Армянская миниатюра - XIII—XVII века






Краткий исторический очерк.


Новое возрождение миниатюрной живописи Армении намечается с первой половины XIII века (до монгольских завоевании) и с последней четверти того же столетия (миниатюрные школы Гладзора и Васпуракана). Одна из наиболее значимых рукописей этого времени «Мшо чарынтир» создана в 1200—1202 годах Варданом Карнеци и Степаносом. Достижения орнаментального искусства XII столетия здесь выражены в наибольшем совершенстве. В первой половине XIII века крупным центром искусства рукописной книги становится Ани. Здесь было создано «Евангелие Ахпата» (1211 г.), в котором сохранилась тематическая миниатюра «Вход Христа в Иерусалим». В это время жил миниатюрист Игнатиос, работы которого (14 сюжетных листовых миниатюр) отличаются линейным стилем, прозрачностью цветов и оттенков. Рукопись из Исфахана содержит 14 сюжетных миниатюр, которые отличаются эмоциональной выразительностью персонажей, особенно женских. В «Евангелии переводчиков» 1232 года персонажи отличаются драматизмом, цветовые оттенки напряжены. С 1224—1261 годов известны ценные княжеские рукописи из Хачена (Нагорный Карабах), которые своим художественным исполнением близки Евангелиям Игнатиоса и Ахпата. Своей роскошью и художественными особенностями отличается «Евангелие Ерзнка» 1269 года. Мастера миниатюрной школы Гладзора конца XIII-го, середины XIV века Матеос, Момик, Торос Таронаци, Аваг, отличаются художественным стилем, и каждый своеобразно носит влияние киликийской миниатюрной школы. Момик, будучи также архитектором и скульптором, создал своеобразные миниатюрные типажи, изобразив персонажей более многопланно, чем представители киликийской школы. Уже в 1320-гг. Саргис Пицак возрождает все виды тематической миниатюры, его творчество характеризуют симметричные композиции, плоскостный геометризованный стиль и т. д.. Торос Таронаци в своих хоранах и иллюстрациях титульных листов внедрял необычные, имеющие древнейшие художественные корни орнаментальные мотивы. В его миниатюрах горы и реки «подвижны», полны внутренней жизни, лица людей изображены лирично. Крайне напряженным изобразил внутренний мир своих героев миниатюрист Аваг, который продолжил некоторые традиции киликийской школы 70—80-гг XIII века. Самые ранние армянские миниатюры со светским содержанием пишутся, в основном, с XIII века. Продолжение традиции гладзорской миниатюрной школы отмечается в Татеве, где Григор Татеваци писал также толкование к рисункам хоранов, а в 1378 году сам иллюстрировал одно Евангелие. В нем сохранены художественные типажы Тороса Таронаци, но в тоже время менее выразительны.


Со второй половине XIV века, в связи с потерей армянским народом национальной государственности, армянская культура временно развивается больше в диаспоре — Италия, Крым, Константинополь и т. д.. В самой Армении ценные рукописи продолжали создаваться в Сюнике и Бардзр Айке (Высокая Армения). В последнем особо замечается влияние византийского «палеологического» художества. Миниатюрные традиции Высокой Армении прямо продолжают армянские миниатюристы Крыма — Григор Сукиасанц, Натер и его сын Аветис, Нигогайос Цахкарар и прочие. В Средневековье были созданы особые руководства по изобразительному искусству — «Паткерусуйцы». Самая древняя из сохранившихся рукописей - «Паткерусуйц» относится к XV—XVI вв.. Среди армянских миниатюристов эпохи отличается также Акоп Джугаеци (XVI—начало XVII века), по версии некоторых историков считающийся последним крупным армянским миниатюристом. Возникновение армянского книгопечатания и станковой живописи имели негативную роль для дальнейшего развития средневековой миниатюры.

Киликийская школа

Армянская миниатюра и книжное искусство XIII столетия наибольшего развития достигает в Киликии. Киликийксая школа была сформирована в XII веке, просуществовав до 80-гг. XIV века. В этот период в грачтунах Дразарка, Скевры, Акна, Грнера, Бардзраберда работали талантливые художники Григор Мличеци, Костандин, Вардан, Киракос, Ованес, Торос Рослин, Григор Пицак, Саргис Пицак, Ованес Аркаехбайр. Древнейшие рукописи этой школы в основном из Дразарка. Со второй половины XII века один из центров киликийской школы миниатюры становится Скевра, где были формированы его основные принципы. Известны имена трех миниатюристов из Скевры — это Вардан, Костандин и Григор Мличеци. Известная рукопись Мличеци — «Книга скорбных песнопений» Нарекаци, иллюстрированная в 1173 году. К 1193 году относится Львовское евангелие (в армянской традиции — «Евангелие Скевры») того же миниатюриста. В последней работе уже более ощутимы новые характерные черты киликийской армянской миниатюры. Эта школа опять возродилась после правления Хетума I-го, во второй половине XIII века, чему предшествовал сравнительный упадок первой половины того века.

