Собор британских святых. 3

 

ЕРКЕНВАЛЬД ЛОНДОНСКИЙ

 

Св. Еркенвальд, епископ Лондонский

Ерконвальд (Erkenwald или Erconwald) (+ 693), епископ Лондонский, местночтимый святой в Сурожской епархии РПЦ МП.

Память 30 апреля и в Неделю всех святых, в земле Британской просиявших.

Святой Эрконвальд принадлежад царствующей фамилии Оффы Восточно-английского.

Свт. Ерконвальд основал ряд монастырей, в т.ч. монастырь в Чертси, нынешнее графство Суррей, где он, отказавшись от руководства, подвизался до 675 года. В этом году после кончины епископа Вини (Wini), Эркинвальд был поставлен епископом у восточных саксов, в городе Лондоне святителем Феодором из Тарса, архиеп. Кентерберийским, и королём Себби (Sebbi).

Он был известен святостью своей жизни. В 686 году он участвовал в примирении архиепископа Феодора Кентерберийского и епископа Вильфрида Йоркского. Король Ини в преамбулах своих законов звал Эрконвальда "мой епископ". Во время правления Эрконвальда приумножилось число храмов, возросли их доходы, а церковь получила от короля многие привилегии.

Согласно старинной эпитафии, Эрконвальд руководил Лондонской епархией одиннадцать лет, после чего удалился в основанный им для женщин монастырь в Баркинге, где подвизалась его сестра, святая Этельберта, бывшая его игуменией. Там он и отошёл ко Господу 30 апреля 693 г. [1].

Он был погребён в соборе Святого Павла. После смерти Эрконвальд прославился чудотворениями, описанными, в частности, в средневековой английской поэме St Erkenwald.

Во время пожара в соборе в 1087 его могила осталась нетронутой огнём. Торжественное перенесение мощей святого в верхний алтарь состоялось 14 ноября 1148. В XVI веке его могила была богато украшена.

Тропарь, глас 4

O princely scion of the Angles, wise Erkenwald, thou didst depart thy native land and, at Chertsey and Barking, didst raise up monastic houses among the Saxons. And thou, o London, lift up thy voice, having had as thy hierarch and instructor in faith one, by whiose mediation we are all delivered from grave perils and misfortunes.

 

ЭДБЕРТ ЛИНДИСФАРНСКИЙ

Эдберт Линдисфарнский (+698), епископ, святитель.

Память 6 мая.

Святой Эдберт (Edbert, Eadbert, Eadbeorht) стал епископом Линдисфарнским после кончины в 687 святого Кутберта. Беда Достопочтенный пишет об Эдберте как о человеке, хорошо знающем Св.Писание и следующем заповедям Господним, особенно подчёркивая его щедрость.

Святой Беда сообщает, что Эдберт каждый год "следовал Ветхому Завету, отдавая десятину своего скота, своего зерна, своих фруктов и своих одежд бедным".

Одиннадцатью годами позже кончины святого Кутберта его гроб был вскрыт, тело обнаружено нетленным и гибким в суставах, а одежды - свежими и яркими. Эдберт приложился к одеждам, покрывавшим тело святого, затем попросил одеть его в новые одежды и положить в новый гроб. Сей гроб, по его словам, должен стать местом почитания. Он также завещал оставить место под ним для своей собственной могилы, которое он заполнил по прошествии непродолжительного времени.

Эдберт подражал своему учителю в благочестивых делах, проводя дважды в год - перед Великим Постом и перед Рождеством - по сорок дней в уединённой молитве на маленьком острове и воздвигая прекрасные храмы во славу Божию. Он установил металлический купол на деревянной церкви, построенной на Линдисфарне святым Финаном и освящённую в честь святого Петра. Мощи святых Эдберта и Кутберта находятся в соборе Дарема (Durham), куда тела двух святых были перенесены в 875 годы после многих лет укрытия от мародёров из Скандинавии.

 

ОСИТА ЧИЧСКАЯ

 

Мученица Осит Чичская

Осита Чичская (Osyth, Osith, Osgyth) (+700), мученица.

Память 7 октября.

Доподлинно известно, что святая Осита была помолвлена с Сигхером, королём Эссекса, и что она основала монастырь в Чиче, где окончила свои дни.

Предание, относящееся к XII веку, гласит, что Осита была дочерью короля Мерсийского по имени Фритвальд (Frithwald) и его жены Вильбурги (Wilburga), которая была дочерью короля Пенды. Она была воспитана в монастыре, быть может в Айлсбери (Aylesbury), и хотела стать монахиней. Её родители обручили её с Сигхером, который, быть может, был тем самым отступником, про которого говорит св. Беда Достопочтенный и который воссоединился с Церковью стараниями епископа Джарумана (Jaruman).

Женитьбе не суждено было состояться. Сигхер был страстным охотником, и Осита, убежав, стала искать покровительства св. епископов Акки Данвичского (Acca de Dunwich) и Бедвина Эльмхэмского (Bedwin d'Elmham). Сигхер, не желая понуждать упрямую невесту, позволил ей принять постриг и даровал ей земли в Чиче, в бухте Кольна (Colne), для строительства монастыря. Она была схвачена и умучена датскими пиратами, которые отсекли ей голову (+ 700 г., по другим источникам - 653).

 

 

Селение Сент-Осит (Saint-Osyth) в Эссексе, которое изначально именовалось Чич, приняло имя этой женщины. Её мощи были перенесены из Айлсбери, где они сберегались во время нашествия датчан. Её могила в Чиче включена в трактат "О местах упокоения святых" [1].

Св. Осита особо почитается в Колчестере (Colchester).

ХЕДДА ВИНЧЕСТЕРСКИЙ

http://drevo-info.ru/images/contents.gifХедда Винчестерский (Hedda) [1] (+ 705), епископ, святитель.

Память 7 июля.

Святой Хедда был англо-саксонским монахом и игуменом, вероятно, в Уитби.

В 676 году он был хиротонисан в Лондоне во епископа разделённой епархии Уэссекса святым Феодором. Он переместил свою кафедру из Дорчестера, что около Оксфорда, в Уинчестер, на случай появления саксов, живших около города Саутхэмптон, которые были более могущественны, чем жители долины реки Темза.

Хэдда правил епархией на протяжении около тридцати лет, охватывавших правление королей Сентвина (Centwine), святого Кэдвалла (Caedwalla) и Айны. Однако про его епископское служение известно мало, за исключением, быть может, того, что он перенес в город мощи своего предшественника, святого Бирина, и поместил их в храме блаженных апостолов Петра и Павла.

Он был благоустроителем Малмсбери и главным советником короля Айны, который был признателен Хедде за оформление своих законов. Возможно, он также основал или восстановил знаменитый монастырь в Гластонбери; по данным Уильяма Малмсберийского, в этом монастыре стояла каменная пирамида с посвящением Хэдде.

Известно, что он был весьма почитаем своими современниками.

