Реформа белого духовенства и развитие монашеских орденов

 

Брак священников и симония.  - Епископские выборы.  - Кафедральные капитулы и архидьяконы.  - Религиозные ордена в XI и XII вв.  - Нищенствующие ордена (XIII в).  - Богослужение и таинства.

Брак священников и симония. В конце XI в., в то время, когда монах Гильдебранд готовился взойти на пап ский престол и прославить имя Григория VII, белое духо венство Европы находилось в плачевном положении. Под влиянием феодальной анархии и частого вторжения света ких лиц в церковное управление белое духовенство усвоило нравы того общества, с которым оно находилось в соприко новении, и им овладел глубокий разврат. Эта деморализация обнаруживалась особенно в презрении к двум главным доб родетелям духовных лиц: целомудрию и бескорыстию. Брак священников и симония, то есть торговля священными пред метами,- таковы были, не считая светских инвеститур, те раны, исцеление которых поставил своей задачей Григорий VII с самого своего вступления на папский престол.

Брак священников, столько раз запрещенный соборами, сделался в XI в. общераспространенным явлением. Если бы эти нравы укоренились, духовенству грозила бы опас ность сделаться замкнутой кастой, своего рода наследствен ной аристократией.

Этот порядок вещей вызывал уже до Григория VII как жалобы со стороны епископов, оставшихся верными прин ципу безбрачия, так и действия со стороны пап, пытавших ся провести реформы, например, Климента Н, Льва IX, Hи колая П и Александра II; но несмотря на поддержку, которую оказывали этим попыткам черное духовенство и даже неко торые народные сообщества вроде миланской патарии, они в общем остались безуспешными. Более энергичную попыт ку в этом направлении сделал тотчас после своего избрания Григорий VII. На синоде, заседавшем в Риме в 1074 г., он возобновил декреты своих предшественников, отрешил от должности невоздержанных клириков и предложил народу прервать всякие сношения с ними. Эта резкая мера восста новила против Григория VII сильную оппозицию; Парижс кий (1074) и Винчестерский (1076) соборы отказались по. виноватъся. Но толчок был дан; папы и соборы уже не остановятся прежде, чем одержать победу.

В 1089 г. Урбан И завершил реформу Григория VII, из дав на соборе в Мельфи указ, которым определялись нака зания для высших духовных лиц и их жен; с этих пор папа, по-видимому, считает брак духовных лиц недействительным.

Этот порядок был окончательно упрочен на втором Вселен ском Соборе в Латеране (1139), который категорически по становил, что союз, заключенный священником, дьяконом или иеродьяконом с женщиной, не составляет брака (matrimonium non esse censemus); другими словами, звание священника, дьякона и иеродьякона является условием, уничтожающим брак. Сопротивление и на этот раз было очень сильно; духовенство Польши, Силезии и Моравии подчинилось лишь в ХII в., духовенство Швеции, Дании и Венгрии - только в XIII в. Но в тех странах, где христиан ство было древнее, постановления Лютеранского собора были скорее приняты (Пизанский собор, 1135 и Реймсский, 1148). Что касается низшего духовенства, то заключаемые ими браки продолжали считаться законными; по декрета лии XIII в. установили, что женатые клирики теряют все свои бенефиции; а второй Вселенский Собор в Лионе (1274) лишил, кроме того, «всякой духовной привилегии» клири ков-двоеженцев, то есть тех, которые вступили в брак не cum unica et virgine (не с одной и при том не с девушкой). Эти разнообразные меры достигли цели, и энергия пап в конце концов восторжествовала над невоздержанностью духовенства. Она восторжествовала также над симонией, которая в XI в. господствует на всех ступенях церковной иерархии. Канди дат в епископы покупает голоса своих избирателей за день ги или склоняет их на свою сторону обещанием услуг. Соб ственник бенефиций отдает их тому, кто больше заплатит. Церкви, бенефиции, духовные должности, рукоположения - все покупается и продается, все становится предметом про мысла и наживы. Такой порядок вещей неминуемо должен был вызвать реакцию. Она начинает обнаруживаться на со борах в Бурже и Лиможе в 1031 г.; понятно, что ока не мог ла исходить ни от епископства» ни от белого духовенства, развращенных светскими интересами и симонией. Протест против симонии исходил от монахов, особенно клюнийс ких, а первые решительные меры против нее приняя Лев IХ на Реймсском соборе 1049 г. С этих пор постановления со боров и папские декреты беспрестанно нападают на торгов лю духовными местами, карая всякого клирика, уличенно го в симонии, и наконец, при Григории VII и Урбане II, об разуют полное законодательство по этому предмету. Рейм сский собор ограничился постановлением, в силу которого всякий, кто продаст или купит рукоположение, лишается своего звания; но вскоре затем Руанский (1050), Тулузский (1056) и Турский (1060) соборы и Римский синод 1060 г. выработали более детальные правила, которые были утвер ждены Григорием VII на двух римских соборах 1074 и 1075 гг. и отчасти кодифицированы на соборе в Пьяченце 1095 г. По смыслу этих постановлений симонистом должен считать ся всякий, кто добился рукоположения в духовный сан или приобрел бенефиций путем обещания денег или услуг, хотя бы оно было сделано с третьим лицом; всякий, кто на этих условиях пожаловал сан или достоинство; всякий, кто слу жил посредником (mediator) в таком деле; духовные лица подлежали низложению» светские - отлучению от церкви. В виде исключения, в тех случаях, когда продажа или по купка церковной должности была совершена третьим ли цом и клирик воспользовался ею по незнанию, он мог со хранить свое звание.