Начало развития грчатунов Ромклы относится 60-гг. XII столетия. Древнейшая иллюстрированная рукопись из Ромклы — Евангелие 1166 года. Город Ромкла становится центром развития киликийской школы миниатюры во второй половине XIII века. Это развитие тесно связано с деятельностью католикоса Костандина I Бардзрабердци. Первый мастер этой школы — Киракос. Большая часть рукописей Ромкла (в том числе Тороса Рослина) была создана по заказу киликийского католикоса. Наряду с Киракосом еще одним мастером миниатюры 40—60-гг. XIII века был Ованес. Сохранились существенное количество рукописей неизвестных художников второй половины столетия. Хотя система иллюстрирования Евангелий изменилась незначительно, существенно обогатился их тематический и орнаментальный охват. Торос Рослин дает новые иконорафические изводы евангелическим темам. Его высокие классические работы оживляются тем, что миниатюрист использовал реальных типажей и лиц для создания евангелических образов. Хораны и сцены сопровождены изображениями библейских пророков. Рослин развивает цвет до тончайших оттенков, использует богатые прозрачные тоны, придает персонажам необыкновенную естественность. Торос Рослин и последующие представители киликийской придворной школы в большей части опередили итальянскую треченто XIV века. В «Евангелии царицы Керан» (1272 г.), «Евангелии принца Васака», «Лекционарий Хетума II» (1286 г.) и других работах 1280-гг. автор синтезировал изобразительные методы армянской и других культур. Художники того времени развивают стиль Рослина в сторону некоторой драматизации образов. Блестящими образцами библейской иллюстрации являются Библии школы Ованеса Аркаехбайра 1263—1266 и 1270 годов, и, кроме этого, «Библия царя Гетума» 1295 года. Однако в целом, после падения Ромкла (здесь находилась престол католикоса) в 1292 году, киликийская миниатюрная школа терпит упадок, тематические миниатюры почти не создаются.

Гладзорская школа миниатюры развивалось в монастыре Гладзор в грачатуне Гладзорского университета с конца XIII-го до середины XIV века. В результате монгольских нашествии культурная жизнь Армении переживает временный упадок и только в конце XIII столетия благодаря княжеским домам Сюника Орбелян и Прошян удается вновь реанимировать творческую жизнь страны. Уже в начале XIV столетия Сюник являлся самым важным центром художественного творчества Армении. Гладзорская школа миниатюры охватывает 60-летний период. Ранние представители этой школы Ованес и Матевос (Евангелие, 1292). Среди видных представителей — Момик и Торос Таронаци, оставили значительный след в истории армянской средневековой культуры. Один из лучших работ последнего — «Библия Есаи Нчеци», создана в 1318 году. Миниатюристу Аваку принадлежит иллюстрация Евангелия 1329 года. В орнаментальных мотивах, будучи под сильным влиянием киликийской школы, художники Гладзора во многих элементах проявляют значительную самостоятельность стиля. Одной из особенностей этой школы — своеобразная палитра цвета. Здесь встречаются мастерские художественные решения, в частности уникальный синтез черного и золотистого цветов. Традиции киликийской миниатюры в Гладзоре были развиты своеобразно, примыкая также к прогрессивному «палеологическому» искусству того времени. Характерные черты этого развития больше всего заметны во втором этапе развития гладзорской школы миниатюры, в работах младших мастеров. В дальнейшем, традиции гладзорской школы продолжились также в разных культурных центрах средневековой Армении. Если мастера Гладзора осуществили художественную обработку и синтез разных миниаюрных школ Армении, то некоторые из их прямых учеников оставили след в истории армянской миниатюры только повторением художественного стиля учителей. Гладзорская школа миниатюры являлась той частью средневекового армянского книжного искусства, которое больше всего носило влияние монументального и других видов искусств (Момик и Матевос были также архитекторами и скульпторами).

