Упрочение папской власти
Конклав и кардиналы. - Отношение папы к церкви; упадок власти архиепископов. - Отношение папы к светским князьям; папское верховенство.
Конклав и кардиналы. Спор из-за инвеститур, реформа духовенства, борьба с ересями чаще прежнего давали повод папе вмешиваться в дела христианского мира. Благодаря этому папская власть должна была точнее определить ся и окрепнуть. Действительно, в промежуток времени, от деляющий Григория VII от Бонифация VIII, совершаются оба эти процесса.
В середине XI в. папы начали регламентировать порядок папских выборов, чтобы предотвратить те смуты, которыми так часто сопровождались последние, чтобы обеспечить их независимость и по возможности освободиться от вме шательства римской знати и опеки немецких императоров. Николай II, избранный благодаря влиянию Гильдебранда, должен был бороться с антипапой, которого выставила про тив него фамилия тускуланских графов (1058), и эта борьба была кровопролитна. По окончании ее он издал на Римском соборе 1059 г. знаменитый декрет, предоставлявший право избрания папы кардиналам, то есть той части римского духовенства» которая составляла постоянный совет папы. Состав коллегии кардиналов или священной коллегии был отображая выше. Декрет 1059 г. предоставил кардиналам- епископам браво предлагать кандидатов, между которыми затем выбирала священная коллегия в полном составе. Ре зультат выборов подлежал еще одобрению со стороны ос тального духовенства и римского народа, а затем сообщал ся императору, которого приглашали признать избранного; но это право признания бьло лишь знаком почета и не име ло ничего общего с тем правом утверждения, на которое раньше претендовал император. В принципе кардиналы дол жны были собираться в Риме, если только свобода выборов была там обеспечена, и выбирать в папы одного из членов римского духовенства, если между ними оказывался чело век, достойный этого сана. Кроме того, декрет 1059 г. пре дусматривал те, к несчастью столь частые, случаи, когда война или какое-нибудь другое обстоятельство препятство вали восшествию папы на престол: тогда лада имел право в силу самого факта избрания вступить в обладание апостоль ской властью. Этот декрет вызвал в Германии сильное раз дражение. Но Николай II заключил союз с вождем южно итальянских норманнов Робертом Гюискаром, который обещал защищать новую организацию папских выборов; последняя была потом еще два раза подтверждена Никола ем II на Латеранских соборах 1060 и 1061 гг.
Его преемник Александр II был избран уже по новой си стеме (1061). В 1073 г. Гильдебранд, фактически управляв ший церковью в течение 25 лет, был единогласно избран Папа Александр III(1159-1181) вручает меч дожу Цани (1172-1178),
Фреска Спинелло Спннвлли(1333-1410). Сиена.Дворец коммуны. Персонажи одеты в костюмы XIV в.
духовенством и народом, но чтобы не нарушить декрета Николая II, кардиналы дали свое согласие на его избрание. Несомненно также, что Гильдебранд просил у императора Генриха IV его одобрения, но это был последний раз, когда папские выборы были поставлены в зависимость от согла сия германского императора. Влияние кардиналов, облечеш ных отныне исключительным правом выбирать пап, есте ственно очень усилилось, тем более, что само папство становилось преобладающей силой в христианском мире. Таким образом, кардиналы, из которых каждый занимал до сих пор в-церковной иерархии такое место, какое принадле жало ему в силу его сана, в XIII в. получили перевел над епископами, архиепископами и даже патриархами. В 1245 г. Иннокентий IV даровал им как знак отличия знаменитую красную шапку.
