Собор британских святых. 2

ФЕЛИКС БУРГУНДСКИЙ

Феликс Данвичский, просветитель Восточной Англии

 

Феликс Бургундский, (+648), епископ Данвичский, просветитель Восточной Англии.

Память 8 марта

Святой Феликс родился в Бургундии, на территории современной Франции. Он был епископом, посланным в Восточную Англию святым Гонорием Кентерберийским для евангельской проповеди.

Cвятитель Феликс обосновался в Данвиче (Dunwich) на побережье Саффолка в 631 году и трудился там успешно в течение семнадцати лет. С помощью короля Зигеберта он основал школу для мальчиков и пригласил туда преподавателей из Кентербери.

Cвятитель Феликс умер в 648 году и был похоронен в Данвиче. Его мощи были перенесены в монастырь Рамсей (Ramsey) в Хантингдоношире (Huntingdonshire) в 971 году.

Имя святителя Феликса носят Феликстоув (Felixstowe) в Саффолке и Феликскирк в Йоркшире (Yorkshire).

О нём упоминает в своём труде Беда Достопочтенный.

Тропарь, глас 8

Felix of Burgundy, hierarch and teacher, preaching the Word of life, You did gather a rich harvest of believers; Together with Furzey of Ireland, pilgrim for the love of the Lord, Outstanding in virtue, renowned in word and deed; Enlighteners of East Anglia, we rightly praise you, holy and God-bearing fathers.

Кондак, глас 2

Having come to the land of Sigerberht, the righteous king, You preached the kingdom of Christ our God, And as a first-fruit the king himself received the tonsure, Seeking an everlasting kingdom; And mindful of his monastic vow, He lay down his life, unarmed in the midst of battle; Wherefore, O Felix and Furzey, we venerate your memory crying out: Glory to Christ our King the Redeemer of the World.

ФУРСЕЙ ИРЛАНДСКИЙ

 

Святой Фурсей

Фурсей Ирландский, (+ ок.648), игумен в Бург Кастле и в Ланьи-на-Сене, преподобный.

Память 16 января.

Большую часть своей жизни Фурсей (Фурса) провёл в трудах в Ирландии, где он основал монастырь в Ратмате. Особо известен он был своими проповедями. Согласно Беде Достопочтенному, он говорил, что человек после смерти пройдёт через четыре костра: один сжигает души лжецов, второй скупцов, третий склочников, четвёртый — тех, кто угнетает слабых.

Затем в поисках уединения он в 630 году отправился в Уэльс, а затем - в Восточную Англию, где основал монастырь. Из Ирландии вместе с ним прибыли еще пятеро друзей, в том числе, двое братьев - Фойллан (Foillan) и Ультан. С ростом известности монастыря он перестал быть местом уединения. Тогда Фурсей, оставив монастырь на попечение брата и двух друзей, отправился на континент.

Там их принял король Хлодвиг II (Clovis II), а вместе с ним - и королевский мажордом Эршиноальд (Erchinoald), который отвёз святого в свой замок в Перроне, чтобы крестить своего сына. Эршиноальд предложил Фурсею выбрать место для монастыря, и тот остановил свой выбор на местечке Ланьи-на-Сене (Lagny-sur-Seine).

В 648 году Фурсей отошёл ко Господу, и Эршиноальд похоронил его в Перроне, за которым укрепилось прозвище Perrona Scottorum - Перрона Ирландская.

ВИРИН ДОРЧЕСТЕРСКИЙ

 

Святой Вирин, епископ Дорчестерский

Вирин Дорчестерский [1] (ок. 600 - 650), епископ, апостол Уэссекса, святитель.

Память 3 декабря.

Родился прибл. в 600 году. Он, вероятно, был хиротнисан во епископа архиепископом Астерием (Asterius) в Генуе. В 634 году Вирин был послан римским папой Гонорием на проповедь среди язычников Мерсии. Он высадился в Портчестере (Portchester), что в Хэмпшире, и отправился через земли кельтов- христиан в Хэмпшире к Сильчестеру (Silchester).

Прежде, чем Вирин достиг Мерсии, он столкнулся с язычниками-саксами в долине Темзы. Обнаружив, что они очень нуждаются в христианском окормлении, он решил остаться и отправился в королевские владения в Беркширских низинах, вероятно в Чолси (Cholsey). Здесь он встретил короля уэссекского Синегилса (Cynegils), в местечке Чёрн Кноб (Churn Knob), что в Блюбери (Blewbury), Беркшир, месте первой проповеди святого. Король, должно быть, думал, что это древнее языческое капище будет прекрасным местом для того, чтобы запугать вновь прибывшего. Однако Вирин был невозмутим, и ему даже удалось убедить короля в достоинствах христианства. Синегилс разрешил Вирину проповедовать повсюду в его Королевстве. Но потребовалось время для того, чем он сам полностью обратился ко Господу.

Король в то время отчаянно искал союза с могущественным королем Нортумбрии Освальдом. Он надеялся, что вместе они смогут нанести поражение ненавистным жителям Мерсии. Синегилс устроил переговоры в своём дворце в Истхэмпстэде (Easthampstead), что в Беркшире, и король Нортумбрии отправился на встречу с ним.

