Духовная поэзия архиепископа Иоанна 2
Совершенно неожиданны образы в « Балладе о любви нищего» :
Просит Лазарь Авраама:
«Отпусти меня к собрату,
Вновь мои открылись раны
От страдания богатых.
Мне богатых жалко, отче!
Все мы грешники Адама…»
Плачут Лазаревы очи,
Плачут очи Авраама.
………………………
Говорить земле о рае -
Это очень много значит.
Все творенье воскресает
Оттого, что Лазарь плачет.
Где, в какой проповеди можно такое услышать? - Лазарь плачет о богатых и молиться за них!
Владыка призывает нас жалеть младенцев тоже как бы впервые, до него такого призыва не было ни у кого:
Никуда мы не денемся
Из бедной своей пустыни.
Люди, жалейте младенцев,
Вы были когда-то ими.
……………………….
Жизнь подается на блюдце,
Блюдце - желанье граница.
От сна никуда не скрыться
И не для кого проснуться.
Все рады, когда ты тихий,
Лишь изредка пробуждайся,
От умных людей скрывайся,
Для чего умному - крики?
…………………………..
А сонная мгла земная
Идет над младенцем кругом.
И плачут все друг за другом
Младенцы у двери Рая.
Послушай, как дети плачут,
Ты правду мира услышишь -
Все слезы младенцев значат,
Что каждый из них подкидыш.
В радостное и светлое состояние духа архиепископа прокрадывается скорбь - не романтическая, безысходная, но скорбь плачущего молитвенника, который и сам - ребенок, чувствующий свое сиротство на земле.
Приобщаясь к поэтическому творчеству владыки, погружаешься в океан вечных состояний. Его слова и образы имеют молитвенную окраску, а настроения - такие, которые можно испытывать только молясь. По чистоте, прозрачности, ясности, тихой восторженности, полной удивления, когда все явления и вещи мира словно впервые открываются или творятся, поэзия архиепископа Иоанна принадлежит к той же традиции, что и поэзия Пушкина, Лермонтова, Алексея Константиновича Толстого, Бунина. Эта же традиция продолжена и нашим более молодым современником - иеромонахом Романом. Высокий, чистый и умиленный строй стихов владыки особенно близок языку и духу поэмы А. К. Толстого « Иоанн Дамаскин».
У нас есть истинная русская духовная поэзия. Это совсем не то, когда многие воцерковленные люди сегодня просто пытаются перекладывать на стихи библейские темы или, начитавшись религиозных книг, наслушавшись церковных песнопений, стараются срифмовать отголоски прочитанного и услышанного в проповедях. Здесь пока еще нет духовной поэзии, а только попытка лучшее из своего сердца перенести на бумагу и придать ему возвышенный, божественный смысл, но на самом деле в таких стихах приходится сталкиваться лишь с церковной терминологией и отражением узко храмовой культуры, усвоенных за годы послушания в монастыре, посещения церквей и паломничеств по святым местам. Собственно, эти темы и составляют содержание подобных стихов. Но духовность не выражается исключительно прямым способом - дух дышит, где хочет, Он не только в храме пребывает. Не является признаком духовной поэзии частое употребление таких понятий, как покаяние, смирение, грешница, грешник, помолюся Богу. Восклицания:
« Господи, дай мне радость и покой!», « Мне надо бы плакать, а слез что-то нет»,
« я, великая грешница, какой на суде дам ответ?» - не станут гарантией настоящей поэзии и духовности - пока это еще только слова, много раз сказанные и другими, повторяющиеся из года в год, из века в век. Подобного рода поэзия - не духовная, а всего лишь храмовая или монастырская. Это даже не духовные канты, потому что в истинно народных кантах присутствуют глубокие религиозные чувства русской души при удивительной простоте и красоте. В большинстве же стихов, написанных послушниками, послушницами и другими воцерковленными лицами нашего времени нет ни простоты, ни духа, а только беспомощная подражательность уже много раз высказанному.
В поэзии владыки Иоанна расцветает то, что отстутствует в послушнических кантах. «Аскеты», которыми часто мнят себя послушники, готовы усмотреть прелесть в настоящем проявлении Духа, путают примитивность с простотой.
Вот один из примеров настоящей духовной поэзии, которой присущи простота, мудрость, образность и глубина душевных состояний:
Смерть короля
Ю. Н Семенову
Умирал старый король,
Тронный был заперт зал.
Короля обступила боль,
Король, как мертвый, лежал.
Было трудно жить королю;
Трудно и умирать -
Неудобной была кровать,
И никто не шептал: люблю.
А шептались только врачи,
Как бы сон короля продлить,
Но продлить его не могли
И умер король в ночи.
А дело было не в том…
В мир приходила заря,
И всем открылось потом -
Умер король не зря.
Он умер для всех стихий,
Стал выше горных снегов,
И время слагало стихи
Добрые про него.
Он стал большим королем,
Стал он большим, чем был.
А ветер плакал о нем,
И дождь над могилой лил.
Это - чудная притча, написанная владыкой Иоанном. Имеющий уши да услышит!
В заключение хочется сказать, что поэты и дети дарованы в утешение одинокому сердцу в этой холодной земной жизни. Любите поэтов и детей, любите поэзию! Поэты - тоже дети. С ними пребывают Бог и ангелы.
Ковалев В.