Высшее развитие церковной юрисдикции
Суд официалов; его происхождение и устройство. - Компетенция суда епископского официала. - Столкновения между церковной и светской юрисдикцией. - Каноническое право составление "Corpus juris canonici".
Суд официалов; его происхождение и устройство. В течение средних веков церковь отправляла двоякого рода юрисдикцию - духовную и светскую, которые от нюдь не следует смешивать. Духовная юрисдикция, ведающая лишь чисто религиозными вопросами, - прерога тива церкви и ничья другая: est a clavibus, как говорят ка нонисты. Светский суд наоборот не подлежит ведению цер кви, а только светской власти, которая может передавать его церкви в большей или меньшей степени: поп est a clavibus, est a gladio. В царствование Константина и в силу изданных им эдиктов, епископы начинают принимать учас тие в государственном судопроизводстве; можно сказать, что ко времени смерти Константина светская юрисдикция цер кви уже существовала в зародыше. Она появилась на Вос токе при Юстиниане, в Испании - при вестготских католи ческих королях, в Галлии и Германии - при франкских князьях, распространилась как на гражданские, так и на уго ловные дела и в конце XII в. достигла высшей точки своего развития. Правом светского суда владели уже не только епископы, как вначале, но и другие должностные лица или учреждения церкви: архидьяконы, архиереи, капитулы, аб баты монастырей. Но если формально между обеими юрисдикциями существовало коренное различие, то на прак тике оно было ничтожно, потому что духовные лица, обле ченные правом обеих юрисдикции, поручали отправление их одним и тем же поверенным, которые таким образом оказы вались уполномоченными как для духовных, так и для светских дел. Наиболее обширна была компетенция епископа, поэтому нам главным образом и придется ознакомиться с епископальной юрисдикцией. Разберем прежде всего, какова была ее организация, затем рассмотрим круг ее действ.
Вначале епископ лично отправлял свой суд, компетен ция которого была тогда ограничена; но когда его юрисдик ция увеличилась и число подсудных ему дел возросло, он заставлял архидьякона помогать себе, а часто - и замещать себя. Когда же последний приобрел самостоятельное право суда и вступил в борьбу с епископом, о которой речь была выше, тогда епископ должен был обратиться к более сго ворчивым помощникам - к главным викариям и официалам. Главные викарий помогали ему особенно в управлении епар хией. Напротив, официалы сделались в конце XII в. его спе циальными поверенными для производства суда от его имени. В Бретании эти официалы назывались allocati, или alloues - слово весьма точное, так как официал действитель но был только заместителем. Он не был, подобно архидья кону, несменяем и не обладал самостоятельной властью. Епископ назначал и сменял его по своему произволу, опре делял его полномочия и мог всегда, если хотел, сам вер шить суд вместо него. Когда епископ умирал, отказывался от своего сана или был низложен» полномочия официала прекращались ipso facto, на основании известного правила: Resolute jure dantis, resolvitur jus accipientis. Сначала епис копы имели лиши» по одному официалу, которому они пере давали все свои судебные права. Впоследствии они часто назначали разъездных официалов (officiates currentes), ком петенция которых ограничивалась известной частьей епар хии или определенными случаями. Только официал, жив ший в епископском городе (officialis principalis) и бывший преемником прежнего единственного официала, сохранил общее полномочие, простиравшееся на всю епархию и на все роды дел.
Официал творил суд единолично, но заседал не один: при нем находились его помощник (vices gerens) и асессоры, имевшие совещательный голос. Кроме того, ему помогали в исполнении его обязанностей хранитель епископской пе чати (sigillator), приемщик актов (receptor actorum) и пись моводитель» обязанный вести список дел (registrator). Весь этот персонал составлял то, что называли тогда церковным судом, или curiae christianitatis, а позже - судом официала. Для составления от имени сторон необходимых для про цесса документов при ведомстве официала состояли еще прокуроры, адвокаты и нотариусы, не считая различных чиновников с исполнительной властью и некоторых низших помощников. В XIII в. суд официалов снабжен уже всеми этими органами; не достает еще только фискала, который в следущем веке будет играть при церковном суде ту же роль, какую в светском - государственный прокурор.
Компетенция суда епископского официала. Какова же была компетенция этих судов, с устройством ко торых мы сейчас ознакомились? Эта компетенция, оконча тельно определившаяся в XIII в., была двоякого рода: она охватывала известный круг лиц и определенную категорию дел. Другими словами, консисторский суд действовал либо ratione personae, либо ratione materiae.