В королевских переговорах единственной точкой преткновения было то, что Освальд был христианином и не объединился бы ни с каким язычником. Так что король Уэссекса решил, что пришло время креститься в эту новую веру. Освальд согласился и с тем, что этот союз можно было бы тогда укрепить браком его дочери и южного короля. Вирин был послан за этим, и в близлежащем источнике Гарт (Garth), что в Брэкнелле (Bracknell), Беркшир, Синегилса крестили немедленно.

Епископу дали старый римский город Дорсич (Dorcic), или Дорчестер-на-Темзе, что в Оксфордшире, чтобы он там построил себе собор, и королевская партия отправилась на север, чтобы исследовать участок. На пути многие из королевских придворных также выразили желание стать христианами. Так в Брайтвелле (Brightwell), что в Беркшире, стоящем на переправе через Темзу около Дорчестера, Вирин покрестил большую часть его двора.

Сын короля, Свихельм (Cwichelm), сначала отказавшись от крещения, был в конечном счете обращён ко Господу на следующий год. Король Синегилс умер в 643 году, и приблизительно пятью годами позже новый король, Сенвалх (Cenwalh), пригласил Вирина воздвигнуть важную церковь в Уинчестере. Другие церкви в Уэссексе также имеют отношение к трудам Вирина:

  • Святой Марии в Ридинге (Reading), что в Беркшире,
  • Святой Елены в Абингдоне, что в Беркшире,
  • Округа Таплоу (Taplow), что в Бакингемшире, где святой, как считают, крестил местных саксов в пруду Бапсейском (Bapsey). Это было началом епархии в Уэссексе.

Свт. Вирин умер в Дорчестере 3 декабря 649 или 650 года.

Его могила в Дорчестере стала местом большого паломничества. Позднее местный епископ перенес кафедру в Уинчестер и взял с собою тело святого Вирина. В Уинчестерском Соборе по сей день пребывают его мощи.

Вирин имел особое отношение ко Святому Причащению, как показывает его хождение "за море", чтобы получить антиминс от римского папы Гонория, который он всюду носил с собой для совершения Святой Евхаристии. Многие чудеса имели место при открытии мощей Вирина.

АЙДАН ЛИНДИСФАРНСКИЙ

 

Свт.Айдан Линдисфарнский

Айдан Линдисфарнский (Aidan, Aedhan) (+ 651), епископ Нортумбрийский, святитель

Память 31 августа (Зап.)

Учился у святого Сенана в Инискати, затем стал монахом Ионского монастыря, находившегося на одноименном острове у юго-западного побережья Шотландии.

Был приглашен королем Освальдом в Нортумбрию, на север Англии для обращения в христианство англосаксов.

С 635 года - епископ Нортумбрии. Основал на Линдисфарнском острове одноименный монастырь, который стал центром его просветительской деятельности.

Скончался в 651 году в Бамборо, Нортумбри. Был погребен в Линдисфарнском монастыре.

После Собора в Уитби в 664 году часть мощей святого Айдана была перенесена в Ионский монастырь.

БЕУНО КЛИННОГСКИЙ

http://drevo-info.ru/images/contents.gifБеуно Клинногский (+ ок. 660), игумен, преподобный.

Память 21 апреля.

Родился в землях Повис (Powis). После получения образования и рукоположения в монастыре Бангор, что на севере Уэльса, стал активным проповедником. Кадван, король Гвинеда был его щедрым благотворителем. Кадваллон, сын Кадвана и его преемник, обманул Беуно относительно некоторых земельных владений, что было доказано на священном судебном разбирательстве. Тогда кузен Кадваллона Гведдеинт (Gweddeint), в порядке компенсации, "отдал Богу и Беуно навечно городок", где святой около 616 года основал монастырь Клинног Фавр, что в Карнарвоншире (Carnarvonshire).

Беуно стал опекуном своей племянницы, девы Винифреды (Winefride), которую, по преданию, он воскресил к жизни после усечения мечом.

Он неустанно укреплял борящихся с грехом и был полон сострадания к бедствующим.

КЕДД ЛАСТИНГЕМСКИЙ

 

Св.Кедд Лэстингхэмский, апостол Эссекса

Кедд Ластингемский (Cedd, Cedda) (ок. 620 - 664), епископ, святитель.

Память 7 января, 26 октября

Родился в английской семье, жившей в Нортумбрии. Служению Господу посвятили себя его брат святой Чед (Caedda), а также братья Сайнибилл (Cynibill) и Кэлин (Caelin), ставшие священниками. Вместе с Чедом он был взят на обучение в Линдисфарн во времена св. Айдана.

В 653 году он вместе с четырьмя священниками был послан Освием (Oswiu), королём Нортумбрии, просвещать жителей Средней Англии по просьбе их старейшины Пэды (Peada). Вскоре он был отозван назад и послан с такой же миссией в Эссекс помогать Зигеберту (Sigeberht), королю восточных саксов обращать его народ ко Христу.

Там он был хиротонисан во епископа и основал многие церкви и монастыри, в частности, монастыри Тилбури (Tilbury) и Итанчестер (Ithancester). По случаю он оказался в родной Нортумбрии, и там. по требованию Этельвальда (Aethelwald) основал монастырь Лестинго (Laestingaeu), ныне именуемый Ластингем (Lastingham), в Йоркшире. Он стал первым настоятелем этого монастыря, не оставляя епископских обязанностей.

