Смешение восточной и западной аскетических традиций в богословии преподобного Бенедикта Нурсийского
Заварзин В. М.
Преподобный Бенедикт Нурсийский (480-543) по праву считается «отцом западного монашества». Он является одним из выдающихся подвижников в истории Церкви, его память чтится и Римско-Католической, и Православной Церквями (14 марта). Его житие написано папой Григорием Великим (Двоесловом). Вся вторая книга «Собеседований о жизни италийских отцов и о бессмертии души» папы Григория посвящена чудотворениям и миссионерской деятельности преп. Бенедикта. Главной заслугой преподобного стало создание для основанного им в 529 г. монастыря в Монте-Кассино оригинального устава, послужившего образцом для многих последующих монашеских уставов западной ветви христианства. Разработанный преп. Бенедиктом Устав значительно усилил монашество как главный оплот Церкви, во многом предопределил формирование как западно-христианского монашества, так и папского теократического идеала. В Уставе преп. Бенедикта нашли яркое отражение особенности западно-христианской аскетики и культуры.
Русская богословская наука не уделяла преп. Бенедикту достаточного внимания. На русском языке нет критического издания Устава преп. Бенедикта, его современного перевода на русский язык. (Перевод, сделанный в первой половине XIX века еп. Феофаном Затворником1, устарел не только в виду прогресса, произошедшего в западной патрологической науке за последние два столетия, но и из-за того, что сам еп. Феофан не переводил текст устава, а, скорее, (как и при переводе Добротолюбия) пересказывал его в категориях восточной аскетической традиции, лишая его тем самым специфики. Уловить особенности Устава в переводе еп. Феофана довольно трудно, от русского читателя остается скрытой основа западной монашеской ментальности, заложенной в Уставе). Среди исследований о преп. Бенедикте в русской патрологической науке можно назвать лишь одну статью, специально посвященную богословию Святого Отца (статья архим. Августина (Никитина))2. Небольшие очерки о нем есть у архиеп. Филарета (Гумилевского)3, проф. М.Н. Скабаллановича4 и Л.П. Карсавина5. Новая книга проф. А.И.Сидорова6 освещает определенным образом содержание Устава преподобного, но не дает полной его характеристики. Таким образом, в русской патристике место преп. Бенедикта в истории христианского богословия не до конца оценено и проанализировано.
Характеристика преп. Бенедикта как «отца западного монашества», примененная нами в начале, не совсем точна, т. к. западной патристикой установлена еще во второй четверти XX века, во-первых, зависимость преподобного от существовавших до него западных монастырских уставов, в частности от Regula Magistri и монашеских правил леринской традиции, т. е. западных монашеских уставов, созданных до появления Устава преп. Бенедикта; а во-вторых, от оригинальной аскетической традиции западной церкви (от Мартина Турского, Августина Иппонского, Амвросия Медиоланского, Кесария Арелатского, Илария Пиктавийского).
Преп. Бенедикт Нурсийский не начинает эпоху существования западного монашества: создание его Устава является завершением по меньшей мере трехвекового этапа становления западно-христианского аскетизма. В настоящей статье мы хотели бы выделить источники богословия преп. Бенедикта в аскетических традициях Запада и Востока христианского мира. Важность их определяется тем, что через Устав они оказали глубокое влияние на всего последующее развитие западного монашества.
Устав, написанный преп. Бенедиктом в 530-540 гг., является единственным дошедшим до нас его творением. Для понимания богословия нурсийского подвижника важно замечание о нем св. Григория Великого: «...Он написал для монахов правила, отличающиеся определенностью и изяществом речи. Если кто хочет подробнее узнать его обычаи и жизнь, может в этом начертании правил найти все способы его учительства, потому что святой муж не как не мог учить иначе, нежели сам жил»7. Здесь выражен важный аспект богословия преподобного, то, что он был богословом-практиком. А следовательно, опираться на предшествующих ему Отцов и Уставы он мог лишь в том случае, если они соприкасались с его аскетической практикой. К тому же, есть основания полагать, что богословские трактаты на темы монашества и девства (скажем, Амвросия Медиоланского) вряд ли были ему знакомы. Поэтому будем искать черты восточного и западного богословия в самом Уставе преп. Бенедикта.
