Собор всех святых, в Земле Британской просиявших
Собор британских святых
АЛБАН ВЕРУЛАМСКИЙ
Мч. Албан Веруламский |
Память 22 июня и в неделю Всех святых, в земле Британской просиявших.Албан Веруламский (ок. 209 - 305), первомученник Британский, местночтимый святой в Сурожской епархии.
Город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Албан, с IX в. в называется его честь St Albans, в наше время это северный пригород Лондона.
Согласно Беде Достопочтенному, пострадал во время гонения Диоклетиана, другие источники относят его мученичество ко времени правления Септимия Севера. Рассказ о мученичестве святого Албана заимствован Бедой из третьей, последней редакции "Страстей святого Албана" (Passio Albani), обнаруженной В. Мейером в конце XIX в. Об Албане упоминает также Гильдас без указаний на точное время его мученичества.
Беда так описывает его мученичество:
VI... Тем временем Диоклетиан на востоке и Максимиан Геркулий на западе разоряли церкви и преследовали и убивали христиан в десятый раз после Нерона. Это гонение было более длительным и свирепым, чем все предыдущие, ибо продолжалось без перерывов десять лет, сопровождаясь сожжением церквей, гонениями невинных и казнями мучеников. Также и Британия стяжала тогда великую славу своими исповедниками Божьими.
VII. Во время гонения пострадал святой Албан. Фортунат в своей "Похвале девам", где он перечисляет блаженных мучеников, пришедших к Господу со всего света, говорит о нем: "славный Албан, плодородной Британии житель". Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Албан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику, бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере и благочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Албан отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином. Когда упомянутый клирик уже прожил у него несколько дней, до нечестивого правителя той области дошли слухи, что в доме Албана скрывается еще не преданный казни исповедник Христа, и он тут же велел своим воинам разыскать его. Когда они пришли к дому мученика, святой Альбан сам вышел к воинам вместо своего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть плащ. В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд.
Случилось так, что в тот час, когда привели Албана, судья как раз возносил жертвы демонам (по христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами). Увидев Албана, он впал в ярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнуться великой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Албана к изображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: "Ты предпочел укрыть у себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понес заслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты сам подвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии". И святой Албан открыто объявил себя перед врагами веры христианином, не убоявшись угроз правителя, и, вооружась на духовную брань, смело отверг его приказание.
Тогда судья спросил его: "Из какой ты семьи и какого рода?"
Альбан ответил: "Что за дело тебе до моего рода? Если ты желаешь узнать о моей вере, то я христианин и готов исполнить долг христианина".
Судья сказал: "Я требую, чтобы ты назвал свое имя; говори же без промедления".
Он ответил: "Родители мои назвали меня Албаном, и я клянусь всегда служить и поклоняться истинному живому Богу, сотворившему все сущее".
Судья в гневе воскликнул: "Если хочешь наслаждаться дарами вечной жизни, принеси жертвы великим богам".
Албан ответил: "Жертвы, что вы приносите демонам, не помогут жертвующим и не утолят желаний и просьб молящих. Напротив, те, кто поклоняются этим идолам, в наказание будут ввергнуты в ад на вечные муки".
Услышав это, судья пришел в ярость и велел бичевать святого исповедника Божьего, надеясь, что под ударами тот ослабеет и утратит твердость духа, выразившуюся в его словах. Албан же, подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имя Господа. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христианской веры, приказал казнить его смертью.
Когда его вели на казнь, он подошел к быстрой реке (имеется в виду река Вер), протекавшей между городской стеной и ареной, где предстояло ему пострадать, и увидел там великое множество людей обоего пола и всех званий и возрастов, которые сошлись - без сомнения, по промыслу Божьему, - чтобы лицезреть блаженнейшего исповедника и мученика. Они так заполнили мост, что в тот вечер его едва можно было перейти. Там собрались почти все, и судья остался в городе один, без помощников. Святой Албан, горячо желая как можно скорее принять муки, спустился к реке и возвел глаза к небу. Тотчас же дно реки обнажилось в том самом месте, и он увидел, что воды расступились и дали ему дорогу. Среди тех, кто наблюдал это, был и палач, посланный его казнить. Движимый Божьим вразумлением, он поспешил к святому, когда тот шел к месту казни, отбросил бывший у него с собой меч и простерся перед ним, громко возглашая, что готов сам принять смерть вместе с мучеником или даже вместо него.
И вот, когда он из преследователя истинной веры превратился в ее сподвижника, а прочие палачи медлили, не решаясь подобрать лежавший на земле меч, преподобнейший исповедник Божий в сопровождении толпы поднялся на холм. Холм этот, густо поросший дикими цветами всех видов, находился в пятистах шагах от арены. Он не был ни крутым, ни обрывистым, но сама природа снабдила его гладкими пологими склонами, плавно спускавшимися к равнине. Давно он готовил свою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика. Дойдя до вершины холма, святой Альбан попросил Господа ниспослать ему воду, и тотчас же неиссякаемый источник брызнул от самых его ног, чтобы все видели, что и вода служит мученику. Ведь не могло случиться, чтобы святой, не оставив воды в реке, пожелал бы ее появления на вершине холма, если бы не имел в этом нужды. Река же, выполнив свою службу, вернулась в прежнее русло, но осталась свидетельницей деяний святого. И на том самом месте славный мученик был обезглавлен и принял венец жизни, обещанный Богом любящим Его. Но тому, кто вознес нечестивую руку на шею благочестивого, не довелось порадоваться его смерти, ибо глаза его упали на землю вместе с головой блаженного мученика.
В том месте был обезглавлен и воин, который по высшей воле отказался казнить святого исповедника Божьего. В этом случае ясно, что он, хоть и не омытый в водах крещения, омылся собственной кровью и сподобился войти в Царствие Небесное. Судья же, устрашенный необычными небесными знамениями, велел прекратить преследования и впредь выказывал уважение к тому, как святые встретили смерть, хоть и предполагал, что мог заставить их отречься от христианской веры. Здесь, когда вернулись для христиан времена мира, была выстроена церковь дивной работы в память о его мученичестве. И по сей день в том месте исцеляются больные и не перестают совершаться всяческие чудеса.
Тропарь глас 3
With faith, piety and devotion let us hasten to the sacred shrine of the wondrous martyr Alban, the first in Britain to shed his blood for Christ the Lord, for Whom he willingly laid down his life; and let us pray that through his supplications our souls may find mercy and salvation.
Кондак глас 2
Imbued with courage and bravery from on high, the glorious martyr Alban stood undaunted before the tyrant and boldly confessed Christ as the only God of all; and he utterly refused to offer sacrifice to false deities. Wherefore, having laid down his life for the Lord, he maketh earnest entreaty in behalf of our souls.
Адамнан Ионский (Adamnan [1]) (623/624-704), игумен, преподобный.
Память 23 сентября.
Родился он около 623/624 гг. [2] на юго-западе графства Донегал (Donegal) [3] в Ирландии, и поступил в монашество в местной обители, вероятно в монастырь Друим Туамма (Druim Tuamma). Затем пришел в знаменитую обитель Иона на небольшом островке к западу от Шотландии, при игумене Сегине (Ségéne) (622-652). Здесь он приобрел основательное знакомство с греческим и латинским, прекрасно изучил Священное Писание. В 679 году, по смерти игумена Файлба (Failbe) (669-679), Адамнан был избран игуменом – девятым по счёту после св. Колумбы.
