространстве картин. И, наконец, еще одним незримым, но неизменно присутствующим компонентом этих произведений, является Бесконечность – спираль как символ постоянного развития, колесо как олицетворение вечного движения также являются особыми элементами, наделенными высшим сакральным смыслом.

Не менее увлекательным становится знакомство со «Сказками старого леса». Все его обитатели наделены антропоморфными признаками – они смотрят человеческими глазами, думают, мечтают, общаются, рассказывают свои волшебные сказки. Мир во всех его проявлениях не просто оживает, в этой серии работ он полностью очеловечивается. Чудесный лес является эквивалентом бесконечной Вселенной, полной загадочных явлений и обитателей. Вода, камни, деревья образуют совокупность первоэлементов, каждый из которых – неотъемлемая часть бесконечного мира. В этой естественной природной среде возникают таинственные урбанистические строения – города и замки. Они уподобляются живым организмам, которые в единстве с окружающим миром образуют неразрывное гармоническое целое. Персонажи, населяющие эту сказочную лесную страну – огромные антропоморфные улитки наделены сакральным символическим значением. Улитка – одно из древнейших существ на Земле, предстает как иноземный пришелец; символ упорства, настойчивости, развития, но еще и необычайно красивое и всегда неповторимое создание природы. Эти лесные обитатели обладают священными свойствами, владеют тайнами мироздания и готовы поведать их внимательному, чуткому зрителю. Порой в пространстве картин возникает вербальный текст. Буквы, слова, строки образуют особое «словесное» пространство, существующее параллельно живописному и при этом неразрывно с ним связанное. И тогда «Сказки старого леса» обретают звучание и повествовательность, а его таинственные метаморфозы рождают иллюзорную реальность, позволяющую зрителю погрузиться в пространство картин, и стать не просто сторонним наблюдателем, а непосредственным участником происходящих событий.

 

Екатерина Резникова, кандидат искусствоведения

 

  .