На соборе в Уитби (Whitby), как и св. Кутберт Линдисфарнский, он, хотя и был кельтом по воспитанию, принял римскую пасхалию. Сразу после собора он посетил Ластингем, где 26 октября 664 года скончался от чумы.

Флоренций Вустерский (Florence of Worcester) и Уильям Мальмсберийский (William of Malmesbury) впоследствии именовали его вторым епископом Лондонским, но св. Беда Достопочтенный, фактически его современник, никогда не называл его этим титулом.

КОЛМАН ЛИНДИСФАРНСКИЙ

 

Святой Колман Линдисфарнский

Колман Линдисфарнский (Colmán) (605 - 676), епископ, святитель.

Память 18 февраля

Кельт, родился в Ирландии. Был монахом из монастыря Иона до того, как наследовал святому Финану в 661 году епископство и игуменство в Линдисфарнском монастыре. Здесь он стал третьим и последним игуменом-епископом из кельтов - его епископство пришлось на поворотный этап в истории христианской церкви в Англии.

Хотя Нортумбрия была большей частью крещена кельтскими миссионерами, к 662 г. там сложилась влиятельная партия последователей Рима, особенно по вопросу определения даты Пасхи. Колман возглавил кельтскую партию на судьбоносном Соборе в Уитби 664 года, назначенный церковью Нортумбрии решить, принять кельтскую или римскую традицию.

Собор в Уитби принял решение в пользу римской традиции. Колман возражал решениям собора, поскольку считал, что они приведут английскую Церковь к слишком близким контактам с континентом. Он отказался от своей епархии и вместе со всеми ирландскими и 30 английскими монахами Линдисфарна уехал на остров Иона. Между 665 и 667 годами он основал несколько церквей в Шотландии, а затем отплыл в Ирландию вместе со своими последователями. Он поселился на острове Инишбофин (Inishbofin), где в 668 г. основал монастырь. Позднее он основал особый монастырь в Мэйо (Mayo) для английских монахов и до смерти оставался настоятелем в обеих обителях.

Скончался 8 августа 676 года на острове Инишбофин.

ЭТЕЛЬДРЕДА ЭЛИЙСКАЯ

 

Св. Этельдреда Элийская

Этельдреда Элийская [1], (+679), королева Нортумбрийская, игумения монастыря в Эли.

Память 23 июня.

Родилась в Экснинге (Exning), что в Саффолке (Suffolk), Англия.

Для своих друзей и семьи эта когда-то всем известная святая женщина из англо-саксов была Этельдредой. Для бедного люда она была Одри (Audry), и английское слово "мишура" произошло из-за ожерелий, которые столь хорошо продавались на базаре во время праздников святой Одри и которые, во что верили, были в состоянии вылечивать болезни шеи и горла. Это было потому, что Этельдреда, должно быть, страдала от рака шеи, что предписывают Божиему наказанию за то, что было тщеславием носить днем богатое ожерелье. У нее была огромная опухоль на шеи, когда она отошла ко Господу, но, согласно святому Беде Достопочтенному, когда ее святая сестра Сексбурга (Sexburge) заставила вскрыть её могилу, то тело обрели неповреждённым, а опухоль исцелённой.

Этельдреда была дочерью Анны, короля Восточных Англов, и сестрой святых Сексбурги, Этельбурги (Ethelburge), Ерконвальда (Erconwald) и Витбурги (Withburge). Со своей молодости она посвятила себя служению Богу, чистоте и скромности. Хотя казалось, что она призвана к монашеской жизни, дважды она сочеталась браком.

В возрасте 14 лет Этельдреда сочеталась браком с Тонбертом (Tonbert). Тонберт был столь же набожен как она, и был счастлив, что они могли жить в воздержании. Потом трёх или пяти лет совместной жизни Тонберт отошёл ко Господу.

В течение некоторого времени она вела одинокую жизнь на острове Эли (Ely), который был частью её приданого, но из государственных интересов она сочеталась браком снова. Ее второй муж, Эгфрид (Egfrid), сын Осви Нортумбрийского в ту пору был еще еще ребенком. Этельдреда, будучи сама ещё молодой, относилась к нему как к сыну или брату, скорее чем как к супругу. Она ему преподавала катехизис и руководила его духовным воспитанием, пытаясь его подготовить к тому, чтобы принять брак с воздержанием.

Но после 12 лет отношений Эгфрид, ставший взрослым, восхотел, чтобы она была его женой по существу, а не по названию. Этот встревожило Этельдреду, которая обратилась тогда за советом к святому архиепископу Вильфриду Йоркскому. Он ее освободил от брака и посоветовал возвратиться в монастырь в Калдинхэм (Coldingham). Наконец, она смогла выполнить желания своего сердца. Она приняла там постриг под окормлением святой Эббы (Ebba). В начале Эгфрид пытался убедить Вильфрида приказать его жене возвратиться к нему, но безуспешно. В 672 году она основала смешаной монастырь, где находится в настоящее время собор Эли. Она им управляла как игумения. Эгфрид послал военных в Эли, чтобы попытаться вынудить её ввернуться, но не достиг успеха.

Основав Эли, Этельдреда прекратила носить тонкие льняные одежды и не одевалась больше ни во что, кроме шерстяных одежд. При этом, кроме как на Пасху, Троицу и на Крещение, она мылась только в холодной воде. За исключением тех дней, когда она была больна, и больших церковных праздников она довольствовалась одним приемом пищи в день. Она молилась за тех, кто не желал больше молиться, и заботилась часто о церкви с полуночи до рассвета. Через семь лет после основания монастыря Эли она умерла от чумы.