Васпураканская школа

Васпураканская школа художественной миниатюры являлась самым большим и долговечным в истории армянской миниатюры. Иногда называется Ванской школой, от названия центрального города Васпуракана, города Ван. Рукописи, особенно XIII—XIV веков, своим художественным стилем прямо противоположны традициям тонкой художественной школы Киликии. Здесь преобладает более простой стиль и линейно-орнаментальный подход. Художественный стиль более архаичный, персонажы фронтальные. Первые центры этой школы формировались на севере Васпуракана — Арчеш, Арцке, Беркри. В позднем Средневековье намечаются изменения в стилевых и образных подходах миниатюристов. Видные мастера времени — Симеон Арчишеци, Хачер, Овисан, Меликседек, Вардан Арцкеци, Степанос. Среди особенностей миниатюрной техники XIII—XIV веков отмечается интерес к декоративно-плоскостным формам. Художники-миниатюристы достигают раскрытия темы, внутреннего драматизма как артистизмом штриха и цвета, так и краткими и ясными формами, вплоть до использования семантических и символических знаков. Первоочередное место дается одной из особенностей средневекового искусства — разномасштабности. Васпураканская школа миниатюры своим художественным и стилевым единством в целом носит религиозно-догматический характер, значительно наполненное местным национальным «художественным фольклором». Возрождением этой школы считается промежуток от 40—50-гг. XIV века до XVI век включительно. Бурно развиваются такие центры рукописного искусства, как Агбак, Ахтамар, Мецоп, Лим, Востан, Вараг, Хлат, Ван, и т. д.. В этот период был формирован особый стиль этой школы. Одним из первых мастеров школы становится Киракос Агбакеци, ему следует Закария Ахтамарци. Большой популярности достигают миниатюристы Востана, среди которых наиболее видный мастер Церун Цахкох. Его последователи — Туман, Псак, Григор Хлатеци, Аствацатур Абега и др.. Один из крупных центров этой школы был Хзан, где сохранились свои особые традиции до самого конца XVI века. Здесь творили талантливые миниатюристы Рстакес, Ованес Хизанци, Мкртич (40—70-гг. XV в.), Ованес (XV в.), Хачатур (XV в.) и др. Деятельность художников Багеша (и окраинных культурных центров) начинается сравнительно поздно — XVI—XVII вв.. Характерные черты васпураканской школы миниатюры больше проявлены в лучших работах второй половины XIV века и XV века в целом. Этот стиль сильно отличается декоративно-орнаментальным обликом. С конца XV-го — начала XVI века традиционный стиль школы начинает меняться. Отдельные художники (Минас, Исраель Ерец, Карапет Беркреци, Карапет Ахтамарци (XV в.), Закария Гнунеци, Вардан Багищеци, Хачатур Хизанци (XVI в.) еще сохраняли дух и мышление средневековой армянской миниатюры, но в тоже время уже с XVII века под влиянием особенно европейской книжной иллюстрации стиль и художественное мышление значительно меняются. В той или иной степени деятельность васпураканская школа продолжилось до XVIII века.

Татевская школа

Действовала в Татевском университете в области Сюник, ставшим тогда самым важным центром художественного творчества Армении. Согласно историческим источникам в Татеве преподавалось искусство художества и книжной иллюстрации. Сохранились сравнительно малочисленные, но ценные миниатюры этой школы XIV—XV веков (в Татеве миниатюрная школа существовало уже в IX веке). Здесь продолжены лучшие традиции гладзорской школы миниатюры. Один из представителей татевской школы — Григор Татеваци, который в 1378 году иллюстрировал Евангелие. Последний в своих трудах многократно рассматривает вопросы эстетики, принципы которых сам применял в своих художественных работах. Мастерство Татеваци проявляется уникальной палитрой, где преобладают ярко-красный и синие цвета сочетаемые с коричневыми и желтыми оттенками. Его произведение отличается монументальностью и сохранностью пропорций фигур. Лица людей исполнены очень тонко и выразительно. Один из лучших мастеров начала XV века — Айрапет (упоминается также именем Нагаш Айрапет). Сохранилась часть иллюстрированной им Евангелия 1407 года. Сохранилась также «Айсмавурк» Айрапета. Многокрасочные рисунки художника — зрелые творения миниатюрного искусства, отличаются красочностью оттенков и изысканностью. В конце XV века в Татеве действовал миниатюрист Абраам. Развивая традиции Татевской и Гладзорских школы миниатюры он носил влияние творчества Тороса Таронаци. В Татеве были иллюстрированы также рукописи без тематических миниатюр. Татевская школа миниатюры просуществовала около 50 лет, оставив значительный след в истории армянской миниатюры.

После ослабления и распада армянской государственности, Крым становится одним из центров развития армянской культуры. В армянских церквях и монастырях Крыма были написаны и иллюстрированы сотни рукописей (по некоторым данным до 500), из которых 300 ныне хранятся в Матенадаране. У художников крымской школы армянской миниатюры ярко заметны все основы и традиции миниатюрного искусства Армении (особое влияние оказало киликийская школа, и, кроме этого, традиции художественной миниатюры Байбурт-Эрзурумской области). Армянские миниатюристы создают высокопрофессиональное искусство, используя своеобразные сочетания штриха и разноцветности. Классический золотистый фон, часто заменялся темно-синим, что предавало миниатюрам особую выразительность и непостижимость. Наиболее важными центрами армянского книжного искусства являлись Кафа (ныне Феодосия) и Сурхат (ныне Старый Крым). Здесь творили Григор Сукиасанц, Аракел, Аветис, Степанос и др.. После захвата татарами Крыма в XV веке, армянская культурная жизнь переживает некоторый упадок. Новый расцвет армянского миниатюрного искусства намечается с XVII столетия. Среди наиболее известных мастеров эпохи были Нагаш Эолпе, Никогайос Цахкарар, Хаспет, и др.

http://myanma.takustroenmir.ru/a_myanma&armyanskaya-miniatyura&1.htm