Эти постановления позволили Григорию VII приступить к очищению епископства. Он взялся за дело с большой энер гией. Во Франции его легаты, и между ними особенно Гуго de Die, так усердно преследовали епископов-симонистов, что менее, чем за 4 года, было низложено большинство еписко пов Реймсской и Сансской провинции и множество еписко пов Юга. Для этой надобности обычная процедура была упрощена и изменена; так например, вопреки общим прин ципам, о случаях симонии мог доносить всякий, и, к несча стью, ложные доносы не были редкостью. Некоторые епис копы жаловались на это, но легатов это не останавливало. Притом, в деле реформы их поддерживало общественное мнение; народ не хотел иметь ни женатых священников, ни епископов-симонистов. Последним иногда оказывали по мощь и покровительство императоры, короли и крупные феодальные сеньоры, но никогда они не встречали поддер жки со стороны прихожан своей епархии, которые иногда сами брались приводить в исполнение приговоры о низложении(Реймс, 1080; Теруаин, 1082).

 Епископские выборы. Борьба против симонии и шедшая параллельно с нею борьба против светских инвес титур заставили пап заняться епископскими выборами. В этой области также стала необходима реформа, и она была произведена. До сих пор избрание духовенством и на селением епископского города считалось единственной ка нонической формой замещения епископских кафедр. Но если» такова была теория, то на практике дело обстояло совер шенно иначе. Очень часто король, император или какой нибудь крупный феодальный сеньор собственной властью назначал епископов в тех епархиях, которые входили в со став его владений, или же, хотя и допускал производство выборов, но искажал их в самом принципе, заранее указы вая или исключал того или другого кандидата. Такой поря док вещей в связи с симонией и инвеститурой подготовлял порабощение церкви. Немногие епископы, сохранявшие еще чувство своей независимости и убежденные в ее необходи мости, требовали, чтобы духовенству и народу была предо ставлена свобода в выборе их пастырей, и настаивали на возвращении к канонической форме выборов. Пока сами папы утверждались в своем сане императором, эти требо вания были неосуществимы. Но с той минуты, когда папы . освобождаются от этой зависимости, они стараются восста новить для епископства как канонические условия избирае. мости, так и выборную систему.