Святой Беда Достопочтенный написал длинный гимн в похвалу Этельдреде, которая, о чём свидетельствуют многочисленные церкви и календари, включающие её имя, была одной из наиболее почитаемых святых англо-саксонских жён. Этому она обязана отчасти безчисленным чудотворениям, происходившим по её заступничеству, которые сделало из Эли важное место паломничества.

Этельдреда считается покровительницей университета Кэмбриджа.

ХИЛЬДА УИТБИЙСКАЯ

 

Икона преподобной Хильды Уитбийской

Хильда (Hilda) (614 - 680), игумения Уитбийская, преподобная.

Память 25 августа на перенесение мощей, 17 ноября

Была дочерью Херерика, племянника короля Нортумбрии Эдвина. Как ее двоюродный дед, стала христианкой около 627 года, благодаря проповеди святого Павлина Йоркского, когда ей было 13 лет.

Воодушевленная примером своей сестры Хересвиты, которая стала монахиней в Шелльском монастыре (Chelles) в Галлии, Хильда приехала в Восточную Англию, собираясь оттуда отправиться к своей сестре на континент [1]. Однако, святой Айдан призвал ее остаться в родной стране, и после нескольких лет монашеской жизни на северном берегу реки Вир и потом в двойном монастыре Хартлпул (Hartlepool), где она с большим успехом настоятельствовала, Хильда со временем взялась за приведение в порядок двойного монастыря в Стренескальке (впоследствии Уитби) (Streaneschalch, Whitby).

Под управлением святой Хильды двойной монастырь в Стренескальке стал весьма знаменит. Там изучалось Священное Писание, не менее пяти монахов из братии стали епископами, включая таких святителей как Иоанн Беверлийский и Вильфрид Йоркский. Хильда приветила святого песнопевца Кедмона. В обители в 664 году прошел знаменитый Собор, который среди прочего утвердил способ вычисления Пасхи. Слава о мудрости святой игумении была столь велика, что из дальних и ближних мест монахи и венценосцы приезжали к ней за советом.

За семь лет до кончины святая заболела тяжкой болезнью, которая не оставила ее до конца земной жизни. Несмотря на это, она не пренебрегала ни одной своей обязанностью по отношению к Богу или своим духовным чадам. Святая мирно почила в Бозе после причащения Святых Таин, и звон монастырских колоколов был слышен чудесным образом даже в Хакнессе, в 25 километрах от Стренескалька. Там благочестивая монахиня Бегу увидела душу святой Хильды, возносимую на небо ангелами.

Почитание

Жизнь святой Хильды описана в книге святого Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов». Почитание ее в лике святых с самого раннего периода подтверждается включением ее имени в календарь святого Виллиброрда начала VIII века.

Гробница святой была разрушена во время датского нашествия около 800 года. Ее мощи вновь обретены в X веке и перенесены английским королем Эдмундом либо в Гластонбери, либо в Глостер, память чего совершается 25 августа.

Святую Хильду почитают одной из величайших жён Англии.

КУТБЕРТ ЛИНДИСФАРНСКИЙ

 

Св.Кутберт, епископ Линдисфарнский

Кутберт (Cuthbert) (634 - 687), епископ крупнейшего монастыря АнглииЛиндисфарна, апостол Нортумбрии, один из самых почитаемых православных святых Англии.

Память 20 марта

Святитель Кутберт родился приблизительно в 634 году в Северной Англии, неподалёку от нынешней границы Шотландии. Выходец из благородной английской семьи, в возрасте восьми лет он был принят на попечение кормилицей Кенсвитой (Kenswith), вдовой и монахиней.

В возрасте семнадцати лет он после божественного видения в 651 г. поступил в монастырь Мелроуз (Melrose), расположенный в Нортумбрии, современной южной Шотландии, и стал на долгие годы другом и соратником аббата монастыря — св. Эты. Вслед за своим игуменом вместе с другими монахами он отправился в Райпон (Ripon) в Йоркшире (Yorkshire), чтобы основать новый монастырь. После смерти приора монастыря (помощника игумена монастыря) в 661 во время эпидемии чумы Кутберт стал его преемником и предпринял миссию по окрестностям, помогая пострадавшим от чумы и являя чудеса.

На соборе в Уитби, где решался вопрос, следует ли продолжать придерживаться традиций Кельтской церкви или принять римскую практику, Эта и Кутберт примкнули к римской партии, хотя оба были воспитаны в кельтской традиции. После победы на соборе Эта и Кутберт перешли в Линдисфарн (Lindisfarne), остров у северо-восточного побережья Англии: первый в качестве аббата, второй — приора. В этом сане Кутберт всячески поддерживал введение строгих правил, проповедовал на юге, в Дареме.

Стремясь к отшельничеству, он в 676 удалился в Иннерфарн (Inner Farne, Внутренний Остров), где построил келью и молельню, целиком посвятив себя молитвам.

Молва о его святости разнеслась далеко за границами монастыря, и в Йорке, в пасхальное воскресение 685 года, вопреки своей воле Кутберт был хиротонисан во епископа. Хиротонию осуществили свт. Феодор Кентерберийский, и шесть других епископов. Двумя годами позже, в возрасте приблизительно пятидесяти трёх лет, св. Кутберт почил о Бозе 20 марта 687 года.

