Средневековые мистерии
Мистерии у нас тоже были, и у нас это называется "действо" или "чин". Остаток подобных многочисленных чинопоследований у нас - это чин умовения ног. Это то, что у нас осталось от древних мистерий. Они зарождались ещё в первые века христианства в Иерусалиме, потому что тогда богослужения конкретно были связаны с определенными местами в Иерусалиме. Постепенно возникли богослужения с некоторыми инсценировками. Практиковался чин хождения на осляти. Патриарх садился на осла и изображал Спасителя, который совершал путь в Иерусалим.
В РПЦ этот чин практиковался до самого синодального периода. После смерти последнего патриарха Адриана это чинопоследование прекратилось, а до этого каждый год из кремля патриарх совершал торжественный выезд на лошади, которая была украшена роскошной попоной, и дюжие конюхи вели под узцы эту лошадь, которая изображал осла, а патриарх в полном облачении изображал Спасителя. Вели его к собору Василия Блаженного. Царь вел лошадь символически под узцы, и патриарх потом приглашал царя и всю его свиту к себе, был обед, давал значительную сумму царю "за понесенные труды".
Был чин сожжения отроков в пещи. Анания, Азария и Мисаил были брошены в пещь огненную и остались невредимыми, поскольку сила Божия их сохраняла. Это было и в Москве, и в Новгороде, и в Вологде. Там уже не только патриарх возглавлял это сожжение, но и митрополиты. Делались специальные бадьи, куда забирались эти отроки, и устраивалось нечто вроде бенгальского огня. В Новгороде такая пещь сохранилась до XIX веке, была перевезена в СПб и хранится как экспонат в музее Академии художеств. Таковы примеры наших мистерий.
На Западе уже в IX веке пасхальные чтения текстов явления Спасителя сопровождались предметной демонстрацией этого события. На первых порах было очень скромно. Посреди храма стоял крест, потом его благоговейно заворачивали в черную материю и относили на Плащаницу. Это означало погребение тела Господня. Когда начиналось пасхальное богослужение, то двери храма отворялись, зажигались свечи, клирики облачались в роскошные праздничные облачения, раздавались звуки органа и торжественные пасхальные песнопения.
Практиковался чин. 3 клирика изображали жен-мироносиц, которые пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса. В IX веке уже встречается этот чин. Епископ восседал на стасидии, благословлял священников на совершение этого действа. Священники облачались в далматику (длинную мантию без рукавов, которая была наброшена на плечи, и на груди была застегнута), головы их были перевязаны льняными платками - ани,кт. В руках они держали сосуды с благовониями и кадильницы. Их провожала процессия. Впереди шли певчие с зажженными светильниками, а рядом шел кантор, который держал в руках чинопоследование и подсказывал какие то моменты чина. Процессия двигалась к престолу, который обозначал гроб Господень. Эти три "Марии" подходили ко гробу и пели. В пении использовались не евангельские стихи, а специально сочиненные для этого случая, и это является первым расширением этого действа, выходящим за рамки евангельских текстов. В обиходнике XIII века, который был составлен во Франции, имеется текст того, что они пели, там есть некоторые французские названия. Подстрочный перевод примерно такой.
"Недалеко от святого Града находится сад, похожий на Елиссейские поля, и в этом саду великодушный центурион в своей собственной гробнице похоронил Цветок, рожденный Девой Марией. Но на третий день Цветок этот снова начал цвести вне гробницы".
Заканчивая пение, эти 3 "Марии" подходили к алтарю, где их ожидал отрок из хора, который изображал ангела. Он сидел по левую сторону от престола ("Гроба Господня"). Он спрашивал: кого вы ищете, слуги Христовы? Они, преклоняя пред ним колени, говорили: "Иисуса Назарянина распятого мы ищем, о житель неба". Отрок приподнимал покров, лежащий на престоле, и делал вид, что он смотрит внутрь, хотя престол был сплошным. И отрок начинал петь: "Его здесь нет, Он воскрес, идите, возвестите, что Он воскрес". Каноники поднимались с колен, возвращались к притвору с пением пасхальных песнопений: "Ныне Господь воскрес, Христос Сын Божий, возносите жертву хвалы пасхальному Агнцу...".
