Раннее христианство перед лицом античной философии

В.В. Соколов. Философия как история философии

 

Раннее христианство перед лицом античной философии

 

Отмеченные выше некоторые весьма существенные особенности и догматы христианского вероучения как религии абстрактного человека почерпнуты не только в системе образов и идей Ветхого и Нового Завета — они появились в результате размышления над ними и обсуждения их различными христианскими мыслителями в течение длительного времени. То, о чем пойдет речь в этом небольшом разделе и в следующих, в принципе продолжает проблематику взаимодействия философии с религией во времена поздней Античности, затронутую выше. Однако христианская мысль требует особого рассмотрения вследствие ее сложности, выразившейся в превосходстве вероисповедной теологии, богословия, которое приобрело ярко выраженные черты государственной идеологии, над философией. Вместе с тем знаменательно, что мировоззренческие идеи Ветхого Завета их греческими истолкователями воспринимались как «варварская» (т. е. негреческая) философия — столь расширительно трактовался этот древнегреческий термин (что совсем не редко имеет место и в наши времена).

Христианскую мысль поздней Античности принято именовать патристикой (от греч. и лат. pater — «отец», подразумевается — церкви, в первую очередь — ее вероучения). Поскольку отнюдь не все «отцы» были признаны восторжествовавшей церковью вполне ортодоксальными вероучителями, термин «патристика» применяется ко всем церковным писателям. Их произведения писались в течение нескольких веков, но идеи, формулировавшиеся здесь, при всей их сугубой ориентации на Священное Писание, далеко не однородны, что выражало различное отношение кантичной, «языческой» культуре и в особенности различие тех ее философских компонентов, которые они воспринимали или отвергали. Напомним здесь основные этапы истории патристической мысли.

Первый из них, приходящийся на первую половину II в., когда еще не было закончено формирование корпуса Нового Завета, принято именовать апостольским, поскольку Варнава и другие «апостольские мужи» этого времени развивали идеи апостолов, подчеркивая глубоко моральное содержание их учения, зафиксированного в этом эпохальном документе, — справедливость, любовь к Богу и человеку, надежда на посмертную жизнь и т. п.

Со второй половины II в. начинается деятельность апологетов — убежденно-страстных защитников нового вероучения и его носителей, подвергавшихся жестоким гонениям властей и насмешкам «языческих» философов, в частности, обвинявших христиан в атеизме, поскольку 254 они отвергали традиционных богов, противопоставляя им единствен- ного абстрактно-неопределенного Бога, фанатичная вера в которого сочеталась с фантастическими поверьями. Особо значительные из первых апологетов II в. — Юстин (казненный в Риме по приговору суда в 166 г.), Татиан, Афинагор, боровшиеся против политеизма. Более поздние апологеты, такие как названные выше Ириней и Ипполит, защищали «чистоту» христианства, критикуя и отвергая сложные и претенциозные воззрения гностиков. Большинство апологетов — грекоязычные, но некоторые них писали на латинском. Таков (в основном) Тертуллиан (ок.

160 — 220), позже (III — начало IV в.) — Арнобий и Лактанций, в произведениях которых нашли свое выражение особенности римского менталитета. Цицерон, а также Сенека ввели термин «абсолютный» (absolutus), совершенно ни от чего не зависимый, диаметрально противоположный «относительному» (relativus). Тертуллиан и другие латиноязычные «отцы» стали применять его для выражения сути Бога.

Богословское теоретизирование названных апологетов в целом было довольно фрагментарным. Одно из главных его направлений — многосторонняя критика античной культуры, в которой христианские писатели продолжали и углубляли ее критику киниками — литературную и демонстрировавшуюся силой собственного примера.