Благодать, обретённая Кутбертом, не оставила его тело вместе с его душой. После Его блаженной кончины всё, что принадлежало ему, было тронуто этой благодатью, будь то его ботинки, от которых пришло исцеление паралитику, или телячья кожа, исцелившая святого отшельника Фельгильда (Felgild), или даже сама земля, в которую легли мощи этого святого угодника Божия. В 698 году, когда через одиннадцать лет после его кончины монахи Линдисфарна решили открыть гроб свт. Кутберта, они нашли мощи неповрежденными, Тело выглядело живым, даже одеяния святого выглядели новыми. Монахи получили благословение епископа Эдберта (Edbert), чтобы облачить мощи в новые одежды вместо тех, которые были сняты. Меняя облачения, они говорили : "Смотрите, как прославлено бренное земное тело, в предчувствие куда большей приближающейся красоты! Ты, Господи, наделил великим могуществом дорогие кости Кутберта, наполняющие Церковь воздухом самого Рая". Мощи свт Кутберта были перенесены в собор г. Дарэма, где и были захоронены вместе с главой св. мч. Освальда, короля Нортумбрии.

Мощи святителя Кутберта были осквернены в 1537 во времена иконоборцев Генриха VIII, однако даже и к тому времени они были полностью нетленными. В наше время часть мощей и фрагменты епископского облачения свт. Кутберта были возвращены в музей Дарэмского собора, где они открыты для осмотра. Представляет значительный исторический интерес смешение разных языков в надписях на облачении; греческого, латинского, и рунического шрифтов; часть предметов была сделана в Византии.

 
 

Свт. Кутберт - один из самых почитаемых православных святых Англии. Православный храм в г. Дарэм освящен во имя свт. Кутберта.

Житие

Первое житие прп. Кутберта было написано Бедой Достопочтенным. Приведем выдержку из этого текста:

Кутберт много лет вел жизнь отшельника в великом воздержании души и тела на маленьком островке Фарне, что находится в океане, в девяти милях от Линдисфарнской церкви. С ранних лет он стремился к монастырской жизни и еще в молодости принял имя и обет монаха. Сперва он жил в монастыре Мелроуз на берегах реки Твид, управляемом аббатом Этой, добрейшим и простейшим из людей, который, как уже говорилось, стал потом епископом Хагустальдена или, скорее, Линдисфарна. Приором в то время был Бойсил, священник великой добродетели и пророческого дара. Кутберт смиренно подчинился его наставлениям и получил от него как знание Писания, так и пример добродетельной жизни.

Когда Бойсил отошел к Господу, Кутберт сам стал приором монастыря и научил многих правилу как своим учительским даром, так и собственным примером. Он не только обучал правилу и подавал благой пример жившим в монастыре, но и отвращал окрестных жителей от нелепых суеверий и внушал им любовь к небесным радостям. Многие из них осквернили свою веру грехами, а другие во время чумы забыли священные таинства веры, в которую были обращены, и предались ложному утешению идолопоклонства, будто могли отвратить удары Бога Создателя заклинаниями, амулетами или другими тайнами демонической науки. Поэтому он часто покидал монастырь - иногда на лошади, но чаще пешком - ради исправления тех, кто грешил тем или другим образом. Приходя в селения, он, как прежде Бойсил, возвещал истину тем, кто сбился с пути. В то время у народа англов было обычаем в случае прихода в деревню клирика или священника собираться вокруг него, чтобы с радостью внимать его речам и с еще большей радостью воплощать в жизнь то, что они услышали и смогли понять. Так велико было красноречие Кутберта, так сильно его желание передать другим ведомое ему, так ярко сиял его ангельский лик, что никто из слышавших его не решался скрыть от него тайны своих сердец, но все открыто признавались в грехах, понимая, что их все равно не удастся скрыть от него. Достойными плодами покаяния они очищались от грехов, как он велел им. Особенно он любил бывать и проповедовать в тех селениях, которые находились далеко в высоких и недоступных горах, и которые другие проповедники боялись посещать из-за бедности и дикости их жителей. Радостно отдаваясь этому нелегкому труду, он с таким рвением просвещал их, что мог не появляться в монастыре целую неделю или даже две или три недели, а однажды отсутствовал целый месяц. Все это время он проводил у жителей гор, наставляя их в небесных науках как словом, так и примером своих добрых дел.

Когда достопочтенный слуга Господа много лет провел в Мелроузской обители и прославился своими духовными подвигами, преподобнейший аббат Эта перевел его на остров Линдисфарн, чтобы там он в должности приора также учил братьев соблюдать правило и подтверждал уроки своим примером. В том монастыре с самых ранних времен епископ жил вместе со своими клириками, как аббат с монахами, которые также подчинялись епископу; ведь Айдан, первый епископ той области, был монахом и установил там монашеские правила. То же самое блаженный отец Августин делал прежде в Кенте по совету преподобнейшего папы Григория, который, как говорилось выше, писал ему: “Ты, брат, согласно монашескому правилу живешь вместе со своим клиром в церкви англов, обращенных промыслом Господа к вере; поэтому тебе лучше следовать правилам отцов наших, принятым в древней церкви: никто из них ничем не владел отдельно, но все вещи у них были общими”.