Урбан II сначала запрещает избирать в епископы духов них лиц, не получивших, по крайней мере, одной из вые ших степеней: священства, дьяконства или иеродьяконства (Беневентский собору 1091 и Клермонский, 1095); даже из брание иеродьяконов подчинено известным ограничениям Кроме того, теория промежутков и теория неправильнос тей исправлены и точнее определены. Производства pes saltum (скачком) воспрещены. Чтобы достигнуть высших степеней, надо прежде пройти низшие: иеродьяконство ста новится необходимой ступенью для достижения дьяконства и священства, а епископство становится тем, чем оно оста лось и до нашего времени,- высшей ступенью духовной иерархии. Кроме того, от одного рукоположения до друго го должен пройти известный период времени. С другой сто роны, от духовного звания отстраняются - за исключением случаев специального разрешения, которое в принципе м жег быть дано только папой,- все те, которые не удовлетво ряют известным условиям в смысле возраста, телесного сложения, образования, нравственных свойств и, наконец, происхождения. Чтобы успешнее бороться с браками духов ных лиц, Григорий VII усиливает строгость законов, кото рыми определяется положение детей, рожденных от неза конного союза. Незаконнорожденные и дети священников не имеют доступа к духовным званиям, разве получают на то особое разрешение; но и в последнем случае они долж ны пройти предварительно через монастырь или капитул. Вопрос о пригодности избранного, предоставлявшийся прежде на усмотрение архиепископа, теперь в большинстве случаев решается папой либо лично, либо через легатов. Обычно папе предоставляется и выбор между двумя соис кателями. Он присваивает себе до известной степени общий надзор над избранием епископов, притом гораздо более дей ствительный, чем прежде. В какой мере и какими средства ми была произведена эта реформа, мы увидим ниже. Теперь достаточно указать лишь на то, что в течение всего XII в. выборы производились, в общем, согласно каноническим правилам, хотя последние время от времени нарушались насильственным вмешательством светской власти. Но в то самое время, когда избирательный принцип та ким образом вновь одержал верх, в составе того собрания, на обязанности которого лежало избрание епископов, под готовлялось важное изменение. При Пасхалии И (1099 1118) старый состав его остался неизменным. В него вхо дят все прежние избиратели: епископы, главным образом, данной провинции; аббаты, обычно тех аббатств, которые находятся в данной епархии; клирики, и на первом плане - архидьяконы, протоиереи, клирики соборовой церкви; не которые светские лица, именно - вассалы епископа, делега ты короля или высшего ленного владетеля страны; наконец и главным образом, каноники, составляющие кафедральный капитул. Эти последние созывают прочих избирателей, ру ководят выборами и первыми подают голоса; вследствие этого их влияние, несмотра на оппозицию монахов, а иног да и народа, оказывается преобладающим. В промежуток времени от Вормсского конкордата (1122) до четвертого Латеранского собора (1215) это влияние становится исклю чительным: вследствие постепенного устранения остальных избирателей, избрание епископов незаметно переходит в руки каноников. Светский элемент исчез первым и без боль шого сопротивления. Труднее было изгнать монашеский элемент. В 1139 г. Иннокентий II объявил, что следует при влекать к со/ш'/шт viros religiosos под страхом недействи тельности избрания. Но каноники, основываясь на ничтож ном различии между con si 1шт (простой совет, мнение) и еlectio (право выбора), заявили, что они одни имеют право голоса. Эта теория была направлена на то, чтобы устранить из избирательного собрания и остальных духовных лиц. Чтобы сохранить свое влияние, монахи, архидьяконы и даже сельские архиереи стараются войти в капитулы. В конце XII в. известные каноникалъные пребенды очень часто предостав ляются монахам или архиереям, и с другой стороны, звание великого архидьякона становится калитульским достоин ством. Благодаря этой системе капитул оказывается состо ящим почти из тех же элементов, что и старое избиратель ное собрание; теперь уже нетрудно было признать, что капитул является представителем этого собрания, и в конце концов заменить им последнее. В 1215 г. четвертый вселенс кий собор в Латеране (канон 24-й) признал за кафедральны ми капитулами исключительное право назначать епископов.
Таким образом, значение капитула увеличилось, и в XIII в. он иногда соперничает с епископом в управлении епархией.

Кафедральные капитулы и архидьяконы. Тем не менее» епископство остается высшей ступенью церковной иерархии; с духовной точки зрения епископ под верховен ством папы всегда остается главой своей епархии. Он явля ется здесь одновременно и первосвященником, и законода телем, и администратором, и судьей. Как первосвященник, он пользуется правами, полученными им при посвящении и принадлежащими ему одному. Но в других отношениях ав торитет епископов довольно тесно ограничен властью их капитулов и независимостью их главных помощников, ар ; хидьяконов. И те, и другие в XIII в. достигают высшей точ ки своего могущества.

