Ваккенродер Вильгельм Генрих

 

 Дата рождения:   13 июля 1773 Место рождения:   Берлин Дата смерти:   13 февраля 1798 (24 года) Место смерти:   Берлин  Ви́льгельм Ге́нрих Ва́ккенродер (нем. Wilhelm Heinrich Wackenroder, 13 июля 1773, Берлин - 13 февраля 1798, Берлин) - немецкий писатель, ближайший друг Людвига Тика. Ваккенродер в «Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders» (Сердечные излияния монаха, любящего искусство) впервые возвестил о тяге нового поколения бюргерской интеллигенции к родной старине, в средневековье, о влечении к католицизму с его пышным культом и к искусству, тесно связанному с этим культом.  Год выхода книги Ваккенродера (1797) можно считать первой датой немецкого романтизма, вначале ещё не дифференцированного и выявлявшего более или менее цельное мироощущение. «Сердечные излияния» составили небольшие лирические статьи об искусстве и художниках и повесть о неудачливом музыканте, Иосифе Берглингере, имеющая автобиографическое значение. В книге Ваккенродера рассказал о своей жизни, полной порывов к творчеству и сомнений в своём призвании, отравленной непониманием окружающих. Внутренне объединяющее книжку настроение, - это благоговение перед искусством как божественным откровением.  Искусство не мыслится Ваккенродером вне связи с религией вообще и католицизмом в частности. Современная Ваккенродеру жизнь не могла создать такого религиозного искусства. Религиозность художественного творчества исключалась уже рационализмом нового времени, в особенности эпохи Просвещения. Отталкиваясь от этого рационализма, Ваккенродер преклоняется перед средневековым искусством, не разобщённым, а связанным с религией. Вдумываясь в эту благотворную для него связь, Ваккенродер усматривает в ней лишь выражение общей жизненной целостности на основе веры.  Человек переходной эпохи, остро чувствующий неустойчивость и сложность современной ему жизни, Ваккенродер создал себе идеализированное представление о средневековье, будто бы не знавшем противоречий разума и чувства, чуждом сомнений и внутреннего разлада: строгое деление сословного общества отводило каждому его место, ставило перед каждым определённую цель жизни.  Искусство входило в эту органическую целостность как один из составных, ею порождённых и её укрепляющих элементов. Отдельные виды искусства - поэзия, музыка, живопись и архитектура - также органически сливаются у Ваккенродера воедино, в один грандиозный синтез. Синтетическое искусство, впервые провозглашённое Ваккенродером, стало мечтой романтиков, которую от них унаследовали близкие им по духу художники последующих поколений.  После смерти Ваккенродера Тик издал в 1799 его «Phantasien über die Kunst für Freunde der Kunst» (Фантазии об искусстве для друзей искусства), прибавив к ним ряд своих статей, написанных в стиле «Фантазий». Тик обязан своему другу и идеей романа «Franz Sternbalds Wanderungen» (Странствования Франца Штернбальда) - повествование о путешествии, которое совершил один из учеников А. Дюрера в Рим.  Стиль Ваккенродера характеризуется типичными чертами раннего романтизма: приподнятостью, отсутствием образов элементарных ощущений, фрагментарностью изложения, в котором рассуждение переплетается с рассказом и описанием.  Ярко выраженная Ваккенродером идеализация средневековья вообще и немецкого средневековья - в частности, возбудившая любовь и интерес к изучению национальной старины, имела огромные последствия в дальнейшей истории немецкого романтизма.  Влияние на русскую литературу  Влияние Ваккенродера не ограничивается немецкой литературой; его произведения, переведённые в 1826 на русский язык, сыграли важную роль в развитии эстетических воззрений русского «любомудрия». Авторитет Ваккенродера выдвигали русские романтики двадцатых-тридцатых годов XIX века в своей борьбе против классической теории.  Его эстетических взглядов придерживались С. П. Шевырев и В. Ф. Одоевский. Идеализация родной старины, столь типичная именно для немецкого романтизма, ложится в основу «антизападнического» патриотизма русских славянофилов.  Библиография «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного», 1826, переизд. под ред. проф. П. Н. Сакулина, М., изд. К. Ф. Некрасова, 1914 Wackenroder W. H., Werke und Briefe, 2 Bde, Jena, 1910. Браун Ф. М. Немецкий романтизм - в «Истории западной литературы», под ред. Батюшкова. т. I. - M. 1912. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. В. Ф. Одоевский. т. I. - М. 1913. Wölflin. Studien für Literaturgeschichte. 1893. Koldewey K. Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck. - Lpz. 1904. Stoecker H. Zur Kunstanschauung des 18 Jahrhunderts von Winkelmann bis Wackenroder. Berlin. 1904. Hartmann H. Kunst und Religion bei Wackenroder. Tieck und Solger. Erlangen. 1916.   Вильгельм Генрих Вакенродер Вильгельм Генрих Вакенродер родился 13 июля 1773 г. в Берлине, где он умер уже 13 февраля 1798 г. Его отец был прусским судебным чиновником.   Еще во фридрихвердерской гимназии, находящейся под руководством просветителя Фридрих Гедике (1754-1803), Вакенродер познакомился с Людвигом Тиком (1773-1853), с которым его скоро связали тесные узы дружбы. Оба посвятили себя литературе и музыке. К их наставникам и учителям на музыкальном и литературном поприще принадлежали писатель Карл Филипп Мориц (1756-1793), композитор и основатель певческой академии Карл Фридрих Христиан Фаш (1736-1800), многолетний руководитель певческой академии Карл Фридрих Целтер (1758-1832) и музыкант и писатель Иоганн Фридрих Рейгардт (1752-1814). Во время учебы в Эрлангене и Геттингене друзья также были вместе и развивали свои чрезвычайные интересы к средневековому искусству. Когда они на длительное время расстались - Тик учился в Хале, в то время как Вакенродер пребывал в Берлине - они вели интенсивную переписку.   По окончании учебы в Эрлангене и Геттингене Вакенродер в 1794 вернулся в Берлин, чтобы начать юридическую карьеру ассессора городского суда.