Позже, когда заслуги Кутберта и его религиозное рвение возросли, он, как уже было сказано, обратился к молчанию и уединению сокровенной жизни отшельника. Поскольку я несколько лет назад подробно написал о его жизни и добродетелях в героических стихах и в прозе, здесь достаточно будет кратко упомянуть, что перед отбытием на остров он сказал братьям: ”Если Божьей милостью мне будет позволено кормиться трудами своих рук, я с радостью останусь там; если же случится иначе, я волею Божьей вернусь к вам”. Место это было совершенно лишено воды, трав и деревьев, часто посещалось злыми духами и мало подходило для человеческого жилья; однако по желанию человека Божьего оно стало обитаемым, поскольку с его прибытием злые духи исчезли. Изгнав врага, он с помощью братьев насыпал вал, внутри которого они воздвигли необходимые здания, а именно молельню и общий жилой дом. Он попросил братьев вырыть в полу дома колодец, хотя почва там была твердой и каменистой и было мало надежды найти родник. Они все же сделали это, уповая на веру и молитвы слуги Божьего, и на другой день колодец наполнился водой и до сего времени дает полноту небесных благ живущим там. Он также попросил привезти ему сельские орудия и зерна пшеницы, которые он посеял в надлежащее время, разрыхлив землю. Однако весной не взошло ни единого ростка, не говоря уже о колосьях; поэтому, когда братья навестили его в положенный срок, он попросил их привезти ячмень в надежде, что природа почвы или воля небесного Дарителя позволят вырасти хотя бы этому злаку. Хотя ячмень ему доставили намного позже времени сева, когда уже оставалось мало надежды на всходы, он посеял его в той же самой земле и скоро получил обильный урожай, позволивший человеку Божьему жить плодами его труда.

Много лет он служил Господу в уединении на том острове, и вал, окружавший его жилище, был так высок, что он не видел ничего, кроме неба, которого жаждал достигнуть. Случилось так, что у реки Альн в месте, называемом Адтвифирди, что значит “у двух бродов”, состоялся большой собор с участием короля Эгфрида, и руководил им блаженной памяти архиепископ Теодор. Там Кутберт был по общему согласию выбран в епископы Линдисфарнской церкви, однако никакие посланцы и письма не могли заставить его покинуть монастырь. Наконец сам король отправился на остров вместе со святейшим предстоятелем Трумвином и многими другими благочестивыми и могущественными мужами; с ними были и многие из братьев с острова Линдисфарна. Все они пали на колени и именем Господа стали заклинать его со слезами и молитвами, пока не увезли его, также плачущего, из милого ему убежища и не доставили на собор. Прибыв туда, он неохотно подчинился их общему желанию и согласился склонить шею под ярмо епископства. Более всего его убедили слова преподобного слуги Божьего Бойсила, который пророчески предсказал все, что случится с ним, включая и то, что он станет епископом. Его посвящение, однако, состоялось не сразу, а было отложено до конца зимы, которая тогда только начиналась. Посвящен он был в праздник Пасхи в Эбораке, в присутствии короля Эгфрида; обряд совершали семь епископов, из которых старшим был блаженной памяти Теодор. Кутберт был поставлен епископом Хагустальденской церкви первым после изгнанного Тунберта, но он предпочел управлять церковью Линдисфарна, в которой он жил; поэтому было решено, что в Хагустальденскую церковь вернется Эта, который был первоначально туда назначен, а Кутберт возьмет на себя управление Линдисфарном.

После посвящения Кутберта в епископы его сан, как у блаженных апостолов, украсился делами добродетели. Он охранял вверенную ему паству постоянными молитвами и обращал их к небу целительными наставлениями. Он учил их тому, что следует делать, но сперва показывал на своем примере, как это делается, как и подобает истинному учителю. Прежде всего он был одержим Божественной любовью, здрав мыслью, терпелив, настойчив и упорен в трудах и молитве и добр ко всем, кто искал у него утешения. Для него помогать слабым было не менее важно, чем молиться, ибо он знал, что сказавший: ”Возлюби Господа Бога твоего”, сказал также: ”Возлюби ближнего твоего”. Он был наделен даром покаяния и милостью раскаяния всегда был устремлен к небу. Так, вознося спасительную жертву Богу, он в Господней молитве не возвышал голос, но проливал слезы, исторгая их из самых глубин сердца.

После двух лет епископства он вернулся на свой остров, поскольку был предупрежден Божественным оракулом, что близок день его смерти или, точнее, день его перехода в ту жизнь, которая только и может называться жизнью. Об этом он с обычной своей искренностью рассказал немногим людям, но в таких темных словах, что поняли его только позже; однако некоторым он сказал об этом прямо.