Практическое осуществление декрета Николая II вызва ло вначале некоторые затруднения, особенно после смерти Григория VII и его преемника Пасхалия II. Но затем в тече ние полутора веков с лишним папские Выборы производи лись по згой системе. К несчастью, Николаи II не предус мотрел того случая; когда кардиналы разделятся и произведут двойные выборы: стоило лишь меньшинству не уступить, и раскол был неизбежен. Именно такой случай произошел в 1130 г., когда одновременно были выбраны Ин нокентий II, признанный Францией, Англией и Германией, и антипапа Анаклет П, который сумел привлечь на свою сторону Рим, Сицилию и Шотландию. Раскол продолжался восемь лет. В 1159 г. меньшинство священной коллегии противопоставило правильно избранному Александру III антипапу Виктора IV. Фридрих Барбаросса, воевавший тог да с курией, поспешил поддержать Виктора IV, тогда как законный папа постепенно был признан остальными хрис тианскими государствами. Мир был восстановлен лишь в 1177 г. Собравшийся вскоре после этого (1179) третий Все ленский Собор в Латеране решил дополнить декрет Нико лая II, чтобы предотвратить возможность новых расколов. С этой целью он издал канон «Licet de vitanda», который постановлял, что папой должен быть признан лишь тот, кто получит две трети всего числа голосов; всякий же другой, кто присвоит себе этот сан, подлежит отлучению.
Канон третьего Латеранского собора породил новые зат руднения, обнаружившиеся в XIII в. Чтобы собрать две трети священной коллегии, часто требовалось продолжительное время; папские выборы, которые в XII в: совершались быс тро, теперь сделались более медленными. С 1241 г. между царствия в несколько месяцев случаются очень часто: Ин нокентий IV был избран лишь через полтора года после смерти своего предшественника, Урбан TV - через четыре месяца, Григорий X - через три года; Чтобы устранить по добные замедления, которые, конечно, вредно отзывались на интересах христианства, второй Вселенский Собор в Ли оне (1274) образовал так называемый конклав, то есть по велел запирать на ключ (cum clave) кардиналов-избирате лей; если в течение трех дней они не придут к соглашению, то в следующие пять дней должны будут довольствоваться одним блюдом (uno solo ferculo sint contend). Но пригод ность этой меры йе успели оценить, так как Иоанн XXI и Николай IV отменили ее. После смерти последнего (1292) между кардиналами в течение 27 месяцев господствовало глубокое разногласие, которое поддерживали соперничав шие партии двух могущественных римских фамилий - Ко лонна и Орсини. Наконец, они призвали на папский престол неспособного к правлению отшельника Целестина V; через шесть месяцев он отрекся, позаботившись, однако, подтвер дить декрет Лионского собора, который таким образом окон чательно урегулировал систему папских выборов.
Отношение папы к церкви; упадок власти архиепископов. Что касается папской власти, то, благода ря деятельности богословов и канонистов, ее границы оп ределяются теперь с большой точностью: первенство папы по отношению к церкви и его влияние над светскими князь ями достигают в ХШ в. высшей степени своего развития. Вообще в ХШ в. папская власть как теоретически, так я фактически, занимает в христианском мире первое место.
Самой характерной общей чертой в отношениях папы к церкви является то, что он сосредоточивает в своих руках все отрасли управления как духовного, так и светского. Вот главные пункты, по отношению к которым эта централиза ция проявляется наиболее ясно. Начиная с ХII в. папы при сваивали себе исключительное право отпускать известные грехи, большей частью по личному произволу. В ХШ в. ис ключительное право отпущения наиболее тяжких грехов (свя тотатство,кровосмешение, содомский грех убийство духовного лица,подделка папских булл и пр.) становится законным, правом папы. Александр III в 1153 г. отнимает у епископов право канонизировать святых, а четвертый Вселенский Со бор в Латеране (1215) прибавляет, что только папа может признавать подлинность мощей. Папе принадлежит право да вать разрешения всякого рода, включая и изъятия из епис копской юрисдикции, даруемые капитулам, монастырям или монашеским орденам. Точно так же отныне только папа сзы вaeт вceленские coбоpы и yтвepждaeт иx поствнoвлeния в cилy первенства, принадлежащего ему как преемнику св. Петра.