Когда они подходили к хору, два других каноника, которые представляли народ, спрашивали у одной из "Марий": "Скажи нам, Мария, что ты видела?" Один из трех отвечал: "Я видела гроб Христа, я видела славу воскресшего Христа". Потом спрашивали у другой "Марии", она говорила примерно те же слова, и все 3 "Марии" свидетельствовали о воскресении Христовом. После этого хор пел: "Мы знаем, что Христос воистину воскрес из мертвых, о Царь, Победитель смерти, помилуй нас". На этом мистерия заканчивалась. Епископ поднимался со своего места, направлялся к алтарю, и начиналась Утреня.
Таким образом, пасхальная мистерия в первоначальном виде была некоторым театральным элементом, но, тем не менее, имела она литургическое, чисто церковное значение, она должна была обращать особое внимание на самые важные моменты пасхального богослужения.
Такие мистерии ставились и в Англии. Сохранилось чинопоследование английской мистерии, которое было составлено в Х веке. На полях сохранились пометки, принадлежащие епископу Винчестерскому (Винчестер - старинный город на юге Англии, довольно древняя кафедра). Епископ делал пометки на полях, выступая режиссером: "Во время чтения пусть четверо из братьев облачатся, причем, один, одев альбу (белое облачение - отсюда "туманный альбион" - тем мореплавателям, которые приближались к английскому берегу, казалось, что они видят нечто белое, потому что высокие обрывистые берега и меловые отложения - белый берег), подойдет незаметно к плащанице и тихо сядет с пальмовой веткой в руке. Во время пения третьего антифона пусть трое оставшихся наденут свои ризы и с кадилами в руках направятся к месту гроба, делая вид, что они что то ищут". Т.е. епископ выступает в роли художественного руководителя.
Когда разыгрывались первые мистерии, они были довольно простыми, потом постепенно мистерии начали ставиться каждый день страстной и пасхальной седмицы, и посвящены они были последним дням жизни Спасителя, Его смерти и Воскресению. Постепенно мистериальный цикл начал расширяться, и торжественность мистерий тоже начала увеличиваться.
Начиная с XI века, во Франции начали устраивать в пасхальную неделю литургическую мистерию под названием "Девы мудрые - девы неразумные". Каноники, т.е. священники кафедрального собора, одетые условно женщинами, с кадилами выходили на середину храма. Отрок (ангел) узнав о том, что они ищут Иисуса Христа, торжественно объявлял, что Он воскрес. Затем появлялся Сам Господь и возвещал о Своем будущем пришествии. После этого каноники делились на 2 группы: "девы мудрые" и "девы неразумные" (Мф.25). В мистерии совершались события из этой притчи. Когда неразумные девы приходили к продавцам, чтобы покупать масло, продавцы говорили: "О скорбные, идите за вашими мудрыми сестрами и просите их ради Бога славы, чтобы они помогли вам маслом, ибо скоро придет Жених, о скорбные". Получив отказ со всех сторон, неразумные девы впадали в отчаяние и взывали ко Христу: "Услышь, о Жених, голоса плачущих, и дай нам с подругами помощь". Когда заканчивалась сцена дев, следует помета: "Пусть войдет Жених". Появляется Иисус Христос, отрекается от неразумных дев, ибо у них нет света, они обречены на вечные страдания в аду.
На Востоке в это время какие то мистерии ещё сохранялись, но они не получили дальнейшего развития, хотя на Востоке для этого были все условия, потому что основные евангельские события были в Иерусалиме. Дело в том, что с VII века мусульмане заняли Палестину, и христиане не могли там совершать мистерии, потому что они спровоцировали бы мусульман на разные насильственные действия. Более того, в храме Воскресения Христова, где Гроб Господень, богослужения совершались только ночью и при плотно закрытых изнутри дверях - чтобы не спровоцировать мусульман на насильственные действия. Мусульмане, которые жили и сейчас живут в Иерусалиме, могли десятки лет жить бок о бок с ними, и днем видели, что в храме ничего не совершается. В куполе, поэтому, было сделано довольно большое отверстие, чтобы была вентиляция. Когда в 1809 году там произошел небольшой пожар, то отверстие дало эффект тяги, как в печке, и всё быстро было объято пламенем, и всё выгорело за 10 минут.