Был там священник почтенной жизни по имени Хереберт, давно уже связанный с человеком Божьим Кутбертом узами духовной дружбы. Он жил отшельником на острове посреди большого озера, из которого вытекает река Дервент; каждый год он приезжал к Кутберту и слушал его рассуждения относительно вечного спасения. Узнав, что Кутберт отправился в город Лугубалию, он поехал туда, надеясь благодаря его советам еще более вдохновиться стремлением к небесам. Когда они освежили друг друга струями небесной мудрости, Кутберт сказал:”Брат Хереберт, спрашивай меня обо всем, что тебе нужно знать, и обсуди все вопросы, ибо после расставания мы никогда больше не увидим друг друга в этом мире плотским зрением. Я уверен, что близится время, когда я должен буду оставить земную юдоль”. Услышав это, Хереберт упал на колени и со вздохами и слезами сказал:”Молю тебя ради Господа не оставлять меня, но помнить твоего вернейшего спутника и просить милостивого Бога, чтобы мы, вместе служившие Ему на земле, вместе отправились бы на небеса и предстали там перед Ним. Ведь ты знаешь, что я всегда жил согласно твоим указаниям, а если по слабости или неведению ошибался, то старался сейчас же исправиться в соответствии с твоей волей”. Епископ предался молитве и потом, узнав в духе то, что спрашивал у Господа, сказал:”Восстань, брат, и не плачь, но возвеселись, поскольку высшей милостью нам даровано то, о чем мы просили”.

Течение событий подтвердило правоту предсказания, ибо после расставания они больше не виделись во плоти, но их души оставили тела в один и тот же день, а именно в десятый день до апрельских календ; вместе они предстали блаженному оку, и вместе были доставлены ангелами в Небесное Царство. Но прежде Хереберт был изнурен длительной болезнью - как мы думаем, по небесной милости, чтобы его заслуги, меньшие, чем у блаженного Кутберта, возросли благодаря страданиям и боли долгого недуга. Уравнявшись в славе со своим заступником, он был сочтен достойным оставить тело в один и тот же час с ним и вознестись в то же обиталище вечной благодати.

Преподобнейший отец скончался на острове Фарн, попросив перед этим братьев, чтобы они похоронили его в месте, где он столь долгое время сражался ради Господа. Однако впоследствии он уступил их мольбам и согласился быть похороненным в церкви острова Линдисфарн. После этого преподобный епископ Вилфрид в течение года управлял той церковью до назначения преемника Кутберта.

Преемником этим стал Эдберт, прославленный как знанием святых писаний, так и исполнением небесных велений, особенно в благодеяниях; каждый год он раздавал бедным десятую часть не только от скота, но и от злаков, плодов и одежды.

ФЕОДОР ТАРСИЙСКИЙ

 

Свт.Феодор Тарсийский, архиеп. Кентерберийский

Феодор Тарсийский (ок. 602 - 690), архиепископ Кентерберийский, святитель.

Память 19 сентября (Кельт. и Брит.)

Родом грек, происходил из города Тарса. Он родился, вероятно, в 602 году, и ему не было и 30 лет, когда он должен был узнать о захвате Антиохии арабами. Его родной город пал прежде 661 года и попал под власть халифов из династии Омейядов. Известно, что святой Феодор обучался в Афинах, был сведущ в светских и богословских науках, разбирался в математике и астрономии и, конечно, знал латынь. Точно неизвестно, когда он переехал в Рим. Тысячи греков в то время селились в Италии, особенно в Риме, скрываясь от мусульманских захватчиков и гонений со стороны еретиков-монофелитов, поддерживаемых императором Ираклием из политических соображений.

Кафедра Кентербери пустовала, и папа Виталиан подыскивал для нее подходящего кандидата. Папа считал, что туда, в Британию, необходимо направить ученого монаха, способного примирить ее народы, имевшие различный подход к Христианству. Сначала его выбор пал на Адриана, монаха из византийской Африки, аббата монастыря возле грекоязычного Неаполя. Но Адриан отказался. Тогда папа подумал об иеромонахе Андрее, но здоровье того было слабым. Тут он обратил внимание на пожилого греческого монаха Феодора, который принял его предложение. Папа попросил Адриана поехать вместе с Феодором в Британию. Возможно, святой Феодор сам попросил, чтобы Адриан поехал вместе с ним. Есть такое предположение, что Адриан знал два языка и принадлежал двум культурам, поэтому легко мог стать советником Феодора и помочь ему понять, следовало ли ему вводить какие-либо греческие обычаи или же такие неосторожные действия могут смутить новообращенных англов.

Этот пожилой монах-грек из Киликии был посвящен в иподиакона, подождал четыре месяца, пока его волосы отрастут для пострижения римской тонзуры [1], и после рукоположения его во диакона и во священника папа совершил над ним хиротонию во епископа. Это произошло в воскресенье 26 марта 668 года, на следующий день после праздника Благовещения.

Феодор и Адриан уже на следующий день отправились в Англию вместе с еще одним монахом – англичанином, по имени Венедикт Бископ, которому предстояло основать монастырь в Уирмуте в далекой Нортумбрии. Несомненно, Венедикт научил их староанглийскому языку и рассказал о положении церковный дел в Англии. По пути они проезжали мимо Марселя, Ари и Парижа. В Париже они встретились со святителем Агильбертом, бывшим епископом Дорчестера-на-Темзе в Англии (+ 685). Святой Феодор, конечно, получил большую пользу от этой встречи, узнав много нового о христианстве в Англии. Путешественники добрались до Кентербери через год с лишним после своего отъезда – 27 мая 669 года. Новому архиепископу было уже 67 лет. Кентерберийская кафедра оставалась вакантной уже как минимум пять лет. Во всей Англии тогда было, как можно предположить, только четыре епископа.

