Византийская церковная живопись


Освященная примером св. мучеников, религиозная живопись продолжала расти и развиваться в последующие более спокойные времена, т.е. в V - VI веках. Это развитие выразилось в укреплении тех черт византийского стиля, начало которым положено уже раньше, и в появлении новых изображений священных лиц и событий. Для более полного ознакомления с характером и историей греческой церковной живописи необходимо обратить внимание: на места, в которых делались священные изображения, на материал, из которого они делались или способ росписи, на предметы изображения, на очертания или характер изображений.

Местами, в которых делались священные изображения, были прежде всего иконы и храмы - и по преимуществу те исторические храмы в Риме (св. Марии Великой), в Константинополе (Софии и Спасителя) и др. о которых говорилось при обозрении церковной архитектуры. Кроме икон и храмов, священные изображения делались на рукописях священных книг (особенно Евангелия и Псалтири), богослужебных и проповеднических сборников. Вторые изображения, по сравнению со стенными изображениями в храмах, были небольшого размера и потому назывались миниатюрами. Они напоминали изображения и иллюстрации в современных учебниках. Рукописи, содержавшие миниатюры, назывались лицевыми рукописями. Кроме того, свящ. изображения встречались еще на саркофагах (т.е. гробницах), диптихах [1] (т.е. записях христианских имен) и др. предметах.

Материал и способ изображения, как и теперь, был двояким: изображение краской на стекле, на дереве, на полотне и изображение мозаикой, т.е. разноцветными кубиками из натуральных или искусственных камней. Если изображения делаются на стенах, на особом грунте прежде полного его засыхания, то эта живопись называется "фресковой" (Происх. от итальян. слова fresco = свежий). Мозаика - есть искусство составлять фигуры и целые картины из кубиков твердых веществ, напр. стекла, камня, мрамора, окрашенных в разные цвета и погруженных предварительно в грунт клейкого вещества. В греческих храмах для получения священных изображений пользовались обоими способами: фресковым и мозаичным. Фрески встречались в бедных храмах, а мозаика в богатых, столичных. Особенно много мозаичных изображений было в Риме (церковь св. Марии Великой), в Равенне (церковь св. Виталия, Новая Церковь св. Апполинария, Старая церковь св. Апполинария, в месте вывшей гавани или флота, усыпальница Галлы Плакиды), в Константинополе (Св. София и храм Спасителя), в Венеции (Собор Св. Марка), в Солуни (церковь св. Георгия), в монастыре св. Луки в Греции, в Успенском монастыре Дафни близ Афин, в Екатерининском Синайском монастыре. По предположениям ученых наиболее обширною и ценною могла быть мозаика в Константинопольском храме св. Софии; но здесь мозаичные изображения менее всего сохранились вследствие разрушений, производимых в Константинополе сначала крестоносцами, а затем турками, обращавшими в мечети христианские храмы и в том числе храм св. Софии. (Одно из сохранившихся изображений в св. Софии см. на рис. № 187, л. 44).

Предметы сохранившихся мозаичных изображений были очень различны. Они представляли не только лики Христа Спасителя, Божией Матери, Апостолов и некоторых Святых, но и некоторые события из жизни Иисуса Христа и отчасти из Ветхого Завета. Вот перечень главнейших священных изображений: Благовещение, Рождество Иисуса Христа, Поклонение волхвов, Сретение, избиение младенцев, Крещение Иисуса Христа, Преображение, исцеление расслабленного, исцеление бесноватого, отделение овец от козлищ, лепта вдовицы, мытарь и фарисей, беседа с самарянкой, беседа с грешницей, исцеление слепорожденного, чудесный лов рыбы, насыщение народа хлебами, воскрешение Лазаря, Тайная вечеря, Иисус Христос в Гефсиманском саду, предание Иуды, взятие воинами, суд у первосвященников, отречение Петра, раскаяние Иуды, шествие на Голгофу, мироносицы у гроба, явление Иисуса Христа двум ученикам и одиннадцати Апостолам, Вознесение Иисуса Христа, Спаситель и Апостолы, Спаситель, Богоматерь и пророки, Апостолы, Деисис, жертвенное приношение Авеля и Мелхиседек, Встреча Авраама и Мелхиседека, переход через Черное море; из истории Моисея и Иисуса Навина (см. некот. рис. на л. 38). Характер очертания этих изображений, при разнообразии в частностях, представляется в главнейших чертах одинаково. За редкими исключениями, изображения носят исторический (прямой), а не символический характер. Очертание ликов - правильное, выражение лица - особенно Спасителя и Божией Матери - величественное, спокойное: Спаситель изображен в среднем возрасте, с нимбом и длинными волосами. В очертании же фигур замечается некоторое различие, дающее право разделять всю историю византийской иконографии на время блестящего развития и время упадка искусства.