В эту эпоху большинство капитулов давно отказалось от совместной жизни, которая была им предписана реформой Хродеганда (760). Они разделили имущество капитула на пребенды, предоставляемые или каноникам, часто при ус ловии дворянского происхождения, или другим духовным, капелланам или викариям, которые, не имея кресла на кли росе и голоса в капитуле, помогали каноникам, а иногда я замещали их в исполнении их обязанностей. Эти клирики, вместе с церковными старостами, судейскими чиновника ми и другими «помощниками», составляли многочисленный персонал, находившийся в прямой зависимости от канони ков и наполнявший монастырь собора. Капитул и его под чиненные стояли под властью должностных лиц, носивших в разных местах различные названия. Первым капитульс ким достоинством было в Германии звание прево, установ ленное на Ахейском соборе 816 г., во Франции - звание де кана, который почти везде заменил прево. Затем следова ли: кантор, занимавший второе место, далее -великий ар хидьякон, преподаватель богословия, учитель схоластики, исповедник и т. д. Организованный таким образом капитул составляет прежде всего совет епископа, с которым он де лит законодательную власть. Есть несколько актов, кото рые епископ не может совершить без согласия капитула, например; отчуждение церковных имуществ, изменение штата бенефиций, введение новых праздников в литургию епархии. Относительно других более или менее важных ак тов он должен еще спрашивать мнение капитула, но не обя зан ему следовать. После смерти епископа и во все время, пока кафедра остается свободной, капитул владеет епископ ской юрисдикцией и на этом основании управляет епархией либо сам» действуя in cor pore, либо через посредство на значаемых им викариев. Однако там, где светский государь владеет правами регалии, капитул не наследует юрисдик ции епископа над светскими имуществами, зависящими от епископской кафедры. Мало того, в XIII в. многие кагалу лы изъяты из юрисдикции епископа и подчинены непосред ственно суду архиепископа или папы. В силу этого изъятия епископ лишается права контролировать дела капитула, зна комиться с тяжбами каноников и теряет всякую юрисдик цию над обителью кафедрального собора и всем, что от нее зависит. Здесь право суда принадлежит капитулу, который осуществляет его через специальных должностных лиц. В этом случае капитул пользовался почти полной независи мостью. Это часто было причиной нескончаемых и бесплод ных столкновений между епископом и канониками, пока Тридентский собор (XVI в.) не вернул епископам свободу деятельности, положив конец злоупотреблению изъятиями. Другой причиной столкновения была независимость ар хидьяконов. Вначале при епископе был один только архи дьякон, в обязанности которого входили управление низши ми клириками, заведование церковными имуществами и помощь бедным. Позже на него была возложена обязанность наблюдать за состоянием епархии и сообщать епископу о происходящих в ней беспорядках; нередко он исполнял даже обязанности церковного судьи, но от имени епископа. При Каролингах его полномочия увеличиваются: он становится главным викарием епископа (post episcopum vicarius ejus in omnibus) и в конце концов превращает в свою личную юрис дикцию то право суда, которое он раньше осуществлял лишь в качестве уполномоченного. С другой стороны, епископ - может быть, с целью защитить себя от захватов своего по мощника -начинает назначать нескольких архидьяконов и отводит им отдельные округа» которые к концу XI в. стано вятся главными подразделениями епархии и называются , архидьяконствами. Архидьякон, оставшийся при епископе и являющийся преемником прежнего единственного архи дьякона, принимает титул великого архидьякона и играет в епархии главную роль после епископа (major post episcopum). В XII в. архидьяконы присваивают себе власть постановлять приговоры об отлучении и назначать духов ных лиц в своем округе?, снабжая их бенефициями,- все это без приказа епископа, с которым они соперничают тем ус пешнее, потому что их должность - пожизненная. Епископ назначает их, но не может их сместить. Стесняемые этой чрезмерной независимостью епископы вступают в борьбу с: ними и стараются найти более покорных помощников. В конце XII в. некоторые из них заставляют помогать себе в управлении епархией и производстве суда главных викари ев и официалов, которые, конечно, могут быть сменены. Эта мера становится в следующем веке общераспространенной и наносит чувствительный удар могуществу архидьяконов, против которого борются кроме того и соборы (особенно сек бор в Лавале, 1242). Однако могущество архидьяконов не исчезло сразу, и еще в ХШ в. управление епархией делилось между епископом, соборным капитулом и архидьяконами.