Из этого же первенства вытекает и представление о непогре шимости папы в делах веры и нравственности. Это учение, основывающееся на различных местах Нового, Завета, было ясно сформулировано Фомой Аквинским и косвенно призна но Лионским собором 1274 г. (канон Majores). He возвысив шись еще до степени верования defide, оно становится веро- ванием prope fidem, от которого «безрассудно» уклоняться. Апелляции к папе по делам одновременно духовного и свет ского характера становятся настолько часты» что в XII в. Гиль деберт Турский, св. Бернард и Другие ставят в упрек курии неосторожность, с какой она допускает это средство защиты, превосходное в принципе, но требующее регламентации. Кроме апелляционной юрисдикции, естественной принадлеж ности суверенной власти первосвященника, средневековые папы стремятся также распространить свою непосредствен ную юрисдикцию на чужие епархии, присваивая себе право личной властью раздавать известные бенефиции. Начало зтой политики положил Адриан IV (1154-1159), а его преемники развили ее. Сначала, она давала хорошие результаты, выводя из неизвестности людей, которые могли принести пользу церкви; но вскоре она начала искажаться. В 1245 г. на Лион ском соборе и в последующие годы английские епископы, осо бенно епископ Линкольнский Роберт Гростет (Большая Го лова), жаловались на то, что папа раздал итальянцам слишком много английских бенефиций, и Иннокентий IV обещал от казаться от своего права самовластно назначать духовных лиц. Его преемник Александр IV объявил в 1255 г., что ни один капитул не будет обременен более чем четырьмя «апостоль скими мандатами»: так назывались указы, в которых папа повелевал снабжать бенефициями указанных им кандидатов. Немного позднее Климент TV (1265-1268) присвоил свято му престолу право распоряжаться всеми бенефициями, «ва кантными при римском дворе», то есть теми, обладатели которых умерли в резиденции папского двора; в то же время он установил как принцип, что папе должно принадлежать безусловное право распоряжаться (plenaria dispositio) всеми церковными должностями. Bсe эти черты свидетельствуют о централизации, установившейся теперь в управлении церко вью; но еще яснее эта централизация обнаруживается в пря мых отношениях папы к епископам и особенно к архиеписко пам. Поездки ad /Шив, которые епископы обязаны были со вершать после посвящения, становятся в XII в. неизменным правилом. Ни один епископ не может выйти в отставку без согласия папы, который, следовательно, один может утверж дать Перемещения с одной кафедры на другую. С другой сто роны, архиепископ не может вступить в отправление своих обязанностей, пока не утвержден папой и не получил от него паллии, признака архиепископского сана. Григорий IX, кро ме того, требует от всех архиепископов клятвы верности. Наконец, когда папа, по указанным выше причинам, увидел себя вынужденным чаще вмешиваться в епископские выбо ры, то начался быстрый упадок архиепископской власти.
Мало-помалу, архиепископы потеряли принадлежавшее им до сих пор исключительное право судить о том, испол нены ли канонические условия избираемости, проверять выборы, решать дело в случае соискательства двух или не скольких лиц, наконец, утверждать и посвящать своих ви кариев. Все эти функции фактически перешли к папе; но этот процесс совершился медленно и без шума, без общих законодательных мер, в силу естественного хода вещей. Оценка канонических условий избираемости была отнята у архиепископов в силу мер, направленных против симонии - преступления, подлежавшего суду папы, и в силу декретов, относившихся к промежуткам и неправильностям, которые мог разрешать опять-таки только папа. Вмешательство папы в проверку выборов, до тех пор незначительное и редкое, становится в XII в. нормальным. Оно могло быть оправда но многими мотивами. Во-первых, папа должен был сле дить за исполнением постановления Латеранского собора 1139 г., которое запрещало оставлять епархию вакантной долее трех месяцев,- правило, исполнению которого не редко препятствовали народные волнения или предъявле ние светским князем его регальных прав: в случае наси лия, папа приказьшал приступать к выборам, а иногда прямо назначал епископа. Точно так же, когда выборы приводили к разногласиям или когда несколько соискателей считали себя избранными то иногда для улаживания спора обраща лись к архиепископам; но чаще всего обращались к папе, и таким образом архиепископ терял право решать вопросы об избирательных соисканиях. Кроме того, вмешательство папы испрашивалось либо избирателями, либо выбранным для утверждения выборов. С этого времени папа, утверж давший раньше только архиепископов, утверждает и их ви кариев, К концу XII в. лишь немногие епископы не обраща лись к папе за утверждением; большей частью они называли себя: «Епископ по милости Божьей и св. апостольского и римского престола». Что, касается посвящения, то в прин ципе оно всегда принадлежало архиепископу; но когда на последнем тяготело какое-нибудь каноническое наказание или когда он отказывался посвятить избранного, то опять таки вмешивался папа и все более укоренялось мнение, что архиепископ есть в сущности уполномоченный папы, кото рого папа всегда может лишить полномочия. Таким обра зом, реформа духовенства оказалась гибельной для архи епископской власти.