В России мистерии практиковались больше, потому что Россия оставалась единственной православной страной, свободной от мусульманского гнета. Потом у нас начались свои собственные проблемы - было устроено патриаршество, и в синодальный период митрополиты не могли совершать мистерии, поскольку считалось, что только патриарх имеет право олицетворять собой Самого Спасителя. Сейчас эта традиция давно забыта, и возрождать традицию хождения на осляти будет довольно странно, многие поймут это не совсем правильно.
Освящение воды в иордани - тоже своего рода мистерия, только в меньшей степени театрализованная.
Итак, священники изображали евангельских персонажей, а внеевангельских (публика, продающие) могли играть прихожане. Причем текст из Евангелия произносился на латыни, а тексты вольные, написанные по этому случаю, произносили на местных языках. В конце концов, это начали изображать в стихах. Появились вне-евангельские персонажи, сцены из обыденной жизни, в общем, мистерии начали обмирщаться и из церковного действа начали превращаться в театрализованный спектакль. С конца XII и в течение XIII века число мистерий увеличивалось, расширялись эпизоды прежних мистерий, составлялись новые, переделывались старые, и мистерии ставились не в каком то одном крупном городе, а и в более мелких городах силой прихода. Даже в монастырях ставились мистерии.
Добавлялись эпизоды из Деяний апостольских - эпизоды из истории Церкви - т.е. сюжеты вышли за пределы Евангелий.
Постепенно мистерии, посвященные Воскресению Христову, стали формироваться в единый пасхальный цикл: добавился эпизод встречи Христа с двумя апостолами, шедшими в Еммаус, когда они не узнали Спасителя. Затем изображалась сцена встречи Спасителя с Марией Магдалиной, когда она хотела до Него дотронуться, а Он сказал: "Не касайся Меня, ибо Я не восшел ещё к Отцу". Это всё дополняло пасхальный цикл, и образовалась единая страстна,я мистерия, изображавшая почти все евангельские события последних дней жизни Спасителя. Получилось название "Misterie de la Passion" - "Мистерия страданий". Не хватало уже богослужений пасхальной седмицы, и их уже распространили и на Фомину неделю.
Брали такие эпизоды как обращение Савла. Согласно преданию, когда Савл услышал глас Господа с небес, он упал с лошади. Лошадь в храм вводить нельзя было, поэтому эту мистерию стали ставить на паперти у храма. Т.о. постепенно мистерии начали выходить за пределы храма, и появился термин "полу-литургическая драма" или "драма на паперти". Делался ещё один шаг на пути театрализации этих церковных действ.
Появился цикл "Мираклии" от латинского слова "miraclum" - "чудо". Обычно их ставили из жития святителя Николая Чудотворца и преимущественно те эпизоды, где святитель совершал чудеса. Это уже за пределами Нового Завета. Делали Мираклии с участием Пресвятой Девы Марии, и эти мираклии получили название "Miracles de Notre Dame". В этих представления Дева Мария вызволяла людей из их невзгод, особенно часто спасала от всяческих бедствий неразумных молодых дев и простодушных молодых жен - назидательные были мираклии. Размеры храма становились слишком тесными для этого, поэтому уже в 1210 году папа Иннокентий III запретил представление литургических драм внутри храма. Эти драмы предписывалось разыгрывать на паперти, затем на церковной площади (чаще всего на главной площади города). Поскольку стены храма уже не ограничивали фантазию участников и устроителей, то это обстоятельство послужило к тому, что мираклии приобрели ещё больший размах. Ещё больше мирян привлекалось к участию в мистериях, и все они относились к этому как к церковному послушанию с благоговением, с энтузиазмом, они проявляли изобретательность и талант.
Чисто внешне мистерии становились всё более эффектными и масштабными, и в этом скрывалась некая масштабность - они теряли свою первоначальную идею - привлекать внимание молящихся к какому то очень важному эпизоду из жизни Спасителя и заострять на этом внимание. А теперь мистерии отвлекали от богослужения, и люди воспринимали мистерии, как спектакли - после них в храм уже не шли.