Главным источником богословия преп. Бенедикта Нурсийского является Священное Писание. На это есть прямое указание в Правиле 73: «Ибо разве страницы или фрагменты боговдохновенных книг Ветхого и Нового Завета это не самое точное правило (вернейшую норму - rectissima norma) человеческой жизни?» (перевод мой - В. З.). Дух всего Устава характеризуется стремлением следовать букве и духу Писания, свои рассуждения преподобный основывает на толковании мест библейских книг. В данном случае преп. Бенедикт следует непосредственно за древнецерковной, а в особенности, восточно-христианской традицией монашеской письменности, т.к. вся она основывалась на Священном Писании.8. Согласно Уставу преп. Бенедикта чтение Священного Писания и размышление над ним является непременным условием иноческого жития. Западный исследовать монашеской учености, Ж. Леклерк отмечает, что «нет бенедиктинской жизни без литературы. Не то чтобы литература - это цель, даже вторичная цель, монашеской жизни; но это обусловливающий фактор»9. Кроме значительного места Священного Писания в жизни учреждаемых Уставом общин, следует отметить и то, что аскетический идеал преподобного - библейский, как это было и на Востоке, а не восточный. Направление и цель монашеской жизни в Уставе задают именно истины Священного Писания, а не местные традиции и модели монашеской жизни Востока. Возникновение монашества на Западе, как и на Востоке, обусловлено ценностными ориентациями христианства, заложено в самом его существе, а не является результатом заимствования устоявшихся аскетических практик. По словам Н.Ф. Ускова, «вряд ли... возникновение монашества на Западе следует объяснять влиянием более древних восточных образцов, хотя сам факт такого влияние и не вызывает сомнений»10.
Аскетическая традиция Востока оказала на богословие преп. Бенедикта значительное воздействие. В Правиле 73 он сам указывает на св. Василия Великого как на своего предшественника: «Сопоставления Отцов, и их установлений и жизни, и правила Святого Отца нашего Василия - что они как не памятники добродетельности образцовых и послушных монахов?» (перевод мой - В. З.) Устав преп. Бенедикта предназначался для большинства, для средних людей, далеких от анахоретства, но при этом желающих порвать с миром и подвизаться на ниве монашеского делания. Василий Великий ставил перед собой сходные задачи, когда писал свои Правила (впоследствии очень популярные в монастырях Востока). Василий писал не устав (в этом отличие его Правил от Устава Бенедикта, создавшего именно устав монашеской жизни), а аскетические поучения - Аскетирикон - для мирян, стремившихся обособиться от мира и жить общиной. При этом для св. Василия, как и преп. Бенедикта, нет разницы между евангельским и аскетическим идеалами. Правила св. Василия Великого делают акцент на совместной жизни и деятельности монахов, которые объединяются в общину. Как и в Уставе преп. Бенедикта, св. Василий Великий огромное внимание уделяет не столько созерцательной деятельности подвижников, сколько труду, послушанию и жизни общины в целом. Важной особенностью Правил, оказавшей значительное влияние на преп. Бенедикта, является деятельный характер василлианских монастырей, их социальная ориентированность. Согласно Правилам, монахи брали на себя заботы о бедных и больных: «Мы принимаем сирот, чтобы, по примеру Иова, сделаться отцами их; тех же, у которых есть родители, мы принимаем только если приведут сами родители…Должно воспитывать детей во всяческом благочестии, как детей братства»11. Монастыри св. Василия находились недалеко от городских стен, что способствовало их влиянию на жизнь мира. Правила ставят своей целью не распространение аскетического идеала в миру, деятельного (и собственным примером, и помощью) воздействия на него. Правила св. Василия предполагают возвращение усовершенствовавшихся монахов в мир для своеобразной «апостольской» проповеди христианства. Эти черты монастырей св. Василия схожи с пониманием монашеского жития в Уставе преп. Бенедикта. Одной из главных идей западно-христианского монашества, идущей от Устава преподобного, является служение миру, активная социальная работа, проповедь христианства. В этом отношении можно говорить о св. Василии как непосредственном предшественнике преподобного Бенедикта. При этом Устав, по сравнению с Правилами Василия Великого, больше стремится обособить монашескую общину от мира, усилить в ней элемент общности и единомыслия.