На его могиле были явлены многие исцеления; другие исцеления имели место от праха, взятого с могилы и смешанного с водой. Святые мощи Хедды по сей день упокоиваются в соборе Уинчестера. Его имя было добавлено в Римский мартиролог Баронием (Baronius) в XVI веке, хотя к тому времени его праздник отмечался в монастыре Кроулэнд (Crowland/Croyland) и в монастырях Уэссекса.

Хедду обычно изображают рукополагающим святого Гутлака Кроулэндского

АДРИАН КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

Адриан Кентерберийский (+ 709), игумен, святой.

Память 9 января (Кельт. и Брит.)

Происходил из Африки. Адриан стал игуменом монастыря Нерида (Nerida), близ Неаполя в Италии, когда был ещё очень молод. Римский папа Виталиан намеревался поставить его архиепископом Кентерберийским после святого Деусдедита (Deusdedit), скончавшагося в 664 году. Но Адриан счёл себя недостойным и упросил папу назначать вместо него греческого монаха Феодора. Папа уступил, но при условии, что Адриан будет сопровождать Феодора в Англию и станет его советником в управлении епархией.

Они покинули Рим в 668 году, но Адриан был задержан во Франции мажордомом Эбруаном (Ebroin), который подозревал, что тот отправлялся к Английским королям с секретной миссий от императора Константа II. Лишь через два года мажордом нашел, что его подозрение было необоснованным, и разрешил Адриану отправиться в Англию.

По его прибытии в Англию, архиепископ Феодор назначил его игуменом монастыря святых апостолов Петра и Павла в Кентербери, [1]. Адриан сопровождал Феодора в его апостольских поездках по Англии и помогал ему благоразумным советом в деле приведения местных церковных обычаев и правил в согласие с Римскими. Так, Адриан ввел традицию римского григорианского пения в Английских церквах.

Один из самых образованных людей Запада той эпохи, Адриан много сделал для развития науки в Англии, преподавал греческий и латинский языки, переводил на староанглийский. Под его началом Кентерберийская школа стала центром образования в Англии, много других школ было основано в других частях страны. В этих школах получили образование многие святые, ученые и проповедники, которые в течение следующего столетия поддерживали свет Веры и учения во Франции и Германии. Одним из его учеников был святой Альдгельм.

После тридцати девяти лет трудов в Англии Адриан отошёл ко Господу 9 января 709 года [2], и был похоронен в Кентербери.

Преемником Адриана стал его ученик Альбин (Альбинус) [3].

ГУТЛАК КРОУЛЭНДСКИЙ

Гутлак Кроулэндский (Guthlac) (ок. 673 [1]-714), отшельник, преподобный, чудотворец.

Память 11 апреля в день кончины.

Сын Пенвальда (Penwald), князя из Мерсийского королевским дома Иклингов (Icling), и его жены Тетты (Tette) [2]. В детстве он был серьезным и чуждался мальчишеских проказ. Но, достигнув пятнадцатилетнего возраста он решил стать воином-наемником. Он собрал вокруг себя немало последователей и они принялись грабить, насиловать и разорять все деревни в округе. Так Гутлак прожил девять лет. Его последователи, вероятно, были зачислены в войско Этельреда Мерсийского.

Однажды ночью Гутлаку был послан сон, который наполнил его любовью и состраданием к ближним. Он поклялся отдать свою жизнь служению Господа и наутро простился со своими подельниками. Гутлак оставил свои богатства [3], после чего поступил в монастырь Рептон (Repton), где принял постриг от игумении Эльфриты.

Сестра Гутлака, Пегга (Pega/Pegge), стала отшельницей, и после двух лет проведенных в обители, Гутлака тоже стало тянуть к отшельнической жизни. Приняв благословление от монастырских старцев, он уединился в великих топях (great Fens) Линкольншира (Lincolnshire), севернее Кембриджа. Здесь один из местных жителей по имени Татвин (Tatwin) указал ему один остров, на котором святой решил обосноваться. Многие пытались поселиться на нем, но никто не мог удержаться из-за полной отрезанности острова, его дикости и опасностей. Двадцатишестилетний Гутлак со рвением принял вызов и в маленькой лодочке приплыл на остров, "Воронью землю", в день святого Варфоломея. Он осмотрел землю, после чего вернулся в Рептон за провизией, строительными материалами и двумя слугами. Гутлак нашел на острове древний курган и, вернувшись, построил свою обитель вплотную к нему.

Гутлак решил носить только шкуры, употреблять в пищу - только ячменный хлеб и воду, раз в день. Некоторое время местные бритты нападали на него, стаскивали его в болото и били. Бесы искушали подвижника и являлись ему в виде набрасывающихся на него чудовищ. Однажды слуга Гутлака, Беккель (Beccel), брея своего хозяина, решил перерезать ему горло и занять его келлию чтобы местные жители почитали его за святого старца. Гутлак узнал мысли слуги и укорил его, что привело того к исповеди и раскаянию.

Гутлак был высок и худощав, тих, мягок, приятен, скромен, смирен и терпелив. Птицы со всей округи слетались к нему и питались из его рук. Только вороны поначалу мешали ему, крадя письма и перчатки гостей, но потом устыдились его укоров и вернули украденное.

После пятнадцати лет на острове Гутлак внезапно занемог во время молитв в своей часовне. Беккель бросился ухаживать за ним, но святой умирал. Он прожил еще восемь дней, дав слуге подробные указания о своем погребении - около своей сестры Пегги, в свинцовом гробу, обернутым в полотно данное ему игуменией Эдбургой (Edburga). 11 апреля 714 года преподобный Гутлак преставился.

Почитание

Пергаментный свиток, называемый Гутлаковым свитком (Guthlac roll) содержит иллюстрированное житие святого. Место его уединения стало монастырём Кроулэнд (Crowland, Croyland), собиравшим многочисленных паломников до Реформации.

ЭГВИН ВУСТЕРСКИЙ

Эгвин (упом. 692 - 717) епископ Вустерский, святитель

Память 30 декабря (Кельт. и Брит.)

Родился в VII веке. Возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Родители были благочестивыми христианами и сына своего воспитывали в вере. Ещё в детстве посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет уже умел читать Псалтырь. В ранней юности отказался от богатств и всех мирских радостей, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве.

Со временем был рукоположен во пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда был "избранным сосудом Духа Святого."

Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским - на западе Англии. По смирению он отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нём лучшего кандидата.

Архиерейское служение

Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко приверженные языческим обычаям. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; святой король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость.

Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию. Так, твердость характера подвижника проявилась тогда, когда он узнал, что среди его паствы участились случаи несоблюдения законов христианского брака. Святитель с большим усердием принялся наставлять людей, объясняя божественные постановления и напоминая, что каждый предстанет перед судом Божиим, а тех, кто будет упорствовать в грехе, ожидают вечные муки. При этом святитель не забывал говорить и о радостях Царствия Небесного, которые ожидают всех праведников и раскаявшихся грешников. Однако, ослушники не только продолжали грешить и вести себя неблагоговейно на богослужениях, но и по наущению диавола решили святому отомстить. Предание говорит, что эти люди оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. Он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре и поплыл в Италию. Смиренно перенеся все трудности пути, святитель прибыл в Рим. По преданию, в тот момент колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил помолиться к гробницам святых апостолов. По дороге он остановился на мосту и попросил спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. При разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон. Этим подтвердилась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.

Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание принцев. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости. И принцы и весь благочестивый народ чтил святителя за любовь и усердие, так что его даже называли "родным отцом."

Святитель подтверждал проповеди примером своей жизни и сотворил много чудес. Со временем он стал все чаще удаляться на уединенную молитву. Особенно его привлекало одно дикое лесистое место на берегу реки Эйвон, называемое Хомм, или Хетхомм, позднее ставшее известным как Ившем ("Дом Иова"). Здесь стояла древняя часовенка, в которой он любил молиться. Святой просил короля Этельреда пожаловать ему эту землю, и король охотно согласился. Сначала на святой Эгвин поселил там нескольких пастухов с их овцами. Вскоре, после чудесного явления Божией Матери в Ившеме, святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали там Ившемский монастырь - по основной версии это произошло около 703 года [1]. Вскоре благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда, который тоже во всем старался поддерживать святителя Эгвина.

В 708 году короли Мерсийский Кенред и Эссекский Оффа, отрекшись от правления, решили совершить паломничество в Рим и пригласили сопровождать их святителя Эгвина. Когда они переправлялись через Альпы, у них закончились запасы воды, а поблизости не было ни одного ручья. Тогда святой Эгвин, пав на колени, принялся горячо молить Господа даровать им свежую воду. Тогда перед ними из каменистой почвы чудесно забил родник, так что путники смогли утолить жажду. Затем святитель благословил оставшуюся у них скудную пищу, разделил её на всех, путники насытились, и ещё много еды осталось про запас. Возблагодарив Бога, короли и святитель продолжили путь. В Риме они беседовали с папой Константином, который пожаловал Ившемскому монастырю многочисленные привилегии и даровал ему полную независимость. Святитель возвратился в Англию один, поскольку боголюбивые короли остались в Риме и приняли там монашество.

Вскоре после возвращения в Англию, 25 мая 709 года, преставился святитель Альдгельм Шерборнский, с которым Эгвин много лет был связан узами духовной дружбы. В тот же день в чудесном видении святителю Эгвину была открыта смерть его близкого друга и то, что душа его вознеслась в небесный чертог. Эгвин поспешил на место преставления святого Альдгельма в Даултинг и сопровождал ход с телом почившего на всем пути до Мальмсбери. По его просьбе на каждой остановке хода воздвигались кресты в память о почившем.

Осенью того же 709 года в городке Олкестер графства Уорикшир, что недалеко от Ившема, был собран церковный Собор, который признал за Ившемским монастырем все привилегии, дарованные ему папой и королями. После собора святитель Вильфрид последовал вместе со святым Эгвином в Ившем, где освятил монастырскую церковь во имя Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла и всех святых.

Так устроение Ившемского монастыря было закончено, и святитель Эгвин поселил в него общину монахов. Ившемская обитель уже через короткое время стала процветать. Тем временем святой Эгвин всё больше стремился к затворнической жизни и уединенной молитве. В 710 году он стал первым игуменом основанного и любимого им монастыря. По одной версии, он в то же время сложил с себя епископство в Вустере, но хроники того времени указывают его и епископом Вустерским и игуменом Ившемским до кончины. Став игуменом жил в крайней скудости и посвящал почти все свое время непрестанной созерцательной молитве. В последние годы земной жизни Эгвина его святость проявлялась особенно. По его молитвам совершались чудеса, ему были видения небесного мира, часто святые угодники и ангелы являлись ему. Святитель особенно почитал и постоянно молился Пресвятой Матери Господа - "своей самой возлюбленной Госпоже," как говорится в его житии.

Последние годы земной жизни

Последние годы жизни святой Эгвин провел в крайнем воздержании. При этом святой не забывал о вверенных его заботе монахах и пастве. Сохранилось предание о том, как святой Эгвин совершил миссионерскую поездку в городок Олкестер, жители которого - преимущественно кузнецы и мастера работы по металлу - не оставляли язычества. Горожане отвергли наставления святителя. Когда, выйдя из Олкестера, он оглянулся, то увидел, что нечестивый народ постигла кара Божия: земля разверзлась и поглотила заживо многих жителей. Предание говорит что с тех пор долгое время ни один кузнец не рисковал заниматься своим делом в Олкестере.

При святом Эгвине жизнь в Ившемской обители была устроена по уставу преподобного Венедикта Нурсийского. Главными занятиями монахов были молитва, изучение Священного Писания и других душеспасительных книг, различные ремесла.

Перед преставлением святой игумен был сражен долгой и мучительной болезнью. Страдая сам, он не переставал заботиться о других: утешал страждущих, кормил голодных и нищих, исцелял недужных возложением на них рук и молитвами ко Святой Троице. До последнего вздоха молитва оставалась его главным занятием: он непрестанно повторял псалмы, призывал имена святых.

Большую часть своей долгой жизни святой носил власяницу и не снимал ее до последнего дня, считая себя великим грешником, нуждающимся в особом покаянии. До последнего часа не позволял себе послабления поста. В конце своей земной жизни святитель особенно часто повторял своим братиям, чтобы они жили в соответствии с уставом и постоянно духовно совершенствовались, завещал им укрепляться в любви, милосердии, чистоте и смирении, воздержании и прочих добродетелях, жить в полном послушании игумену.

Почувствовав, что конец земной жизни близок, святой Эгвин собрал вокруг себя всю братию и дал им свое последнее наставление:

"Молю вас, преподобные и возлюбленные чада, со всем усердием и тщанием старайтесь соблюдать все заповеди и повеления Божии. Со всяким прилежанием исполняйте данные вами обеты, ибо сказано в псалме: 'Воздай Всевышнему обеты твои.' Храните мир и стремитесь к святости, без которой, по словам апостола, невозможно увидеть Бога."

Сказав это, святой Эгвин испустил дух 30 декабря 717 года.

Почитание

Весть о кончине святителя быстро распространилась по всей Мерсии. Все верующие скорбели о том, что святой угодник Божий покинул их, но его многолюдные похороны стали светлым праздником прощания с угодником Божиим. Святителя похоронили в Ившеме в том месте, где он сам завещал. На могиле святого была сделана надпись, в которой были такие слова:

"Под этим простым камнем лежит великий муж. Покоится он в тесном и малом гробе... но славны были дела этого кроткого мужа, преисполненного благодати Божией."