В это время в Ирландии и на о. Ионе жил Альдфрид (Aldfrith/Aldfrid), внебрачный сын короля Осви Нортумбрийского, прогнанный с родины своим младшим братом Эгфридом (Ecgfrith/Ecgfrid). Альдфрит близко сошелся с Адамнаном, сделавшись его учеником. Когда в 685 году король Эгфрид был убит в походе на пиктов, Адамнан благословил Альдфрида, который вернулся на родину и вступил на королевский престол. В 686 году Адамнан посетил его с просьбой отпустить 60 ирландцев, находившихся в заточении и вернулся на Иону с освобожденными пленниками.
Впоследствии Адамнан не раз посещал Английские земли. В 688 году он в последний раз посетил короля Альфрида и, вероятно, в это посещение поднес королю своё сочинение «О Святых Местах». В эту же пору, по свидетельству Беды Достопочтенного, он посетил несколько английских монастырей и под влиятнием святого Чолфрида Уирмутского принял Римскую пасхалию. Ионские монахи отказались менять своё прежнее ирландское правило празднования Пасхи и Адамнан покинул остров и отправился в Ирландию в 692 году, где упорно убеждал ирландских монахов и монастыри заменить кельтское правило на римское.
В 697 году он успешно убедил собора в Бирре, состоявший из ирландских, Дал-Риадских и пиктских вождей принять так называемые «Каноны Адамнана» («Cáin Adomnáin»). Среди прочего, эти законы освобождали женщин, детей и священнослужителей от участия в войне и гарантировали их неприкосновенность. Эти законы, известные также как «закон невинных» (lex innocentium), стали первой подобной записанной инициативой в истории Европы.
В том же 697 году Адамнан еще раз вернулся на родину и затем, незадолго перед смертью, опять воротился на о. Иону. Последние семь лет своей жизни Адамнан провел в Ирландии, а весной 704 года вернулся на о. Иону, где скончался 23 сентября.
Труды
Важнейшим трудом святого Адамнана является его «Житие Колумбы» («Vita Columbae»), составленное вероятно между 692 и 697 годами. Житие преподобного основателя Ионского монастыря является важнейшим сохранившимся памятником раннесредневековой шотландской письменности. Он также является автором повествования «О Святых Местах» («De Locis Sanctis»), материал для которого ему поведал франкский епископ Аркульф (Arculf), возвращавшийся из Святой Земли где он прожил долгое время. Адамнану также приписывают многие произведения гэльской поэзии.
- Житие Колумбы
- http://www.fordham.edu/halsall/basis/columba-e.html англ. перевод
- Каноны Адамнана (их объяснение и история)
Икона св. Ниниана кисти английского иконописца Айдана Харта (Hart) |
Ниниан Уитхорнский (Ninian, Nynia, Ninnidh), (+432), епископ, "Апостол пиктов".
Память 16 сентября.
Святой Ниниан был бриттом, жил в V веке и основал монастырь Кандида Каса (Уитхорн) в Голуэе. Его древнее житие не сохранилось, хотя на нем основана одна англосаксонская поэма VIII века.
Первое упоминание о нём даёт Беда Достопочтенный:
Южные пикты, живущие по эту сторону гор, как говорят, давно уже оставили заблуждение идолопоклонства и приняли истинную веру через проповедь преподобнейшего и святейшего епископа Ниниа, родом из бриттов, который обучился в Риме истинной вере и ее таинствам [1]. Его епископство знаменито храмом, посвященным святому Мартину, где покоятся тела и его, и многих других святых; ныне то место находится под властью англов. Место это в Берницийской провинции в просторечии зовется Белым Домом [2], поскольку Ниниа выстроил там каменный храм непривычного бриттам обличья.
Более позднее житие составлено в XII веке Эльредом (Aelred) [3].
Современный историк, Заславский Виктор Александрович, пишет о святом Ниниане так:
Он был сыном одного из лояльных Риму британских королей и, с детства отличаясь набожностью, отправился в Рим, где много учился. Затем он пошел в Галлию, где продолжал учебу у святого Мартина Турского. Затем, вернувшись домой, отправился на север от Британии – в Каледонию, туда, где жили язычники-пикты. Там он построил каменную церковь, известную впоследствии как «Кандида Каса» («Белокаменная») и давшую начало «Великому монастырю» Роснат. Остальная часть служения Нинниана покрыта легендами и рассказами о чудесах. Служение Нинниана было плодотворным (в Белокаменном монастыре учились многие ирландские монахи), и многие из приписываемых ему чудес наверняка имели место на самом деле. Однако христианизация Каледонии-Шотландии завершилась двумя столетиями позже, во времена расцвета кельтского миссионерства, и именно тогда сложился облик шотландской церкви. [4]
Известна служба святому Ниниану на греческом [5]. Дискуссия о роли святого Ниниана в просвещнии пиктов имеется в книге И. Хендерсона Пикты: Таинственные воины древней Шотландии [6].
Молитвы
Тропарь, глас 8
Having been instructed and blessed by saints, O holy Father Ninian,/ thou didst return to Northern Britain to preach Christ to thine own people./ Following thine example, O Apostle of the Picts, Light of those in the darkness of paganism,/ True shepherd of the sheep, Teacher of the Orthodox Faith and Founder of Candida Casa,/ pray that we will tirelessly labour for Christ among our fellow countrymen, that our souls may be saved.
Герман Мэнский (410-ок.474), епископ, святитель.
Память 3 июля на острове Мэн, 31 июля или 1 октября в Уэльсе [1].
По преданию, святой Герман был племянником святого Патрика. В 448 году, когда св. Герман Оксеррский боролся в Британии с пелагиевой ересью, он встретил там ирландского поселенца, чей сын стал его учеником и принял имя учителя. В то же время, согласно Бэйринг-Гулду (Baring-Gould) святой Герман Мэнский был родом из Бретани, и он отправился в Ирландию, чтобы трудиться вместе со святым Патриком.
Святой вёл миссионерскую работу в Ирландии, в Уэльсе при святом Бриоке (Brioc, память 1 мая) и святом Иллтиде (Illtyd, память 6 ноября), а также в Бретани.
Герман покинул Бретань и встретился со святым Патриком в Британии приблизительно в 462 году. Там он участвовал в состязании с магом Гвртэйрном (Gwrtheyrn). После этого он вернулся в Ирландию около в 466 году и стал епископом острова Мэн ещё при жизни святого Патрика.
После проповеди Благой Вести в Уэльсе его имя появляется в Испании и Галлии. В Нормандии он принял мученическую смерть.
Почитание
Память о нём сохранена в названиях многих населённых пунктов и местностей, в таких как Джэрмэн (Jarman) и Гремэн (Gremain), в таких областях, как Карнарвоншир (Caernarvonshire), Денбишир (Denbighshire), Монтгомеришир (Montgomeryshire) и Радноршир (Radnorshire). Его имя также имеется в Актах Кирана (the Acts of Kieran). Леланд упоминает о паломничестве в Гармон (Garmon, Armon) в Лланармон ин Ял (Llanarmon yn Ial), где с молитвой обращались к статуе, облачённой в богослужебные одежды.
Впоследствии его память во многих случаях была смешиваема с почитанием Германа Оксеррского.
Молитвы
Тропарь, глас 2
Nephew of Patrick and missionary in Ireland,/ thou didst spread the Faith in many lands./ From Wales to Brittany, and thence to the Isle of Man,/ thou didst glorify Christ wherever thou didst tread./ Pray to Christ to save our souls.
Святая Морвенна |
Морвенна (Morwenna) [1] (ок. 480 - нач. VI века), принцесса, святая.
Память 5 июля.