Некоторые историки обвиняли Григория VII и его пре емников в том, что они будто бы желали присвоить святому престолу верховную власть над епископами, но это мнение не подтверждается ни одним документом той эпохи. Напро тив, оно противоречит тексту и духу канонического права. Точно так же папы не были, как думают некоторые, систе матическими противниками архиепископов. В 1135 г. Ин нокентий II писал архиепископу Компостеллы, «что св. пре стол стремился вовсе не к тому, чтобы отнять у других церквей их прерогативы, а к тому, чтобы отстоять свои соб ственные». Теоретически это было совершенно верно. Папа ни в каком отношении не умалил власти архиепископов; он только занял место рядом с ними. Только папство черпало в своем происхождении силу для расширения своей власти и авторитет, какими не могли обладать архиепископы: власть папы вытекала из божественного права, власть архиеписко па - из права церковного; первая основывалась на Еванге лии, вторая - на простых канонах. Вот где следует искать тайну различия их судеб.
В управлении церковью папа не всегда действовал само лично; он пользовался помощью легатов и примасов. Апо стольскими легатами назывались духовные лица, которые назначались папой и являлись его представителями - либо постоянными в известной области, либо временными в од ном каком-нибудь деле. Они действовали от имени папы в пределах данного им полномочия; но иногда они преступа ли границы своего полномочия и действовали собственной властью. В XIII в. они нередко злоупотребляли своей влас тью. Таким образом, это учреждение, которое в предшеству ющем веке было вообще хорошо принято и пользовалось уважением, теперь стало вызывать жалобы, затрагивавшие и св. престол. Александр IV был огорчен этим; в письме к архиепископам Франции он называет поведение некоторых своих легатов "святотатственной дерзостью". Наряду с ле гатами, служившими могущественным орудием централиза ции, Григорий VII пытался учредить должность примасов - может быть, под влиянием Лжеиеидоровых декреталий, тео рия которых по этому вопросу достаточно известна; В1079 г. он даровал лионскому архиепископу приматство над Санс ской, Турской и Руанской провинциями. В ;1089 г. Урбан II пожаловал реймсскому архиепископу титул примаса Вто рой Бельгии. В 1126,1208 и 1238 гг. рядом папских указов были утверждены притязания буржского архиепископа, ко торый именовал себя патриархом и примасом Аквитании, претендуя тем самым на приматство над Ошским, Бордос ким и Нарбоннским архиепископствами. В пределах всего своего округа примасы должны были исполнять обязанное ти папских викариев, но епископы, преклонившиеся перед легатами, отказались подчиниться примасам. Ввиду их энер гичного сопротивления, звание примаса, которого часто добивалось несколько соискателей, становится вскоре чис той синекурой.
Отношение папы к светским князьям; папское верховенство. В отношениях папы к христианским князь ям необходимо сделагь различие, которым обычно пренеб регают историки и которое, однако; имеет важйое значение. Действительно, князей можно рассматривать с двух точек зрения: они одновременно и христиане, и главы государств.