Чудеса от его мощей начали совершаться сразу после преставления святого, и на протяжении последующих столетий множество паломников и верующих получали по его молитвам исцеление от болезней, избавление от бед и исполнение молитвенных прошений. Вскоре после преставления святого его нетленные мощи были обретены и положены в богато украшенную раку. День его кончины стал днем его памяти. Эта рака в IX веке была разграблена язычниками-датчанами, но мощи уцелели.

В 960 году монастырская церковь Ившема разрушилась, но среди ее обломков монахи обнаружили раку с мощами святого Эгвина целой и невредимой.

Однажды во времена короля Этельреда Нерешительного один старый знатный человек посягнул на часть земель Ившемского монастыря. Монахи не знали как спасти земли. На определенный день было назначено судебное разбирательство. Братия решили принести с собой мощи святого Эгвина. Судьи не могли вынести решение, и наконец было постановлено, что если этот знатный человек сможет один без посторонней помощи поднять с земли раку с мощами, то тогда эти земли отойдут к нему, так как в этом будет видно благоволение святого. Человек, исполнившись гордости, встал и заявил что, хоть он и стар, но сила его в его длинной бороде, и потому он без труда поднимет мощи святого Эгвина. Не успел он это произнести, как его борода, сорванная невидимой силой, упала на землю. Гордый землевладелец был посрамлен, а монахи, радуясь и благодаря святого епископа Эгвина, возвратились в свой монастырь.

После кончины короля Гарольда Заячьей Лапы в 1040 году из Англии было отправлено посольство к будущему английскому королю Хардекнуду, который тогда находился во Фландрии. Одним из тех, кто отправился в составе посольства, был епископ Лондонский Элфвард, который одновременно был и Ившемским игуменом. В пути их корабль настиг ужасный шторм, и епископ Элфвард взмолился к святителю Эгвину, прося его заступничества и обещая, если останется жив, сделать новую раку для мощей святителя из золота и серебра и впредь всегда отмечать день памяти его с еще большей торжественностью чем прежде. Не успел он кончить своей молитвы, как шторм утих, выглянуло солнце, после чего корабль благополучно достиг гавани. Возвратившись в Англию, епископ распорядился подготовить новую величественную раку для мощей и сам возглавил церемонию их перенесения 10 сентября того же года. С тех пор этот день стал вторым днем памяти святого Эгвина [2].

Согласно свидетельствам того времени, новая рака отличалась необычайной красотой: она была сделана из золота и серебра и украшена различными драгоценными камнями, три из которых настолько ярко сияли, что по ночам часть церкви словно бы освещалась их блеском. При изготовлении раки произошло следующее чудо. Мастер по имени Годрик, украсивший раку несколькими резными изображениями, во время работы поранил руку своим инструментом. Он сразу обратился к святому Эгвину с молитвой и тотчас боль утихла, а затем рана на руке зажила.

Вскоре после перенесения мощей святого знатная госпожа Алгита, часто посещавшая Ившемский монастырь, захотела завладеть частью мощей святого Эгвина. Подкупив нескольких обучавшихся в Ившемском монастыре мальчиков, она подговорила их украсть для нее часть, пообещав одарить их в случае успеха. Отроки ночью пробрались в храм, открыли раку святого Эгвина и выкрали зуб и часть руки святителя. Алгита обрадовалась. Святой явился ей во сне и просил немедленно вернуть украденные мощи в монастырь, но она не послушалась. Святой являлся ей в сонном видении во второй и третий раз, но она всё не внимала ему. Тогда, на следующий день после третьего явления святого, Алгита внезапно ослепла и осталась слепой до конца жизни. Но даже эта кара не образумила женщину: мощи по-прежнему оставались у нее. Со временем Алгиту стала мучить совесть, и она просила у игумена Ившемского монастыря Маврикия разрешения хранить эти две частицы мощей в сделанном ею маленьком реликварии. В старости она завещала после своей смерти возвратить украденные мощи вместе с реликварием Ившемской обители и пожаловать ей часть своих обширных земель. Однако сын Алгиты отказался исполнить завещание матери. Со временем, однако, последняя воля Алгиты была исполнена, монастырь получил часть ее земель, а реликварий с зубом и рукой святого Эгвина сначала попал в Вустерский собор, а затем был передан в Ившем. Предание говорит также что мальчиков, исполнивших нечестивое повеление Алгиты, впоследствии настигла Божия кара: один из них утонул, а другой до конца жизни был мучим тяжелой болезнью.

В римо-католицизме

Около 1077 года мощи святого Эгвина приносили в Оксфорд, Дувр, Винчестер и другие английские города, и от мощей угодника Божия тогда произошло множество чудес. Впоследствии описание ряда чудес совершавшихся у мощей святителя было включено в "Хроника Ившемского аббатства."

При настоятеле Ившемского монастыря Реджинальде, особенно почитавшем святого Эгвина, между 1122 и 1149 годами в аббатстве Ившем появилась новая часовня во имя этого святителя. Реджинальд также распорядился заменить крышку раки святого, так как некоторые неблагочестивые монахи из-за боязни свирепствовавшего в стране голода украдкой сняли часть золота и серебра, украшавшего раку, и продали его.

Около 1215 года обрушилась башня Ившемского монастыря, повредив большую часть алтаря, но раки с мощами святых Эгвина, Одульфа и Кредана чудом остались целы и невредимы. При аббате Томасе Марлсборо около 1230 года в аббатстве появился витраж, изображавший житие святителя. В следующем столетии аббат Уильям Чиритон между 1317 и 1344 годами выстроил новые ворота в аббатство, украсив их высеченными в камне фигурами святого Эгвина и королей, принимавших особое участие в жизни обители. Следующий аббат Ившема, Уильям Бойс, в 1354 году отлил и освятил два новых колокола, один из которых был посвящен Богородице ("нашей Госпоже Ившемской"), а второй – святому Эгвину.

Монахи Ившема, вустерцы, и многочисленные паломники на протяжении нескольких столетий очень почитали святого Эгвина. Почитание этого святителя также распространилось в местах связанных с Ившемом и Вустером. Почитание сохранялось и в преддверии Реформации. Так, в 1522 году, при последнем настоятеле Ившема, одна из северных часовен монастырской церкви была освящена во имя этого святого. Мощи святого Эгвина, главная святыня Ившемской обители, были бесследно утрачены в процессе уничтожения монастыря в годы Реформации.

Впоследствии римо-католики в Англии особенно почитали святого Эгвина в женском аббатстве Стэнбрук близ Молверна в Вустершире, существовавшем с XIX века.

ФРИДЕСВИДА ОКСФОРДСКАЯ

 

Прп. Фридесвида Оксфордская

Фридесвида Оксфордская (Frideswide [1]) (680-735), игумения, преподобная.

Память 19 октября.

Дочь принца Дидана с верховьев Темзы, она основала женский монастырь для девственниц во имя Матери Божией в Оксфорде на том месте, где сейчас располагается колледж Крайстчёрч. Вокруг этого монастыря и образовался впоследствии город Оксфорд.