Одним из первых действий святителя Феодора (около 671 года) было назначение англичанина Венедикта Бископа настоятелем монастыря святого Петра в Кентербери. Престарелый святитель Феодор в сопровождении Адриана объездил на лошади все английские королевства и епархии, преуспел в установлении хороших отношений с местными правителями, упрочении своей церковной власти, изучении церковных проблем на местах, учительстве, чем добился всеобщего признания. Чужестранец Феодор сумел снискать уважение и покорность англичан. Молодые люди стремились в Кентербери, чтобы здесь учиться. Святитель свел знакомство с некоторыми из епископов, бывших у него в подчинении, например с Вилфридом Йоркским, учившимся в Галлии, и с Чедом Личфилдским, обученным в кельтской традиции, который был настолько смиренным, что всегда передвигался пешком, пока Феодор не настоял на том, чтобы он ездил на лошади.

В 669 году он совершил свою первую епископскую хиротонию – над Путтой, ставшим епископом Рочестера. Монах по имени Бизи, стал епископом восточных англов с кафедрой в городе Данвич. Через четыре года Бизи заболел, и святитель Феодор рукоположил вместо него двух епископов: Экки в Данвиче – над южным народом англов (Саффолк) и Бедвина в Элмхеме – над северным народом англов (Норфолк). В 670 году святитель Феодор рукоположил Елевферия, племянника Агильберта Парижского, в епископа Дорчестера-на-Темзе. После смерти святителя Чеда (672) святитель Феодор поставил Винфрида, диакона святителя Чеда, епископом мерсийцев с кафедрой в Личфилде.

В 673 году архиепископ Феодор чувствовал себя уже хорошо знакомым с ситуацией в Англии, как церковной, так и светской, чтобы созвать первый общеанглийский Церковный Собор в Хертфорде, принявший ряд важных вопросов.

Святитель Феодор, будучи греком, был благочестив, стар, опытен в жизненных делах, гибок в вопросах традиций, но необычайно крепок в Православии. Тот факт, что святой Феодор, будучи 66 лет от роду, согласился изменить форму своей тонзуры ради благосостояния отдельной Церкви, подтверждает это. Святитель принимал всех – от скромного аскета Чеда до амбициозного Вилфрида – с чувством высоты епископского сана и власти, которой наделяются архиереи.

После собора в Хертфорде и установления традиции ежегодного созыва Соборов в неизвестном нам месте (Clovesho), святитель Феодор продолжил рукополагать новых епископов, создав, таким образом, первую настоящую систему епархий в Англии.Помимо уже упомянутых поставлений, он назначил еще одного епископа мерсийцев – аббата Саксвулфа. В 676 году, после смерти Вини, святитель Феодор посвятил Хедду в епископа Винчестера.

В конце 670-х годов, когда король Эгберт изгнал епископа Вилфрида из его обширной епархии, архиепископ Феодор воспользовался этим для того, чтобы учредить новые епархии, меньшие по размеру. Боза стал епископом Йорка, а Эта – сначала епископом Хексема, а потом Линдисфарна. Оба они были монахами. Эдхед стал епископом Линдси (Линкольна). Все три этих епископа были посвящены в Йорке. Позднее святитель Феодор рукоположил еще двух епископов: Тунберта для епархии Хексем (Эта перешел на Линдисфарн) и Трумвина для епархии Аберкорн. А на Пасху 685 года святитель Феодор вместе с еще шестью епископами совершил хиротонию во епископа над любимейшим святым Англии – святителем Кутбертом, «чудотворцем всей Британии». На Соборе в Хертфорде присутствовали всего пять епископов, включая и Феодора, епископ Вини (грешивший симонией) и епископ Вилфрид не были. К концу 670-х годов в Англии было уже двенадцать епископов, многих из которых мы увидим в святцах. И все епископы, хиротонисанные святым Феодором, были монахами, что тоже немаловажно. Эта традиция продолжалась в Англии до 1066 года, в то время как в Европе бывали случаи как до XI века, так и позже (хотя уже не так часто), когда епископами становились женатые.

Архиепископ всей Англии был и миротворцем. Он помирил королей Эгфрида и Этельреда после битвы у реки Трент в 679 году, убедив их оставить месть, которая гибельна для всего севера, – еще один пример того, как много трудился святитель, чтобы укрепить национальное единство. К концу жизни, в 686 году, святитель Феодор сам примирился со святителем Вилфридом в Лондоне.

Святой Феодор продолжал соборную деятельность. Он созывал не только Собор в Хертфорде и ежегодные Соборы в Clovesho; известно и о местных соборах отдельных епархий, например в Бурфорде в 679 году и в Твайфорде, у реки Альн, на севере, в 684 году. Однако самым замечательным оказался Собор в Хэтфилде 17 сентября 679 года. Собор был созван для осуждения ереси монофелитства, с которой святитель Феодор был хорошо знаком.

Скончался 19 сентября 690 года в возрасте 87 или 88 лет. Святой Беда называл его «блаженной памяти архиепископ Феодор». Современники почитали его как святого.

Его мощи были обретены нетленными в 1091 году.

Святитель Феодор - поистине основатель единой Английской Церкви, он помирил враждовавшие до него королевства, на которые тогда была разделена Англия (хотя окончательное объединение страны произошло только в X веке). Он соединил римские и кельтские традиции, применяя римскую ученость и организацию вместе с кельтскими пастырством и духовностью. Он дал Церкви все, в чем она всегда больше всего нуждается: единство, организацию, ученость, стойкое исповедание веры, настоящее пастырство и, самое главное, молитву.