Первоначально известные лица пользовались преимуще ством быть судимыми только судом церкви во всех граж данских и уголовных делах, за исключением тяжб, возни кавших на почве феодальных отношений; в последнем случае право судьи-сеньора судить ratione materiae одерживало верх над правом консисторского суда судить ratione personae. Привилегией церковного суда пользовались преж де всего духовные лица, если жили сообразно со своим зва нием (clericaliter), а те из них, которые были женаты,- если не провинились ни в двоеженстве, ни в барышничестве, ни в лихоимстве. Кроме того, привилегией церковного суда пользовался всякий,'кто носил тонзуру, поэтому многие миряне заставляли цирюльников выстригать им гуменце в надежде, что их дола будут переданы в церковный суд, где судопроизводство было более разумно, судьи более сведу щи, наказания мягче и право полнее. Судя по двум письмам Филиппа Красивого, написанным около 1288 г., в одном лишь французском королевстве было от 10 до 20 тысяч куп цов, поступавших таким образом,- большей частью италь янцев. Далее, консисторскому суду были подсудны вдовы, сироты, крестоносцы и ученики университетов, но эти лица могли обращаться и к суду светских трибуналов, что было запрещено духовным лицам. Для этой группы лиц право церковного суда было действительной привилегией, кото рая лишь предлагалась им, тогда как для клириков она но сила характер обязанности.
Папа Климент IV (1265-1268) вручает своей буллой корону обеих Сицилии Карлу Анжуйскому. Фреска в башне города Перн (Воклюз)
Ratione materiae консисторский суд ведал тремя типами дел: во-первых, все духовные дела, то естъ дела, касающие ся веры, таинств, обетов, церковного благочиния; во-вто рых, известные гражданские дела, именно дела, касавши еся брака (помолвка, прекращение брачного сожительства, прелюбодеяние, законность детей), церковной собственно сти (бенефиции, подаяния, десятина), завещания, которое до XIV в вообще было более религиозным, чем Гражданс ким актом, наконец договоров, скрепленных клятвой, что давало возможность мирянам заранее подводить свои кон тракты под юрисдикцию церкви; в-третъих; известные уголовные дела, именно преступления против веры (святотатство, богохульство, чародейство), преступления, совершенные в священных местах, и, наконец, нарушение различных запрещений, наложенных церковью, как, например, запре щения отдавать деньги под проценты, или различных уста новлений, находившихся под ее специальным покровитель ством, как, например, Божьего мира и Божьего перемирия. Многие из этих преступлений преследовались также и свет ским судом и поэтому назывались смешанными, или приви легированными преступлениями. Виновный в таком пре ступлении мог подвергнуться и каноническому, и светскому наказанию.
Канонические наказания, утверждавшиеся светской вла стью, состояли преимущественно в более или менее про должительных эпигимиях в обязательстве совершить палом ничество intra fines или extra fines regni, например в Иерусалим;
в заточении, применяемом особенно к еретикам в штрафах, употреблявшихся на благочестивые дела наконец, во временном или полном отлучении от церкви, которое в XIII в. употреблялось очень часто и применялось к целым категориям преступлений, не считая тех случаев, когда оно налагалось незаконно по политическим мотивам или за нич тожные нроступкш Но церковь всегда отказывалась допус кать смертную казнь и жестокие увечья, на которые тогда было так щедро светское право; этот принцип каноничес кое право формулировало в следующим образом: Ecclesia abhorret a sanguine. Онo воспрещало также применение пытки, употреблявшейся для того, чтобы исторгнуть у осужденных признание. Один только исключительный три бунал - инквизиция» происхождение которого будет изло жено далее, допускал в известных пределах это «средство доказательства», возродившееся под влиянием римского права и получившее ширркое развитие в светском судопро изводстве. Иногда каноническое наказание казалось недо статочным. Тогда суд официала, произнеся свой приговор, передавал виновного (предварительно лишив его сана, если это было духовное лицо) светскому судье, который налагал на него наказание по общему праву. «В этом случае, - говорит Бомануар, - светское правосудие должно помогать свя той церкви; ибо когда кто-нибудь по усмотрению св. церкви осужден как еретик, то святая церковь должна передать его светскому правосудию, и светское правосудие должно его сжечь, потому что духовное правосудие никого не должно предавать смерти».