По преданию, к ней, уже в бытность её игуменией, посватался король Эльфгар Мерсийский, но она отказала знатному жениху ради Жениха небесного, и бежала в пустыню в Бинси, где жила в пещере, проводя свои дни в молитве и посте. Эльфгар пытался ее преследовать, но ослеп.

В пустыне преподобная сугубо молилась, почитала вчм. Екатерину Александрийскую и вмч. Марину (Маргариту) Антиохийскую, которые явились ей в Бинси и благословили ее ударить оземь ее игуменским посохом. На этом месте открылся чудотворный источник. Вода из этого источника исцелила Эльфгара.

Прославилась своим благочестием и аскетическими подвигами, а также чудесами. Предание приписывает ей исцеление прокаженного, который просил обнять его и поцеловать во имя Христово. Когда святая оказала ему милость, он полностью исцелился.

Скончалась 19 октября 735 года в Бинси. Мощи ее почивают в Оксфорде, она считается покровительницей этого города.

Известно приписываемое ей изречение: "Все, что не Бог - ничто".

Молитвы

Тропарь, глас 5 (англ.)

Come, let us solemnly rejoice today, and let us laud the virtues and struggles of the most splendid luminary of the Western lands: Frideswide, great among ascetics, the most praiseworthy instructor of nuns, who watcheth over us from her dwelling-place on high; for the Lord hath truly made her wondrous among His saints. By her supplications may He save our souls.

Церковно-славянский перевод

Приидите торжествуем днесь / и восхвалим добродетели и подвиги / просиявшей яко светило в странах западных / Фридесвиды, велией во отшельницех / и прехвальной инокинь наставницы, / яже на ны взирает с вышних: / дивно бо Господь прослави ю во святых Своих, // еяже молитвами да спасет души наша.

ВИТБУРГА ХОЛКЕМСКАЯ

Витбурга Холкемская, Дерехемская, (+ ок.743), преподобная.

Память 17 марта [1].

Витбурга (Withburga, Withburge, Witburh) была младшей дочерью Анны, короля Восточной Англии. Подобно своим святым сестрам, она посвятила себя служению Богу и в течение нескольких лет вела строгую уединённую жизнь в Холкеме (Holkham), на побережье в Норфолке, где была впоследствии построена посвященная ей церковь. После смерти своего отца она переехала в Ист Дерехем (East Dereham), теперь - торговый рыночный город в Норфолке, скрывая, между тем, место своего уединения.

Витбурга собрала там несколько набожных дев, и основала церковь и женский монастырь. Но она не дожила до того времени, когда здания были построены. Её тело было похоронено в кладбище в Дерехэме, и 50 годами позже оно было обретено нетленным и перенесено в церковь. В 974 году, под покровом ночи, но с благословением короля Эдгара и святого Этельвольда (Ethelwold), игумен Бритнот из Эли (Ely) вместе с солдатами перенёс его в Эли. Они поместили тело в фургоны, провезли его 20 миль до реки Брандан (Brandun) и продолжили свою поездку лодкой, к большой тревоге людей из Дерехэма, которые преследовали их по суше, но затем могли лишь беспомощно наблюдать, как уплывало их сокровище. В Эли Бритнот положил мощи Витбурги около тел её двух сестер.

В 1102 году мощи Витбурги были перемещены в новую часть церкви. В 1106 мощи четырех святых были перенесены в новую церковь и положены около высокого алтаря. Тела святых Сексбурги (Sexburga) и Эрменгильды (Ermenilda), за исключением костей, обратились в прах. Тела святых Этельдреды и Витбурги были не только целы, но и гибки. Это описано Томасом, монахом из Эли, в составленный им в следующем году истории города.

Он также сообщает нам, что во время обретения мощей на том месте, где была сначала захоронена святая Витбурга, на кладбище в Дерехэме, открылся источник чистой воды: с этого дня его называют колодцем святой Витбурги. Церковь в Холкхэме освящена в её честь.

Святую Витбургу изображают как игумения с два оленятами в ногах, потому что Уильям Малмсбери (Malmesbury) описал, как олениха обеспечивал её своим молоком во время уединённой жизни. Её также изображают держащей церковь с надписью Ecclia de Estderham. Её почитают в Бэрхэме (Barham), Барлингхэме (Burlingham) и в Дерехэме, что в Норфолке.

ВАЛЬБУРГА ХАЙДЕНХАЙМСКАЯ

 

Вальбурга Хайденхаймская

Вальбурга Хайденхаймская (Walburga, Bugga, Gaudurge, Vaubourg, Walpurga, Walpurgis), (+ ок. 710 - ок. 779), игумения, преподобная.

Память 25 февраля

Родилась ок. 710 г. в Девоншире, что Уэссексе (Англия), в семье святого Ричарда, короля западных саксонцев.

Когда святой Вонифатий отправился проповедовать среди германцев, он взял с собой в качестве помощников двух своих племянников, Виллибальда и Виннибальда, сыновей святого Ричарда. Их делание было столь успешным, что потребовались дополнительные проповедники. Монастыри Англии были взбудоражены новостями об их успехе, в Германию отправляли корабль за кораблем с добровольцами на борту. Но в этот волнующий час были и женщины, желающие ехать в германские земли, и Вонифатий просил об общине монахинь, которая могла бы туда отправиться. Среди них была его собственная племянница, Вальбурга, монахиня из монастыря Уимборн (Wimborne), сестра Виллибальда и Виннибальда.

Вальбурга воспитывалась в смешанном монастыре Уимборн, и там она решила посвятить свою жизнь Богу, став монахиней. Откликнувшись на приглашение из Германии, она провела там два года. Проповедуя в Бишофсхайме (Bischofsheim), она произвела большое впечатление на язычников своими медицинскими навыками. Виннибальд основал смешанный монастырь в Хайденхайме (Heidenheim), в котором она была поставлена игуменьей. Сам Виннибальд управлял его мужской общиной. По кончине Винебальда епископ Айхштетский назначил Вальбургу на его место и поручил ей окормлять как мужскую, так и женскую конгрегацию.

Вальбурга скончалась 25 февраля 777 или 779, будучи игуменьей Хайденхайма, откуда ее мощи были перенесены в Айхштет (Eichstätt).

Эта англичанка любопытным образом заняла свое место в германском фольклоре. Ночь на 1 мая (дата перенесения ее мощей в Айхштет в 870 году) стала известна как Вальпургиева ночь. 1 мая происходил языческий фестиваль по поводу начала лета и пирушка ведьм. Поэтому традиции Вальпургиевой ночи, не имеют никакой специальной связи со святой. Однако, ее имя стало связанным с колдовством и другими суевериями (ср. "Фауст" Гёте Вальпургиева ночь в горах Гарца). По преданию, ей было даровано от Господа защищать зерновые, поэтому её часто изображают с тремя колосьями.

