Живопись Древней Греции
Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой
живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество,
утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих
итальянских мастеров — эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым включил в свою
палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение
светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.
Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф.
Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись
не получила такого масштабного развития, как вазопись.
Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. С
течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым
черно-фигурным стилем — черные изображения на красном фоне. Позже появился
краснофнгурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между
росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала —
обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер.
Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) —
изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер
(в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и
двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши
на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.
Античные вазы помимо своих художественных и утилитарных функций со временем
приобрели еще одно значение — историко-документальное, так как изображения на них
расширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте,
костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.
В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место
занимает орнамент. Как и все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально
в нем преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в
классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей,
природы или геометрическими. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и
изобретательность в прорисовке различных декоративных элементов и деталей, применяя их
в разнообразных вариациях, сочетаниях и ритмах, используя стилизацию. Постоянно меняя
соотношения между ними, они добивались неповторимости произведений икусства.
Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют
фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние
образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских
городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах
древнего Рима, в Болгарии, на юге СССР и в ряде других мест. До некоторой степени
представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения
на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью,
удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие
до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную
ценность.
Изображения на греческих монетах, маленькие статуэтки, ювелирные изделия, также
художественно ценные сами по себе, часто интересны и тем, что сохраняют нам более или
менее приблизительные копии несохранившихся памятников монументального греческого
искусства.
Большое значение при изучении греческого искусства имеют также письменные свидетельства
древних авторов, описания памятников искусства и упоминания о них в древнегреческих
и древнеримских литературных произведениях, стихах, философских трактатах и т. п.
Наибольшее значение в качестве источников истории греческого искусства имеют
«Описание Эллады Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов,
старшего и младшего, «Описание статуй» Калли-страта, «Десять книг об архитектуре»
Витрувия.