Святая Морвенна, согласно Корнуолльским хроникам, была одной из многих святых дочерей Брихана (Brychan), короля Брихейниога (Brycheiniog) [2]. Она получила образование в Ирландии, прежде чем отправиться в Корнуолл. Здесь Морвенна поселилась в маленькой хижине отшельницы в местечке Хеннаклифф (Hennacliff – «Воронов Утёс»), впоследствии названном Морвенстоу (Morwenstow). Её хижина находилась почти у самой вершины высокого утёса, обращенного в сторону Атлантики, где океан обычно охвачен штормом, и с которого при определённой погоде можно было увидеть берега Уэльса. Тут она своими руками построила храм для местных жителей. Однажды, когда она несла на голове камень от самого подножия утёса и остановилась передохнуть, у её ног тотчас забил источник. Он виден по сей день к западу от церкви.
Когда она умирала, к ней пришёл её брат, святой Нектан из Хартлэнда (Hartland), и она попросила его приподнять её, чтобы она ещё раз смогла увидеть родные берега. Это было в начале VI века, возможно, 24 июля.
Почитание
На стене церкви в Морвенстоу была обнаружена древняя фреска предположительно изображающая святую. Она представлена изможденной, с книгой или свитком в прижатой к груди левой руке, и с правой рукой поднятой в благословлении коленопреклонённого монаха. Она иногда отождествлялась со святым Меррином, чья память совершается 7 июля, но по мнению Добла этот святой был мужчиной. Святую Морвенну также не надо путать с её сестрой, святой Марвенной.
Дубтах Армахский (Dubtach) (+513), архиепископ, святитель.
Память 7 октября.
Был архиепископом в Армахе (Armagh), что в Ирландии с 497 года до своей кончины.
Молитвы
Тропарь, глас 1 (англ.)
Compassionate pastor and inspired teacher of Armagh's flock, O Hierarch Dubtach,/ thou art a model of piety for both the pastors and the laity of Christ's holy Church./ Intercede with Christ our God that we may be given grace to emulate thee/ in bringing others to Him that we all may be saved.
БРИГИТТА ИРЛАНДСКАЯ
Бригитта Ирландская |
Бригитта Ирландская (Brigita [1]) (451 - 525), игумения, преподобная.
Память 1 февраля.
Родилась в 451 году в Ирландии, в Фогхарте, в христианской семье [2].
Святая Бригитта рано приняла постриг (по преданию, ее постриг св. Маэль Ардахский) и в 470 году стала игуменьей монастыря в Килдаре, который стал центром ирландской науки и искусства. Св. Бригитта прославилась своими иноческими подвигами, смирением и необычайной щедростью по отношению к бедным. Предание рассказывает о многочисленных чудесах, совершенных святой.
Скончалась в 525 году в Килдаре.
Мощи святой Бригитты покоятся в Даунпатрике рядом с мощами святых Патрика и Колумбы.
Её почитают святой покровительницей Ирландии.
Молитва святой Бригитты: Молим Тя, Христе, в память честного Твоего Креста и горьких страданий, научи нас бояться Тебя и любить Тебя.
Тропарь, глас 1:
Смирением на высоту взошла еси, / Божественным желанием воскриляема, / Небесному Жениху предстала еси, / венец носящи честнаго девства; / и ныне помяни к тебе притекающих, / якоже и обещалася еси, / о преподобная мати Бригитте, / моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 4:
Мудростию евангельской от юности исполняема, / радостию взошла еси на высоту добродетелей; / ныне же о всех, с верою к тебе притекающих, / о святая дево Бригитте, // моли Христа Бога, да спасет души наша.
Свт. Дифриг Валлийский |
Дифриг Валлийский (+ ок. 550) (Dyfrig [1]), архиепископ Эргингский, святитель.
Память 14 ноября.
Внебрачный сын принцессы Эфрддил (Efrddyl), дочери короля Эргингского (Ergyng) Пейбио Клафрога (Peibio Clafrog, т.е. Прокаженного). Король был разгневан, узнав, что его дочь ждёт ребёнка и, дабы избавиться от него, повелел бросить её в реку. Но ему не удалось утопить Эфрддил, и Дифриг родился в деревне Мэдли (Madley) в пределах нынешнего графства Херефордшир (Herefordshire) на месте получившем в память об этом название Чайлстоун (Chilstone, ранее Child's Stone, т.е. Детский Камень).
Когда младенец поцеловал деда, тот исцелился от проказы и полюбил своего внука, даровав ему земли вокруг Мэдли, именуемые Инис Эфрддил (Ynys Efrddyl). Там Дифриг, воспитанный в Христианстве, основал монастырь Хенллан (валл. Hênllan, англ. Hentland) под Россом. Через семь лет он основал второй монастырь в Моккасе (Moccas). В этих обителях он воспитал плеяду учеников, впоследствии прославившихся своею святостью: Тейло (Teilo), Самсона (Samson), Уфельфива (Ufelfyw), Мерчвина (Merchwyn), Эльвредда (Elwredd), Гвнвина (Gwnwyn), Кинвала (Cynwal), Артфоддва (Arthfoddw), Киннвра (Cynnwr), Арвистла (Arwystl), Инабви (Inabwy), Кинфрана (Cynfran), Гврфана (Gwrfan), Эльхерна (Elhaern), Идднью (Iddneu), Гврддогви (Gwrddogwy), Гвернабви (Gwernabwy), Июана (Ieuan), Эддана (Aeddan) и Кинфарха (Cynfarch). Вместе с учениками святой Дифриг проповедовал и строил церкви и монастыри по всему Южному Уэльсу, некоторые из которых просуществовали более тысячи лет.
Впоследствии Дифриг стал епископом Эргингским. Его юрисдикция распространилась на весь Гливисинг и Гвент (Glywysing, Gwent). Возможно, он являлся архиепископом-примасом Британской Церкви, к которому прилагался эпитет "папа" [2]. Вероятно что его кафедра находилась в Каер-Ергинге (Caer-Ergyng, ныне Вестон-под-Пенйардом (Weston-under-Penyard)).
Дифриг был близким другом святого Иллтида и поддерживал его в основании монастыря Лланиллтид Фавр (Llanilltyd Fawr), который он часто посещал. Дифриг всегда проводил Великий Пост в Инис Бир (Ynys Byr) (остров Калдей (Caldy Island)), неподалёку оттуда и там поставил в 521 году святого Самсона епископом Дольским. Святитель любил навещать святого Кадока в Лланкарфане и построил себе малую келлию в миле оттуда - Финнон Ддифриг (Fynnon Ddyfrig), которая сохранилась до сих пор.
В 545 году архиепископ Дифриг присутствовал на Соборе в Лландеви Брефи, который был созван для осуждения пелагианской ереси. На Соборе святитель Дифриг, став свидетелем выдающегося красноречия и святости игумена Давида, передал последнему свою архиерейскую кафедру и удалился на покой в обитель на острове Инис Энлли (Ynys Enlli, англ. Бардзей (Bardsey)). Вскоре, 14 ноября, он преставился и был погребен в монастыре.
Почитание
Святой Дифриг является одним из важнейших из ранних британских и валлийских святых. Достоверные свидетельства о его жизни имеются в Житии св. Самсона Дольского. Гальфрид Монмутский в своей Истории королей Британии в XII веке, оформляя легенды о короле Артуре, описал Дифрига как епископа Валлийского с кафедрой в Каерлеоне, хиротонисанного святым Германом Оксеррским и короновавшего короля Артура. Это описание изобилует явными хронологическими нестыковками и ныне считается по большей части ошибочным или вымышленным. Долгое время датой кончины святого Дифрига считался 612 год, но современные историки относят её приблизительно к 550 году.
Мощи святого в 1120 году были перенесены в собор в Лландафе, ныне англиканский, где его рака находится по сей день.
Гильда Премудрый (Gildas Sapiens [1]) (ок. 516-ок. 570), игумен, церковный писатель кельтской Британии, преподобный.
Память 29 января.