Религиозные ордена т XI и XII вв. В то время, как происходит реформа белого духовенства, черное духовен ство умножается и усиливается. В то время - от Льва IX до Григория IX - замечается, особенно во Франции, небыва лое развитие монашеской жизни. Средние века, как уже не раз было сказано, представляют собой эпоху контрастов: это эпоха насилий, грубостей и чувственности, вместе с тем это и эпоха страстных покаяний и долгих эпитимий, эпоха умер щвления плоти и самобичеваний, один рассказ о которых может привести в трепет изнеженного человека наших дней. Свв. Бруно и Бернард, Гилъдегарда и Елизавета Шёнаус- кая, Франциск Ассизский и Доминик, Людовик Французс кий и Елизавета Венгерская - эти великие люди не единич ны. Тысячи последователей, охваченных отвращением к миру и одушевленных стремлением к идеалу, подражают им и большей частью ищут убежища в монастырях. Старых монастырей становится недостаточно. Повсюду основыва ются новые, не считая религиозных братств и всякого рода ассоциаций, не считая и военных орденов этого оригиналь ного учреждения, порожденного крестовыми походами. Если ограничиться собственно монашескими учреждения ми, то в занимающем нас периоде можно отметить два ос новных факта: 1) основание конгрегации, которые подчи няют часто очень большое количество монастырей одному общему управлению и ставят их в зависимость от одного какого-нибудь монастыря, который считается главой орде на, тогда как раньше монастыри не зависели друг от друга; другими словами, место древних изолированных обителей занимают религиозные ордена; 2) появление в XIII в. ни щенствующих орденов; эти новые ордена имели совершен но иное назначение, чем ордена, существовавшие до сих пор и руководившиеся уставом св. Бенедикта или так называе мым Августинским уставом. Рассмотрим эти два явления. Конгрегация есть новый институт, созданный Клюний ским аббатством оно было основано в 910 г. и находилось в цветущем состоянии до середины XII в. В ту эпоху аббат ство, управляемое Петром Преподобным (1122-1156), име ло под своей юрисдикцией более 2 тысяч монастырей, рас сеянных по различным странам; одни из них были основаны им самим, другие примкнули ордену путем акта присоеди нения (affiliation). Эти акты присоединения, добровольные или вынужденныегбыли очень часты в XI в. - вэпоху, когда клю нийские монахи старались осуществить полную централизацию монашеского мира. Однако их попытка объединить монашество не могла иметь успеха, потому что они уже в XI в утратили исключительное право на устройство конгрегации. Возникли новые монашеские центры, которые начали осно вывать новые ордена с несколько видоизмененными устава ми, в большинстве случаев, впрочем, скопированными с бе недиктинского. Первые такие конгрегации появились в Италии. Около 1018 г. св. Ромуальд из фамилии Онести в Равенне основал Камальдольский орден, соединив отшель ников Камальдоли с общежительным братством Valde Castro этот орден, утвержденный в 1072 г. Александром оказал папе деятельную поддержку в деле церковной рефор мы и был для Италии тем же, чем Клюни - для Франия Вскоре затем возник Валломбрезский орден, происшедший из пустыни, основанной в 1035 г. в долине того же названия Жаном Гвальбертом, сеньором Пистойи; именно в Валлом брезе монахи начали разделяться на патеров и послушает ков, смотря по тому, были ли они духовными или светски ми лицами; это разделение было позже принято и другими орденами, особенно цистерцианским. В Германии Гирша уский монастырь в Швабии, окончательно организованный в 1071 г. настоятелем Вильгельмом по образцу Клюнийско го аббатства, также становится родоначальником особой конгрегации.