Потом к дню проведения мистерий начали приурочиваться ярмарочные дни на прилегающих улицах и площадях - в этот день был всеобщий балаган. Теперь верующие с большим интересом смотрели на любопытные эпизоды, эффектные костюмы, и это приносило Церкви больше вреда, чем пользы. Так что папа Иннокентий III предписал из храма мистерии убрать, но они продолжали разыгрываться на улицах.
Привлекались поэты, которые писали стихи для мистерий. Один из них Арно Греба,н составил страстную мистерию в 25.000 стихов. Текст был уже околоевангельский. Впоследствии текст был переделан другим поэтом, и цикл страстной мистерии увеличился до 68.000 стихов. Количество участников:
- Зачатие, Рождение Марией Богомладенца - ок. 100 человек;
- проповедь Иоанна Крестителя - 87 человек;
- жизнь Иисуса Христа - 100 человек;
- вход Господень в Иерусалим - 79 человек;
- страдание и смерть Иисуса Христа;
- Воскресение Христово.
Постановка мистерий стало делом дорогостоящим, надо было найти технического руководителя, который бы согласовывал все эти эпизоды, и всё это решалось на уровне мэрии или магистрата (городского совета). Задолго до начала мистерии образовывалась целая комиссия во главе с епископом (хотя мистерии происходили вне храма, но при благословении и с цензурой епископа). В комитет входили городской глава, его помощники. Приглашали поэтов для написания текстов, приглашали исполнителей, вели финансовые дела, готовили встречу именитых людей и т.д. В средние века в городах были ремесленники, которые были объединены в гильдии или цеха. Каждый цех получал самостоятельный эпизод, чтобы подготовить всё необходимое для этого эпизода. Сохранился текст английской мистерии Йоркского цикла. В Йорке организация мистерий была распределена между 49 городскими гильдиями с тем расчетом, чтобы каждая гильдия могла продемонстрировать и свое профессиональное искусство, и богатство своей ремесленной корпорации. Эпизод с построением Ноева ковчега исполняли корабельщики, "всемирный потоп" организовывали рыбаки и матросы. Трудно себе представить, как это происходило в Йорке, а в Колизее в Риме на арену подавали воду, закрывали все сливы и устраивали даже морские бои для зрителей. Организация "Тайной вечери" доставалась пекарям, чтобы доставлять хлебы. Омовение ног, которое Господь совершил на Тайной вечери, обеспечивали водовозы. Вознесение Господне брали на себя портные, поклонение волхвов обеспечивали ювелиры. Каждый цех не жалел средств, чтобы это обеспечить, потому что это была своеобразная реклама для цеха. Хотя каждый цех отвечал только за свой участок, были общие режиссеры, которые выстраивали все эти сюжеты, и получалось стройное евангельское повествование.
Устройство мистерий обходилось очень дорого, и не только гильдии это обеспечивали, но давал деньги городской совет, король, богатые граждане и монастыри.
Тексты мистерий рассматривались заранее епископом, и требовалось особое разрешение Церкви на проведение таких мистерий.
Один из современников, который присутствовал на одной из мистерий во французском городе Валансьен, рассказывает, что мистерия проходила 25 дней: "И в каждый из дней были показаны вещи замечательные и достойные восхищения. Жезл Моисея, сначала сухой и бесплодный, внезапно зацветал цветами и покрывался плодами. Было показано, как вода превращается в вино столь таинственно, что этому можно было поверить, и более 100 лиц из числа зрителей захотели попробовать этого вина. 5 хлебов и 2 рыбы таким же образом умножились и были разделены среди более, чем тысячи человек, при этом, осталось ещё более 12-ти корзин. Затмение, землетрясение, распадение камней на части и другие чудеса, совершавшиеся в момент смерти Спасителя, были представлены с превосходным искусством".
В некоторых городах и странах это приобрело настолько регулярный характер, что появились и профессионалы, которые тем только и занимались, что организовывали мистерии. Одно из известных таких профессиональных объединений - это "Братство Страстей" в Париже (Confrerie de la Passion). В 1402 году это братство получило разрешение от короля Карла VI организовывать мистерии в предместье Парижа в странноприимном доме - им был выдан как бы патент на исключительное право ставить эти спектакли. И только этому братству "позволялось показывать в Париже мистерии, мираклии и прочие религиозные и моральные пьесы" - так было в королевском указе.