Грекоязычные христианские писатели, более поздние, чем названные выше, лучше осведомленные в греческой философии, постепенно вставали на путь более системного осмысления вероучения. В Александрии, остававшейся важнейшим центром античной культуры, возникает основательная богословская школа, руководители которой ставили перед собой как исследовательские задачи, связанные главным образом с истолкованием Священного Писания, так и задачи педагогические, ориентированные на пропаганду христианского вероучения и на подготовку служителей церкви. Из ее руководителей особенно большую роль в его разработке и философском осмыслении сыграли Климент (ок. 150 — 215) и Ориген (185 — 253). Среди произведений первого из них — «Увещание к эллинам», «Педагог» — роль Логоса в воспитании человеческих душ и критика морального разложения верхов имперского общества, «Строматы» («Лоскутки») — проблема подлинного, христианского гносиса, в контексте осмысления которого приводится богатейший материал фрагментов древнегреческих философов. Ориген же считается автором 2 тыс. книг (в античном смысле), в числе которых многочисленные подготовительные материалы и экзегетические исследования библейских текстов и комментарии к ним. Среди апологетических сочинений — «Против Цельса» (критикахристианства). Основное сочинение по систематической теологии, богатое философской мыслью, — «О началах». «Гекзаплы» — огромный грамматический комментарий к Ветхому Завету.

Условной границей апологетики признается первый вселенский собор 325 г. в Никее, установивший символ веры христианства — триединство Бога, миссию Иисуса Христа как искупителя человеческой греховности, роль церкви как посредницы между людьми и Богом, таинство крещения и «вечной жизни». Символ веры во многом — результат 255

теодогическо-философской мысли виднейших деятелей патристики. Теперь некоторые из ее писателей создают системные произведения по осмыслению целостного христианского вероучения, которые при всем своем догматизме насыщаются иногда весьма значительными философскими идеями. Большую роль в этом процессе стал играть неоплатонизм.

Начинается этап зрелой, классической патристики. Среди греко- язычных ее авторов IV в. — епископы Григорий Назианзин, прозванный Богословом за большую начитанность в священных книгах, Василий Кесарийский (Великий) и философски наиболее интересный Григорий Нисский (325 — 394), автор «Большого катехизиса», «О вере», «Об устроении человека», «Диалога о душе и воскрешении» и других произведений.

В том же IV в. развивается латиноязычная патристика, весьма обязанная своим содержанием углублению в грекоязычную философию и патристику (осуществляются переводы некоторых ее произведений на латинский язык). В этом же веке жили такие выдающиеся церковные писатели, как Викторин, миланский епископ Амвросий, а также Блаженный Иероним (ум. ок. 420), важнейшая заслуга которого перед латиноязычным Западом на исходе Античности, а затем в тысячелетие Средневековья определялась его переводом Библии, приближенным к народной латыни (так называемая Вульгата).

Названным писателям многим обязан Аврелий Августин (354 — 430), прошедший сложный мировоззренческий и философский путь до своего обращения в христианство (387), последние десятилетия своей жизни — епископ г. Гиппон (Сев. Африка). Огромный эрудит как в философской, так и в теологической литературе, он — автор ряда интереснейших произведений. Философские писались накануне и в первые годы после принятия христианства — «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Монологи», «О бессмертии души», «О количестве души», «О музыке», «Об учителе», «Об истинной религии». Постепенно в произведениях Августина нарастает религиозно-теологическая проблематика, как в сочинении «О Троице» (399), а во многих из них становится резко преобладающей, как в сочинении «О книге Бытия буквально» (401 — 414). Вместе с тем философские идеи нередко весьма основательно вплетены в теологические произведения, такие как автобиографическая «Исповедь» (397 — 401) (особенно три ее последние книги), «О благодати и свободном произволении» и тем более огромное сочинение «О граде Божием» (413 — 427) — своего рода энциклопедия христианского мировоззрения. Здесь, как и в некоторых других произведениях «Учителя Запада», теологическая мысль настолько переплетена с философской, что порой трудно отнести ее к той или иной категории.

Грекоязычная патристика после Августина создала — по-видимому, в самом конце V в. — четыре выдающихся произведения, приписанные одному из первых поборников христианства I в. Дионисию Ареопагиту (его авторство давно опровергнуто), — «О божественных именах», «Небесная иерархия», «Церковная иерархия», «Таинствен- 256 ное богословие» («Мистическая теология»), демонстрирующие тесное

взаимопроникновение христианского мировоззрения и неоплатонической философии.

Систематизация зрелой патристики весьма обязана позднему платонизму, получившему (в Новое время) наименование неоплатонизма.

Глубокая теорийность этого эпохального учения определила его огромную влиятельность не только в поздней Античности, но и далеко за ее пределами — во времена Средневековья (как и в эпоху Возрождения).

источник http://referati.me/istoriya-filosofii/dusha-kak-gnoseologicheskiy-moralno-19223.html