Был игуменом в монастыре Рюи (Rhuys) в Бретани. Автор известнейшего труда «О погибели Британии» (De excidio Britanniae). С жизнью Гильды связано множество легендарных и полулегендарных традиций, а предания о нем сохраняются по всему кельтскому миру.
Труды
- Гильда Премудрый, О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды, Под ред. Н. Ю. Чехонадской, СПб.: Алетейя, 2003.
- Труды по изданию Giles, John Allen, ed., Six old English chronicles, of which two are now first translated from the monkish Latin originals, London: G. Bell & sons, 1891 (по-английски):
БРЕНДАН СТРАННИК
Прп. Брендан Странник |
· Брендан Клонфертский, Странник (ок. 484/486 [1] - ок. 575/577/583 [2]), преподобный.
· Память 16 мая
· Родился около 484-486 года в Трали (Tralee) что в Керри (Kerry), Ирландия.
· Учился у святого Финиана в Клонарде и у святого Гильды в Лланкарфане, Уэльс. Приняв монашество он сделался основателем нескольких монастырей в Ирландии, наиболее известным из которых является Клонфертский (Cluain Ferta Brenaind, Clonfert) в графстве Гэлуэй.
· Его миссионерские и пастырские путешествия приводили его на острова Шотландии и, возможно, в Уэльс. Вместе с небольшой братией, он также совершал плавания в неизведанные моря на западе, отдавшись всецело в руки Божии. Такой подвиг был известен среди кельтских православных монахов. Согласно преданию монахи во главе с Бренданом достигли неведомых земель - предположительно, Америки.
· Скончался мирно между 575 и 583 годом.
· Предание о плавании святого Брендана на неизведанный Запад записано в латинской хронике Странствие Брендана (Navigatio Brendani) начала IX века. Святой Брендан стал одним из известнейших ирландских аскетов. Лучше всего он известен своими путешествиями и почитается покровителем мореплавателей.
Асаф Ллан-Эльвийский (Asa, Asaph) (+ ок. 596/601), епископ [1], святитель.
Память 1 мая, 11 мая в день положения его мощей.
Святого Асафа из Ллан-Эльви (Llan-Elwy, Llanelwy), как и святого Даниила Бангорского, предание относит к внуком легендарного короля Пабо Пост Придайна (Pabo Post Prydain – Пабо Столп Британцев). Его валлийского жития нет, но местная традиция хранит память о местонахождении его ясеня, его церкви, его колодца и его долины – в Тенгенеле (Tengenel) около Холивэлла (Holiwell), что указывает на место его обители. Почти всё, что известно о святом Асафе, находится в житии его аввы, святого Кентигерна (Kentigern), составленном Джослином Фюрнесским (Jocelyn of Furness) в XII веке.
Асаф был духовным сыном Кентигерна и последовал за учителем, когда тот оставил Шотландию около 545 года, чтобы избежать гонений. Вместе они посетили святого Давида в Меневии (Menevia), а затем устроили обитель на земле, данной Кентигерну Кадваллоном (Cadwallon), отцом Майлгуна (Maclgwn), королём Гвинедским (Gwynedd), в долине реки Эльви (Elwy), почему монастырь и стал называться Ллан-Эльви – Церковь-на-Эльви.
Церковь обители был построена «из заглаженого дерева, по образцу британцев, поскольку они не могли ещё строить из камней». 965 монахов-последователей святого Кентигерна, к которым принадлежал и Асаф, были разделены натрое – 300 безграмотных возделывали земли, 300 занимались повседневными делами обители, а 365, по числу дней года, совершали богослужения. Старшие из последних помогали святому Кентигерну в управлении епархией, а остальные делились на три непрерывно служащих хора. «Лишь только один хор завершал службу в церкви, тотчас входил другой и начинал службу, а по окончании той входил праздновать следующий».
Святой Кентигерн, подобно другим кельтским подвижникам, часто молился стоя в ледяной воде реки. В одну особенно холодную ночь Кентигерн совершил своё правило, состоявшее из чтения наизусть Псалтири стоя в воде, но страдал так сильно что, казалось, был близок к смерти. Он послал находившегося при нём Асафа принести головешку, чтобы обогреться. Святой Асаф принёс ему горящие угли на своём фартуке, без вреда своему телу и даже одежде, из чего Кентигерн узнал святость своего ученика. Поэтому святой Кентигерн вскоре рукоположил Асафа во священника, а когда был вновь призван в Стратклайд (Strathclyde) после битвы при Ардерайде (Ardderyd) в 573 году, Асаф стал игуменом обители и был хиротонисан во епископа, став первым архипастырем новой епархии, впоследствии известной под его именем.
Кончина и почитание
Точная дата кончины святого не известна, но датируется приблизительно 596 или 601 годом. Его память празднуется 11 мая, а также в день положения его мощей 1 мая.
Асаф был похоронен в Ллан-Эльви. За последующие 600 лет деревянная церковь была заменена каменной, а норманны возвели здесь нынешний собор, большая часть зданий которого датируется XIII веком. Подле обители впоследствии вырос город названный именем святого – Сант-Асаф (St. Asaph).
АВСТОЛЛ КОРНУЭЛЬСКИЙ
Австолл Корнуольский [1], (+VI), монах, преподобный.
Память 28 июня.
Был крестником и учеником святого Меена (Meen) [2]. Он, вероятно, жил около места, именуемого ныне Сент-Остель (Saint-Austell) в Корнуолле и примыкающего к округу Сент-Меван (Saint-Mewan или Saint-Meen). Когда Меен последовал за святым Самсоном из Уэльса в Бретань, Остель отправился за ним. Вместе они крестили район Броселианд (Broceliande) и были захоронены в одной могиле. Он, возможно, дал свое имя Аусту (Aust) в Австе (Awst), что в Глостере (Gloucester).
Тропарь, глас 7
Light of Cornwall and pillar of the Faith, / holy Austol, disciple of Samson: / thou wast a fellow-labourer with Saint Mewan, / in such companionship that thou didst die with him and share his grave. / Pray to Christ our God to grant us His great mercy.
БРАНВАЛАДЕР КОРНУОЛЬСКИЙ
Брандваладер Корнуольский, Джерсийский (+VI), епископ (?), святой.
Память 19 января, 9 февраля и 6 июня.
Святой Бранвалладер (Branwallader или Branwalader), или Бранвалатор (Branwalator), или Брелейд (Brelade), или Брюард (Breward), жил в 6-ом столетии в Корнуолле (Cornwall). На 19 января, скорее всего, приходится день перенесения его мощей. Святой Бранвалладер был кельтским или валлийским монахом, который, как считают, был епископом в Джерси. Считается, что Бранвалладер трудился вместе со святым Самсоном в Корнуолле и на Нормандских островах, где его поминают в Джерси и Сант-Брелейде (St. Brelade). Возможно, что он также путешествовал вместе с Самсоном в Бретани, что на севере Франции.
В Эксетерском мартирологе Бранвалладер описан как сын корнуольского короля Кенена (Kenen).
Король Этелстан (Æthelstan), основавший монастырь Милтон (Milton) в Дорсете (Dorset), получил часть мощей святого (руку или главу) от бретонских клириков, спасавшихся от северян-норманнов (Northmen) и перенесших эти мощи в монастырь Милтон в 935 году. Уильям Уорчестерский (William Worcestre) объявил, что само тело было в Брэнстоне (Branston), что в Девоне (Devon), и Леланд (Leland) в этой связи упоминал часовню Святого Брюарда около Ситона (Seaton).