После этого движение возобновляется во Франции, ко торая затем некоторое время играет в этом отношении ру доводящую роль. Прежде всего, в 1076 г. тверским викон том Етьеном был основан близ Лиможа орден Grandmont; этот орден, предназначенный для созерцательной жизни имел лишь второстепенное значение. Затем в 1086 г. воз ник Картезианский орден, самый строгий из всех; он был основан близ Гренобля, в дикой местности» реймсским ка иоником Бруно уроженцем Кельна, которого шокировала и побудила покинуть мир развратная жизнь его епископа Статуты ордена были составлены около 1130 г. пятым кар тезианским приором Гигом Преподобным. Почти безуслов ное молчание, постоянное воздержание от мяса, разделе ние времени между молитвой и трудом - таковы главные пункты устава. Несмотря на строгость последнего, орден быстро развился и привлек в свои ряды даже женщин. Че рез 10 лет после возникновения ордена св. Бруно бретонс кий священник Роберт Ар^риесель, всю жизнь проповедо вавший покаяние, основал орден Фонтевро на границе между Анжу и Пуату (1099). его был двойной орден, состоявший как из мужчин, так и из женщин; и те, и другие были стран ным образом подчинены юрисдикции аббатиссы Фонтевро, высшего лица в ордене. Конгрегация насчитывала во Фран ции до 60 обителей; за пределы страны она не перешла и в конце концов впала в глубокую испорченность. Более блес тящую роль «ыграл Цистерцианский орден (близ Дижона), основанный в 1098 г. Робертом де Молэм. Основание этого ордена было вызвано желанием восстановить бенедиктинс кий устав, строгое исполнение которого и предписал снача ла Роберт. Но его преемник аббат Альберик ввел в устав различные изменения, которые были утверждены в 1119 г. папой Каликстом II и благодаря которым Цистерцианский орден должен считаться отличным от Клюнийского. Своей славой и развитием Цистерцианский орден обязан, главным образом, св. Бернарду. В те годы, следовавшие за вступле нием св. Бернарда в Сито (1113), были основаны новые мо наешри в Лафертэ, Понтиньи, Клерво (в Лангрской епар хии) и т. д. Св. Бернард сам сделался аббатом в Клерво, где и умер в 1153 г. Благодаря ему влияние, которое до тех пор имели на религиозные дела клюнийские монахи, перешло к монахам Сито. К концу ХШ в. Цистерцианский орден на считывал, по самому умеренному вычислению, около 700 мужских аббатств и еще более женских. В то время, как бенедектинский устав приобрел новую силу благодаря основанию этих разнообразных конгрегации, каноники, как мы уже сказали, почти повсюду отказались от совместной жизни. Р XII в, произошла реакция, поро дившая новые сообщества каноников с более строгим уста вом» мало отличавшимся от монашеского. Этот устав был заимствован из сочинений св. Августина, поэтому такие каноники и назывались монашествующими канониками св. Августина, Большинство этих новых монашеских капитулов распадалось на известное количество конгрегации, из которых важнейшей была конгрегация Норбертинская, или Премонтранская, учрежденная в 1120 г. кельнским канони ком Норбертом в болотистой Премонтранской долине в Ланской епархии. Премонтранский орден быстро распрос транился в Германии после того, как св. Норберт был из бран в магдебургские архиепископы (1126). Из других из вестных монашеских орденов, основанных в эту эпоху, следует отметить орден св. Виктора, учрежденный в Пари же в 1113 г. Гильомом Шампо.  

  К концу XII ok были учреждены и некоторые другие ме нее важные ордена (братм-священнослужители, 1189; три нитарии, 1198; госпитальеры св. Духа, 1198; бегины и бе гарды и т. д.). Движение не прекращалось и грозило извратиться. Разнообразие уставов и соперничество конг регаций подрывали дисциплину, и в некоторых монастырях уже начинала обнаруживаться распущенность. Четвертый Латеранский собор (1215) ввиду такого положения дел предписал каждой конгрегации созывать ежегодно генеральный капитул и воспретил основывать новые ордена (канон 24-й); выбор между теми, которые существовали, оставался сво бодым. Но это запрещение, возобновленное на Лионском соборе 1245 г., имело лишь тот результат, что положило конец распространению бенедиктинского устава. Оно не помешало возникновению новых уставов и конгрегации, наполненных иным духом, смотревших на монашескую жизнь не столько как на цель, сколько как на средство. Мы имеем в виду великую реформу монашества, выразившую ся в появлении нищенствующих орденов.

Нищенствующие ордена (XIII в. ). Первыми нищен ствующими орденами, послужившими образцом для про чих, были ордена Францисканский и Доминиканский. Эти два ордена были основаны почти одновременно, и если бы св. Франциск пожелал, они составили бы одно целое. Сво им возникновением они обязаны преимущественно двум причинам. С одной стороны, паства нуждалась в руководи телях, действительно наполненных духом Евангелия. Меж ду тем в начале XIII в. белое духовенство, обогатившись более, чем это было полезно, все еще, несмотря на рефор му, было более занято светскими интересами, нежели ду ховными делами. Черное духовенство, сосредоточенное в монастырях, которые всегда находились вне городов, в очень отдаленных местностях, было слишком изолировано от свет ского общества и, кроме того, также утратило чистоту нра вов вследствие роста своих богатств. Таким образом, ни белое духовенство, ни монашество не могли доставлять народу необходимых руководителей. Для этого нужны были люди, которые относились бы с полным презрением к мир ским благам, вели бы строгий образ жизни в кругу своих братьев и без устали проповедовали бы покаяние и самоот речение как словом, так и личным примером. Это была глав ная идея, вдохновившая ев. Франциска. С другой стороны, католическая вера была поколеблена опасными ересями, которые вкрадывались в умы, придавая ceбe вид высшей формы христианства, я которые грозили исказить чистоту догмата.
Пилигрим. Конец ХIII в. По рукописи из Национальной библиотеки в Париже
  Между тем, светскому духовенству в ту эпоху, когда только начинали образовываться университеты, час та недоставало образования, необходимого для борьбы с еретиками. Что касается монашеского духовенства, то если оно и не было лишено образования, но его отдаленность от городов и склонность заниматься более богослужением, чем богословием, позволяли ему действовать лишь в исключи тельных случаях. Для борьбы с опасностью нужны были люди» которые в силу своего звания были бы обязаны изу чать и проповедовать догму. Это была главная идея, вдох повившая св. Доминика. Но если эти два новых ордена не сколько отличались друг от друга по своим задачам, так как один стремился более исправить нравы, Другой - веру, то в общем они преследовали одну и ту же цель: преобразовать светское общество. Они употребляли для этого одни и те же средства: отречение от мирских благ, чтобы быть более независимыми от условий своего времени; жизнь в городе, чтобы быть в более тесных отношениях с паствой; постоян ная проповедь, чтобы распространять религиозное образо вание; наконец - основание третьего ордена, чтобы в сре де самого светского общества приобрести помощников, пропитанных их духом.    