Самым блестящим временем византийского искусства было время Юстиниана Великого (VI в.), но с VIII века, вследствие иконоборческих гонений и вследствие нападения на Византию арабов, замечается упадок живописи. В IX и X веках после прекращения иконоборческих гонений, замечается новый расцвет византийского иконографического искусства, озаривший на этот раз не только пределы самой Византии, но и обнаружившийся в других странах, напр. Грузии, Армении, России и в пределах Итальянского полуострова. Проникновение византийской иконографии на территорию Итальянского полуострова (в города Равенну, Сиену, Пизу и особенно Венецию) сопровождалось важным историческим последствием. Благодаря ознакомлению с памятниками греческого искусства и греческими мастерами, местные итальянские художники улучшили свое природное дарование. Впитавши в себя начала византийской иконографии и переработавши их в национальном духе, они подготовили первый момент возрождения живописи в Италии. Такими особенностями и чертами отличается деятельность следующих итальянских художников XIII и начала XIV века: Чимбауэ, Дуччио, Джотто. Характеризуя творчество последнего, историки искусства говорят, что "при всей творческой самобытности, он был гениальным византийцем". По пути, проложенному этими художниками, итальянская живопись продолжала развиваться, достигнувши высшего развития в XV - XVI в. в творчестве Рафаэля († 1570), Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело († 1563), Тициана († 1576). Но влияние художников ранней эпохи "Возрождения" обнаружилось не только в пределах Италии, но даже, по новейшему предположению некоторых ученых, коснулось и православных местностей: Сербии, Галича (России).

Но то было в самой Византии в эпоху XIII-XVII в. Быстрый упадок политического могущества империи, вследствие завоевания крестоносцами и турками в 1453 г. окончательно задержал развитие на Балканском полуострове византийского искусства вообще и иконографии в частности. Небольшой приют нашло это искусство только на горе Афон, в афонских монастырях. Здесь в XVI веке замечается возрождение византийской церковной живописи и связывается с именем греческого художника Панселина. Памятником его деятельности являются стенные росписи афонских храмов - Главного (или Протатского), Успенского собора в Карее и собора в Дохиаре (см. рис. № 161, 162 на л. 38) [2]. Здесь византийский стиль приобретает большую жизненность и выразительность.

Священные изображения лучших афонских храмов оказали влияние и на русскую церковную живопись; а самое возрождение иконографии на Афоне в XVI веке заставляет вновь вспомнить о характере иконографического искусства в Западно-христианской католической живописи.

Католическая живопись обращает преимущественное внимание на правильность рисунка, точность и верность анатомии человеческого тела, на правильное расположение света и тени, но зато слишком искусственна и человечна. Греческая живопись, уступая католической со стороны искусственных внешних форм выражения, отличается верностью истории и догматическому учению, а также желанием придать священным изображениям смирение, кротость и отрешенность от земли.

Таковы же черты и русской живописи.
Название диптихи происходит от греческого слова δύς = дис (дважды) и πτύσσω = птиссо (складываю), и обозначает предмет или таблицу, дважды сложенную. В древней Церкви было несколько видов диптихов для записи: 1) крещенных; 2) живых членов Церкви; 3) умерших, и 4) святых или мучеников. Диптихи служат историческим началом: 1) так называемых метрических книг; 2) помянников, и 3) книги с исчислением прихожан известной Церкви.^
Афон, имеющий большое значение в истории ц. архитектуры, живописи, пения и вообще в истории церковной православной жизни, в территориально-географическом отношении представляет узкий гористый полуостров на юге Македонии (в пределах нынешней турецкой Империи), недалеко от г. Солуни или Фессалоник, где потрудился в деле проповеди Св. Апостол Павел. С цветущей растительностью, с прекрасным климатом и воздухом, Афонский полуостров имеет в длину около 80 верст, оканчиваясь исполинскою горою, называемою Св. Горою Афон. Полуостров этот сделался местом уединения христианских отшельников, начиная с IV - V в. В VII в. Афон был опустошен арабами; а с конца того же века монашество начинает приобретать на Афоне более прочную и широкую организацию. С этого века Афон и афонские монахи приобретают большое покровительство византийских императоров Константина Погоната и особенно императоров IX - X в. Василия Македонянина, Льва Мудрого, Романа Старшего, Никифора Фоки. Афонский полуостров постепенно заселяется монахами, покрывается кельями и скитами, которые разрастаются в цепь обширных монастырей. Душою, организатором и законодателем Афонской жизни был преподоб. Афанасий Афонский (920 - 1001 г.). Дополнение к уставу монастырей Св. Афанасия было дано в половине XI в. (1046). Со времени издания этого устава Афон еще больше привлекал к себе подвижников со всех православных стран (и даже Запада), разнося свет и религиозное воодушевление далеко по православным странам и привлекая покровителей как в лице последующих императоров византийских, так и русских благочестивых князей и царей. Завоевание Константинополя латинянами и турками сопровождалось тягостными последствиями на церковную жизнь Афона. Однако, при завоевании Константинополя турками, Св. Гора была пощажена и получила право свободно совершать богослужение и проводить монашескую жизнь под управлением своего главного игумена (или прота от слова πρώτος - первый), внося лишь только в пользу турок известные налоги. Благодаря такой относительной свободе проявления религиозной жизни, Афон является средоточием церковно-религиозной и художественной жизни православного Греческого мира. Он является и духовною вершиною для Востока и России. В настоящее время на Афоне 20 больших монастырей и обителей (напр. Хиландар, Есфигмен, Ватопед, Пантократор, Ивер, Св. Афанасия, Св. Пантелеймона, Ксенос, Зограф, Карея, Дохиар), около которых сосредотачиваются меньшие скиты и обители, напр. русский Андреевский скит. Главным монастырем, где находится пребывание "Совета" Афонских монастырей, является Карея; здесь находится Собор Успения Б. М. с живописью Панселина.

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/antonov/worshipservices/39.html