Ее рака стала важным местом паломничества из-за "удивительного масла", которое источается из скалы, в которой она помещена. Большое собрание склянок, изготовленных в XVI - XX вв. для раздачи такого масла, сохраняется в Айхштете. В 893 году мощи Вальбурги были осмотрены и частично переданы в Рейнские земли, во Фландрию и Францию, откуда ее почитание распространилось в другие страны. Одним из таких важных центров был Аттиньи (Attigny), где Шарль Простой установил святыню в часовне своего дворца и назвал ее покровительницей своего королевства. Сегодня мощи св. Вальбурги находятся в храме XVII столетия, носящего ее имя. Ее почитают в Айхштете. Интересно, что в современном Айхштете игумения основанного ею монастыря оказалась достаточно важной особой, чтобы вести переговоры о сдаче города американцам в конце Второй Мировой войны.

Святая Вальбурга обычно изображается как царственная игуменья с маленьким сосудом с маслом на книге. Также на ее изображениях она может иметь три колоса или зерна в руке; ангелы держат корону над ней; ее изображают в генеалогическом дереве королей Англии; ее изображают вместе с ее святыми братьями; или изображают чудеса истечения масла из ее могилы. Вальбурга изображалась художниками XI-XIX веков. Особенно примечателен цикл гобеленов XV столетия, посвященных ее жизни.

ВИЛЛИБАЛЬД АЙХШТЕТСКИЙ

Виллибальд Айхштетский (700/701781/786/787), епископ, святитель.

Память 7 июля

Родом из Уэссекса, в Англии. Святой Виллибальд, его брат, святой Виннибальд и их сестра, святая Вальбурга, были детьми святого Ричарда, обычно именуемого королём. Их мать была родственницей святого Вонифатия, просветителя Германии.

Виллибальд поступил в монастырь Уолтхэм (Waltham) в Хэмпшире в возрасте пяти лет и был воспитан Эгвальдом (Egwald).

Виллибальд вместе с братом и отцом совершили паломничество в Рим в 722 году. Ричард умер в Лукке (Lucca) и был похоронен в церкви святого Фригидиана (Frigidian), а Виллибальд, переболев малярией, в 724 году вместе с двумя спутниками отправился из Рима в Святую Землю. Зиму он провёл в Патаре и достиг Иерусалима 11 ноября 725 года. Оттуда он отправился в Тир, затем - в Константинополь, где он оставался в течении двух лет.

Посетив в Неаполе могилу святого Северина Норикского, в 730 году он прибыл в Монте-Кассинский монастырь и прожил там десять лет.

В 740 году он вернулся в Рим, откуда был послан папой Григорием III в Германию. Там он был принят святым Вонифатием, который рукоположил его 22 июля 741 года и назначил его проповедовать в Айхштет (Eichstätt). 21 октября 741 или 742 года Вонифатий хиротонисал Виллибальда во епископа Зюльцбрюккенского (Sulzenbrucken), что около Готы (Gotha). Айхштетская епархия была основана несколькими годами позже.

Вместе со своим братом Виннибальдом он основал двойной монастырь в Хайденхайме в 752 году. Виннибальд возглавил его мужскую общину, а его сестра, святая Вальбурга - женскую общину. Виллибальд также способствовал основанию монастыря святым Золой и благословил новую церковь Хайденхайма в 778 году.

Его кончину относят к 781, 786 или 787 году.

Почитание

Его память, согласно Римскому Мартирологу, совершается 7 июля, эта же дата стала вновь входить в православные календари с XX века [1]. Его могила находится в соборе его имени в Айхштете. Драгоценная рака для него был закончена в 1269.

У римо-католиков в Англии, по решению папы Льва XIII, память его совершается 9 июля.

КЕНЕЛЬМ УЭЛЬССКИЙ

http://drevo-info.ru/images/contents.gifКенельм Уэльсский (Kenelm) [1] (+ ок. 821), король Мерсийский, мученик.

Память 17 июля (Кельт. и Брит.)

Согласно средневековому преданию взошёл на трон в возрасте семи лет, после того, как скончался его отец, король Кенульф Мерсийский [2]. Его сестра Кёндреда (Quendreda) [3] подкупила его наставника Асцеберта, чтобы убить Кенельма в лесу подле Клента (Clent), дабы она сама смогла взойти на трон. Асцеберт сделал это, но когда тело было обретено и погребено в Уинчкомбе, что в Глостершире, всевозможные чудеса стали являться на могиле Кенельма.

Кенельм был весьма почитаем в Англии в средние века. В Глостере и Уинчкомбе, где почитают его святые мощи, он почитаем и по сей день.

Святого Кенельма изображают как юного принца с цветущим посохом. На изображении также может присутствовать голубь с письмом в клюве.

СВИТХУН ВИНЧЕСТЕРСКИЙ

 

Святой Свисун, епископ Винчестерский

Свитхун Винчестерский [1] (800-862), епископ, святитель.

Память 15 июля.

Был епископом Винчестерским. Известно, что святой был высокообразованным чеовеком: он был наставником Этельвульфа, короля Уэссекса (Aethelwulf of Wessex) и его сына Альфреда.

Скончался 2 июля 862 г. и был погребен у стен Винчестерского собора (Old Minster) по его собственной просьбе, дабы "сладкий дождь Небесный" мог падать на его могилу. В 971 году было решено пренести его святые мощи внутрь храма, но дело задержалось из-за того, что дождь лил 40 дней и 40 ночей, в знак неудовольствия святого.

Святой Свисун считается покровителем Хэмпшира, Винчестера, Саусуорка (Southwark). В Британии его почитают как "покровителя погоды". Святого Свисуна изображают держащим мост или с разбитым яйцом у ног. Это связано с преданием, согласно которому на мосту, воздвигнутом его попечением, одна женщина разбила корзину яиц, и по его молитвам эти яйца были восстановлены.

ЭДМУНД АНГЛИЙСКИЙ

 

Св. Эдмунд, король Английский

Эдмунд (841-869), король Восточно-Английский, мученик.

Память 20 ноября.

Родился в 841 году в семье благочестивых христиан. Сызмала он постиг истинное значение молитвы и выучил наизусть все псалмы.

Все передвижения Эдмунда, начиная с 855 года, с точностью прослежены историками. Так, мы знаем, что в том году он находился в Хунстантоне, в графстве Норфолк, в месте, известном в настоящее время как мыс Святого Эдмунда, где еще сегодня можно найти развалины часовни и источник св. Эдмунда. Далее его передвижения были прослежены до Аттлборо в Норфолке, откуда он направился в Уэссекс (Землю Западных Саксов). 5 ноября 855 года Эдмунд принял участие в великом совете английского дворянства, имевшем место в столице Уэссекса, городе Винчестере. Здесь собравшиеся отовсюду дворяне заключили военный союз против угрожавших безопасности страны датских язычников-викингов.

