«Приглашение к путешествию»

 
 
 
 
Цикл пастельных работ, выставленных алма-атинским художником Георгием Макаровым,  можно было бы назвать «Приглашение к путешествию». Эта своего рода тема с вариациями. Точка, из которой рождается вселенная художника, - всего лишь кувшин, но каким многозначительным предстает он в его творческой фантазии. Георгий - «космический странник », приглашающий нас в сказочное путешествие. Весь его облик, как и образы, созданные им, говорят о том, что он живет на грани реальности и сновидений. Но какой из этих двух  более реален? И кто нормальный - простой обыватель, в слепоте своей смотрящий и ничего не видящий или же художник - тайнозритель, легкий для земли настолько, что едва может удержаться, чтобы не взлететь? Невидимые крылья, вырастающие за спиной, преображают его в птицу или ангела. Заметьте - ангелы не имеют определенного пола - они не женственны и не мужественны -  в них совершается таинственное слияние двух начал в одно - с совсем иным содержанием, непривычным для простого обывателя.  Кувшины Георгия - сначала люди, а потом уже подразумеваемые изделия ремесленника и в них  просвечивает уникальное качество андрогинности, как признака большего совершенства, чем мы наблюдаем в чистой природе полов. В кувшине-человеке (художнике по восприятию мира, а не только по принадлежности к профессии) в отличие от человека-горшка(обывателя, который не может выйти за пределы того, что он ничего более, а исключительно изделие горшечника) заложена целая философия. Первый, под воздействием Творца, вдунувшего в него душу живую, неуловимо может преображаться в иные, чуждые человеческой оболочке, формы, как это происходит в сновидениях: вначале зарождается идея человека - затем - зашифрованное послание - кувшин-прообраз человека  - потом человек в его обычной форме. Кувшин, скрывающий в себе идею человека, может причудливо воплотиться в стог сена на праздник урожая, жилой «дом напротив» с зажженными окнами-глазами, небо, тени, облака и горы… - вот такое путешествие прообраза совершается в формах-образах, убегающих по безбрежным далям вариаций… В « Великой Симфонии Кувшина» участвуют и другие образы мира сего - лестница, серп уходящей луны, которая превращается в ковчег или лодку, особенно часто повторяющийся лист, сорванный с осеннего дерева и снова олицетворяющий человека с его судьбой. И представьте себе, что это космическое странствие совершается почти всегда осенью, о чем говорят и названия работ «Осени долгий путь», «Праздник урожая», «Праздник осенней луны». Для воплощения своих философских идей художник, который может быть смело назван философом, выбрал масляную пастель - теплый, нежный материал, имеющий свойство отображать внутренний загадочный лунный свет, теплящийся и в глазах художника… В «Стране снов», где царствует «Осень» и «Странники мира», образы совершают вечное путешествие во вселенной. Это в то же время и «размышление о былом», где иногда и мечта о лете проглядывает, где лестницы, ведущие к «небу, теням, облакам и горам», напоминают библейскую лестницу Иакова, по которой ангелы спускались с небес на землю, … - в мире том , где часто золотое вышивается на зеленом - нежность и любовь, ласка, невещественный свет - невечерний. В этом амбивалентном и антиномичном мире, синтезирующем и совмещающем в себе несовместимое, отсутствуют земная боль, агрессия, страсти, свойственные инь и янь в земном полярном воплощении. Нет здесь ни злобы, ни зависти, но чувствуется, что краски пастели, музыка образов и символов прощают всех, просветляют и преображают…И во всем ощущается загадка и молчание, говорящее настолько мощно и значительно, что, наверное, и просить художника рассказать про то, что он пишет, не имеет уже смысла. Сказано и так много - рождение совершилось! А дальше - дорога…                                                                                                                            

                                                                                                                                      Ковалев В.