Столкновения между церковной и светской юрисдикцией. Церковный и светский суд, которые в из вестных случаях могли быть призываемы к рассмотрению одних и тех же дел и которые должны были взаимно помо гать друг другу» находились до середины XII в. в довольно хороших отношениях. Но с этом времени короли и бароны находят, что компетенция церковных судов слишком обшир на, что налагаемые ими отлучения слишком часты, что свет ские лица слишком охотно вверяют им свои дела, уклоня ясь таким образом от светского правосудия; и вот они начинают борьбу против церковного суда, то тайную, то явную, которая продолжается в течение всего XIII в., при водит то к торжеству, то к поражению церковного суда, и кончается в следующих веках его стремительным упадком. Первое крупное столкновение произошло в Адаши во время тиранического правления Генриха.II Плайгагенета (1154-1189). Оно было ознаменовано собором в Вестмин стере, изданием «Кларендонских постановлений», убий ством кентерберийского архиепископа Фомы Бекета и, на конец, подчинением и публичным покаянием Генриха II1. В Германии борьба против церковной юрисдикции была лишь эпизодом в противостоянии папства и империи. На оборот, во Франции - от Филиппа Августа до Филиппа Кра сивого она ограничивалась исключительно областью судо производства. В течение всего ХШ в. мы видим коалиции баронов, направленные специально против консисторских судов. В 1204 г. коалиция сеньоров жаловалась королю, что церковные суды привлекают к себе феодальные процессы и таким образом отнимают у них всякую юрисдикцию в их феодах (propter hanc occasionem perdebant domini justitiam feodorum suoniffi). Ввиду этих жалоб Филипп Август зап ретил судам официалов вести тяжбы, относившиеся к фео дам и цензивам, препятствовать задержанию светскими су дьями духовных лиц, которые осуждены самим церковным судом и предварительно низложены, и отлучать от церкви тех, кто продает съестные припасы в воскресенье или ведет торговые сношения с евреями. В 1210 г. новый указ при знал за светскими судьями право арестовывать духовных лиц, захваченных «а месте преступления» с тем, чтобы не медленно передавать их официалу. Наконец, так как воз буждение не прекращалось, то Филипп Август в 1214 г. ус тановил еще - «в интересах мира между королевством и папой и до следующего собора» - привилегии для кресто носцев в отношении суда. Латеранский собор 1215 г., не сколько ограничил применение интердиктов (канон 47-й) и по некоторым пунктам точно определил компетенцию кон систорского суда.
Но эта компетенция не была уменьшена, и светские лица упорно продолжали предпочитать церковный суд сеньориаль ному. В1225 г. сеньоры, собравшись в Мелене, подали коро лю Людовику VIII новую жалобу об узурпации духовных лиц. На этот раз речь шла не о феодальных процессах, а о граждан ских тяжбах светских лиц. Так как король не принял никакого решения, то наиболее могущественные сеньоры Запада-Гуго Лузшаян, Пьер де Дре, граф Бретанский, Амори де Кран, се нешаль Анжуйский, Савари де Молеон и многие другие - со ставили новый заговор и возобновили свои жалобы. Кроме того, Пьер де Дре, вложивший в это дело столько страсти и ожесто чения, что приобрел название Пьере Ненавистник Попов (Pierre Mauclerc), собрал в Редоне сеньоров Бретани и заставил их поклясться, что они более не будут обращать внимания на ин тердикгы и употребят все усилия, чтобы изъять из ведения цер ковных судов процессы, касающиеся десятин, наследств по заве щаниям, лихоимства и договоров, скрепляемых клятвой. Когда бретонские прелаты отлучили Пьера Моклерка, то он изгнал епископов из Ренна, Трегьера и Сен-Бриека. Го норий III, и особенно, ученый канонист Григорий IX» конеч но, не могли не осудить этих притязаний. Буллы, которыми осуждались последние, встретили, разумеется, большое сочув ствие со стороны людей, подсудных сеньорам, но в среде фео далов они вызвали энергичный протест, который был форму лирован на собрании в Сен-Дени в 1235 г. и которому, по-видимому, до известной степени сочувствовал Людовик Святой; по крайней мере, его упрекает в этом Григорий IX в письме, написанном тотчас после съезда в Сен-Дени. Измени ло ли это письмо намерения короля, убедив его в необходимо ста конкордатов, то есть взаимно-обязующих договоров для урегулирования спорных вопросов между обеими властями? Это неизвестно; как бы то ни было, в течение ближайших 10 лет конфликт не возобновлялся.