В конце 856 года, в королевском дворце, находившемся на месте сегодняшнего городка Кэйстор Сэйнт Эдмундс в окрестностях Норвича, молодой принц Эдмунд был избран королем восточных англов. В том же 856 году, в день Рождества Христова, он в возрасте всего лишь 15 лет был помазан и венчан на царство в городке Бюрс, занимавшем стратегическое место на границе между Саффолком и Эссексом. В людской памяти Эдмунд сохранился как благочестивый и благородный государь, настолько преданный своему народу, его безопасности и благосостоянию, что ради них он добровольно отказался от брака. Он был «мудр и честен... смирен и благочестив... по-отечески щедрый покровитель нищих и вдов... защитник Церкви, воздвигнутый самим Богом».

В 865 году его миролюбивое королевство подверглось повсеместному вторжению датчан. Эдмунд, как мог, организовывал сопротивление и, с целью защиты Англии от датчан, развернул особенно кипучую деятельность в Орфорде, в окрестностях Фрамлингхама и в других местах, даже вне пределов Земли Восточных Англов. Так, в 868 году он сражался за освобождение Ноттингхэма бок о бок с будущим королем Альфредом Великим. В Земле Восточных Англов он также заботился о возведении и восстановлении защитных насыпей к востоку от Кембриджа, до сих пор известных как «Ров св. Эдмунда» в районе «Низин св. Эдмунда». Однако в 869 году огромное войско датчан вновь напало на Землю Восточных Англов. Было ограбилено множество монастырей, включая Эли и Сохам. Поздней осенью король Эдмунд дал сражение в селении Тетфорд в Норфолке. Несмотря на то, что враг понес крупные потери, король вынужден был отступить к деревне Хоксен в северном Саффолке, где и был схвачен датчанами.

Эдмунд, всегда защищавший других, отказался защищать себя. Он остался верен Христу и со словами: «Мне одному подобает умереть за людей моих, дабы не погиб весь народ», отверг мирные предложения датчан, ценой которых было предательство веры. Датчане глумились над ним и избивали его. Эдмунд отказался стать вероотступником, заявив: «Ничто не может отлучить меня – живого или мертвого – от любви Христовой». Тогда мучители привязали его к дубу и стали нещадно стегать бичом, затем они выпустили в него несколько стрел из лука и наконец обезглавили короля, который непрестанно, вплоть до самой кончины, призывал имя Спасителя. Это случилось в понедельник, 20 ноября 869 года. Вслед за этим датчане покинули местность, бросив голову короля в находившиеся неподалеку заросли ежевики. Позже люди, пришедшие искать главу мученика, были уведомлены о ее местонахождении воем волкодава, стерегущего ее.

Эдмунд был похоронен в часовне деревни Хоксен, и вскоре после его смерти последовали чудеса. Самым необычным из этих чудес было то, что не минуло и одного поколения, как потомки тех самых датчан, которые умучили его, стали православными христианами и сами начали почитать убиенного ими короля как святого. В начале X века тело св. Эдмунда было перенесено в монастырский город Бедриксуорт, впоследствии ставший известным под названием Бери Сэйнт Эдмундс (Bury St Edmunds – «Могила св. Эдмунда»). В течение последующих столетий место упокоения святого сделалось великой святыней и превратилось в один из лучших и крупнейших монастырей Англии. Пять столетий подряд воитель Эдмунд считался святым заступником не только Земли Восточных Англов, но и всей Англии.

Молитвы

Тропарь глас 4

  • По-английски:

In his suffernings the martyr king Edmund/exchanged an earthly crown for a heavenly one/and making glad in Thy strength, O Christ our God,/he overcame his tormentors and laid down the vanities of the demons./Now let all the people of this land make gald with him/ that through his prayers ours souls mаy be saved.

  • По-церковно-славянски:

Во страданиих своих мученик царственный Эдмунд / претвори венец земный в небесный, / радуяся же о силе Твоей, Христе Боже наш, / мучителей превозможе и низложи гордыню бесовскую. / Тем и ныне вси людие страны сея, / да возрадуемся купно с ним: // молится бо за ны спастися душам нашим.

  • По-русски:

Во страданиях своих мученик король Эдмунд сменил венец земной на венец небесный, и возрадовавшись в силе твоей, Христе Боже наш, превозмог мучителей и гордыню бесовскую. Да радуются ныне все люди земли сей вместе с ним, ибо сильны его молитвы о спасении душ наших.

НЕОТ КОРНУЭЛЬСКИЙ

Неот Корнуэльский (Néot) (+877 или 880), иеромонах, отшельник, преподобный.

Память 31 июля.

По преданию святой Неот был монахом в Гластонбери (Glastonbury) и священником, который стал отшельником в краях Корнуэльских, в том месте, которое сейчас носит его имя. Его мощи были впоследствии перенесены в Сан-Неот (Saint-Neot), что в Хантингдоншире (Huntingdonshire).

Святого Неота изображают старым монахом с посохом пилигрима и с покрытой головой. Он сидит с ногами в луже, с ланью, прибегающей к нему в поисках защиты. Неот почитаем в Гластонебери, Мальверне (Malvern), в Сан-Неоте.

ЭДУАРД АНГЛИЙСКИЙ

 

Св. Эдуард Английский. Икона из храма Архистратига Михаила в Гилфорде

Эдуард (ок. 960 - 979), король Англии, страстотерпец.

Память 18 марта.

Cын Эдгара Миролюбивого (Edgar the Peacable), короля Англии и императора Великобритании. Эдгар восстановил монастыри в Англии и пожертвовал им много земель. Он выселил из монастырей женатое духовенство, чтобы они могли быть законно заняты монахами и монахинями. Эдуард родился в 960 году. Эдуард был перворожденным, но был рожден до коронация Эдгара и его мать не была королевой. Эдгар овдовел после рождения Эдуарда и вступил в повторный брак с Этельдритой (Etheldritha), которая родила Этельреда (Ethelred).

Взошел на английский престол в 16-летнем возрасте [1] после смерти своего отца, он был помазан на царствование св. Дунстаном (Dunstan), архиепископом Кентерберийским.

После смерти короля Эдгара королева Этельдрита пыталась выдвинуть в наследники своего сына, но этому противился св. Дунстан. Молодому королю Эдуарду противостояла аристократия, которая хотела, чтобы он распустил монастыри и перераспределил их земли. Эдуард защищал их вместе со св. Дунстаном. Часть дворян сговорилась с королевой Этельдритой убить Эдуарда и поставить королем Этельреда, попустительствовавшего их вольнице. Свт. Дунстан Кентерберийский, первоиерарх Английской Церкви, встал на защиту неприкосновенности монастырей и законности власти св. Эдуарда, но сам едва не был смещен со своего престола.