Почитание Святого Бранвалладера было велико по крайней мере начиная с X столетия. С этого времени его имя можно было найти в помянных списках. Его почитание сохранялось в Уинчестере (Winchester), Эксетере (Exeter) и Корнуолле. В Бретани его иногда путали со святым Бренданом (Brendan) и святым Брэнноком (Brannock)
БРЭННОК БРАУНТОНСКИЙ
Св. Брэннок |
Брэннок Браунтонский (Brannock, Brannoc) [1] (VI в.), игумен, преподобный.
Память 7 января.
Прибыл из Уэльса в Девон, и там, в Браунтоне, неподалеку от Барнстэпла (Barnstaple), основал монастырь. Согласно некоторым источникам, там он и был похоронен.
Предания, относящиеся к нему, несколько противоречивы. Некоторые агиографы отождествляют его со св. Брынахом (Brynach) [2]. Поскольку в Эксетере имеются два раздельных дня поминовения соответствующих святых - в апреле и 7 января, навряд ли эти два святых были одним и тем же лицом.
Тропарь, глас 1
Righteous tutor of the children of Brychan, The Great Wonderworker. O wise Father Brannock, / thou didst win many souls for Christ by thy tireless endeavours. / In Devon's Braunton Church are your concealed precious relics./ Pray that we, being ever mindful of our Orthodox heritage,/ may never deviate from the true faith,/ thereby, receive the, reward of the blest.
МАХАР АБЕРДИНСКИЙ
Махар Ионский (Machar [1]) (VI в.), епископ Абердинский, святитель.
Память 12 ноября
Родом ирландец, был крещён святым Колманом и стал учеником святого Колумбы в монастыре Ионском монастыре. Затем он вместе с двенадцатью учениками был послан просвещать пиктов. Святой стал первым епископом установленной им же кафедры в Старом Абердине (Old Aberdeen).
Вода из его источника одно время использовалась для крещения в Абердинском соборе.
Тропарь, глас 1
Thou didst bring many to the Faith,/ erect numerous churches, extinguish the worship of false gods and cast down idols,/ O Hierarch Machar, establishing thy cathedral at Old Aberdeen./ As thou wast fearless and tireless in thy labours for Christ,/ pray O Saint, that we may be given strength to follow in thy footsteps/ and that thereby we may be found worthy of His abundant mercy.
НОННА ВАЛЛИЙСКАЯ
Нонна Валлийская (Nonna [1]) (VI в.), мать святого Давида Валлийского, святая.
Происходила из королевской семьи из Дифеда, Уэльс. Была соблазнена, или же вышла замуж, за местного вождя по имени Сант (Sant, Sandde). От этого союза родился святой Давид, покровитель Уэльса. По преданию, святой Давид родился на вершине утёса в Хенвинив в страшный шторм - роды были столь тяжелыми, что на камнях остались следы пальцев Нонны. Когда ребенок наконец родился, молния ударила в камень и рассекла его надвое.
Затем Нонна сделалсь монахиней и подвизалась в монастыре Ти Гвин в Корнуолле, а скончалась в Бретани.
Часовня и святой источник святой Нонны находятся до сих пор рядом с кафедральным собором во имя святого Давида, ее сына, в городе Сент-Дейвидс. Такие же часовня и источник есть и в местечке Алтарнум в Корнуолле, где хранились святые мощи Нонны вплоть до их уничтожения во время Реформации.
СЕРВАН ШОТЛАНДСКИЙ
Серван Шотландский (Servan, Servanus [1]) (+ VI в.), епископ Калросский (Culross), святитель. Соработник святого Ниниана.
Память 1 июля (Кельт. и Брит.).
По преданию, он был родом из Ирландии, где был хиротонисан во епископа святым Палладием (Palladius) и проповедовал среди шотландцев. Его называют апостолом Уэст Файфа (West Fife). Скончался и был похоронен в Калроссе.
СЕРИОЛ ПЕНМОНСКИЙ
Святые Киби и Сериол |
Сериол Пенмонский (VI в.), игумен, преподобный.
Память 1 февраля
Святой Сериол, член королевского семейства Гвинед (Gwynedd), жил монашеской жизнью в келье, располагавшейся в Пенмоне (Penmon), в восточной части Англси (Anglesey). Там в своём колодце он крестил тех, кто обращался ко Господу. По преданию, раз в неделю он отправлялся на встречу со своим другом, св. Киби (Cybi), который жил под римскими стенами в Холихэд (Holyhead), что на западе острова. Они встречались в середине острова, причём Сериол, шедший на запад утром и на восток днём всегда оставался спиной к солнцу и был известен как Сериол Светлый, в то время как Киби, шедший в противоположном направлении, был загорел и известен как Киби Тёмный.
ДАВИД ВАЛЛИЙСКИЙ
Святой Давид Валлийский |
Давид Валлийский (+ ок. 600), епископ, святитель.
Память 1 марта.
Родился на юге Уэльса. Мать св. Давида - святая Нонна Валлийская.
Основал монастырь в Меневии (Mynyw, Menevia) на крайнем западе. Стал первым епископом местности, которая ныне называется Сент-Дэвидс (St Davids). Монахи вели крайне аскетический образ жизни, и из их монастыря вышли многие святые. Он принимал участие в соборе в Брефи (Brefi) прибл. в 545 году. Основание дюжины монастырей и многие чудеса связаны с его именем.
Сохранились его мощи. Его почитают святым покровителем Уэльса.
КЕНТИГЕРН
Свт. Кентигерн, икона работы английского иконописца Айдана Харта (Hart) |
Кентигерн или Мунго [1] (+ 612), епископ Глазго и Стрэтклайда, святитель.
Родился в Кулроссе (Culross), в Файфшире.
Был игуменом и ранним христианским миссионером, традиционно его считают первым епископом Глазго и крестителем древнего кельтского королевства Камбрии в юго-западной Шотландии. Его жизнеописание основано на письменных источниках XI-XII веков.
В соответствии с этими источниками он был сыном Теневы (Theneva), британской принцессы, которая была сброшена со скалы, когда стало известно, что она беременна от неизвестного. Обнаружив, что после падения она осталась жива, её отправили вниз по течению в лодке или бочке, в Фёрс-оф-Форс, устье реки Форс, где в Кулроссе ей дал приют святой епископ Серф (Serf). Он же стал наставником родившегося у неё мальчика, который вырос и стал отшельником. Его добродетели стали известны, и приблизительно в 540 году он был поставлен во епископа тех мест.
Он был замечательным, энергичным проповедником, сражавшимся с ересью пелагианства. Около 550 года он поехал в Глазго обращать тамошние племена бриттов в Христианство и основывать христианскую общину. Он, вероятно, был духовником короля Стрэтклайдского, при коем основал епархию в Глазго. Его преемник, христианский король Ридерих (Rydderch, Rederech) был свергнут языческой реакцией, и Кентигерн бежал в Камбрию или, что менее вероятно, в Уэльс. Когда Ридерих возвратился к власти, Кентигерна вновь призвали в Стрэтклайд. О Кентигерне свидетельствуют также, что он был соратником прославленного миссионера святого Колумбы, и перед своей кончиной тот вручил ему свой пастырский посох.
Скончался в 612 году, вероятно, в Глазго. Современный собор в Глазго, где, предположительно, обретается могила Кентигерна, построен на месте, где стояла основанная им церковь.
Главные документы о жизни Кентигерна были составлены двумя епископами Глазго в XII веке. Святой Мунго изображён на гербе города Глазго [3] .
Св.Кевин Глендалохский |
Кевин Глендалохский (Kevin [1]) (ок. 498-618), отшельник, игумен, преподобный, чудотворец Ирландский.