Шли годы, сменялись поколения, дело братства процветало, часто присутствовали на этих мистериях короли. Иногда они были настолько загружены, что мистерии в течение года показывались до 8 месяцев. Такое "мрачное средневековье" - с одной стороны костры, инквизиция, пытки, с другой стороны - такой разгул; после пыток и костров население желало немного отдохнуть.
До середины XVI века мистерии процветали, и только лишь с этих пор встал вопрос, что надо отменить эти мистерии. В начале XVI века в Германии началась реформация. Мартин Лютер был умеренным реформатором, но был ещё Жан Кальви,н (француз), который проводил реформацию в Женеве. Он приобрел большую духовную власть в Женеве. Он призывал всех к пуританскому стилю жизни: скромному, почти аскетичному, в Женеве даже была введена своеобразная "полиция нравов". Кальвинисты ходил по домам и смотрели, чтобы в воскресные дни все чинно сидели и читали Библию, чтобы не было игр, инструментов, плясок. Кальвинисты провели реформацию не только в Женеве, но большое число кальвинистов появилось во Франции, где их называли "гугеноты" (искаж. нем.-швейц. слово "эйдгеноссе" - "сотоварищи" - которые дали обет для совместной борьбы). Гугеноты особенно сильно критиковали мистерии, считая, что Католическая Церковь устраивает балаганы. Поскольку движение кальвинистов во Франции ширилось, то обеспокоенное руководство Католической Церкви, решило, что не надо давать пищу для критики, а мистерии были очень уязвимым объектом для критики со стороны кальвинистов.
Так что в 1548 году Парижский парламент издал указ, запрещавший "Братству Страстей" ставить мистерии. В других городах мистерии традиции мистерий пока сохранялись, и вот как это происходило. О начале мистерии объявлялось за неделю до её начала. По городу торжественно шли трубачи, герольды, и при звуках труб возвещалось, что такого то дня будет мистерия. Обычно в это время устраивались ярмарочные дни. Поскольку в этот город прибывали к этому дню гости, паломники, торговцы со своим товаром из других мест и городов, то Церковь в лице епископа объявляла Божий мир - "Pax Dei", согласно которому запрещались любые формы насилия, любые междоусобные войны. Во Франции была какая то централизация, всё было под королевской властью, а в Германии и Италии князья сражались между собой, и паломники рисковали попасть в эту переделку. Поэтому под страхом отлучения от Церкви в эту неделю запрещалось воевать. Церковь в идеале вообще могла бы запретить войны на вечные времена, так и бывало, но жизнь показывала, что это нереально, поэтому можно было провозглашать лишь на некоторое время перемирие, чтобы купцы и паломники могли безбоязненно съезжаться в город.
Накануне с вечера предписывалось особенно внимательно присматриваться к приезжим, которые останавливаются в гостиницах, странноприимных домах, и владельцы были обязаны обо всех подозрительных личностях сообщать в полицию, поскольку нельзя было ничем омрачать мистерию, и все подозрительные личности "привлекались к ответу", выяснялось, кто это и откуда.
В день совершения мистерии запрещалось выходить на улицу с оружием. Только лишь городские конные патрули могли иметь при себе оружие. Прекращались все работы, запрещалась торговля, ярмарка начинала действовать лишь после мистерии. Ворота, ведущие в город, накрепко запирались, жители чувствовали себя в полной безопасности. Если город был окружен рвом, или его огибала река, то поднимали ещё мосты, чтобы в город не могли внезапно ворваться враги.
Мистерия начиналась с благословения епископа. Когда начиналась молитва перед мистерией, воцарялась полная тишина. Тех, кто начинал шуметь, привлекался к ответу под страхом церковных наказаний, т.е. это не был балаган, а было полу-литургическое действо.
Тем не менее, эти мистерии постепенно в разных странах Европы были отменены по причине того, что протестанты-кальвинисты, а позднее и лютеране начали критиковать Церковь, что она превращается в театр.