Его возобновил германский император Фридрих II в 1245 г., в разгаре своей борьбы с папой Иннокентием IV, ко торого он принудил покинуть Рим и бежать в Лион. Повсю ду отыскивая противников папства, он ловко воспользовался враждой французских баронов против церковного суда; он обратился к ним в 1245 и 1246 гг. с несколькими письмами, в которых просил поддержки, изображая себя поборником свет ской власти против церковного судопроизводства. Его воз звания в конце концов увенчались успехом. В конце 1246 г. высшие французские сеньоры образуют новую лигу, которая требует ограничения церковной юрисдикции по отношению к светским лицам только процессами о браках, лихоимстве и ереси. Протокол конфедерации воспроизводит дух и даже вы ражения писем Фридриха П. Своими представителями, упол номоченными осуществлять их требования, французские ба роны избрали четырех крупных сеньоров: Гуго IV, герцога Бургундского, Пьера Моклерка, Гуго X Лузйньяна, графа Ан гулемского, и графа Сен-Поля, Гуго Шатильонского;, ближай шего союзника германского императора. Одновременно Фрид рих П побудил и английских сеньоров принять аналогичное решение. Шла не замедлил с ответом. 4 января 1247 г. Инно кентий IV отлучил от церкви участников конфедерации, а так же всех тех, кто каким бы то ни было образом будет противо действовать применению церковной юрисдикции в делах, подлежащих ее ведению по праву или обычаю (de jure vel consuetudine approbata). Людовик Святой и его братья не при нимали никакого участия в этом последнем заговоре феода лов, несмотря на то, что в 1246 и 1247 гг. между королем и Иннокентием TV несколько раз возникали разногласия. Но Людовик Святой обладал уравновешенным и вместе с тем осторожным поведением; он знал, что мягкостью можно дос тигнугь большего, чем насилием, и «благодаря его ловкости, соединенной с умеренностью духовенства и склонностью папы к примирению» ему удалось, говорил Матвей Парижс кий потушить заговор, возбужденный Фридрихом И. После кризиса 1247 г. борьба продолжалась уже не по всеместно, а лишь в некоторых областях. Так, она продол жалась еще в Шампани и Парижской епархии в 1252 г. В 1254 г. произошел как бы рецидив, вызвавший со стороны папы новые отлучения. Бароны отвечали на них захватом церковных доходов, заключением в тюрьму низших служи телей консисторских судов и даже признанием безнаказан ности преступлений, направленных против духовных лиц. Последние, со своей стороны составили конфедерацию про тив баронов, и тогда во избежание возможной анархии вме шался Людовик Святой. В 1258 г. он ведет переговоры с Александром IV, в 1268-м - с Климентом IV и заключает с ними настоящие конкордаты, которые на время восстанав ливают мир. Филипп Смелый следовал политике своего отца, и в его царствование столкновения были редки. Таким образом, к концу XIII в. французскому королю удалось ус тановить известное равновесие между притязаниями духо венства и требованиями баронов. Теперь он сам становятся на место сеньоров и продолжает борьбу против духовной власти; на этот раз борьбе выходит за пределы спора об юрисдикции и при Филиппе Красивом простирается уже на вопрос о взаимном отношении обеих властей.
Каноническое право; составление «Corpus juris canonici». Во всех делах» подведомственных его юрисдикции, церковный суд руководился каноническим правом, ко торое было очень развито уже в XI в., а в XII благодаря деятельности нескольких выдающихся канонистов, как, наг пример, Петра Ломбарда ц Грациана, достигло наибольше го развития и при Григории IX было официально кодифици ровано.
Старинное здание аббатства в Клюни
Тогда главными источниками канонического права были обычай, который церковь пршшмала в том случае, если он был разумен (rationabilis) и согласовался с общими принципами права; каноны соборов, особенно вселенских, которые созываются теперь чаше прежнего, наконец» декреталии пап в неисчислимом количестве. Обычай составлял неписаное каноническое право, которое имело лишь второстепенное значение. Декреты соборов и пап составляли писаное каноническое право, которое и комментировали или кодифицировали канонисты. Кодификация соборных кано нов и папских декреталий началась рано и породила уже мно жество сборников. Сборник Дионисия-Младшего - V в.; «Collectio Hispana», приписываемая Исидору Севильскому, - VII в.; «Codex Hadriamis», конца VIII в., составленный па пой Адрианом для Карла Великого (774);
Лжеисидоровы декреталии середины IX в.; сборник Регино, аббата Прюмского - X в.; «Decretum» Бурхарда, епископа Вормсского - XI в.; «Panormia» Ива Шартрского - все эти сборники (мы назвали лишь главнейшие) распространились повсюду и еще в начале XII в. пользовались большой известностью. Однако вскоре oни были вытеснены новой компиляцией - «Decretum Gratiani». Она была составлена между 1140 и 1150 гг. камальдольским монахом из Болоньи Грацианом, который задался целью прежде всего сделать критическую работу. Действительно, Грациан не ограничился сведением канонов и декреталий в одну книгу. Он попытался привести их в порядок, расположить в более или менее систематической последовательности, сгруппировать их таким образом, чтобы они по каждому вопросу представляли цельное учение, и, наконец, сгладить противоречия между ними. Он и дал своему труду выразительный заголовок - «Concordantia discordantium canonum», но обычай рано заменил это на звание более коротким «Decretum», которое носили уже и многие другие компиляции подобного рода, Декрет Граци ана имел успех. Он тотчас же был положен в основу препо давания канонического правд на факультетах, прозванных факультетами декрета (Facuitоs de Decret). Затем целый ле гион канонистов, декретистов, писали к нему глоссы, ком ментировали и конспектировали eго Наконец, он вошел в состав официального свода канонического права, «Corpus juris canonici», как его первая часть.