18 марта 979 года [2] Эдуард ехал в замок Корф (Corfe) чтобы поговорить со своим младшим братом. Его мачеха, королева, приветствовала его, и предложила ему войти. Он остался на лошади и сказал, что только хотел поговорить с братом. Она предложила ему что-то выпить. Один из слуг королевы поцеловал его, и в то время как король пил, нанес ему удар в грудь. Лошадь ускакала, унося Эдуарда запутавшегося одной ногой в стремени, пока не остановилась у источника у замка. Этельдрита спрятала тело в хижине слепой женщины в саду. Ночью женщина увидала яркое сияние исходящее от тела мертвого короля. Она поняла, что это был праведный король Эдуард, и она обрела зрение. Королева была недовольна этим чудом и захоронила тело Эдуарда в трясине. Источник, куда было брошено тело святого получил целебные свойства, особенно излечивая слепоту.

Мощи невинного страдальца вскоре были прославлены от Господа явными чудесами, и в 1008 году он был причислен Английской Церковью к лику святых [3].

Долгое время мощи короля Эдуарда считались утерянными, но в 1981 г. их обнаружил археолог-любитель Уилсон-Клэридж. Тщательная экспертиза подтвердила, что это в самом деле святые останки короля-мученика. Убедившись в том, что в римо-католической и англиканской церквях древнее христианское учение и практика почитания святых в значительной мере утрачены, Уилсон-Клэридж передал свою драгоценную находку Православной Церкви.

Чудотворные мощи находятся в православном храме его имени в Бруквуде, близ Гилдфорда, графство Суррей.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Celebrating the newly-manifest commemoration of the holy King Edward who shone forth of old in the virtues and suffered undeservedly, and bowing down before his precious image, in gladness we cry out: Truly wondrous art Thou in Thy saint, O God!

Перевод:

Новую ныне память празднующи / святаго царя Эдуарда, / иже древле просия в добродетелех / и от злочестивых пострада безвинно, / покланяющися образу его честному, / радостию вопием: // дивен еси, Боже, во святом Твоем.

Кондак, глас 4

Celebrating the memory of the holy Edward today, and honouring his bright image, let us radiantly weave a wreath of hymns for the twice-crowned king and passion-bearer, crying out to him with fervour: Never cease to beseech Christ our God, that He establish thy homeland in the Orthodox Faith!

Перевод:

Память ныне празднующи святаго Эдуарда, / и того многосветлый образ почитающи, / да потщимя песненный венец соткати / венчанному сугубо яко царь и страстотерпец, / тепле вопия ему: / не престай молити Христа Бога нашего, // да утвердит отечество твое в вере православней.

ЭДИТА ВИЛЬТОНСКАЯ

Эдита Вильтонская (Editha, Eadgyth, Ediva) (961-984), игумения, дева, принцесса Английская, преподобная.

Память 16 сентября.

Святая Эдита родилась в Кемсинге (графство Кент) в Англии в 961 году.

Она была внебрачной дочерью святого короля Эдгара Мирного и святой Вильфриды (Wilfrith, Wulfthrith), благородной монахини, которую тот похитил из Вильтонского монастыря (Wilton). После этого преступления король, под водительством святого Дунстана, каялся в течении семи лет и не надевал своей короны. Как только Вильфрида смогла бежать от похитителя, она вернулась в свою келлию, где и родилась Эдита. Хотя после смерти своей жены король и умолял Вильфриду стать его законной супругой, та отвергла его просьбы.

Мать взрастила дитя в монастыре, в невинности от мира. В возрасте пятнадцати лет святая Эдита решила принять постриг. Трижды она отказывалась от предлагаемого ей королём Эдгаром игуменства в трёх различных монастырях, предпочитая оставаться в Вильтоне под окормлением своей матери.

Эдита сочетала жизнь молитвенницы и доброделания, питая алчущих, одевая раздетых, ухаживая за больными, служа странникам. Она основала при монастыре госпиталь, в который стекались нищие и обездоленные. Сама святая предпочитала беседу с прокажёнными, отвергнутыми миром, компании принцев и дворян. Никого не оставляя без крова и хлеба, сама Эдита подвизалась в строгом посте и воздержании. Наконец, святая отличалась особой близостью к диким животным.

В 979 году Эдите приснилось, что она потеряла правый глаз, и она поняла, что сон был послан ей в оповещение о смерти её брата, святого короля Эдуарда, который был убит в это самое время. Дворяне, поддерживавшие её брата-мученика, пытались возвести святую на трон, но она отказала им, предпочтя отдать всю жизнь Господу.

Несмотря на отказ от королевского престола, игумения носила роскошные одежды, ответив на укор святого Этельвольда (Aethelwold), что чистота и смирение могут обитать как под обносками, так и под царскими одеждами.

Перед своей кончиной в возрасте двадцати двух лет она воздвигла в Вильтоне церковь святого Дионисия. Во время её освящения святой Дунстан горько плакал, ибо он предчуствовал её скорую кончину, которая последовала через сорок дней, 16 сентября [1] 984 года. Святой Дунстан был у её смертного одра. Святая была похоронена в нововозведённом храме святого Дионисия.

Святую Эдиту изображают как монахиню королевских кровей, дающую милостыню бедному. Её также изображают с кошелем или омывающей ноги бедному.

Вильям из Мальмсбери писал в начале XII века, что её память отмечалась с великим почтением.

АЛФЕГИЙ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

Алфегий Кентерберийский (Ælphege [1]) (954-1012), архиепископ, священномученик.

Память 19 апреля в день кончины, 8 июня в день перенесения мощей

Будущий святитель оставил свою овдовевшую мать и наследство и отправился в монастырь Дирхарст (Deerhurst), что в графстве Глостершир. После нескольких лет подвижничества в Бате (Bath), он стал там игуменом, а 19 октября 984 года был поставлен епископом Винчестерским. В 994 году Алфегий миропомазал Олафа I Норвежского в Андовере (Andover). Предполагается, что его патриотический дух вдохновил решения Собора в Энхэме (Enham).

В 1006 году он был поставлен архиепископом Кентерберийским и отправился в Рим за омофором. В этот период Англия часто переживала нашествия данов, которые в конце сентября 1011 года, захватив и спалив Кентербери, пленили Алфегия. Они требовали выкупа, однако выкупа не было. 19 апреля 1012 года в Гринвиче его тюремщики упились вином и начали забрасывать Алфегия костями волов и камнями. В конце концов один из них, некий Турм, зарубил святителя топором.

Тело Алфегия, почивавшее в течении одиннадцати лет в соборе святого Павла в Лондоне, было перенесено королем Канутом в Кентербери.

Молитвы

Тропарь, глас 3

As thou didst willingly lay down thy life for thy flock, O glorious hieromartyr Ælphege, thine innocent blood crieth out to God like that of Abel and Zachariah; wherefore, standing now with boldness before the Most High, with them thou dost ever beseech Him to have mercy and save the souls of those who honor thy sacred memory with love.

Кондак, глас 2

Celebrating the sacred memorial of the holy Ælphege, who willingly shed his blood for Christ the Master, let us clap our hands in gladness, O ye Christians, ever mindful of his heavenly intercession; for, abiding in eternal glory, he prayeth continually before the throne of the Lord, that all who honor his memory with love may have their sins forgiven.

источник http://drevo-info.ru/articles/10305.html