В Англии мистерии были запрещены в 1672 году. В других странах Европы ещё раньше. Лютер допускал мистерии, но в очень ограниченных рамках для благочестивых целей. Жан Кальвин был непримиримым врагом мистерий. К концу XVI века постановка мистерий утратила свою организационную базу. Средневековые гильдии начали распадаться, каждый ремесленник входил в сообщество чисто формально, и в гильдии не было тесных связей - нельзя было выделить какую то сумму, каждый работал сам по себе. Поэтому к концу XVI века почти во всех западных странах мистерии прекратили свое существование. Лишь в Испании мистерии продолжали иметь место, потому что в Испании протестантизм не получил распространения.
В Испании мистерии продолжали разыгрываться вплоть до XVIII века, и к написанию текстов мистерий привлекались знаменитые драматурги, как Ло,по де Вега, Кальдеро,н, Ти,рсо де Моли,на. Их светские пьесы - лишь побочный материал, а главное внимание они уделяли мистериям. Мистерии в Испании были официально запрещены лишь в 1756 году.
И в настоящее время в некоторых странах сохранились мистерии. В Испании в городке Эльче в 20 километрах от городка Алеканте (юг Испании), регулярно 14 и 15 августа проводится мистерия в честь Успения и Вознесения Божией Матери. Эта мистерия, несмотря на запрет, имеется, потому что жители Эльчи вымолили себе право устраивать эту мистерию. В этом городке Божию Матерь играет, по традиции, подросток 12 ти лет. Апостолы - молодые люди с гитарами и арфами в руках. "Апостолы" поднимаются под купол, вознося изображение Божией Матери - Её "душу". В 1978 году эта мистерия на средства Юнеско была заснята на кинопленку, и сделан фильм на 110 минут. Многие ведущие телекомпании мира продемонстрировали этот фильм по телевидению.
В Люксембурге есть городок Етерна,х, где есть знаменитая "процессия пляшущих" - проводится в день Пятидесятницы. Во время процессии по городу жители начинают впадать в экстаз, пляшут, подпрыгивают и считают, что на них сошел Святой Дух, как на апостолов в день Пятидесятницы. Эта процессия пляшущих каждый год там повторяется. Поскольку урбанизация делает свое дело, люди в городах более зашоренные в своих чувствах, покрылись броней эмоциональной нечуткости, поэтому всё труднее жителям Етернаха впадать в транс. Поэтому впереди процессии они пускают маленьких мальчиков, которые быстрее начинают скакать и плясать, глядя на них, и взрослые впадают в такое состояние - мальчики как бы "разогревают публику".
Город Брюгге в Бельгии знаменит тем, что ещё в эпоху крестовых походов туда была привезена крестоносцами святыня: "ампула с кровью Спасителя". Она была помещена в часовню, специально для этого построенной. В определенный день в городе идет процессия - несут эту ампулу в роскошной монстрации, а заодно вспоминают Библейскую историю: Адам и Ева, изгнанные из рая, идут по главной улице, облаченные листьями, и Спаситель, и воины.
В Баварии есть деревушка Обераммергау, где каждые десять лет представляются "страсти Господни", и начало идет со средних веков. Когда то этой деревушке угрожала эпидемия чумы. Другие деревушки чума выкосила, а жители Обераммергау дали обет: если чума обойдет их стороной, они будут каждый год разыгрывать мистерию страстей Господних. Они это честно исполняли каждый год. Но поколения сменялись, они решили, что это обходится очень дорого, и лишь раз в 10 лет происходят у них такие мистерии. Поскольку это происходит так редко, то любители и знатоки этого стараются хоть раз в жизни посетить эту мистерию, и уже за год раскупаются места в гостиницах, цены на всё растут. Так что эта мистерия пользуется успехом.
Нашему соотечественнику Максимилиану Волошину повезло - он ещё до революции там побывал и в своих записках он описывает свои впечатления от мистерии в Обераммергау.
Хотя в Испании мистерии были запрещены, в заморских испанских колониях запрет не распространялся. Поэтому и теперь на Филиппинах и в Латинской Америке мистерии имеют место.