Память 3 июня
Святой родился около 498 года в краю Лейнстер, в Ирландии, в семье высоких дворян Коэмлога (Coemlog) и Коэмеллы (Coemell), быть может – членов королевского дома Лейнстера. По традиции его рождение было отмечено чудесными знамениями – мать не чувствовала боли при рождении, а снег, падавший вокруг дома, таял. При крещении дитя святой ангел явился родителям и указал назвать сына Коэмгеном (Кевином), что значит по-ирландски «благо-рожденный». Святой Кронан (Cronan), крестивший дитя, согласился, говоря: «Истинно, это был ангел Господень, и как он именовал дитя так и будет он зваться». Святой Кевин стал первым получившим это имя.
В детстве мальчик проявил себя неуживчивым и нелюдимым, но любящим животных. В семилетнем возрасте родители послали его в монастырь, под начало святого Петрока, в Корнуолле. Кевин проявил себя подвижником и молитвенником. К его времени в монастыре относится предание о том, как мальчик в течении всего Великого поста неподвижно держал гнездо дроздов. В первый день поста, когда мальчик стоял на коленях в молитве с простертыми руками, чёрная дроздиха села на его ладонь и свила гнездо. Весь пост он остался недвижим, чтобы не потревожить гнездо, а птица кормила его ягодами и орехами. К концу поста птенцы вылупились, и Кевин вместе с братией отпраздновал Пасху.
Преуспевавший в монашеской жизни Кевин был рукоположен во пресвитера и уединился в горах вокруг Глендалох, «Долины двух озёр». Ревнителя чистоты и безмолвия некоторое время преследовала домогавшаяся его женщина, от которой он смог избавиться лишь столкнув её однажды с откоса [2]. Прибежищем ему служила маленькая пещерка, размером пять-на-семь футов, по преданию указанная ему ангелом. Он вел жизнь самоотречения и молитвы, питался травами и рыбой, которую ему стала приносить озерная выдра. Зимами Кевин уходил молиться на Верхнее озеро, стоя по шею в студеной воде, и однажды уронил в воду свой молитвенник, который тут-же вернула ему вынырнувшая выдра, с тех пор носившая ему рыбу.
Святой прожил семь лет в уединении до тех пор, пока крестьянин по имени Дима не нашёл его. Крестьянин заметил, что его корова стала удивительно обильно доиться и однажды последовал за ней. Оказалось, что корова приходила лизать ноги и одежду святого Кевина, стоявшего на молитве. Язычник Дима пал на колени перед святым, принял наставление в святой Христовой вере, и звал святого огласить весь свой дом. После ещё одного дня молитвы, Кевин убедился что воля Божия указует ему встать на путь благовествования. Начав с домочадцев Димы, он вскоре собрал вокруг себя многие семьи со всего края, наставляя всех в Православной вере.
Тогда он решил основать здесь монашескую обитель, как средоточие просвящения. Но он не мог сразу исполнить своего намерения, потому что король О’Тул Глендалохский был язычником и не позволял этого. Однако, у короля был любимый им гусь, который состарился и ослаб, так что не мог уже летать. Слыша о чудесных способностях Кевина, король предложил ему омолодить любимого гуся, за что святой попросил в собственность всю землю, над которой гусь сможет облететь. Недоверчивый король согласился, зная что гусь не может летать, но по прикосновении к нему святого гусь омолодился и облетел вокруг всей Глендалохской долины.
Тогда и был заложен Глендалохский монастырь, построенный для святого крестьянами-добровольцами, подрядившимися работать от пробуждения жаворонков до сна ягнят. Однако, работники выбивались из сил – оказалось что жаворонки начинали своё пение необыкновенно рано. Святой запретил им и с тех пор в Глендалох не слыхали жаворонков. Монастырь же был построен своим чередом.
Вскоре вокруг святого собралась большая братия, и всё новые постройки расширили монастырь, ставший поистине городом в пустыне. За советом ко святому стекались люди издалека, и семь паломничеств в Глендалох стали приравнивать к подвигу паломничества в Рим. Говорилось, что Кевин стал исполнением пророчества святого Патрика о распространении Благой Вести к югу от Дублина.
Кевин однажды был в Риме, где получил мощи для монастырского храма, и много лет спустя вновь возжелал предпринять паломничество. Зная, что на нем лежат обязательства управления монастырем, он спросил совета «друга души», святителя Киарана Клонмакнойского. Тот, однако, понимая желание своего друга, судил что лучше святому учить наследников, чем оставить их недоученными. «Птицы не кладут яиц в полёте» сказал епископ святому. Некоторое время спустя Киран почувствовал приближение смерти и повелел братии внести себя в церковь и закрыть его там до прибытия Кевина. Кевин прибыл на третий день после преставления Кирана, побывав по пути у святых Колумбы, Комгалла и Канниха (Cannich). Тут же по его прибытии дух Кирана вернулся в тело, святые друзья погрузились в долгую беседу и по-братски простились. Тогда Киран благословил Кевина и одарил серебряным колокольчиком в знак дружбы, а тот преподал ему Святые Тайны, после чего Киран отошёл ко Господу.
Святой Кевин, хоть и тяготился им, принял послушание настоятельства и до смерти поучал многочисленную братию и богомольцев. 3 июня 618 года, достигнув 120-летнего возраста, святой мирно почил. Точное место его могилы было утеряно.
Святому приписывают множество чудес, особенно же выделяются те, в которых проявилась его особая близость и любовь к животным и всей природе.Чудеса
Так, рассказывают о травимом кабане, улегшемся у ног молившегося Кевина. Когда гончие настигли кабана, они тоже улеглись у ног святого. Только люди-охотники хотели было убить зверя, но стая птиц, в этот момент опустившаяся на дерево, под которым стоял святой, разубедила и их.
В детстве Кевин пас овец и, сжалившись над бедняками, отдал им четырех. Однако, на вечернем подсчёте, оказалось что овец не убавилось.
В бытность в монастыре святого Петрока, отрок отдал внезапно прибывшим паломникам обед, который он готовил для сборщиков урожая. Тогда он просил наполнить элевые сосуды водой и собрать оставшиеся кости, обратился к Господу в одиночестве, и по его молитве, вода обратилась в эль, а кости обрасли мясом.
Король Колман Фэланский потерял всех своих сыновей кроме младшего, которого, чтобы защитить от злых духов, он отдал в монастырь Кевина. Но у монастыря не было коров, чтобы выкормить младенца. Тогда Кевин, увидев олениху на монастырской земле, повелел ей выкормить принца вместе со своим оленёнком. Та подчинилась, но волчица убила её до срока, когда младенец смог бы отказаться от молока. За это святой наложил на неё послушание выкормить обоих, что та и исполнила.
Молодой человек, живший около монастыря, страдал от эпилепсии. Однажды ему было открыто, что он излечится, съев монастырское яблоко. Но в монастыре не было яблонь. Узнав об этом, Кевин повелел монастырским ивам произвести яблоки, что и произошло. Юноша излечился, а ивы приносилия яблоки ещё четыреста лет.
Молитвы
Тропарь, глас 8
Thou wast privileged to live in the age of saints, O Father Kevin, being baptized by one saint, taught by another, and buried by a third. Pray to God that he will raise up saints in our day to help, support, and guide us in the way of salvation.
Ин тропарь, глас 4
With hymns of praise let us all bless the noble Kevin, who by his godly love poureth divine grace into the hearts of those who honor him; for he dwelleth now with the saints and angels in heaven, where he standeth before the throne of the Most High, praying unceasingly for us all.
Кондак, глас 5
Forsaking thy noble inheritance, and shunning all the crooked ways of this sin-loving world, thou didst apply thine obedient feet to the straight and narrow path of Christ, eagerly hastening throughout thy life toward the heavenly Sion, where with all the saints and the bodiless hosts thou criest aloud in ecstasy: Let every breath praise the Lord!