Вторым из восточных Отцов, повлиявших на богословие нурсийского подвижника, был преп. Пахомий Великий, основатель киновийного (общежительного) монашества, автор первого монастырского Устава. Когда преп. Бенедикт организовывал свой общежительный монастырь, его деятельность неминуемо должна была опираться на Устав преп. Пахомия, в котором были заложены все ключевые моменты устройства киновии. Для преп. Бенедикта, как и для преп. Пахомия, монастырь - это некоторая организация, живущие в нем монахи объединены не только общим местом жительства, но и стремлением общего служения Богу. Многие черты жизни и устройства монастырей преп. Пахомия (активная хозяйственная деятельность, отказ от личной собственности, четкая дифференциация труда в общине) были восприняты Уставом преп. Бенедикта и послужили образцом для организации монашеской жизни на Западе. Устав преп. Бенедикта, следуя за Уставом преп. Пахомия, определяет главное направление и цель монашеской жизни как спасение и духовное совершенствование в рамках монастыря и жизни в общине. По словам Л.П. Карсавина, «этим был положен предел личной религиозной инициативе, и желающий спастись...признавал известный идеал жизни и, подчиняя ему свою волю, мог проявлять свое религиозное воодушевление только в рамках, данных запечатленной в уставе традицией»12. Этими особенностями Устава преп. Пахомия, воспринятыми преп. Бенедиктом, были заложены организационные основы монастырской жизни в том ее виде, в котором она существовала в западной части христианского мира.
На понимание аскетики преп. Бенедиктом существенно повлияла традиция египетского иночества, воспринятая им через сочинения преп. Иоанна Кассиана Римлянина, явившегося ее проводником на Запад.
Таким образом, восточная аскетическая традиция во многом послужила основанием для богословия преп. Бенедикта. Хотя это не отрицает самобытности Устава, который возник в рамках западной аскетики. Нельзя рассматривать его в качестве простого заимствования восточных монашеских традиций и их перенесения на западную почву. По словам архим. Августина, «собственная монашеская жизнь преподобного Бенедикта в условиях Запада показала ему недостаточную действенность уставов, предназначенных для восточных аскетов. Поэтому ему пришлось частично изменить и смягчить некоторые положения прежних руководств, дополнив их точными и методическими правилами внутреннего распорядка, составленными на основе своего личного опыта»13.
Истоков богословия преп. Бенедикта следует искать в западной аскетической традиции. Нельзя согласиться с архим. Августином, считавшим, что бенедиктинский «Устав был первым из написанных на Западе и для Запада»14. Бесспорно, что до времени преп. Бенедикта западное монашество частично руководствовалось правилами, заимствованными с Востока, такими, как Правила св. Василия Великого, или монашескими традициями Египта или Сирии, которые наиболее полно отражены в сочинениях преп. Иоанна Кассиана. При этом Устав преп. Бенедикта опирался, прежде всего, на западную традицию. Здесь следует указать на две главные линии влияния: первая шла от «Regula magistri» («Правила учителя»), вторая от «Устава» блаженного Августина Иппонского. По словам проф. А. И. Сидорова, «Бенедикт органично сочетал в своем произведении два течения общежительного монашества: одно, в котором элементы отшельничества достаточно сильны, имело своим истоком египетское иночество (посредниками здесь были преп. Иоанн Кассиан Римлянин и анонимный автор «Правила учителя»), а другое, с более выраженным акцентом на строгом киновитском житии, исходило непосредственно от блаженного Августина»15.
Важнейшим среди западных источников Устава преп. Бенедикта является «Regula magistri» («Правило учителя») - обширный устав, созданный в первой четверти VI в. неизвестным настоятелем небольшой монашеской общины, расположенной недалеко от Рима. Можно сказать, что «Правило» послужило основой Устава преподобного. Преп. Бенедикт часто цитирует и пересказывает его в своем Уставе. Экзегетика Священного Писания, аскетика и дисциплинарная часть «Правила» во многом совпадают с богословием преп. Бенедикта. «Правило» рассматривает иноческое житие как «школу служения Господу (Dominici scola seruitii)», вступление в него открывает начало духовной брани, причем ее участником являет не каждый инок в отдельности, а община в целом, руководимая настоятелем. Преп. Бенедикт в Предисловии к своему Уставу также говорит о том, что он стремится основать «школу служения Господу». Преподобный рассматривает монахов в качестве «воинства Христова» (Предисловие, гл.22).