В течение 40 лет ни один новый сборник не оспаривал у «Декрета» Грациана того авторитета, которым он пользо вался. Но ввиду беспрерывного накопления новых канонов и декреталий «Декрет» Грациана все же отстал от движе ния законодательства, С 1190 по 1226.г. возникли одни за другим пять сборников, из которых два носили официаль ный характер, будучи составлены по приказанию Иннокен тия III и Гонория III. Эти пять компиляций, являющиеся продолжением одна другой, заключают в себе все декрета лии от Александра III до Гонория Ш (с 1139 по 1226 г.) и представляют ту особенность, что все они составлены по одному и тому же плану, который был придуман в 1190 г, Бернардом из Павии «выражен им в одном латинском сти хе: «Judex, judicium, clerus, connubia, crimen». Ко времени вступления на папский престол Григория IX зги пять ком пиляций изучались в университетах наряду с "Декретом" Грациана и другими текстами, подлинность которых не была вполне удостоверена. Вследствие этого в преподавании и судопроизводстве господствовал известный беспорядок. Чтобы устранить его, Григорий IX в 1230 г. решил издать официальный и единый кодекс декреталий. Этот труд он возложил на своего духовника Раймонда Пеннафортского, старого профессора права в Болонье, поручив ему в случае надобности изменять текст декреталий. Раймонд Пеннафор тский не тронул грациановского «Декрета», но соединил все пять компиляций, прибавил к ним около двухсот новых дек реталий, большей частью изданных Григорием IX, и соста вил таким образом сборник почти в полторы тысячи доку ментов, расположенных одновременно и в систематическом, и в хронологическом порядке, согласно старому плану Бернарда Павийского. Этот сборник был одобрен Григори ем IX, который в 1234 г. послал его в Болонский и Парижс кий университеты с приказанием руководиться in judiciis et scholis исключительно им, а позже его внесли в «Corpus juris canonici», где он и составил вторую часть. Сборник озаглав лен «Decretales Oregon! noni» - название весьма неточное, так как он заключает в себе не только декреталии Григория IX, но и его предшественников, начиная с Александра Ш, а также - известное число соборных постановлений. Григорий IX запретил издавать новые канонические сбор ники без разрешения св. престола, но так как декреталии пап и постановления соборов беспрестанно накапливались, то вскоре обнаружились те же затруднения, какие вызвали составление григорианского свода. После некоторых пери петий Бонифаций VIII, ввиду жалобы Болонского универси тета (1294), велел составить новый свод, который он в 1298 г. разослал в Болонский, Парижский, Орлеанский, Тулузский, Саламанкский и Падуанский ниверситеты. Свод Бонифа ция VIII, составивший третью часть «Corpus juris canonici», озаглавлен «Sextus», -название опять-таки неточное, пото му что «Sextus» заключает в себе пять книг, как и григори анский свод, который он воспроизводит вплоть до подраз делений. После «Sextus» появились «Clementines» (четвертая часть «Corpus»), изданные сначала Климентом V в 1313 г. и посланные в Орлеанский университет, а затем переиздан ные Иоанном XXII в 1317 г. и разосланные в Болонский и Парижский университеты. «Clementines» представляют со бой последний официальный свод канонического права. Но в 1500 г. французский издатель Шаппюи, выпуская «Clementines», прибавил к ним две серии декреталий, из которых одни были изданы Иоанном XXII, а остальные - различными папами до Сикста IV (умер в 1484 г.) включи тельно. Эти две серии назвали «Extravagantes», так как они первоначально не входили в состав официальных сборни- ков, таким образом, они составили пятую и последнюю часть «Corpus juris canonici», который с тех пор уже не подвергался изменениям.
"ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ" - Под редакцией Э. ЛАВИССА и А. РАМБО