Икос
Ye lofty trees of Ireland, ever move your verdant branches, that with the rustling of your leafs, as with the strings of a multitude of harps, ye may make sweet music for the King of kings; for thus of old did ye delight His faithful servant, the venerable Kevin, with your melodious song, easing the severity of his ascetic life with the beauty of your hymnody, filling his soul with exultation, and causing him to cry aloud: Let every breath praise the Lord!
ВИНИФРЕДА ТРЕФИНОНСКАЯ
Винифреда Трефинонская (Winifred of Treffynon) [1] (+630), мученица.
Память 3 ноября.
Дева благородного происхождения, жившая на севере Уэльса в седьмом столетии. Племянница и духовная дочь св. Беуно, она поступила в монастырь Гвитерин (Gwytherin) после его смерти, где жила под духовным окормлением св. Элерила (Eleril). Сын соседнего вождя по имени Карадок (Caradoc), охваченный плотской страстью, преследовал её и отсёк ей голову мечом. Место, где упала ее голова, стало известным как Треффинон или Холиуэлл (Holywell) из-за появления целительного источника, вода из которого помогает всем тем, кто берёт её с верой. Холиуэлл остается по сей день местом паломничества в Англии.
ЭНСВИФА ФОЛКСТОУНСКАЯ
Святая Энсвифа Фолкстоунская |
Энсвифа Фолкстоунская (Eanswitha, Eanswyth) (+ ок.640), игумения.
Память 31 августа[1].
Известно, что св. Энсвифа, игумения монастыря в Фолкстоуне, что в графстве Кент, Англия, была дочерью короля Эдбальда (Eadbald) и внучкой св. короля Этельберта (Aethelbert). С ранних лет она находила радость в молитве, отвергая мир с его безумным тщеславием. Она отказалась от предложений выйти замуж. В конечном итоге король Эдбальд дал согласие на основание монастыря на берегу неподалёку от Фолкстоуна, первой игуменией которого она и стала. Св.Энсвифа скончалсь в раннем возрасте. Имеется мнение, что она получила образование во Франции и что её монастырь был первым духовным учреждением такого рода в Англии.
Монастырь был разрушен датчанами, но восстановлен королём Этельстаном (Athelstan), и повторно учреждён в 1095 Чёрными Бенедиктинками (Bénédictines Noires). Часть монастыря быа поглощена морем, и сестричество перебралось в Фолькстоун. Её мощи были перенесены в церковь, построенную некогда Эдбальдом в честь святого Петра, которая стала впоследствии называться церковью свв. Марии и Энсвифы. В 1885 в северной стене храма был обнаружен кофр, содержавший останки молодой женщины, предположительно, св. Энсвифы.
Св.Энсвифу изображают держащей книгу и двух рыб. Её образ присутствует на печати Фолкстоуна. Она особо почитаема в Сент-Огустин (Saint-Augustin), Кентербери (Canterbury) и в Дарэме (Durham).
Св. король-мученик Освальд Нортумбрийский. Фреска XII в., Дарэмский собор. |
Освальд (ок. 604-642), король Нортумбрийский, мученик.
Память 5 августа.
Святой Освальд, имя которого в переводе со старонемецкого означает "Бог правящий", родился около 604 года. Он был вторым из семи детей Этельфрита (Æthelfrith), англо-саксонского короля Берниции и Дейры – двух краёв, впоследствии составивших Нортумбрию. Матерью Освальда была Аха (Acha) из королевского рода Дейры. Сам Освальд был братом святой Эббы и племянником святой Этельреды.
Ему было одиннадцать лет, когда отец был убит в сражении, и мальчик бежал в монастырь Иона, основанный святым Колумбой, где и принял святое крещение. В 633 году брат Освальда Энфрит (Eanfrith), бывший короткое время королём Берницийским, был убит во время переговоров о мире. В 634 году в битве при Хэвенфильде Освальд, собрав маленькую армию, одержал победу над бриттом Кадваллоном ап Кадфаном (Cadwallon ap Cadfan), королем Гвинедским, и возвратился на престол. Перед битвой он установил деревянный крест, перед которым долго молился. Житие святого Колумбы написанное Адомнаном (Adomnán) также доносит до нас рассказ самого короля Освальда который имел видение святого Колумбы в ночь перед битвой, в котором святой сказал королю:
Буть силен и мужайся. Вот, я буду с тобой. В эту ночь выступай из своего лагеря в битву, ибо Господь даровал мне чтобы враги твои обратились в бегство и Кадваллон твой враг был предан в руки твои и победа в битве была твоя и правил ты счастливо.
Освальд открыл своё видение на военном совете и его сподвижники согласились принять святое крещение после битвы. Так бритты окончательно покорились англо-саксонским пришельцам, Освальд стал королем Нортумбрии и правил также бриттами, пиктами и шотландцами, а Православная вера распространялась среди всех народов.
Для наставления в вере Освальд пригласил шотландских монахов и святого Айдана для проповеди Благой Вести в своих землях. Духовным центром его земель стал монастырь Линдисфарн, основанный королем и святителем Айданом около 635 года. В благовестнических подвигах Айдана король Освальд служил кельтскому святителю переводчиком на английский язык.
После женитьбы на Кинебурге (Kyneburga), дочери короля Уэссекского Кинегильса (Cynegils), святой король убедил последнего принять святого Бирина и предоставить ему возможность для проповеди. Согласно Беде Достопочтенному, сам король, получив от Бирина наставления,
очистился от грехов в водах крещения вместе со всем своим народом. Случилось так, что Освальд, святейший и победоноснейший король нортумбрийцев, присутствовал при этом и стал королю крестным отцом. Поистине, их дружба была угодна Богу; этот муж, дочь которого Освальд позднее взял в жены, был в тот день после нового рождения и обращения ко Христу назван им своим сыном. Оба короля даровали епископу для резиденции город Доркик.
Своими победами Освальд стяжал себе признание короля всех саксов Англии. Адомнан говорит о нём как о «Богом избранном императором всей Британии» и восемь лет его правления вошли в историю Англии тех лет редким временем почти полного объединения.
По преданию Освальд отличался великим милосердием. Так, однажды на Пасху, когда во время званого обеда ему сообщили, что бедные перед воротами просят подаяние, то он повелел вынести им всю еду и расколол серебряное блюдо, дабы раздать его куски нищим. Тогда-же святой Айдан взял правую руку короля, говоря: «Да не сгинет эта рука вовеки.»
Святой Освальд пал в битве с мерсийцами под руководством короля Пенды под Мэзерфильдом 5 августа 642 года, в возрасте 38 лет. Тело короля было изувечено и в таком виде выставлено на всеобщее обозрение, отчего его также почитают и как мученика.
Мощи и почитание
На следующий год после его смерти в бою брат и наследник святого Освальда, Освиу, извлек его мощи. Честная глава Освальда упокоилась в Линдисфарне. Впоследствии её перенесли в собор в Дарэме [1], где позже был похоронен святой Кутберт Линдисфарнский. Руки Освальда впоследствии были в Бамбурге, причем правая рука оставалсь нетленной по пророчеству Айдана. Изувеченное тело было передано монастырю Бардни, о чём монахи узнали по столпу света, исходящему из него. Король Оффа Мерсийский позволил украсить могилу святого Освальда. После набега викингов и разрушения монастыря мощи были перезахоронены в Глостере.
Линдисфарнские монахи распространили память об Освальде и на континенте. В частности, его мощи имеются в монастыре города Хильдесхейм.
Почитание короля началось сразу после его кончины. Святой Беда Достопочтенный сообщаяет что земля с места его смерти стала почитаться целебной и вскоре там образовалась яма в человеческий рост глубиной. Регинальд Дарэмский также сообщает о другом чуде. По его рассказу правая рука святого была унесена птицей. Дерево, на которое та села, обрело жизнь, а из места на которое птица уронила руку святого забил поток. Впоследствии и дерево и поток прославились исцелениями.