На преп. Бенедикта Нурсийского оказали влияние сочинения преп. Иоанна Кассиана Римлянина, который оказался носителем и распространителем идей восточного монашества на христианском Западе. Все его миросозерцание, отраженное в «Постановлениях киновитян» и «Собеседованиях», запечатлено духом предания египетских (и вообще восточных отцов-подвижников). В духе данного предания преп. Иоанн рассматривает иноческое житие как высшую науку и искусство. Его сочинения характеризуют практику монашеской жизни, при этом у него значительно меньше, чем у преп. Бенедикта выступает дисциплинарный момент. Хотя влияние восточной практики, изложенной и осмысленной преп. Ионном Кассианом, ощущается в Уставе преп. Бенедикта.
Блж. Августин Иппонский также писал правила для монашеских общежительных общин близ Тагаста, но его правила, скорее поучения о стяжании аскетического идеала, воплощенного в Церкви. Они повлияли на понимание монашества преп. Бенедиктом, хотя они имеют мало общего с дисциплинарной частью его устава.
Таким образом, преп. Бенедикт сочетал в своем Уставе различные влияния как восточной, так и западной аскетических традиций. При этом заслуга его в том, что своим богословием он дал возможность дальнейшего прогресса западно-христианского монашества. В своих трудах, по словам Л.П. Карсавина, «Бенедикт сумел соединить идеалы Востока с особенностями западной жизни и культуры, дал основание «монастырского служения», счастливо избежав, с одной стороны, неосуществимого, с другой - принижение идеала»16. Устав преподобного Бенедикта возник на основании существовавших до него аскетических традиций Востока и Запада христианского мира. Опираясь главным образом на Священное Писание, преподобный сумел сочетать существовавшие на Востоке и воспринятые на Западе формы монашеской жизни (общежительное монашество), аскетическое учение восточных (египетских) и западных (преп. Иоанн Кассиан, блж. Августин Иппонский) отцов-аскетов, традиции монашеских уставов (Устав преп. Пахомия Великого и «Regula Magistri»), ментальные основы западно-христианского идеала (активное социальное служение, объединение насельников монастыря в сплоченную общину, почти семью). Все это придало Уставу преп. Бенедикта огромное значение в развитии и становлении западного монашества.
1 Древние иноческие уставы преп. Пахомия Великого, св. Василия Великого, преп. Иоанна Кассиана и преп. Венедикта. - М., 1892
2 Августин (Никитин), игумен. Преподобный Венедикт Нурсийский (480-543). (К 1500- летнему юбилею)// Богословские труды. - Сб. 21. - 1980. - С. 221-240.
3 Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. - М.: Паломник, 1996. - (Святые Отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых). - Т. III. - С. 110-112.
4 Скабалланович М. Западное монашество в его прошлом и настоящем. Исторический очерк//Труды КДА. - 1917. - т. 1.
5 Карсавин Л. П. Монашество в средние века. - М.: Высшая школа, 1992. - 191 с.
6 Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. - М.: Паломник, 1998. - (Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках). - 528 с.
7 Св. Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. - М.: Благовест, 1996. [Репринт: Казань, 1858]. - Кн. 2. Гл. 36. «О том, что св. Венедикт написал правила для монахов». - С. 122-123.
8 Сидоров А. И. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. - М.: Паломник, 2002. - (Православное монашество и аскетика в памятниках и исследованиях) - С. 61-64.
9 Leclerque J. The Love of Learning and the Desire of God. A Study of Monastic Culture. N.Y., 1994, p.17// (перевод мой - В.З. по: Сидоров А.И. У истоков культуры святости..., С.63).
10 Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III - середины XI в. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 61.
11 Цит. по: Карсавин Л. П. Монашество..., С. 42.
12 Карсавин Л. П. Монашество..., С. 41.
13 Августин (Никитин), игумен. Преподобный Венедикт..., С. 229.
14 Там же.
15 Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм..., С. 343.
16 Карсавин Л. П. Монашество..., С. 64-65.
Источник http://www.teologia-tula.ru/library/vest1/benedict.php