В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын бо гатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, Фран циск Ассизский предназначался сначала к торговой деятель ности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнан ный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, пи таясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полной бед ности (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов. В 1212 г. Франциск своим примером и совета ми склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к по стрижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс. В течение нескольких лет число последо вателей св. Франциска и последовательниц св. Клары на столько увеличилось, что образовались два францисканских ордена - мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III, ко торый даровал этому ордену» как раньше - доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав Кла рисс, составленный в 1224г., был утвержден в 1251 г. Инно кентием IV. Кроме того, в 1221 г. св. Франциск, видя стрем ление масс вступать под его руководство, и боясь» как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои мо настыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de pocnitentia), пред назначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих, обычных занятий, вести более чис тый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организа ция этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил его к лику святых.

При совершенно иных обстоятельствах возник орден доминиканцев. Доминик Гузманн, родившийся в 1170 г. в Калагорре, в епархии Осмы в Испании, с детства обнаружи вал большое усердие в молитве и стремление к подвижни ческой жизни, которые должны были привести его к духов ному сану. Пробыв 4 года в Валенсийском университете, он был рукоположен в священники епископом Осмы Диего и сделался каноником-иноком этого города. Прибыв в 1206 г. вместе со своим епископом во Францию, он был охвачен грустью при виде успехов альбигойской ереси в Лангедоке и решил с этого времени посвятить свою жизнь обращению еретиков. Десять лет оставался он в Южной Франции, по чти один и без большого успеха борясь с ересью; но его мирный крестовый поход составлял утешительный контраст с кровавым крестовым походом, который в то же время пред приняли рыцари Северной Франции. В 1215 г., после дол гих размышлений он отправился в Рим и представил Инно кентию III свой проект основания общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Иннокентий III утвердил проект и подчинил новый орден уставу св. Авгус тина. В следующем году Гонорий III даровал Доминику и его последователям название Братьев проповедников и пра во повсеместной проповеди и исповеди. Около этого вре мени состоялось знаменитое свидание Доминика с Фран циском Ассизским, на котором первый предложил слить оба их ордена в один. Св. Франциск предпочел оставить их раз деленными, но св. Доминик не отказался от своего плана. На первом генеральном капитуле, который он собрал в Бо лонье в 1220г., он отказался от августинского устава и при нял францисканский устав в его главных чертах. Он умер в следующем году (6 августа 1221 г.), оставив второй нищен ствующий орден вполне организованным и при нем такой же женский орден и третий орден для мирян. Но в окончатель ной форме доминиканский устав был составлен лишь в 1238 г. третьим генералом ордена св. Раймондом Пеннафортским. К этому времени первые два нищенствующих ордена достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах, и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распрост ранились по всей Европе. В 1264 г. генералу францискан цев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч мона хов. Генерал Доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280г. существовал мона стырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изуми тельный успех нищенствующих орденов, вначале поощряе- мый папством, скоро отодвинул на второй план старые мо нашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной сторо ны - светское духовенство было в высшей степени недоволь но теми обширными привилегиями, которые получили ми нориты и проповедники, и иногда - как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. - горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны - францисканцы и доминиканцы, считая препода вание частной-формой проповеди» заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной из вестностью некоторых из своих членов, как, например, до миниканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавенту ры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.
Франциск Ассизский проповедует перед папой Гонорием III. Фреска Джотто в церкви святого Франциска в Ассизи
  Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжи тельным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, за быв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борь бу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни св. Франциска среди его последователей можно было различать два направления: ри горическое, представителем которого был сам св. Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонс кий, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, кото рые Бонавешуреудалсюь примирить во время еш настоятель ства, но после его смерти антагонизм между ними возобно вился. В1279 г. папа Николай Ш сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов, то есть для умеренных. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуа лову возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от Францисканского ордена и соединил с только что осно ванным им орденом Целестинских отшельников; но его пре емник Бонифаций VIII, наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