Как христиане князья были естественно подчинены тем же обязательствам, как и остальные христиане, и если они совершали преступление, то должны были нести такие же наказания. С этой точки зрения король-прелюбодей, граби тель церкви или убийца духовного лица подлежал отлуче нию от церкви наравне с последним из своих подданных: каноническое право не допускает для одних и тех же про ступков различных наказаний, приноровленных к рангу ви новного. И пап нельзя упрекнуть в том, чтобы они в этом отношении отступали от своих обязанностей. Филипп I и Филипп Август, не говоря уже о вельможах, были отлуче ны за прелюбодеяние; многие германские императоры были отлучены во время спора из-за инвеститур как грабители церкви, Болеслав Польский - как убийца св. Станислава (1079), Генрих II Английский и тулузский граф Раймонд VI как подстрекатели к убийству Фомы Бекета и Петра Кас тельно. Во всех этих случаях папе приходилось решать не политический, а церковно-юридический вопрос; папа, по выражению Иннокентия III, non judicabat de feudo, sed decernebat de peccato.
Но иногда папа шел далее. Когда отлучения было недо статочно, он налагал интердикт на королевство виновного. Так, Александр III в 1180 г. наложил интердикт на Шотлан дию, Иннокентий III в 1200г. - на Францию, в 1208-м - на Англию и владения графа Тулузского. В таком случае цер ковная служба прекращалась до нового приказа, двери цер квей были заперты, иконы завешаны, колокола молчали. Нередко население в отчаянии восставало против упрямого князя, чтобы заставить его просить отпущения. Папа мог также освобождать подданных государя от клятвы вернос ти, как сделал Григорий VII по отношению к Генриху IV (1076), Иннокентий III - по отношению к Раймонду VI (1208). Он мог даже в крайнем случае объявить государя низложенным, как это сделали те же папы с Генрихом IV (1080) и Иоанном Безземельным (1212), Иннокентий IV - с императором Фридрихом II (1245). Но во всех этих случа ях, чем бы ни была вызвана та или другая мера, она несом ненно поражала в государе не только христианина, ной главу государства. Тогда вопрос осложнялся и затрагивал уже сами отношения между духовной и светской властью.
В этой последней области папы, начиная с Григория VII, держались весьма ясной теории: папство, имеющее власть на небе и над душами, должно господствовать над королев? ской властью, повелевающей лишь на земле и только тела ми. Короли заимствуют свою власть от главы церкви, как луна - свой свет от солнца; их королевства суть лены, по жалованные им Богом.,Оба меча, которыми управляется мир, служат церкви: один из них держит в своих руках сама церковь, другим владеют государи, пока это приказывает или терпит папа. Однако если папа может отнять у князей свет ский меч, которым они владеют, то он не может уничтожить этот меч, представляющий собой божественное установле ние. Напротив,.он желает, чтобы между папством и импе рией, как между душой и телом, существовало тесное еди нение, «которое вместе с благоденствием империи обеспечивало бы и свободу церкви, вместе с телесным спо койствием - спасение душ, вместе с правами духовенства - права государства». Такова вкратце теория, изложенная в письмах и буллах Григория VII, Иннокентия III и Бонифа ция VIII, то есть тех трех пап, которые с наибольшей энер гией отстаивали верховные права св. престола. Было бы, конечно, слишком смело утверждать, что эти папы хотели ; преобразовать христианское общество во всемирную абсо лютную монархию, главой которой был бы папа; но очень вероятно, что они желали связать все христианские госу дарства со св. престолом своего рода феодальными узами, которые обеспечивали бы их покорность, не уничтожая их независимости.