Освальд считается покровителем английской короны, скота, жнецов; ему молились при чуме.
ПАВЛИН ЙОРКСКИЙ
Павлин (+ 644), первый епископ Йоркский, святитель.
Память 10 октября
Святой Павлин был римлянином по происхождению; Беда Достопочтенный описывает его так: человек «высокого роста, с темными волосами и тонким орлиным носом».
Святой Павлин обосновался в Кентербери, столице королевства Кент, где и провел 24 года. Сюда были привезены облачения, священные сосуды, мощи святых, алтарные покровы, украшения для церквей и «многочисленные книги». Когда святой король Кента Этельберт пожелал выдать свою дочь Этельбургу замуж за короля Нортумбрии Эдвина (тогда еще язычника), монах (или, скорее, иеромонах) Павлин был призван к иному служению. Получив обещание от короля Эдвина, что в Нортумбрии не будет чиниться никаких препятствий христианской вере, архиепископ Иуст Кентерберийский совершил 21 июля 625 года над святым Павлином, «человеком, любимым Богом» (как пишет святой Беда), хиротонию во епископа.
Ему поручили миссию на севере, а также доверили Этельбургу и людей, отправлявшихся вместе с нею. Святой Павлин стал личным священником Этельбурги, он ежедневно совершал литургию и давал ей наставления.
Сначала святой Павлин именовался «епископом нортумбрийцев». И так как Эдвин показал готовность следовать в жизни и вере христианскому учению, то святой Павлин надеялся преуспеть в роли миссионера. Открывалась долгожданная возможность для миссии святителя Августина продвинуться с юга Англии дальше на север, о чем миссионеры не переставали усердно молиться. Ясно, что намерением святителя Павлина было не только «предотвратить с помощию Божией отпадение от веры тех, кто прибыл с ним, но и обращать по мере сил своею проповедью язычников к вере», «принести народу знание христианской истины» (святой Беда). И ради этого он непрестанно трудился.
На следующий год королева Этельбурга родила дочь, которую назвали Энфледой и крестили в день Пятидесятницы вместе с двенадцатью другими нортумбрийцами. Настолько важным было это событие, что даже папа Бонифаций направил послание королю, а затем и королеве, обязывая Эдвина принять святое крещение. И Эдвин крестился в 627 году, отмеченном также разрушением главного языческого храма и идолов их собственным верховным жрецом в Нортумбрии, в городке под названием Гудманхем в Йоркшире, чего и добивался святой Павлин. Король Эдвин принял таинство крещения в день Пасхи 12 апреля, вместе с ним крестились многие как из знати, так и из простых людей. Эдвина крестили в Йорке в деревянной церкви во имя апостола Петра, которую воздвиг сам король. Позднее она была перестроена в каменную. Можно предположить, что народ крестился в другом месте, например в реке Дервент, рядом с которой находилась королевская резиденция. До сих пор часть этой реки рядом с римской крепостью у города Мэлтон носит название «Иордан» в память о тех исторически значимых событиях.
Следующие шесть лет святой Павлин проповедовал по всему северу. В эти годы он крестил и четырех сыновей короля Эдвина, а также его вторую дочь, внука и внучатую племянницу, будущую святую Хильду.
Однажды в королевском поместье Иверинг около Глендейла святитель Павлин 36 дней подряд наставлял в вере, оглашал и крестил людей в реке Глен, которая сейчас носит название Боуэнт. В Холистоуне области Кокетдейл королевства Нортумбрии святитель в 627 году крестил сразу три тысячи человек в «источнике Божией Матери», который здесь когда-то забил из земли и где со временем рядом была устроена купальня. Еще святой Павлин крестил в реке Свейл рядом с Кэттериком, где ему помогал преданный диакон Иаков, впоследствии прославленный в лике святых (память 17 августа). Святитель также проповедовал в Камберленде и построил каменную церковь в месте под названием «Камподун», которое можно отождествить с нынешним городом Тэнфилд в Йоркшире.
Из Нортумбрии вера христианская должна была распространяться далее. Столь сильными были вера и усердие короля Эдвина, что он лично уговорил короля восточных англов Эрпвальда вместе со всем его народом принять христианство. Святой Павлин же проповедовал к югу от реки Хамбер в районе Линдси. В Линкольне святитель крестил местного сельского старосту, по имени Блэкка, и всю его семью. Здесь святитель воздвиг каменную церковь «красивой работы» (по словам святого Беды), в ней он в 628 году посвятил Онория, будущего архиепископа Кентерберийского, в сан епископа. Он также крестил в реке Трент в районе Литтлборо и близ Саутуэлл графства Ноттингемшир, и здесь ему тоже помогал диакон Иаков.
С тех времен сохранилось следующее описание святителя Павлина: «Он был высокого роста и слегка сутулый, имел темные волосы и лицо настоящего аскета; нос его был тонкий и немного крючковатый. В нем чувствовалось величие истинного преподобного мужа».
Однако его успех был недолгим. 12 октября 633 года король Эдвин был убит в бою с языческим королем Пендой Мерсийским и его союзником Кадваллоном, который лишь на словах был христианином, а по делам своим – варваром. После кровавой резни главу Эдвина перенесли в церковь города Йорка, где она долгое время и хранилась, а самого Эдвина стали чтить как святого мученика за христианскую веру.
Епископ Павлин вместе с королевой Этельбургой и Энфледой, первой дочерью короля Эдвина, вернулся морем в Кент. Примерно в это время скончался епископ Роман Рочестерский, и его кафедра пустовала. Святитель Павлин, которому тогда было почти 60 лет, взял на себя служение в Рочестерской епархии Кента и оставался на этой должности последующие 11 лет своей жизни. Но только в 634 году он получил из Рима паллий как епископ Йорка (в то время в Риме еще не знали о гибели короля Эдвина).
Нам мало что известно о деятельности святителя Павлина в Рочестере. По преданию, он однажды совершил поездку в Гластонбери, где перестроил старинную церковь во имя святой Марии и покрыл ее крышу ментипским свинцом. В Кенте, как мы можем предположить, святитель Павлин помогал вдовствующей королеве Этельбурге устроить монастырь в Лиминдже.
Епископ Павлин скончался 10 октября 644 года, потрудившись в Англии 43 года.
Его помнили и почитали на севере. В Глендейле графства Нортумберленд в честь святителя Павлина освящена церковь Брэнкстона, хотя она и называется «церковью святого Павла» – имя «Павлин» часто сокращали до «Павел»: Paulinus – Paul. Источник неподалеку носит название «Паллинсбурн» – здесь, несомненно, святитель Павлин имел обыкновение крестить. В Дьюсбери графства Йоркшир находится каменный крест с надписью: «Здесь проповедовал и служил Павлин». Похожие кресты стояли в Изингуолде и западнее, в Уолли графства Ланкашир. В Линкольне церковь святого Павла (называемая также церковью святого Павлина) стоит на церковном холме на том самом месте, где святитель построил каменную церковь. Церковь святого Павла в Стамфорде, возможно, напоминает о миссионерской поездке святителя Павлина в Линкольншир. Собор Саутуэлл-Минстер, скорее всего, тоже стоит на месте одной из основанных святителем церквей. В графстве Кент близ Рочестера две церкви освящены в честь святого Павлина, напоминая о его святительском служении в этой области. Одна из них находится в Крэйфорде, а другая – в деревне Сент-Полс-Крей, получившей название от имени святого и от церкви, посвященной ему. Мощи святителя Павлина особенно почитали в Рочестере и Йорке. Так сохраняется память о святом Павлине, епископе Йорка и Рочестера.