Богослужение и таинства. Реформа белого духовен ства и развитие монашеских орденов свидетельствуют о том сильном религиозном движении» которое охватило в то вре мя весь христианский мир. Светское общество также чув ствовало на себе его влияние. Внешняя сторона богослуже ния, центром которого всегда было таинство евхаристии, становится более блестящей, более мистической и более возвышенной. Вместе с тем стараются еще более возвысить значение св. причастия, предупредить его профанацию и точнее определить его природу. Так, в конце XI в., ввиду ереси Беренгария, вошло в обычай воздымать во время обед ни освященную гостию, чтобы паства преклонилась перед ней; вследствие чуда в Болъсене (1264) папа Урбан IV рас пространяет на всю церковь праздник св. причастия, уста- новленный в Люттихе еще в 1246 г. епископом Робертом; несколько позднее Григорий X повелевает во время обедни стоять на коленях от освящения до причащения и прекло нять колена на улице при встрече со св. Дарами. С другой стороны, чтобы избежать пролития крови Христовой, в XII в. перестают давать мирянам причастие под обоими видами. Равным образом его перестают давать младенцам тотчас после крещения и допускают лишь по достижении ими ра зумного возраста. Наконец, богословы (Иннокентий III) пишут специальные трактаты об евхаристии, и четвертый Латеранский собор (1215 г.) создает слово «пресуществле ние» для обозначения претворения веществ, употребляемых при евхаристии, в тело и кровь Христовы. Но по странным обстоятельствам, - которые впрочем, не единичны в исто рии,- по мере того как развивается общественное богослу жение, частный культ сокращается и становится до извест ной степени менее интимным. Масса народа давно оставила привычку часто причащаться; даже благочестивые люди сле дуют этому примеру и причащаются лишь в главные празд ники. Четвертый Латеранский собор был вынужден предпи сать всем христианам причащение на Пасхе (канон 21-й).

Формы покаяния также сделались менее строгими. Пуб личные покаяния мало-помалу вышли из употребления: в XIII в. им подвергали лишь мирян, виновных в насилии над личностью епископов. Это было следствием злоупотребле ния выкупом покаяния и индульгенциями: упадок увеличи вался по мере того, как умножались зги средства уклоне ния от старинных строгостей. Тогда церковь направляет свои усилия к тому, чтобы сохранить строгость частного покая ния; четвертый Латеранский собор постановляет, наряду с пасхальным причащением, ежегодную исповедь и предпи сывает епископам рассылать по всей епархии исповедников для разрешения тяжких грехов, которые могут быть отпу щены только самим епископом (cas reserves). Эти распоря жения Латеранского собора свидетельствуют о том, что дух покаяния в начале XIII в. значительно ослабел. Чтобы вос кресить его в массах, понадобилась проповедь Франциска Ассизского и нищенствующих орденов. Их призыв вызвал реакцию: на минуту возрождаются добровольные публичные покаяния. Так, в 1261 г. город Перуджа был весь охвачен внезапным порывом аскетизма: богатые и бедные, ста рые и молодые, рыцари и крестьяне ходили по улицам, об наженные до пояса, докрыв голову платком, с хоругвью или зажженным факелом в одной руке, а другой они бичева ли себя кнутом, иногда даже до крови. Некоторое время спустя флагелланты появились и в Страсбурге. Наконец, следует указать, на широкое распространение проповеди в XIII в., вызванное также влиянием нищенствую щих орденов. Проповедь, произносимая с этих пор на про стонародном языке и часто под открытым небом, сопровож дает все акты общественной т частной жизни. В одной Франции насчитывается в течение XIII в. 260 проповедни ков, имена или произведения которых нам известны. В Гер мании францисканцы Давид Аугсбургский и Бертольд Реген сбургский (умерли в 1271 г. и 1272 г.) собирали вокруг себя тысячи слушателей. Так как ни судебное, ни политическое красноречие в ту эпоху еще не существовали, то все искусст во слова сосредоточилось в религиозной проповеди.

"ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ" - Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО

http://gelfrad.narod.ru/Library/ECW/G5/ecw_g5_pt1.html