Эта теория настолько согласовалась с идеями эпохи, что неминуемо должна была, по крайней мере отчасти, осуще- ствиться на практике, вопреки противоположным теориям, выставленным королевскими легистами. И вот лапа коро нует императора, и император играет при папе роль оруже носца. «Нала владеет обоими мечами, - говорит Швабское зерцало, - он оставляет себе духовный меч и отдает импе ратору светский; когда он садится на своего белого коня, император должен держать ему стремя». Той же идеей объясняются отлучение из-за политических причин, интер дикт, низложение, разрешение подданных от клятвы. Ею же объясняется и вмешательство папы во внутренние дела го сударств в качестве ли посредника между государем и его подданными, в качестве ли примирителя двух враждующих князей Или в качестве судьи между двумя претендентами на престол. В Испании Александр III учреждает Португаль ское королевство и отдает его герцогу Альфонсу. Польша, Венгрия и Норвегия обращаются к Иннокентию III с просьбой решить спор между двумя претендентами. В Анг лии он выступает посредником между Иоанном Безземель ным и английскими баронами (1215), В Лангедоке, во вре мя крестового похода против альбигойцев, его легаты раздают победителям поместья побежденных. Но, без со мнения, самое характерное в этой группе явлений - то, что князья очень часто более или менее добровольно вручают папе свои владения или короны, чтобы затем получить их от него обратно в виде феода. Первый пример такого доб ровольного вассалитета подала тосканская графиня Матиль да, принявшая свои аллоды в лен от папы Григория VII.
В 1088 г. граф Петр Субстантский принимает в лен от Урбана II графство Магеллонское» которое он перед тем передал Григорию VII. В 1204 г. Педро II Арагонский обра щает свое королевство в апостольский феод. Князь болгар ский Иоанница и португальский король Санчо I также при знают себя вассалами святого престола. В 1213 г. Иоанн Безземельный обязуется платить папе дань в тысячу лив ров и принимает от него в лен свое королевство. Казалось, мечта Григория VII осуществляется и все венценосцы мира стремятся «опереться на апостольский престол, чтобы на земле воцарились единство, правосудие и мир».
С другой стороны, папы средних веков, убедившись в том, что светское верховенство является одной из вернейших га рантий независимости церкви, стремятся сохранить неприкос новенным или даже расширить «наследие св. Петра», которое им удалось приобрести благодаря поддержке Карла Великого. В 1115 г., во время правления Пасхалия П умерла графиня Матильда, завещав свои аллоды св. престолу. В 1198 г., тот час по вступлении на престол Иннокентий III направил свои усилия на то, чтобы собрать рассеянные владения св. престо ла; ему удалось вернуть Анконскую марку и приобрести Спо летское герцогство. В следующем веке Николаи III после долгих переговоров приобрел и Романью (1278).
В то же время папское владычество распространялось и в Северной Европе, благодаря обращению в христианство новых народов. В XII в. померанцы и ливонцы, в XIII - прус сы и финны и несколько позже - лапландцы и литовцы одни за другими принимают христианство. Сам Константинополь ский император соглашается признать авторитет св. престо ла, и второму Вселенскому Собору в Лионе (1274) удалось . то, чего безуспешно добивались соборы 1215 и 1245 гг.,- примирить греческую церковь с католической. Правда, во семь лет спустя раскол возобновился; но в течение этих нескольких лет, когда он казался устраненным навсегда, папа приобрел такое же верховенство над Восточной и Север ной Европой, каким он уже раньше обладал по отношению к Западной и Центральной.
В эту минуту папское верховенство, которому вскоре суждено было пойти под уклон, достигает во всех отноше ниях высшей точки своего развития. Папа - владыка облас та св. Петра, сюзерен королей, духовный вождь всего хрис тианства - занимает высшее место в цивилизованном мире; и когда с тиарой на голове, в той пышной и торжественной обстановке, которая отныне окружает его, провозглашает свои законы «во имя Иисуса Христа» или посылает вселен ной благословение urbi etorbi, он не только является стран жем общественного права, оплотом против цезаризма, но и фактически разыгрывает роль представителя Бога на зем ле, «наместника Христова»
"ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ" - Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО